Презентатор 2 – Валеев Азамат
Тема занятия – История опыта. Содержание занятия. Вначале преподавателем были обоснованы причины отказа от рассмотрения одной работы из сборника за авторством Франклина Рудольфа Анкерсмита. Основная причина отказа – сложность восприятия текста. Презентатор 1 – Фаткуллина Карина. Тема доклада – Понятие и опыт тотальной войны (на примере Советского Союза). Автор:Дитрих Байрау (род.в 1942 году) - доктор, профессор восточноевропейской истории Тюбингенского университета. Изучал историю и славистику в Гамбурге и Бонне, работал в университетах Бремена, Франкфуркта-на-Майне. Специалист по новейшей истории России, СССР и Восточной и Центральной Европы.В последнее время много занимается сравнительным изучением истории. Автор ряда книг, в том числе «Военные и общество в предреволюционной России» (Кельн, 1984), «Интеллигенция и инакомыслие. Русские образованные слои в Советском Союзе. 1917-1985 гг.» (Геттинген, 1993), редактор книги «В джунглях власти. Интеллектуальные профессии при Гитлере и Сталине» (Геттинген, 1999). Статья «Национал-социалистический режим и сталинская система: Рискованное сравнение». Содержание доклада Виды войн: 18 век – «кабинетные». 19 век – «межгосударственные». 20 век – «тотальные». Характерные черты тотальной войны: 1. Тотальный контроль со стороны государств и армейского командования. 2. Масштабные методы ведения войны (например использование ковровых бомбардировок или газовых атак). 3. Размытая граница между войной и миром. Далее Карина приводит понятие опыта. Опыт –это воспоминания участников или очевидцев. Единого опыта не существует, так как у разных социальных.групп разный опыт. Например,опыт евреевотличается от опыта советских граждан. Также Карина показывала соотношение официального записанного «под диктовку опыта» и индивидуального субъективного восприятия, выражавшегося в литературе (Твардовский, Гроссман). Виды опыта: 1. Коллективный 2. Индивидуальный Военный опыт формирует национальную память и патриотизм. Как следствие, Великая Отечественная Война утвердилась как центральная часть многогранной культурной памяти русского народа. Дискуссия Вопрос АнныГубиной:Можешь дать краткую характеристику анализа аспектов опыта? Ответ презентатора: Аспекты тотальных войн: 1. Финальный (предполагает знание о целях войны). 2. Легитимирующий (связан с ее обоснованием). 3. Модальный (характеризует способ ведения военных действий). 4. Количественный (статистика ресурсов). 5. Геополитический (касается затронутых войной территорий). 6. Консекутивный (связан с последствиями войны). Вопрос Даниила Маслака: Как автор обосновываетактуальность своей работы? Ответ презентатора:Данная тема достаточно популярна среди исследователей второй половины 20 века. ДитрихБайрау является современным русистом. Как следствие, он начинает исследования. Вопрос Вечкановой Анны:Есть ли рецензии других специалистов? Ответ презентатора: Критики конкретно этой работы найдено не было. Однако есть ученые, критикующие отдельные идеи автора. Далее преподаватель выступил с советами по докладам. И задал вопрос об общем опыте русских и немцев. Привел пример университетской жизни и разного опыта студентов одной группы. Вопрос преподавателя к аудитории: Можете ли вы обосновать целесообразность занятий историей опыта. Ответ Анны Вечкановой: История опыта слишком субъективна. Комментарий преподавателя: При использовании исторических научных методов можно избавиться от субъективности. Ведь не обязательно быть носителем опыта, чтобы изучать его. Привел пример холокоста: «Мы же можем исследовать опыт евреев, не участвуя в тех событиях». Завершил аргумент фразой: «Мы не имеем всех данных обо всем». Далее рассказал немного о том, что Байрау недавно выступал в ЧелГУ. Сборник с его статьей вышел в 2007 году. Сейчас он на пенсии. Занимается другими вопросами. Игорь Владимирович характеризует его как «очень милого и подвижного пожилого мужчину, всегда готового помочь советом». Презентатор 2 – Валеев Азамат Автор:Нагорная Оксана Сергеевна - кандидат исторических наук (2002), научный сотрудник Центра культурно-исторических исследований Южно-Уральского государственного университета. Сферой научных интересов являются: культурная история, сравнительная история России и Германии в 19-20 вв., история Первой мировой войны. В данный момент ею ведется исследование культурной истории СССР и ГДР в 1950е– 1960е гг. Основные работы: Другой военный опыт: русские военнопленные в Германии в период Первой мировой войны (1914-1922). М.: Новый хронограф, 2010; Русские военнопленные Первой мировой: стратегии выживания и приспособлении в условиях «тотального института» лагеря; Русские военнопленные в Первой мировой и гражданской войнах: другой военный опыт // Опыт мировых войн в истории России. / Сб. статей под ред. И.В.Нарского и др. Челябинск, 2007. С. 534-552. и другие. Содержание доклада Азамат сразу описал основные направления исследования: 1. Процессы усвоения опыта в военные имежвоенные периоды. 2. Анализ опыта Первой мировой войны. 3. Изучение контактов с чужой культурной средой. 4. Проблема репатриация и реабилитации военнопленных. Далее докладчик отмечает, ссылаясь на автора, что опыт образует срез между индивидуумом и обществом. Вот как была обоснована актуальность этого исследования: 1. Военнопленные имели весомое дипломатическое значение в Первой мировой. 2. Первая мировая являлась и первой индустриальной войной. 3. В ее работе исследованы миграционная и социальная политики. 4. В большинстве исследований военнопленные выступают в качестве статистики, в то время как в исследованиях Нагорной реконструируется лагерное сообщество. Несколько слов было сказано о структуре работы. Она является частью монографии, состоящей из 5 глав. Источники, используемые в ходе исследования: нормативные акты, визуальные источники (фотографии), письма, военная и лагернаяпресса. Вопрос преподавателя: Нашел ли ты рецензии на данную работу? Ответ презентатора: Есть рецензия на диссертацию, в состав которой и входит данный отрывок. Вопрос Даниила Маслака:А как ты сам оцениваешь этот текст? Ответ презентатора:В нем исследуется много аспектов жизни военнопленных, не изученных ранее. Также проводится реконструкция социальной системы и взаимоотношений внутри лагерей. Комментарий преподавателя: К данной работе повышенный интерес в Германии, а не России. Первая подобная работа по Первой Мировой, а сама война не так популярна как вторая. Этадиссертация новаторская по материалу, так как Нагорная рассматриваетплен не только как институт, но и как опыт социальный, половой, культурный, межэтнический. Еще и исследует отношения между подданными России и союзников. Далее Игорь Владимирович отмечает, что исследователю «не хватило смелости довести работу до конца». Комментарий презентатора:Исследователю приходилось сталкиваться с определенными трудностями. Вопрос Анны Губиной:Какой год выпуска работы? Ответ презентатора: 2010. Вопрос Даниила Маслака: Как автор формулирует задачи? Ответ презентатора:Проанализировать индивидуальный и групповой опыт военнопленных, исследоватьнеизученные факторы их жизни, изучить проблемы репатриации и реабилитации, реконструировать быт и т.д. В конце занятия преподаватель подвел итог и уточнил некоторые технические моменты: распределил темы докладов по датам и отметил, что по субботам занятий не будет.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|