Здавалка
Главная | Обратная связь

Возникновение и развитие психики.



На вопрос, кому присуща психика разные учёные отвечали по-разному:

  • Антропизм Рене Декарта, — психика присуща только человеку.
  • Панпсихизм французских материалистов, состоит в утверждении всеобщей одухотворенности природы; — всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе).
  • Нейропсихизм Чарльза Роберта Дарвина, — психика, свойственная только организмам, которые имеют нервную систему.
  • Мозгопсихизм Константина Константиновича Платонова, —психика есть только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая, ганглиозная нервная система, без выраженного головного мозга).
  • Алексей Николаевич Леонтьев, — критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

Основные стадии развития поведения у раз­личных животных были описаны А. Н. Леонтьевым. Позднее на основе но­вейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьев —Фабри.

Фабри Курт Эрнестович (1.05.1923, Вена — 3.06.1990, Москва) — отечественный зоопсихолог. В 1932 г. с семьей переехал в СССР. В 1940 г. поступил на биологический факультет МГУ, но был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946 г. был на военно–политической работе. В 1949 г. окончил биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. Работал под руководством Н.Н. Ладыгиной–Котс. Доктор психологических наук — эта степень была присуждена ему за монографию „Основы зоопсихологии“. Специалист по проблеме онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психологии приматов и антропогенеза. Проводил оригинальные исследования импринтинга у птиц. Являлся популяризатором идей К. Лоренца и Н. Тинбергена в России. Сочинения. Основы зоопсихологии. 1976. Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979) — советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20–х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно–исторической концепции, исследовал процессы памяти. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.  

 

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.