Возникновение и развитие психики.
На вопрос, кому присуща психика разные учёные отвечали по-разному:
- Антропизм Рене Декарта, — психика присуща только человеку.
- Панпсихизм французских материалистов, состоит в утверждении всеобщей одухотворенности природы; — всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе).
- Нейропсихизм Чарльза Роберта Дарвина, — психика, свойственная только организмам, которые имеют нервную систему.
- Мозгопсихизм Константина Константиновича Платонова, —психика есть только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая, ганглиозная нервная система, без выраженного головного мозга).
- Алексей Николаевич Леонтьев, — критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.
Основные стадии развития поведения у различных животных были описаны А. Н. Леонтьевым. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьев —Фабри.
Фабри Курт Эрнестович (1.05.1923, Вена — 3.06.1990, Москва) — отечественный зоопсихолог. В 1932 г. с семьей переехал в СССР. В 1940 г. поступил на биологический факультет МГУ, но был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946 г. был на военно–политической работе. В 1949 г. окончил биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. Работал под руководством Н.Н. Ладыгиной–Котс. Доктор психологических наук — эта степень была присуждена ему за монографию „Основы зоопсихологии“. Специалист по проблеме онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психологии приматов и антропогенеза. Проводил оригинальные исследования импринтинга у птиц. Являлся популяризатором идей К. Лоренца и Н. Тинбергена в России. Сочинения. Основы зоопсихологии. 1976.
| Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979) — советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20–х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно–исторической концепции, исследовал процессы памяти. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.
|
Стадии и уровень психического отражения, его характеристика
| Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем
| Виды живых существ, достигших этого уровня развития
| 1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.
| А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.
| А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
| Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.
| Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
| Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
| Стадии и уровень психического отражения, его характеристика
| Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем
| Виды живых существ, достигших этого уровня развития
| II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти.
| А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.
| А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
| Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).
| Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
| Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|