Здавалка
Главная | Обратная связь

Словарь основных терминов

Абсолютное правоотношение— правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязан­ная сторона — каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (пра­воотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Акты применения права— правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязан­ности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законно­сти, обоснованности, целесообразности. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

Акты официального толкования— документы, издаваемые специально уполномоченными органами (например, Пленумом Верховного Суда РФ), направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Акты реализации права— это действия субъектов права, уча­стников правовых отношений по воплощению в жизнь предпи­саний норм права. В этих действиях (в ряде случаев закреплен­ных в юридических документах, например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры воз­можного или должного поведения.

Аналогия— сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Аналогия закона — способ преодоления пробела в законода­тельстве путем применения к неурегулированному в конкрет­ной норме спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения.

Аналогия права— способ преодоления пробела в законода­тельстве путем применения к неурегулированному в конкрет­ной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регу­лирующей сходные отношения, общих начал и смысла законо­дательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые).

Бюрократизм— характеристика деятельности государствен­ных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обще­ству, но в рамках закона. Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита и др.

Гарантии законности— объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие ре­жим законности. К объективным гарантиям (условиям) отно­сятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. К субъективным факторам относятся состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руко­водства и др. Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Они делятся на орга­низационные и юридические.

Гарантии прав человека и гражданина— система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реали­зации своих прав и свобод. По сфере действия различают меж­дународно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Гипотеза— структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В за­висимости от количества и содержания обстоятельств, изложен­ных в норме, гипотезы бывают простые, сложные и альтерна­тивные.

Государственная власть— система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы до­минирующего социального, национального слоя (класса, на­ции) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обще­стве, защищает его граждан от внешних и внутренних посяга­тельств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Государственное принуждение (как метод осуществления госу­дарственной власти)— психологическое, материальное или фи­зическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принужде­ние бывает правовым и неправовым.

Государственный орган— первичная структурная часть меха­низма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственный орган имеет внутреннее строение. Полномо­чия государственного органа осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвяза­ны между собой, но их можно классифицировать. По принци­пу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные; по способу возникновения — на первичные и производные; по объему властных полномочий — на высшие и местные; по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования — на вы­борные и назначаемые; по порядку принятия решения — на кол­легиальные и единоличные.

Государственный суверенитет— политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независи­мость государственной власти.

Государство— политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам государства относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодей­ствие государства и права; наличие у государства публичной (по­литической) власти; государственный суверенитет; территориаль­ная организация населения; система налогов, сборов, займов.

Гражданское общество— свободное демократическое право­вое общество, ориентированное на конкретного человека, со­здающее атмосферу уважения к правовым традициям и зако­нам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав че­ловека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Дееспособность— предусмотренная нормами права способ­ность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновид­ностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. спо­собность (возможность) лично, самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предус­мотренная нормами права способность нести юридическую от­ветственность за совершенное правонарушение.

Декларативные нормывключают в себя положения программ­ного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат норма­тивные объявления.

Демократический режим— вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и право­выми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Дефинитивные нормыформулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Деяние— действие (бездействие), поступок, свершение.

Диспозитивный метод правового регулирования— метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения.

Диспозиция— структурный элемент нормы права, который содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.

Документ— письменный акт, имеющий юридическое значе­ние.

Естественное право (естественные права)— система социаль­но-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.

Закон— обладающий высшей юридической силой норматив­ный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность— общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукосни­тельном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятель­ности должностных лиц. Принципами законности являются единство, всеобщность, целесообразность.

Законодательная инициатива— принадлежащее уполномо­ченным государственным органам право внесения законопро­екта в законодательный орган.

Законодательный процесс— урегулированный нормами пра­ва порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нор­мативно-правовых актов (законов) высшим органом государ­ственной власти.

Закономерности развития государства— устойчивые, повто­ряющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной закономерностью развития государства считается постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в поли­тическую организацию всего общества.

Запрещение— способ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено при­влекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Злоупотребление правом— деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом своими дей­ствиями он наносит ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право во вред другим субъектам.

Идеология— система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действи­тельности. Система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, обще­ство.

Императивный метод правового регулирования— метод, пред­писывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.

Инкорпорация— вид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Институт — в широком смысле — элемент социальной струк­туры, исторической формы организации и регулирования об­щественной жизни, совокупность учреждений, норм, ценнос­тей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. Суще­ствуют экономические институты (например, собственность, заработная плата), политические институты (государство, ар­мия, партия) и др.

Институт права— обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (ин­ститут права собственности в гражданском праве, институт от­ветственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.

Интерпретационные акты— правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Источник (форма) права— форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами госу­дарства в целях регламентации общественного порядка. Совре­менные источники права — это официальные документы, со­держащие правовую (общеобязательную) информацию, говоря­щую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Кодификация— вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизирован­ное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Коллизионные нормы— призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Конфедерация— союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Координация— взаимосвязь, согласование, приведение в со­ответствие.

Корпоративные нормы— правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его чле­нов и направленные на обеспечение организации и функцио­нирования данного сообщества.

Коррупция— подкуп, продажность государственных и муни­ципальных чиновников, использование ими властных полно­мочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы корруп­ции — взяточничество, подкуп, протекционизм и др.

Культура— исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражен­ный в типах и формах организации жизни и деятельности лю­дей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими мате­риальных и духовных ценностях.

Легальность государственной власти— юридическая характе­ристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирова­ние в режиме законности.

Легитимность государственной власти— степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населе­ния, признание ее способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть отвечает представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражает его основные интересы. Легитим­ность повышает авторитет и эффективность государственной власти.

Международное право— сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с право­выми системами государств. Предмет регулирования международного права — отношения между государствами (межгосудар­ственные отношения) и отношения с участием различных уча­стников международного общения (иные международные отно­шения). Наряду с этим нормы международного права в опреде­ленной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отно­шений).

Метод— способ достижения какой-либо цели, решения кон­кретной задачи; совокупность приемов или операций практи­ческого или теоретического освоения (познания) действитель­ности.

Метод правового регулирования— совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Методология юридической науки— относительно самостоя­тельная область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, ос­нования, принципы и методы юридических исследований.

Методы юридической науки— применяемые в исследователь­ской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. К методам юридической науки относят­ся философские, общенаучные, частнонаучные.

Механизм— система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности.

Механизм (аппарат) государства— специально созданная постоянно действующая иерархическая система государствен­ных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляю­щих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм правового регулирования— система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регули­рование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, пра­воприменительные акты, правосознание, режим законности.

Мировой правопорядок— система общественных планетар­ных отношений, формирующихся на основе общегуманистичес­ких и естественно-правовых начал и функционирующих в со­ответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного и внутригосударственного права.

Монархия— форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед насе­лением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная).

Мораль— исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, осно­ванная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Недемократический режим— вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществля­ется неправовое государственное принуждение, права и свобо­ды человека и гражданина не защищены. Крайне недемократи­ческим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.

Норма— установление, порядок, признанный обязательным. Норма права— общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормативность— признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально определенных правил поведения — норм.

Нормативный акт— официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный договор как источник права— соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нор­мы, определяющие права и обязанности сторон (междугосудар­ственный договор, федеративный договор и др.).

Обеспечительные нормы— содержат предписания, гаранти­рующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Общедозволительный тип правового регулирования— тип пра­вового регулирования, по которому в регулируемых правом от­ношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.

Общественные отношения— многообразные связи между со­циальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри их в процессе экономической, социальной, поли­тической, культурной и другой деятельности.

Общественный порядок— состояние урегулированное™ об­щественных отношений, основанное на реализации всех соци­альных норм и принципов. В отличие от правопорядка обще­ственный порядок образуется под воздействием не только пра­вовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.

Общество— исторически сложившаяся в результате совмес­тной деятельности совокупность людей на определенной тер­ритории, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и це­лостностью организации жизни.

Объект правонарушения— то, чему правонарушением нане­сен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д.

Объект правоотношения— то реальное благо, на использова­ние или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объективная сторона правонарушения— внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.

Объективно противоправное деяние— деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб. Однако иные эле­менты состава правонарушения — субъект или субъективная сторона — отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нару­шение норм уголовного права недееспособным лицом, причи­нение вреда в состоянии необходимой обороны или при край­ней необходимости и другие подобные деяния.

Обычаи— общие правила, возникающие в результате посто­янного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привыч­ку людей.

Обязывание— способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (напри­мер, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Оперативные нормы(нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Организация1)внутренняя упорядоченность, согласован­ность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образова­нию и совершенствованию взаимосвязей между частями цело­го; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Относительное правоотношение— такая правовая обществен­ная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, ис­тец и ответчик).

Отрасль права— обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автоном­ностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессу­альные. В основе деления системы права на отрасли и институ­ты лежат предмет и метод правового регулирования.

Охранительные нормы— фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобож­дения от наказания.

Позитивное право— система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государ­ством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. Позитивное право — право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках.

Познание— процесс отражения и воспроизведения действи­тельности в мышлении субъекта, результатом которого являет­ся новое знание о мире.

Политическая система общества— система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, ба­зирующихся на разнообразных формах собственности, отража­ющих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Политический режим— методы осуществления политичес­кой власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противобор­ства различных политических сил, функционирования всех по­литических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический.

Порядок1)правильное, налаженное состояние, располо­жение чего-либо; 2) последовательный ход чего-либо; 3) прави­ла, по которым совершается что-либо; 4) существующее уст­ройство, режим.

Права гражданина— совокупность естественных правомо­чий, получивших отражение в нормативно-правовых актах го­сударства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

Права личности— правомочия, принадлежащие конкретно­му индивиду в конкретной ситуации.

Права человека— естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свобо­ду деятельности во всех сферах общественной жизни. Основ­ные права и свободы человека и гражданина можно классифи­цировать по сферам жизнедеятельности общества (личные пра­ва, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные).

Право— система общеобязательных формально определен­ных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от наруше­ний. Главными признаками права выступают сознательно-во­левой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.

Правовая культура— обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достиг­нутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским об­ществом прав и свобод человека.

Правовая семья— совокупность правовых систем, выделен­ная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных от­ношений; единства терминологии, юридических категорий и по­нятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые се­мьи): англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а так­же Турция); религиозно-правовую (ее разновидности представле­ны в странах, исповедующих в качестве государственной рели­гии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическую (Китай, Вьет­нам, КНДР, Куба); обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Правовая система— целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития об­щества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовое воспитание— целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в об­ществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Правовое государственное принуждение— такое принудитель­ное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в про­цессуальных формах (четких процедурах).

Правовое государство— такое государство, построение и де­ятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, един­ства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Правовое регулирование— целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовой нигилизм— отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отно­шений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах, — теоретической (идеологической) и прак­тической.

Правовой обычай— правило поведения, вошедшее в при­вычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством как общеобязательная нор­ма поведения, соблюдение которой обеспечивается государ­ственным принуждением.

Правовой режим— специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, раз­личные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каж­дой отрасли, так и в правовой системе в целом.

Правовой статус личности— положение человека, отражаю­щее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), кон­ституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Правомерное поведение— общественно необходимое, жела­тельное или социально допустимое, волевое действие дееспо­собного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне правомерное поведение подразделяется на социально активное, законопослушное, конформистское и мар­гинальное.

Правонарушение— общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юриди­ческую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяют­ся на преступления и проступки (административные, гражданс­ко-правовые и дисциплинарные).

Правоотношение— возникающая на основе норм права об­щественная связь, участники которой имеют субъективные пра­ва и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание. Правоотношения можно разделить по отраслево­му признаку на конституционные, гражданско-правовые, адми­нистративно-правовые и т. д.; по характеру содержания — на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; в зависимос­ти от степени определенности сторон правоотношения могут быть относительными и абсолютными.

Правопонимание— научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности че­ловека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопорядок— состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реали­зации правовых норм. Принципами правопорядка являются: определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство.

Правосознание— совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлени­ям в общественной жизни, осознание правовой действитель­ности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах. В структуру правосознания входят рациональный компонент — правовая идеология и эмоциональный компонент — правовая психология.

Правоспособность— предусмотренная нормами права спо­собность (возможность) лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности.

Правосубъектность— предусмотренная нормами права спо­собность (возможность) лица быть участником правоотноше­ний.

Правотворчество— деятельность компетентных органов го­сударства по принятию, изменению и отмене нормативно-пра­вовых актов и юридических норм.

Предмет правового регулирования— фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Это трудовые, управленческие, имущественные, земельные, се­мейные и другие отношения. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отно­шения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отноше­ния; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отноше­ния; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осу­ществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Предмет теории государства и права— явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: государство и право как явления цивилиза­ции и культуры; основные понятия государства и права; основ­ные правовые принципы; основные ценности государства и права; основные закономерности развития государства и права.

Презумпция— предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

Признак— своеобразная особенность человека, вещи, явле­ния.

Применение права— властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию инди­видуального решения по юридическому делу. Стадии приме-, нения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юри­дическая квалификация; вынесение решения по юридическо­му делу.

Принуждение— привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий либо к претерпеванию каких-либо действий в отношении его со стороны других субъектов.

Принцип1)основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; нормы поведения и деятельно­сти.

Принцип разделения властей— рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодей­ствие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принципы права— руководящие идеи, характеризующие со­держание права, его сущность и назначение в обществе. Право­вые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Основными общеправовыми принципа­ми являются: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие, добросовестность, разум­ность, справедливость.

Принципы правотворчества— основные начала осуществле­ния правотворческой деятельности. К наиболее важным прин­ципам относятся: принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, принцип демокра­тизма и связи с практикой.

Принципы юридической ответственности— основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответ­ственность. Это принципы законности, гуманизма, ответствен­ности за вину, справедливости, равенства перед законом, целесо­образности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимос­ти наказания, индивидуализации наказания, оперативности.

Пробел в законодательстве— отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления пробелов в законодательстве выступают аналогия закона и аналогия права.

Процедура— установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (например, судебная процедура).

Процесс— 1) ход, развитие какого-нибудь явления, после­довательная смена состояний в развитии чего-нибудь; 2) поря­док разбирательства судебных и административных дел, а так­же само такое дело.

Разрешительный тип правового регулирования— участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные дей­ствия запрещены.

Реализация— осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п.

Реализация права— осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основными формами реализации права являются: использование субъективного права, исполне­ние обязанности, соблюдение запрета.

Регулирование— воздействие на что-либо с целью организа­ции, упорядочивания.

Регулятивные нормы— непосредственно направлены на ре­гулирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей. В зависимости от характера субъек­тивных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые опреде­лены законом как правонарушения).

Результаты толкования— итог уяснения подлинного смыс­ла, закрепленного в письменных правовых актах. Результатами толкования в зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения являются: буквальное толкование, рас­пространительное толкование и ограничительное толкование.

Республика— форма правления, в которой высшая государ­ственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед изби­рателями. Современные республики подразделяются на парла­ментарные и президентские.

Санкция— структурный элемент нормы права, который ука­зывает на неблагоприятные последствия, возникающие в ре­зультате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно опреде­ленные (точно указанный размер штрафа), относительно опреде­ленные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), аль­тернативные.

Свобода— способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность выбора санкционируемых нор­мами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопро­вождается расширением рамок свободы личности.

Свойство— философская категория, выражающая отноше­ние данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство нередко рассматривается как внеш­нее выражение качества.

Система — множество элементов, находящихся в отношени­ях и связях друг с другом, образующих определенную целост­ность, единство. Выделяют материальные и абстрактные систе­мы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые систе­мы (простейшие биологические системы, организмы, популя­ции, виды, экосистемы); особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры обще­ства). Абстрактные системы: понятия, гипотезы, теории, науч­ные знания о системах, лингвистические (языковые), формали­зованные, логические системы и др. В современной науке ис­следование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д.

Система законодательства— совокупность нормативно-пра­вовых актов, в которых объективируются внутренние и содер­жательные характеристики права. Она выступает внешним вы­ражением, формой системы права.

Система права— внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Систематизация законодательства— целенаправленная рабо­та законодателя по упорядочению и приведению в единую си­стему действующих законодательных актов с целью их доступ­ности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Содержание правоотношения— субъективные права и юри­дические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Сознание— одно из основных понятий философии, социо­логии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Это высшая форма психического отражения, свойственная об­щественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух фор­мах: индивидуальной (личной) и общественной.

Сознательно-волевой характер права— признак права, озна­чающий, что право есть проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Право регулирует общественные отношения, взаимодействуя с волей индивидуумов и социальных групп.

Состав правонарушения— совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для ха­рактеристики деяния как правонарушения. Состав правонару­шения включает в себя объект правонарушения, субъект право­нарушения, объективную и субъективную стороны .правонаруше­ния.

Социальная власть— система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. Структура любого властного отношения (властеотношения) состоит из властвующего субъек­та (народ, класс, община, род, совет старейшин, вождь) и под­властного объекта (индивид, коллектив, организация).

Социальное управление в обществе— целенаправленное воз­действие на людей и их объединения для достижения опреде­ленных результатов. Предполагает наличие особых органов уп­равления.

Социальные нормы— связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Способы (приемы) толкования— совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. К способам толкования относятся: грамматический, ло­гический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный.

Структура— совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внут­ренних изменениях.

Структура общества— внутреннее строение общества, отра­жающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В структу­ру общества входят социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Структура правовой нормы— логически согласованное внут­реннее строение, обусловленное фактическими общественны­ми отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нор­мативно-правовых актах. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санк­ции.

Субординация— система подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, исполнение правил служеб­ной дисциплины.

Субъект правонарушения— лицо, совершившее правонару­шение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо, как индивид, так и организация.

Субъективная сторона правонарушения— характеризует от­ношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. вину.

Субъективное право— предусмотренная в норме права мера возможного поведения управомоченного лица, предоставленная управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, обес­печенная действиями (бездействием) обязанного лица. Субъек­тивное право включает в себя право на собственные фактичес­кие действия, право на юридические действия, право требования и право притязания.

Субъекты правоотношений— участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотноше­ний могут быть индивиды, их организации и, как исключение, социальные общности.

Судебный прецедент— решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все ре­шение или приговор целиком, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи (ratio decidendi).

Сущность— внутреннее содержание предмета, явления, об­наруживающееся во внешних формах его существования.

Сущность государства— легитимная и обеспеченная соответ­ствующими средствами власть.

Теория— система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представ­ление о закономерностях и существенных связях действитель­ности.

Теория государства и права (как наука) —обобщающая поли­тико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явле­ний цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, за­кономерности развития, взаимодействия и назначение в обще­стве.

Теория государства и права (как учебная дисциплина)— учеб­ная методологическая дисциплина, призванная на основе науч­ных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде те­оретические понятия, принципы и ценности юриспруденции. Структура теории государства и права как учебной дисциплины включает в себя разделы, главы, пункты научно-учебного мате­риала, выражающие его единство и дифференциацию.

Техника— совокупная характеристика навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В тех­нике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества.

Тип государства и права— модель, или идеальный, выражен­ный в понятии, образ государства и права, в котором объеди­няются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которому соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных пра­вовых систем.

Типология— учение о классификации, т. е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным при­знакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В дан­ном случае таким сложным объектом выступает государство и право.

Толкование права— интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания право­вых актов в целях их реализации и совершенствования. По субъектам толкования оно подразделяется на официальное-(аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофициаль­ное (обыденное, профессиональное, доктриналъное).

Убеждение (как метод осуществления государственной влас­ти)— метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.

Унитарное государство— целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государ­ственных образований, не обладают суверенными правами.

Управомочивание— способ правового регулирования, кото­рый выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, соб­ственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Учредительные нормы— отражают исходные начала право­вого регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепля­ют устои социально-экономического и общественно-политичес­кого строя, права, свободы и обязанности граждан, основопо­лагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных право­вых предписаний объективным закономерностям общественно­го развития. Это конституционные нормы и нормы, закреплен­ные в основах законодательства, кодексах.

Факт— 1) в логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание; 2) знание, достоверность которого доказана; 3) в обычном смысле синоним понятий «ис­тина», «событие», «результат».

Фактический состав— совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий.

Федеративное государство (федерация)— сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, канто­ны и т. д.) являются государствами или государственными об­разованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строит­ся на началах децентрализации.

Форма— способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением.

Форма государства— организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Форма государственного устройства— территориальная орга­низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Основные формы государ­ственного устройства — унитарная и федеративная, редко встре­чающаяся форма — конфедерация.

Форма правления— способ организации верховной государ­ственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населе­ния в их формировании. Основные формы правления — монар­хия и республика.

Формальная определенность права— признак права, означа­ющий, что нормы права закреплены в официальных письмен­ных источниках, изданных государством.

Функции государства— основные направления его деятель­ности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Функции государства можно подразделить: по причинам возникновения на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел») (эко­номическая, экологическая и др.); по направленности на внут­ренние (экономическая, социальная, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, экологическая, стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий, информационная) и внешние (оборо­ны, интеграции в мировую экономику, обеспечения мира, со­трудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка).

Функции права— основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные функции (экономическую, политическую, вос­питательную) и конкретные функции (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную).

Функции теории государства и права— направления теорети­ческой деятельности, отражающие общее и специфическое зна­чение данной науки. Функциями теории государства и права являются: теоретико-познавательная (гносеологическая), методо­логическая, политико-управленческая, идеологическая, прогности­ческая.

Функция— 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе от­ношений; 2) роль, которую выполняет определенный соци­альный институт или процесс по отношению к целому.

Ценность— положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятель­ности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости выражены в нрав­ственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Раз­личают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Эмоции— реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выражен­ную субъективную окраску и охватывающие все виды чувстви­тельности и переживаний. Связаны с удовлетворением (поло­жительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференциро­ванные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чув­ствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Юридическая обязанность— предусмотренная в норме пра­ва мера необходимого поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможностью государ­ственного принуждения. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пас­сивное поведение), совершение конкретных действий (активное поведение), претерпевание обязанным лицом применяемых к нему мер государственно-принудительного воздействия.

Юридическая ответственность— применение к правонаруши­телю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Основаниями юридической ответственности являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт.

Юридическая техника— совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации норматив­ных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Юридические гарантии законности— совокупность закреп­ленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосре­дованная деятельность специальных правоохранительных орга­нов и органов правосудия. Среди юридических гарантий разли­чают средства выявления (обнаружения) правонарушений; сред­ства предупреждения правонарушений; меры пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическую ответственность; процессуальные юридические гарантии. К организационным средствам относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это кад­ровые, организационные меры по созданию условий для нор­мальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре спе­циальных подразделений (для борьбы с организованной пре­ступностью, коррупцией, распространением наркотиков) и др.

Юридические факты— конкретные жизненные обстоятель­ства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридический процесс— урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуаль­ного характера.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.