Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Право».Стр 1 из 27Следующая ⇒
Учебно-методический комплекс Дисциплины«Правоведение»
Направление подготовки Прикладная математика и информатика Профиль подготовки Прикладная математика и информатика
Стерлитамак 2012 Содержание УМК
1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3 3. Рабочая программа 5 4. Образовательные технологии 11 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 17 7. Методические рекомендации для преподавателя 17 8. Методические указания для студентов 28 9. Планы семинарских занятий 32 10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 42 11. Контрольно-оценочные материалы 63 12. Рейтинг-планы дисциплины 91 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина изучается на 2 курсе, в 3 семестре. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами: – на всех этапах обучения в вузе; – в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре; – в процессе последующей профессиональной деятельности при решении задач, требующих применения актуальной правовой информации. Целями освоения дисциплины «Право» являются усвоение комплекса общих знаний о государственно-правовых явлениях, овладение понятийным аппаратом юридической науки, получение представления об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права, уяснение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Право». В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: 1.способностью владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); 2.способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5); 3.способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-6); 4.способностью работать в коллективе и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); 5.способностью работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15); В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: – ключевые понятия и категории юридической науки; – общие и специальные закономерности развития и функционирования государства, права и правовых явлений; – основные факторы, определяющие развитие права и государства, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией; – роль государства и права в политической системе общества, общественной жизни в целом. уметь: – применять полученные знания для дальнейшего познания правовой действительности; – правильно истолковывать государственно-правовые явления, оценивать их с позиции как общечеловеческих, так и конкретно-исторических ценностей; – формировать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями; – связывать теоретико-правовые и юридические проблемы с общественными и экономическими вопросами; – грамотно разрабатывать документы правового характера; – принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; – анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; – выявлять проблемы, возникающие в повседневной деятельности, связанные с правом и находить пути правового их разрешения; – ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; – применять полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности. владеть: – юридической терминологией и основными понятиями, используемыми в правоведении; – навыками работы с литературой и нормативными актами в области различных отраслей права; – навыками публичной речи аргументации, ведения дискуссии. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Правоведение на III семестр
Образовательные технологии Для реализации компетентностного подхода на занятиях используются современные формы и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности студентов, привитие им интереса к исследовательской работе, формирование убеждения о необходимости при решении любых прикладных задач использования инновационных информационных технологий. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий (10 часов). Интерактивное обучение – это совместное проблемное обучение через действие, это обучение в сотрудничестве студентов с преподавателем и друг с другом. Студенты взаимодействуют, работают в команде, преподаватель помогает им как организатор, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как комментатор их действий. Обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми студенты могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. Центральной частью процесса обучения является самостоятельная деятельность студентов. В числе интерактивных методов организации учебной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины «Основы права» можно выделить: – деловая игра; – метод проектов; – мозговой штурм; – кейс-метод (case-study); – дискуссии; – круглый стол; – и др. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками, судебными работниками в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие студентов в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения праву, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (тема 4, 7). Метод проектов – одна из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков студентов, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В ходе выполнения проекта студент оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др. Главные условия организации работы над проектом: – профессионализм преподавателя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития творческих способностей студентов в процессе проектной деятельности; – обучение студентов и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать деятельность); способность четко, систематически выполнять спланированную работу; – стремление студентов участвовать в работе над проектом, определенный уровень владения знаниями по предмету и общенаучными интеллектуальными умениями; – доступность для студентов информации о ходе проекта. Методика проектной деятельности включает: – выбор проблемы, обоснование практической значимости, ее результата; – определение цели и поэтапных задач; – определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы; – формулирование гипотезы проекта; – выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников (при коллективном исполнении проекта); – информационное обеспечение проекта. Этапы проектирования: 1. Исходная разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуальности, формулирование гипотезы. 2. Разработка: выбор исполнителей (при коллективном исполнении проекта), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, определение содержание этапов, форм и методов управления и контроля; 3. Реализация проекта: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели, подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио- и видеоряда проекта, контроль и коррекция промежуточных результатов. 4. Завершение проекта: представление и защита проекта; сопоставление первоначальных целей и результатов исследования, оценка и подведение итогов. «Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (тема 3). Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case – «случай»). Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. При работе с кейсом студенты осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. При работе с кейсом у студентов формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения. (тема 9) Дискуссии– форма познавательной деятельности студентов в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность. Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др. (тема 1) Метод «мозгового штурма» –оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность студентов. Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число студентов. Применение данного метода возможно на различных этапах занятия: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса). «Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений студентов как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения. (тема 6) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|