Здавалка
Главная | Обратная связь

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Право».



Учебно-методический комплекс

Дисциплины«Правоведение»

 

 

Направление подготовки

Прикладная математика и информатика

Профиль подготовки

Прикладная математика и информатика

 

Разработчик (составитель) УМК асс. Гаврилина Т.А.   __________ подпись   «___»_________20__г.  

 

 

Стерлитамак 2012

Содержание УМК

 

1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3

3. Рабочая программа 5

4. Образовательные технологии 11

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 17

7. Методические рекомендации для преподавателя 17

8. Методические указания для студентов 28

9. Планы семинарских занятий 32

10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 42

11. Контрольно-оценочные материалы 63

12. Рейтинг-планы дисциплины 91

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина изучается на 2 курсе, в 3 семестре.

Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами:

– на всех этапах обучения в вузе;

– в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;

– в процессе последующей профессиональной деятельности при решении задач, требующих применения актуальной правовой информации.

Целями освоения дисциплины «Право» являются усвоение комплекса общих знаний о государственно-правовых явлениях, овладение понятийным аппаратом юридической науки, получение представления об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права, уяснение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Право».

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

1.способностью владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);

2.способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5);

3.способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-6);

4.способностью работать в коллективе и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

5.способностью работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– клю­чевые понятия и категории юридической науки;

– общие и специальные закономерности развития и функционирования государства, права и правовых явлений;

– основные факторы, определяющие развитие права и государства, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией;

– роль государства и права в политической системе общества, общественной жизни в целом.

уметь:

– применять полученные знания для дальнейшего познания правовой действительности;

– правильно истолковывать государственно-правовые явления, оценивать их с позиции как общечеловеческих, так и конкретно-исторических ценностей;

– формировать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями;

– связывать теоретико-правовые и юридические проблемы с общественными и экономическими вопросами;

– грамотно разрабатывать документы правового характера;

– принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

– анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

– выявлять проблемы, возникающие в повседневной деятельности, связанные с правом и находить пути правового их разрешения;

– ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

– применять полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности.

владеть:

– юридической терминологией и основными понятиями, используемыми в правоведении;

– навыками работы с литературой и нормативными актами в области различных отраслей права;

– навыками публичной речи аргументации, ведения дискуссии.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине Правоведение на III семестр

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3 ч. Учебных часов: лекций (в т.ч. в интерактивных формах) 18 ч./4 ч.
Лекции: асс. Гаврилина Т.А. семинарских (в т.ч. в интерактивных формах) 18 ч./ 6 ч.
  практических (в т.ч. в интерактивных формах)
Практические занятия: асс. Гаврилина Т.А. лабораторных
  консультаций
  зачет 21ч.
  экзамен
  самостоятельная работа студентов 72 ч. КСР
   
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)     Кол-во часов аудит. раб. Интерактивные методы обучения   Межпредметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнитель-ная литература, рекомендуемая студентам Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Количе-ство ча- сов сам. работы Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
Тема 1. Теория государства Понятие государства: сущность, определение, признаки. Роль государства в жизни общества. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Функции государства Понятие механизма государства. Его роль в осуществлении функций и задач государства. Орган государственной власти как элемент механизма государства. Признаки органа государственной власти. Законодательные, исполнительные и судебные органы власти.   Лекция семинарское занятие, самостоятельная работа 4 ч. дискуссия История, политология   1.Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2009. – 304 с. 2. Правоведение: учебное пособие/под ред. Г. Н. Комковой.-М.: Проспект, 2011.– 256 с     1. Составить сравнительную таблицу 2. Эссе 8 ч. тест
Тема 2. Теория права Понятие и признаки права.. Роль права в жизни общества. Основные правовые системы современности. Норма права. Признаки и структура правовых норм. Классификация норм права. Источники российского права. Нормативно-правовой акт. : понятие, признаки, виды. Стадии законотворчества. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Система российского права. Отрасли права. Правоотношение. Правонарушение. Ответственность за правонарушения. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Лекция семинарское занятие, самостоятельная работа 8 ч.   история государственного уп- равления, философия   1.Правоведение: учебник/ под. ред. Б. И. Пугинского. – М.: Юрайт-издат, 2010. 2.Правоведение: учеб. для вузов/ под. ред. М. Б. Смоленского. – М.: Данилов и К, 2009. – 480 с. 3. Основы права: Учебное пособие // Под ред. Д.П. Котова. М., 2009. 1. Выпонить письменное задания 2. Ответить на контрольные вопросы 3. Составить сравнительную таблицу 8 ч. тест; опрос
Тема 3. Основы конституционного права Конституционное право как отрасль права. Предмет и метод конститу-ционного права. Основные принципы конституционного права. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Основные права и свободы граждан. Органы и ветви государственной власти в РФ. Конститу-ционное и государственное устройство РФ. Особенности федеративного устройства России. Лекция семинарское занятие, самостоятельная работа 4 ч. Круглый стол политология   Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студ. вузов.-М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010.-369 с. Правоведение: учебник/ под. ред. Б. И. Пугинского. – М.: Юрайт-издат, 2010.   1. Ответить на контрольные вопросы 2. Эссе 3. Решение задач   8 ч. контрольная работа
Тема 4. Основы гражданского права. Понятие и содержание гражданских правоотношений; физические и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Объекты гражданских правоотношений. Понятие и содержание права собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушения. Защита гражданских прав. Наследственное право. Понятие и принципы наследования. Основные понятия наследственного права: открытие наследства, время открытия наследства, место открытия наследства, наследодатель, наследник. Виды наследования: наследование по завещанию, наследование по закону. Лекция семинарское занятие, самостоятельная работа 4 ч. Деловая игра ГП   1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. 2. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть:Учебник:М.:Юрайт...- 2011.-521 с. 3.Основы права: Учебное пособие // Под ред. Д.П. Котова. М., 2009. 1. Ответить на контрольные вопросы 2. Решение задач 8 ч. контрольная работа тест
Тема 5. Основы семейного права. Правовая основа брачно-семейных отношений. Понятие брака, порядок и условия его заключения. Расторжения брака. Признание брака недействительным. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Устройство детей, оставшихся без родителей. Ответственность по семейному праву.   Лекция семинарское занятие, самостоятельная работа 4 ч.   СП   1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ 2. Нечаева А.М. Семейное право: Учебное пособие - М.: Юрайт, 2011.-286 с. 3. Правоведение: учебник/ под. ред. Б. И. Пугинского. – М.: Юрайт-издат, 2010. 1. Ответить на контрольные вопросы 2. Решение задач 8 ч. Опрос; тест  
Тема 6. Основы трудового права. Понятие, содержание и срок трудового договора. Заключение и изменение трудового договора. Прекращение трудового договора. Трудовая дисциплина и ответственность за её нарушение. Материальная ответственность сторон трудового договора. Охрана труда. Защита трудовых прав работников. Лекция семинарское занятие, самостоятельная работа 4 ч. «Мозговой штурм» ТП   1.Трудовой кодекс РФ // СЗ РФ. - 2002. 2. Грейхман В.Л. Трудовое право: учебник для вузов.. М.: Юрайт, 2011.- 3. Правоведение: учебное пособие/под ред. Г. Н. Комковой.-М.: Проспект, 2011.– 256 с. 1. Выполнить письменное задание 2. Ответить на котрольные вопросы 3. Решение задач 8 ч. тест
Тема 7. Основы административного права. Понятие административного права. Основания административной ответственности: нормативное, фактическое, процессуальное (акты применения права). Состав административного правонарушения. Особенность административной ответственности юридических лиц. Понятие и система административных наказаний.   Лекция семинарское занятие, самостоятельная работа 4 ч. Деловая игра АП   1. 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ 2. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекци.-М.: Юрайт; 2010. 3. Правоведение: учебное пособие/под ред. Г. Н. Комковой.-М.: Проспект, 2011.– 256 с. 1. Выполнить письменного задания 2. Ответить на контрольные вопросы 3. Решение задач 8 ч. коллоквиум
Тема 8. Основы уголовного права. Понятие, задачи и принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие. Понятие и виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний. Понятия, признаки и виды уголовного наказания. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Судимость, её снятие и погашение. семинарское занятие, самостоятельная работа 2 ч.   УП   1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ 2. Правоведение: учебное пособие/под ред. Г. Н. Комковой.-М.: Проспект, 2011.– 256 с. 3. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая часть: Краткий курс лекций -М.: Юрайт, 2010.   1. Ответить на контрольные вопросы 2. Выполнить письменное задание 3. Решение задач 8 ч. Тест  
Тема 9. Основы экологического права. Понятие экологического права. Экологическое законодательство. Экологические права и обязанности граждан. Экологические права общественных объединений. Экологические обязанности государства. Ответственность за экологические правонарушения.   Лекция, самостоятельная работа 2 ч. Кейс-метод ЭП, АП, УП   1. Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций.-М.: Проспект, 2010.- 310 с. 2. Правоведение: учебное пособие/под ред. Г. Н. Комковой.-М.: Проспект, 2011.– 256 с.   1. Ответить на контрольные вопросы 2. Решение задач   8 ч. контрольная работа

Образовательные технологии

Для реализации компетентностного подхода на занятиях используются современные формы и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности студентов, привитие им интереса к исследовательской работе, формирование убеждения о необходимости при решении любых прикладных задач использования инновационных информационных технологий.

Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий (10 часов).

Интерактивное обучение – это совместное проблемное обучение через действие, это обучение в сотрудничестве студентов с преподавателем и друг с другом. Студенты взаимодействуют, работают в команде, преподаватель помогает им как организатор, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как комментатор их действий. Обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми студенты могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. Центральной частью процесса обучения является самостоятельная деятельность студентов.

В числе интерактивных методов организации учебной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины «Основы права» можно выделить:

– деловая игра;

– метод проектов;

– мозговой штурм;

– кейс-метод (case-study);

дискуссии;

– круглый стол;

– и др.

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками, судебными работниками в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие студентов в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения праву, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (тема 4, 7).

Метод проектоводна из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков студентов, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.

В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В ходе выполнения проекта студент оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.

Главные условия организации работы над проектом:

– профессионализм преподавателя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития творческих способностей студентов в процессе проектной деятельности;

– обучение студентов и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать деятельность); способность четко, систематически выполнять спланированную работу;

– стремление студентов участвовать в работе над проектом, определенный уровень владения знаниями по предмету и общенаучными интеллектуальными умениями;

– доступность для студентов информации о ходе проекта.

Методика проектной деятельности включает:

– выбор проблемы, обоснование практической значимости, ее результата;

– определение цели и поэтапных задач;

– определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы;

– формулирование гипотезы проекта;

– выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников (при коллективном исполнении проекта);

– информационное обеспечение проекта.

Этапы проектирования:

1. Исходная разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуальности, формулирование гипотезы.

2. Разработка: выбор исполнителей (при коллективном исполнении проекта), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, определение содержание этапов, форм и методов управления и контроля;

3. Реализация проекта: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели, подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио- и видеоряда проекта, контроль и коррекция промежуточных результатов.

4. Завершение проекта: представление и защита проекта; сопоставление первоначальных целей и результатов исследования, оценка и подведение итогов.

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (тема 3).

Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case – «случай»). Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. При работе с кейсом студенты осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию.

При работе с кейсом у студентов формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения. (тема 9)

Дискуссии– форма познавательной деятельности студентов в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др. (тема 1)

Метод «мозгового штурма» –оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность студентов.

Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число студентов. Применение данного метода возможно на различных этапах занятия: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений студентов как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения. (тема 6)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.