Здавалка
Главная | Обратная связь

К лекционным занятиям



Лекция(от лат. lectio) – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов. Они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.

В связи с этим можно выделить требования, предъявляемые к лекции:

1. Научное содержание.

2. Творческий характер, яркость изложения.

3. Информационная насыщенность.

4. Единство содержания и формы.

5. Логически стройное и последовательное изложение.

6. Учет характера и состава аудитории.

Содержание лекций в значительной степени определяет содержание и характер других видов занятий и задачи самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной.

Методика чтения каждой лекции заранее продумывается. Особое внимание при этом обращается на следующие вопросы:

– четкость постановки и формулировки рассматриваемых вопросов, показ их важности, связь излагаемых вопросов с предшествующим материалом;

– включение новых вопросов, не содержащихся в учебных пособиях, поиск методов и приемов изложения материала, подбор примеров, способствующих раскрытию основного содержания лекции;

– наглядность в изложении материала, использование демонстрации слайдов, плакатов, рисунков, макетов, кинофрагментов, учебного телевидения;

– управление самостоятельной работой студентов с учетом имеющейся по данной дисциплине учебной литературы.

В ходе чтения лекций преподаватель поддерживает контакт с аудиторией, используя для активизации познавательной деятельности различные приемы: демонстрация фильмов, показ слайдов и т. п., привлечение студентов к выполнению простых выкладок, обсуждению рассматриваемых вопросов. Лектор следит за своей речью, формой ведения записей на классной доске, регулирует темп в зависимости от характера излагаемого материала, степени обеспеченности дисциплины учебной литературой. Темп лекции должен позволять студентам записывать основные положения. Однако превращать лекцию в диктовку недопустимо. В конце лекции даются обобщения, выводы и указания по самостоятельной работе.

Качество проведения лекционных занятий, и следовательно, их эффективность, зависят от подготовки к ним преподавателя.

При подготовке к проведению лекции преподаватели должны учитывать:

– требования квалификационной характеристики выпускников учебного заведения, их предназначение и вытекающие из этого роль и место учебной дисциплины, ее раздела, темы, конкретного занятия в системе обучения и воспитания курсантов;

– подготовленность обучаемых к восприятию учебного материала дисциплины, раздела, темы, конкретного занятия, особенности содержания и уровень довузовской подготовки в школах, наличие жизненного опыта, содержание ранее изученных дисциплин и предшествующих тем данной дисциплины.

Это позволит правильно определить учебные и воспитательные цели занятия, отобрать материал и методически грамотно его отработать.

На всех видах учебных занятий преподаватели должны использовать методы активного обучения, обеспечивающие создание таких предпосылок и условий, при которых у обучаемых создаются положительные мотивы, способствующие активизации их творческой познавательной деятельности.

Су­ще­ству­ют клас­си­фи­ка­ции лек­ций по раз­лич­ным осно­ва­ни­ям:

– мес­ту в лек­ци­он­ном или учеб­ном пред­мет­ном кур­се (ввод­ная, уста­но­воч­ная, об­зор­ная, ито­го­вая и др.);

– пре­иму­ще­ствен­ной фор­ме обу­че­ния (лек­ции при оч­ном, за­оч­ном обу­че­нии);

– час­то­те об­ще­ния лек­то­ра с ауди­то­ри­ей по­сто­ян­но­го со­ста­ва (ра­зо­вая, те­ма­ти­че­ская, цик­ло­вая и т.п.);

– сте­пе­ни про­блем­но­сти из­ло­же­ния (ин­фор­ма­ци­он­ная, про­блем­ная, лек­ция-дис­кус­сия и т.п.) и др.

Од­на­ко стро­гая клас­си­фи­ка­ция в ди­дак­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ре от­сутс­тву­ет. Важ­но, что­бы лек­тор в каж­дом кон­крет­ном слу­чае учи­ты­вал осо­бен­но­сти ауди­то­рии, мес­та, вре­ме­ни, ди­дак­ти­че­ские и дру­гие фак­то­ры при под­го­тов­ке лек­ции, от­ве­ча­ющей по­став­лен­ным за­дачам.

Так, на­при­мер, вводная лекция чи­та­ет­ся, как пра­ви­ло, в на­ча­ле кур­са с це­лью дать студентам об­щее пред­став­ле­ние о его со­де­ржа­нии, мес­те в учеб­ном про­цес­се и ро­ли в их бу­ду­щей прак­ти­че­ской де­яте­ль­но­сти. На ввод­ной лек­ции мо­жет быть дан спи­сок не­об­хо­ди­мой для ра­бо­ты ли­те­ра­ту­ры, разъ­яс­не­но, ка­кие во­про­сы бу­дут изу­че­ны на прак­ти­че­ских, ла­бо­ра­тор­ных и т.д. за­ня­ти­ях, вы­де­ле­ны про­бле­мы, ре­ше­ние ко­то­рых по­тре­бу­ет осо­бых усилий.

Установочная (уста­но­воч­но-об­зор­ная) лек­ция вклю­ча­ет основ­ной ма­те­ри­ал пред­ме­та, да­ет слу­ша­те­лям об­щие уста­нов­ки на са­мо­сто­яте­ль­ное овла­де­ние со­де­ржа­ни­ем кур­са или его час­ти. Лек­ция та­ко­го ти­па, как пра­ви­ло, но­сит объ­яс­ни­те­ль­ный ха­рак­тер с ис­по­ль­зо­ва­ни­ем де­мон­стра­ци­он­но­го ма­те­ри­ала. На них лек­тор обоб­ща­ет со­вре­мен­ные пред­став­ле­ния об изу­ча­емом объ­ек­те, ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние студентов на не­ре­шен­ных про­бле­мах, вы­ска­зы­ва­ет собс­твен­ную точ­ку зре­ния, да­ет на­уч­ный про­гноз от­но­си­те­ль­но да­ль­ней­ше­го ис­сле­до­вания.

В ра­бо­те на за­оч­ном от­де­ле­ни­и ре­ко­мен­ду­ет­ся при­ме­не­ние про­блем­но­го ме­то­да чте­ния дан­ной раз­но­вид­но­сти лек­ций, пред­ла­гая студентам най­ти от­ве­ты на по­став­лен­ные про­бле­мы в сво­ей прак­ти­че­ской де­яте­ль­ности.

Кро­ме то­го, обя­за­те­ль­ным эле­мен­том уста­но­воч­ной лек­ции долж­на стать та или иная фор­мы об­рат­ной свя­зи с ауди­то­ри­ей. Сле­ду­ет ука­зать на не­об­хо­ди­мость чет­кой гра­да­ции ма­те­ри­ала, пред­став­лен­но­го вни­ма­нию студентов, по сте­пе­ни важ­ности.

Обзорная лек­ция близ­ка по сво­ей су­ти к уста­но­воч­ной, но име­ет бо­лее ин­фор­ма­тив­ный ха­рак­тер. На ней пре­об­ла­да­ет мо­но­лог пре­по­да­ва­те­ля, ма­те­ри­ал по­да­ет­ся в рас­че­те на са­мо­сто­яте­ль­ную ра­бо­ту студентов.

Итоговая (за­клю­чи­те­ль­ная) лек­ция, как пра­ви­ло, за­вер­ша­ет изу­че­ние кур­са, обоб­ща­ет прой­ден­ное за весь пе­ри­од. При под­го­тов­ке ука­зан­ной раз­но­вид­но­сти лек­ции це­ле­со­об­ра­зно учесть про­бе­лы в зна­ни­ях студентов, вы­яв­лен­ные на прак­ти­че­ских, се­ми­нарс­ких и др. за­ня­ти­ях, в про­цес­се фрон­та­ль­ных опро­сов и, как ми­ни­мум, дать им уста­но­вку на пу­ти устра­не­ния про­бе­лов, а так­же да­ль­ней­шее усо­вер­шенс­тво­ва­ние сво­ей под­го­тов­ки в дан­ной об­лас­ти. На ито­го­вой лек­ции пре­по­да­ва­тель вы­де­ля­ет основ­ные идеи кур­са, по­ка­зы­ва­ет, ка­ким об­ра­зом мож­но ис­по­ль­зо­вать по­лу­чен­ные зна­ния на прак­ти­ке и при изу­че­нии дру­гих дис­циплин.В ней под­во­дят­ся ито­ги изу­че­ния дис­цип­ли­ны, по­ка­зы­ва­ет­ся ее зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния, об­суж­да­ет­ся во­прос о под­ве­де­нии ито­гов изу­че­ния пред­ме­та – сда­че за­че­та или эк­за­мена.

Осо­бое мес­то в лек­ции за­ни­ма­ет ис­по­ль­зо­ва­ние эле­мен­тов про­блем­но­го из­ло­же­ния. В дан­ном слу­чае про­блем­ность мож­но по­ни­мать ши­ро­ко, как связь все­го ма­те­ри­ала лек­ции с кон­крет­ны­ми жиз­нен­ны­ми и на­уч­ны­ми про­бле­ма­ми, и уз­ко, как ре­ше­ние в хо­де лек­ции за­дач твор­че­ско­го ха­рак­тера.

Проблемная лек­ция пред­став­ля­ет со­бой лек­ци­он­ное за­ня­тие, пред­по­ла­га­ющее ини­ци­иро­ван­ное пре­по­да­ва­те­лем при­вле­че­ние ауди­то­рии к ре­ше­нию круп­ной на­уч­ной про­бле­мы, опре­де­ля­ющей те­му за­нятия.

Про­блем­ная лек­ция – не обя­за­те­ль­ная фор­ма учеб­но­го лек­ци­он­но­го кур­са. В каж­дом учеб­но-уста­но­воч­ном ма­те­ри­але лек­тор ка­са­ет­ся сущ­но­сти той или иной на­уч­ной про­бле­мы, рас­кры­ва­ет воз­мож­ные пу­ти ее ре­ше­ния, по­ка­зы­ва­ет тео­ре­ти­че­скую и прак­ти­че­скую зна­чи­мость до­сти­же­ний. Та­ким об­ра­зом, каж­дая лек­ция, ба­зи­ру­юща­яся на со­вре­мен­ных до­сти­же­ни­ях на­уки и тех­ни­ки, долж­на но­сить про­блем­ный ха­рактер.

И тем не ме­нее, це­ле­на­прав­лен­ное вклю­че­ние в лек­ци­он­ный курс хо­тя бы од­ной про­блем­ной лек­ции же­ла­те­ль­но. Чте­ние про­блем­ных лек­ций име­ет важ­ное ди­дак­ти­че­ское зна­че­ние и при­вле­ка­ет вни­ма­ние по­тен­ци­аль­ных на­уч­ных со­труд­ни­ков к ре­ше­нию ак­ту­аль­ных про­блем со­вре­мен­ной науки.

Студенты мо­гут учас­тво­вать в ре­ше­нии про­блем­ной си­ту­ации, пред­ла­гая свои ги­по­те­зы или ана­ли­зи­руя ре­зу­ль­та­ты. Но да­же в том слу­чае, ког­да ре­ше­ние бу­дет из­ла­га­ть­ся то­ль­ко са­мим пре­по­да­ва­те­лем, слушатели бу­дут участ­ни­ка­ми ре­шения.

Эле­мен­ты про­блем­но­сти ре­али­зу­ют­ся так­же в лекции-беседе, ко­то­рая объ­еди­ня­ет в се­бе два ди­дак­ти­че­ских ме­то­да – лек­цию и бе­се­ду. Лек­ция-бе­се­да по сво­ей су­ти близ­ка к про­блем­ной лек­ции и от­ли­ча­ет­ся от нее, как пра­ви­ло, бо­лее до­ве­ри­те­ль­ным эмо­ци­она­ль­ным кон­так­том пре­по­да­ва­те­ля со слушателями в процессе диа­ло­ги­че­ско­го об­ще­ния, а так­же тем, что на ней обыч­но об­суж­да­ет­ся не­ско­ль­ко бо­лее мел­ких про­блем. Эмо­ци­она­ль­но-об­раз­ный ха­рак­тер из­ло­же­ния ма­те­ри­ала по­мо­га­ет глуб­же усво­ить его. Пра­ви­ль­но ор­га­ни­зо­ван­ная и про­чи­тан­ная лек­ция-бе­се­да по­зво­ля­ет студентам по­лу­чить зна­ния на уров­не вос­про­из­ве­дения.

Лек­цию-бе­се­ду це­ле­со­об­ра­зно прак­ти­ко­вать в срав­ни­те­ль­но не­бо­ль­ших ауди­то­ри­ях (до 50 че­ло­век). Она про­дук­тив­на при ре­ше­нии про­блем­ных во­про­сов, но в слу­чае не­до­ста­точ­ной опыт­но­сти пре­по­да­ва­те­ля слу­ша­те­ли мо­гут це­ле­на­прав­лен­но или не­про­из­во­ль­но уво­дить пре­по­да­ва­те­ля от со­де­ржа­ния лек­ции, что не по­зво­лит ре­шить по­став­лен­ные учеб­ные за­да­чи. Во из­бе­жа­ние это­го, лек­то­ру не­об­хо­ди­мо в пла­не за­ня­тия чет­ко обо­зна­чить струк­ту­ру лек­ции, хо­ро­шо про­ду­мать на­ча­ло, за­вяз­ку, вы­де­лить основ­ные по­ло­же­ния те­мы, фак­ты и ар­гу­мен­та­цию, вы­во­ды и пред­ло­же­ния, во­про­сы для ак­ти­ви­за­ции вни­ма­ния, раз­ви­тия твор­че­ско­го мыш­ле­ния, во­про­сы к слу­ша­те­лям и воз­мож­ные от­ве­ты на них.

Пре­по­да­ва­тель дол­жен пре­ду­смот­реть воз­ни­кно­ве­ние не­уме­лых, не­гра­мот­ных, эмо­ци­она­ль­но-субъ­ек­тив­ных во­про­сов и суж­де­ний, про­ду­мать и свою ре­ак­цию на них.

Про­блем­ная лек­ция и лек­ция-бе­се­да по­мо­га­ют пре­одо­леть свя­зан­ную с пре­иму­ще­ствен­но ин­фор­ма­ци­он­ной ро­лью лек­ции из­ве­ст­ную пас­си­вность слушателей, ак­ти­ви­зи­ро­вать их по­зна­ва­те­ль­ную де­яте­ль­ность в те­че­ние лек­ции. Вмес­те с тем про­блем­ность как ди­дак­ти­че­ская за­да­ча ре­ша­ет­ся лек­ци­ей ме­нее эф­фек­ти­вно, чем дру­ги­ми фор­ма­ми обу­чения.

Успеш­ное про­ве­де­ние лек­ции обес­пе­чи­ва­ет­ся ре­али­за­ци­ей всех ди­дак­ти­че­ских прин­ци­пов и тре­бо­ва­ний с уче­том осо­бен­но­стей этой фор­мы обу­че­ния. Основ­ные из них – це­ло­ст­ность, на­уч­ность, до­ступ­ность, со­зна­те­ль­ность, сис­те­ма­тич­ность, на­гляд­ность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.