К лекционным занятиям
Лекция(от лат. lectio) – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов. Они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления. В связи с этим можно выделить требования, предъявляемые к лекции: 1. Научное содержание. 2. Творческий характер, яркость изложения. 3. Информационная насыщенность. 4. Единство содержания и формы. 5. Логически стройное и последовательное изложение. 6. Учет характера и состава аудитории. Содержание лекций в значительной степени определяет содержание и характер других видов занятий и задачи самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной. Методика чтения каждой лекции заранее продумывается. Особое внимание при этом обращается на следующие вопросы: – четкость постановки и формулировки рассматриваемых вопросов, показ их важности, связь излагаемых вопросов с предшествующим материалом; – включение новых вопросов, не содержащихся в учебных пособиях, поиск методов и приемов изложения материала, подбор примеров, способствующих раскрытию основного содержания лекции; – наглядность в изложении материала, использование демонстрации слайдов, плакатов, рисунков, макетов, кинофрагментов, учебного телевидения; – управление самостоятельной работой студентов с учетом имеющейся по данной дисциплине учебной литературы. В ходе чтения лекций преподаватель поддерживает контакт с аудиторией, используя для активизации познавательной деятельности различные приемы: демонстрация фильмов, показ слайдов и т. п., привлечение студентов к выполнению простых выкладок, обсуждению рассматриваемых вопросов. Лектор следит за своей речью, формой ведения записей на классной доске, регулирует темп в зависимости от характера излагаемого материала, степени обеспеченности дисциплины учебной литературой. Темп лекции должен позволять студентам записывать основные положения. Однако превращать лекцию в диктовку недопустимо. В конце лекции даются обобщения, выводы и указания по самостоятельной работе. Качество проведения лекционных занятий, и следовательно, их эффективность, зависят от подготовки к ним преподавателя. При подготовке к проведению лекции преподаватели должны учитывать: – требования квалификационной характеристики выпускников учебного заведения, их предназначение и вытекающие из этого роль и место учебной дисциплины, ее раздела, темы, конкретного занятия в системе обучения и воспитания курсантов; – подготовленность обучаемых к восприятию учебного материала дисциплины, раздела, темы, конкретного занятия, особенности содержания и уровень довузовской подготовки в школах, наличие жизненного опыта, содержание ранее изученных дисциплин и предшествующих тем данной дисциплины. Это позволит правильно определить учебные и воспитательные цели занятия, отобрать материал и методически грамотно его отработать. На всех видах учебных занятий преподаватели должны использовать методы активного обучения, обеспечивающие создание таких предпосылок и условий, при которых у обучаемых создаются положительные мотивы, способствующие активизации их творческой познавательной деятельности. Существуют классификации лекций по различным основаниям: – месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.); – преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении); – частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.); – степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лекция-дискуссия и т.п.) и др. Однако строгая классификация в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам. Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и т.д. занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной материал предмета, дает слушателям общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер с использованием демонстрационного материала. На них лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего исследования. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, предлагая студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности. Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная формы обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности. Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на практических, семинарских и др. занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин.В ней подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета – сдаче зачета или экзамена. Особое место в лекции занимает использование элементов проблемного изложения. В данном случае проблемность можно понимать широко, как связь всего материала лекции с конкретными жизненными и научными проблемами, и узко, как решение в ходе лекции задач творческого характера. Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. Проблемная лекция – не обязательная форма учебного лекционного курса. В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений. Таким образом, каждая лекция, базирующаяся на современных достижениях науки и техники, должна носить проблемный характер. И тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает внимание потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем современной науки. Студенты могут участвовать в решении проблемной ситуации, предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когда решение будет излагаться только самим преподавателем, слушатели будут участниками решения. Элементы проблемности реализуются также в лекции-беседе, которая объединяет в себе два дидактических метода – лекцию и беседу. Лекция-беседа по своей сути близка к проблемной лекции и отличается от нее, как правило, более доверительным эмоциональным контактом преподавателя со слушателями в процессе диалогического общения, а также тем, что на ней обычно обсуждается несколько более мелких проблем. Эмоционально-образный характер изложения материала помогает глубже усвоить его. Правильно организованная и прочитанная лекция-беседа позволяет студентам получить знания на уровне воспроизведения. Лекцию-беседу целесообразно практиковать в сравнительно небольших аудиториях (до 50 человек). Она продуктивна при решении проблемных вопросов, но в случае недостаточной опытности преподавателя слушатели могут целенаправленно или непроизвольно уводить преподавателя от содержания лекции, что не позволит решить поставленные учебные задачи. Во избежание этого, лектору необходимо в плане занятия четко обозначить структуру лекции, хорошо продумать начало, завязку, выделить основные положения темы, факты и аргументацию, выводы и предложения, вопросы для активизации внимания, развития творческого мышления, вопросы к слушателям и возможные ответы на них. Преподаватель должен предусмотреть возникновение неумелых, неграмотных, эмоционально-субъективных вопросов и суждений, продумать и свою реакцию на них. Проблемная лекция и лекция-беседа помогают преодолеть связанную с преимущественно информационной ролью лекции известную пассивность слушателей, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции. Вместе с тем проблемность как дидактическая задача решается лекцией менее эффективно, чем другими формами обучения. Успешное проведение лекции обеспечивается реализацией всех дидактических принципов и требований с учетом особенностей этой формы обучения. Основные из них – целостность, научность, доступность, сознательность, систематичность, наглядность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|