Методические указания для студентов
Одной из центральных задач семинара является развитие теоретической активности и самостоятельности мышления студентов, ведения научной полемики. При подготовке к семинарским занятиям студент должен глубоко изучить рекомендуемую по данной тематике литературу, соответствующий нормативный материал и подготовить план ответа на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре. Выступления на семинарских занятиях следует иллюстрировать примерами из деятельности органов государственного управления, а также из личного опыта студентов. Существенный интерес будет представлять постановка и обсуждение проблемных вопросов правотворческого и правоприменительного характера, которые будут выноситься студентами, что будет свидетельствовать о глубине постижения обсуждаемого материала. Главной задачей самостоятельной работы студентов является развитие умения приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса к творчеству, самостоятельному подходу в учебной и практической работе. Улучшение учебного процесса, задачи подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях невозможны без повышения уровня самостоятельной работы студентов над теоретическим, нормативным и иным материалом. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: – систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; – углубления и расширения теоретических знаний; – формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; – развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; – формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; – развития исследовательских умений. В качестве направлений самостоятельной работы могут быть определены: – для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.; – для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.; – для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях – это воспитуемое качество личности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения. Студенты далеко не всегда готовы к рациональному использованию времени, отводимого на самостоятельную работу, и не всегда знают, как ее спланировать и осуществить. Важно научиться систематически работать в течение всего периода обучения, вдумчиво читать учебные и монографические издания, конспектировать лекции и литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения. Эффективность обучения, общая культура, профессиональный уровень специалиста, развитие памяти и творческого мышления во многом определяется умением работать с литературой. Навыки работы с книгой позволяют наиболее результативно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний. Существует конкретная рекомендация по изучению учебной и научной литературы: 1. предварительное знакомство с книгой– начинается с изучения логической структуры произведения, которая отражена, как правило, в оглавлении. Ознакомление с оглавлением, аннотацией, предисловием, заключением дает общее представление о работе, раскрывает замысел автора. Предисловие обычно содержит задачи, которые поставил перед собой автор, а также проблемы, являющиеся наиболее значительными. В заключении можно найти основные положения работы, краткие выводы и обобщения. Целесообразно также бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру и структуру изложения материала, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания. Предварительному ознакомлению с книгой помогает овладение техникой быстрого чтения – без внутреннего проговаривания, без возврата к уже прочитанным словам, фразам; чтение не отдельных слов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть способны выделить основную мысль автора и бегло следить за ней. Предварительная работа значительно облегчает изучение материала, помогает найти в тексте те проблемы, которые обозначены в справочном материале, сокращает время на изучение работы в целом. 2. Полное чтение– следующий этап, предполагающий внимательное изучение текста, краткие записи и пометки с указанием страниц. Целесообразно осуществлять его в два приема. Во- первых, рекомендуется ознакомительное чтение всего произведения в целом. При этом следует: сосредоточиться на том, что читаешь, выделить сущность читаемого, осмысливать содержание текста, понять логику изложения материала. Анализ текста заключается в выяснении его содержания. Важно понимать мнение автора, основные положения и аргументы, выдвигаемые им. Во- вторых, необходимо углубленное чтение работы по частям с осмысление отдельных положений, идей, выводов и ведением соответствующих записей. Если произведение большое по объему, то его можно изучать по разделам, главам и параграфам. Это позволяет сосредоточить внимание на тех положениях, которые обусловлены учебной программы, рекомендациями преподавателя, и составить план конспектирования. Если в результате чтения не складывается полного и глубокого представления о прочитанном, то следует прочитать весь текст или отдельные наиболее сложные для усвоения фрагменты. Средствами, облегчающими понимание текста, может быть формулировка вопросов в процессе чтения и нахождения на них ответов в тексте, сопоставление содержания данной работы с другими источниками. Важно не только осмыслить и понять текст, но и уметь запомнить, воспроизвести материал, применить полученные знания на практике. Если механическое запоминание достигается путем многократного повторения текста, а смысловое заключается в понимании изучаемого материала, умение передать содержание своими словами. Смысловое запоминание более устойчивое, чем механическое. Ему способствует установка студента на длительное, долговременное запоминание, а не только до занятия, зачета или экзамена. Кроме этого, существует еще ряд рекомендаций для наиболее эффективного запоминания: повторение всего материала или отдельных его частей; разбивка текста на смысловые части; связь вновь полученной информации с уже усвоенным материалом и конкретной деятельностью. Запись прочитанного. Это важный этап самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе, поскольку мысли при изложении их на бумаге получают более четкое и продуманное выражение, чем в устной речи. В процессе письменного изложения учебного материала своими словами у курсантов активизируется не только логическая, но и зрительная память, а сделанные записи, пометки значительно облегчают подготовку к зачетам и экзамену. Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, планы, тезисы, конспект. Выпискибывают двух видов: – цитаты – дословное произведение отрывков изучаемой работы, содержащих основные мысли, факты, статистические данные; – свободные выписки – мысли автора излагаются произвольно. При этом большие отрывки текста, который трудно цитировать в полном объеме, следует записать своими словами, предельно сократив формулировку. План– схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей- заголовков, «скелет произведения». План может быть: – простой – состоит из нескольких основных пунктов; – сложный – кроме основных пунктов содержит еще и подпункты, которые разъясняют их содержание; – план-схема – план, записанный в виде графической схемы, образно отражающей взаимосвязь пунктов и подпунктов. План обобщает содержание, восстанавливает в памяти прочитанное, помогает в составление тезисов, конспектов, рефератов. Тезисы–сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения. В тезисах отражаются наиболее важные выводы и обобщения, которые повторяют текст дословно или «своими словами» воспроизводит его содержание. Виды тезисов: – простые тезисы – это основные мысли, содержащиеся в различных частях книги; простые тезисы можно составить уже при первоначальном ознакомлении с произведением. – основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержания источника, иногда носящие характер выводов; основные тезисы можно составить лишь после уяснения содержания всего произведения в целом; – сложные тезисы – записи, включающие два вида тезисов (простые, основные); в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая их содержания. Конспект –это наиболее совершенная, систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки, дополненная мыслями и замечаниями составителя конспекта. В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспектирование, в большей мере, чем другие формы записи, способствуют глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.Конспекты условно подразделяются на четыре типа: – план-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта. Самым простым видом плана- конспекта является вопрос на ответный конспект, в котором пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точное ответы. Схематический план- конспект выражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде. – текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. – свободный конспект – сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речи. Это наиболее полноценный вид конспекта. – тематический конспект – дает ответ на поставленный вопрос на основе использования ряда источников. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10-15 раз. Подобные сокращения достигаются как за счет тщательного отбора материала, так и в результате кратного изложения. В процессе конспектирования источника записи цитат следует делать полностью, указывая автора, название, год издания и страницу, что облегчит оформление письменных работ. Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы (контрольной, курсовой, реферата) и подготовке к зачету или экзамену. Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются: – уровень освоения студентом учебного материала; – умение студентов использовать теоретические знания при выполнении практических задач; – сформированность обще учебных умений; – обоснованность и четкость изложения ответа; – оформление материала в соответствии с требованиями. Планы семинарских занятий ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|