Здавалка
Главная | Обратная связь

Эпигенетическая теория развития личности Эрикосна



Выходец из ПА, но теория отличается от ПА:

- в центре – Эго, а не Оно и Сверх-Я

- Л-общество, не противостояние, а сотрудничество

- сексуальность не единственный источник развития - психосексуальное развитие направляет, но не определяет развития психосоциального

- выход за пределы 2х фаторов, включается общение и активность.

- развитие на протяжении всей жизни

 

В основу заложен эпигенетический принцип: развитие на каждой стадии приводит к формированию определенных качеств, существует период преимущественного развития данной части + влияние внешних факторов (на материале исследования развития эмбриона). Эпигенез=наличие целостного врожд плана, определяющего последовательные стадии развития.

Развитие = процесс преодоления закономерных психосоциальных кризисов в радиусе значимых отношений. Развитие Л определяется взаимодействием: соматического, психосоциального, психосексуального развития.

 

Идентичность. Содержание развитие – становление эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает 3 параметра: самотождественность как внутреннюю тож­дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени­ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.

Это результат функционирования индивида в системе общественных связей, условие его пс. здоровья. Результат включения в многообразные социальные общности.

Групповая (формирование присущего группе самоощущения) и Эго-идентичность (создание чувства устойчивости и непрерывности "Я", несмотря на изменения в процессе роста и развития). Формирование идентичности происходит на протяжении всей жизни.

 

Потребность в Эго-идентичности и групповой идентичности заложена в самой природе человека. Наследственность определяет потребности и созревание эрогенных зон. Среда определяет содержание развития через ожидания и требования. Нет противостояния, а сотрудничество с обществом. Роль общества отражается в радиусе значимых отношений и ритуализации.

Разрешение кризиса зависит от выбора личность.

 

Стадия Возраст Модус органа Полюс решения задачи Добродетели Ритуализация
Младенчество (оральная стадия) 0-1 год Втягивания (вбирания) вещей (не только через рот, но и через другие сенсорные ощущения) Доверие/недоверие Надежда -отдаление Нуминозный Взаимность (религия – Эрикосн отмечает сходство между нянчанием и религиозными ритуалами)
Ранний возраст (анальная стадия) 1-3 года Удержание и расслабление Автономия /стыд, сомнение Воля-импульсивность Критический вид ритуализации Различие добра и зла (Суд)
Возраст игры (фаллическая стадия) 3-6 лет Вторжение и включение (в другие тела – нападением, в уши и души – агрессивные звуки, в неизвестное – любопытством) Инициативность (желание включиться в совместную деятельность со взрослыми) /чувство вины (закладка совести и ответсвенности) Целеустремленность –апатия Драматическая разработка (театр) Готовит себя к будущей роли создателя ритуалов
Школьный возраст (латентная стадия) - «психосексуальный мораторий» 6-12 лет   Достижение (соответсвие требованиям школы) /неполноценность Компетентность –инерция Формальные правила (школа)
Подростковый возраст 12-19 лет   Идентичность (первая цельная) /диффузия индентичности Верность-отречение Солидарность убеждений (идеология)
Молодость 20-25 лет Модусы поведения починены новому целостному образованию эгоидентичности Интимность/изоляция Любовь-замкнутость Группирование (молодежные субкулультуры)
Зрелость 26 -64 года   Творчество/застой Забота-отвержение Наставничество
Старость     Интеграция/ разочарование жизни Мудрость - отвержени Философская

Марсия:

Статусы идентичности — характеристика развития эго-идентичности. Сегодня статус идентичности является одним из центральных понятий психологии личности.

Разрешение кризиса идентичности предполагает выбор в сфере профессии и в сфере идеологии, включая политику и религию. В зависимости от того, как осуществлен выбор, можно говорить о различных статусах идентичности. Важнейшим показателем зрелости является прохождение через кризис — через период проб, сомнений и размышлений. Критериями выделения статусов идентичности, согласно Д. Марсиа, являются: прохождение кризиса, исследование возможностей выбора, осуществление выбора. Соответственно, можно выделить четыре статуса идентичности

  Выбора не было Выбор был
Кризиса не было Диффузия идентичности Предрешение
Кризис был Мораторий Достигнутая идентичность

В настоящее время говорят о других сферах выбора — этнической, семейной, половой, межличностной идентичности. Статусы идентичности могут рассматриваться как нормативная последовательность развития эго-идентичности: Диффузия => Предрешение => Мораторий => Достигнутая идентичность, допуская значительную вариативность траекторий достижения идентичности, исследованную в работах Д. Марсиа, А. Ватермана.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.