Влияние депривации на психическое развитие ребенка
А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых подчеркивают, что депривация – это неудовлетворение жизненно важных, личностно значимых потребностей, которое происходит в результате отделения человека от желаемых объектов, необходимых источников их удовлетворения. Поэтому, «в зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие». Можно выделить довольно характерные симптомы, симптомокомплексы и синдромы, включающие: – задержку и искажение интеллектуального развития (от легких временных, парциальных задержек до глубокой дебильности), обеднение познавательной сферы; – эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний, а также глубокие и стойкие искажения формирования эмоций (обедненность эмоционального реагирования, неспособность к сопереживанию, вплоть до эмоциональной уплощенности и т. д.); – волевые нарушения, от снижения активности до выраженной пассивности ребенка, слабости и истощаемости побудительных мотивов; – коммуникативные нарушения, от легких аутистических тенденций до так называемого параутизма как стойкого состояния; – двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (раскачивания, сосание пальца, языка, мастурбация и др.), которые рассматриваются в качестве аутостимулирующих действий, призванных заместить недостаточность стимулов любого рода; – расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления, среди которых наиболее частыми являются нарушения аппетита, сна (изменения его глубины, продолжительности, затруднения дыхания, возникновение двигательных стереотипий и пароксизмальных нарушений во сне). Рассмотрим особенности последствий депривации на каждой ступени онтогенетического развития: 1. Младенчество (0–1 г.). При материнской депривации, недостатке эмоциональных связей, неудовлетворении потребности во впечатлениях – отсутствие базового доверия к миру, эмоциональное недоразвитие. 2. Раннее детство (1–3 г.). При недостатке рациональной заботы о приобщении ребенка к познанию мира и себя в нем, воспитании в обедненной среде – серьезное отставание в развитии речи и мышления; интеллектуальное отставание, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. 3. Дошкольный возраст (3–7 л.). При ограничении в познании отношений в ролевых играх (недостаток общения со сверстниками), неотступном контроле над ребенком (родительская гиперопека) или социально-психологической запущенности, эмоциональной нестабильности в семье – трудности в адаптации к школе: «фобия школы», неумение разрешить противоречие между семейным и школьным «мы» или неспособность произвольно управлять своим поведением, неорганизованность в любой деятельности. 4. Младший школьный возраст (7–11 л.). Длительное неудовлетворение потребностей в признании, успехе, защищенности в совместной деятельности с учителем – отставание в интеллектуальном развитии, формирование неуверенности в своих учебных возможностях. 5. Подростковый возраст (11–15 л.). Ограничение или лишение возможности удовлетворения потребностей в самоуважении, самоутверждении в обучении, в среде сверстников – недостаток осмысленного отношения к миру и к самому себе, слабая социальная рефлексия, прорыв фрустрированности на окружающих. 6. Старший школьный возраст (15–17 л.). Искажение информации об объективной реальности, ограничение или лишение возможности саморазвития, отсутствие родительской заботы о формировании профессиональных интересов – неопределенность ценностных ориентиров, неуверенность в себе и своем будущем, отсутствие жизненных перспектив.
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Проблема возраста – проблема природы детства и его периодов, постоянства их и природы развития. Существуют две противопоолжные позиции в понимании возраста:
Дргугая классификация – Выготского, по теоретическим основаниям, выжеляют 3 группы:
Пример: 1. П.П.Блонский. основание периодизации – дентиция. (Беззубое детство, Молочнозубое детство, Период смены зубов, Стадии прорезываения премоляров и клыков, Постояннозубое детство) Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации. 2. 3. Фрейд периодизация на основе психосексуального развития. 3. Ж.Пиаже – периодизация на основе развития интеллектуальных структур как фактор достижения равновесия с окружающей средой.
Выготский – критерий периодизации: возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических кризисов). Существуют стабильные возрасты, в них развитие характеризуется эволюционным, медленным, литическим течением. Развитие совершается за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Критические возрасты. На протяжении относительно короткого времени (неск.месяцев, год, самое большое – два) сосредоточены резкие сдвиги и смещения. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом. Революционное развитие. Ребенок становится относительно трудновоспитуемым. Отмирание старого – это теневая сторона позитивных изменений личности. Новое в периодизации Выготского:
Леонтьев – периодизация должна строится на основании двух критериев: место ребенка в система социально отношений, ведущая деятельность. · Младенчество (0-1) – непосредственно-эмоциональное общения ребенка и взрослого. · преддошкольный возраст (2-3) – овладение элементарными предметными действиями · Дошкольное детство (3-7)– сюжетно-рол. игра · Школьный возраст (7-12)– учение · Подростковый (12-15) – общественно полезная деятельность и общение со сверстниками · Юношеский (15-17)– учебно-профессиональная деятельность.
Божович – в основу периодизации положила два основания – социальную ситуацию развития и личностные новообразования. Кризисы рассматривала как разрешение противоречия в ходе психического развития ребенка.
Слободчиков (1980-е года)Становление субъективности (внутреннего мира). Механизм ее обретения – изменение форм взаимодействия развивающегося ребенка с соц.окружением, путем отождествления с ними (становление со-бытийности) и обособления от них (реализация само-бытности). Предложил матрицу возраста, где каждая ступень – относительно завершенный цикл развития. Эриксон: Эпигенетическая концепция.
Развитие определяется взаимодействием: соматического, психосоциального, психосексуального развития. Содержание развития – становление эго-идентичности (самотождественность и стабильность, чувство общности с соц группой и ее ценностями). В основу заложен эпигенетический принцип: развитие на каждой стадии приводит к формированию определенных качеств, существует период преимущественного развития данной части + влияние внешних факторов (на материале исследования развития эмбриона). Эпигенез=наличие целостного врожд плана, определяющего последовательные стадии развития.
Развитие = процесс преодоления закономерных психосоциальных кризисов в радиусе значимых отношений. Общество предлагает специальные ритуализации в разрешении кризиса (ритуальн действия имеют общее значение для всех участников – выпускной, сочетают устойчивость и повторяемость с новизной – постепенно границы ритуала расширяются, ритуальн действия не только сохраняются, но и преображаются для человека, иначе возникает ритуализм, крайняя степень которой – тоталитаризм=жизнь по четким предписанным правилам) На каждом этапе существует выбор – позитивный выбор=сильное свойство личности=»позитивный сценарий, негативный выбор=слабое свойство личности=»негат сценарий формирования Л. Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|