Проблема периодизации развития в зрелом возрасте
Проблемы: 1.С переходом к зрелым возрастам происходит изменение характера психического развития человека – от развития в форму присвоения социально-культурного опыта к развитию в форме созидания культуры и самостроительству. 2.Признание существования нормативных возрастных кризисов. Так как нормативные кризисы как и стабильные возраста имеют социально-историческую природу. Например, кризис середины жизни возникает только тогда, когда возникает необходимость выбора путей самореализации личности. Не только в детстве мы наблюдаем чередование стабильных и кризисных возрастов. Критериями описания возрастов выступают задачи развития, которые решает личность. В периодизации Б. Ньюмен и П. Ньюмена (1990), основанной на периодизации Э. Эриксона, отмечены периоды ранней зрелости, средней зрелости, поздней зрелости и старости на основе выделения 1) задач развития (см выше) и соответствующих им 2) достижений, 3) психосоциального кризисаи 4) «центрального процесса» как особого рода активности личности. Ранняя зрелость (22-34 года) характеризуется: - разрешением кризиса «интимность против изоляции» - освоением жизненных ролей и формированием жизненной перспективы; - выраженной тенденцией к росту; - ориентацией на социальные часы как время социальной желательности заключения брака, - начала выполнения родительской функции и достижения определенных ступеней карьерного роста; - функциональной автономией мотивов. - происходит формирование близких отношений доверия со сверстниками (супругом и друзьями, коллегами в профессии). Средняя зрелость (34-60 лет) направлена на: - укрепление семейных отношений, - организацию дома и быта; - воспитание детей и развитие родительской позиции, - строительство карьеры. - разрешение психосоциального кризиса как выбора между продуктивностью и стагнацией связано с центральным процессом взаимодействия личности с социальным окружением и развитием творчества. Поздняя зрелость (60-75 лет) ставит перед личностью задачи: - сохранения интеллектуального уровня, - перефокусирование активности на новые роли и виды деятельности; - подведение итогов жизни и принятие их; - развитие позиции в отношении завершения жизни и смерти. Центральным процессом, лежащим в основе разрешения кризиса «интеграция — распад и отчаяние», выступает интроспекция как рефлексивное размышление о жизни. Задачи развития в старости (от 75 лет и старше до смерти) выступают: - совладание с физическими изменениями, связанными со старостью, - формирование перспективы осознания человеческой жизни в истории. Психосоциальный кризис как дихотомия «бессмертие-угасание» разрешается благодаря социальной поддержке.
c. Периодизация зрелости (В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева)- на основе критерия ведущей деятельности 5 периодов: 1. юность (18-23 года) –ВД - деятельность самоопределения — личностная и профессиональная. 2. молодость (24-30 лет) - «время путешествий», разворачивающихся в сфере поисков себя, своей индивидуальности, осознания себя как взрослого. ВД - профессиональная, поиски себя реализуются в специализации и приобретении мастерства и индивидуального стиля 3. расцвет (31-40 лет) -Переход к расцвету осуществляется через кризис 30 лет, предполагающий преобразование образа жизни. Период расцвета — золотой возраст, когда творчествостановится центром продуктивной жизни личности и возникает стремление к самосовершенствованию. 4. зрелость (40-55 лет) -ярко выраженный нормативный кризис, в основе которого лежит осознание утраты молодости и неизбежности конца. Зрелость — вершина развития профессиональной деятельности, когда ведущим становится коллективное творчество. 5. пожилой возраст (55-75 лет) –ВД - общение и наставничество как стремление передать другим накопленный жизненный опыт и профессиональное мастерство. 6. старость (75-90 лет) –ВД – самообслуживание. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|