Здавалка
Главная | Обратная связь

Голосовой аппарата и голосообразующая функция гортани



Голос – совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, представляющего собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Голосовой аппарата включает 4 основные части:

1.Генераторная –гортань

2.Резонаторная – глотка, полость носа околоносовые пазухи

3.Энергетическая – трахея, бронхи, легкие и диафрагма

4.Артикуляционная – ротовая полость, зубы, губы, небо

Механизм голосообразования сложен и полностью не изучен. Существует несколько теорий голосообразования.

Миоэластическая – основоположник Ферран. Согласно ей голосовые складки колеблются в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом. При этом голосовые складки колеблются пассивно и частота их колебаний зависит от упругих, эластичных свойств тканей голосовых складок. Основными факторами голосообразования являются давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие, выражающееся в том, что давление столба воздуха в трахее тем сильнее, чем большее сопротивление оказывают складки. Однако голосовые складки во время фонации не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления, а своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны ЦНС.

Нейрохроноксическая – Husson, Frint и др. полагают, что голосовые складки на пассивно колеблются под давлением потока воздуха, а периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга по нижнегортанному нерву. Авторы установили, что сокращение мышц голосовых складок –активный процесс с частотой колебаний, равной частоте нервных импульсов, поступающих по возвратному нерву. Воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, как объясняется миоэластическая теория, а материалом из которого генерируется энергия –звук.

 

 

5.Возрастные изменения гортани и их влияние на акустические параметры голоса.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые связки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых связок у женщин равна в среднем 18—20 мм, а у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.

У детей до начала периода полового созревания различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается. Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно.

Заметный рост происходит в возрасте 5—7 лет, а затем — в период полового созревания: у девочек в 13—14 лет, у мальчиков в 14— 16 лет. В это время гортань увеличивается у девочек на одну треть, а у мальчиков — на две трети; голосовые связки удлиняются, у мальчиков начинает обозначаться кадык. У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Вопрос

Теории голосообразования
В последнее время существуют две теории — тоническая и клоническая.

· Тоническая теория.Пробивающаяся воздушная струя вызывает колебание голосовых связок. Так возникают звуковые волны, которые подвергаются изменениям и превращениям в надставной трубе и воспринимаются слуховыми органами как звуки той или иной высоты, силы, тембра.

· Клоническая теория- воз­вратный нерв приводит в движение голосовые связки и высота голоса зависит только от степени возбудимости возвратного нерва. Для формирования членораздельной и громкой речи человека необходимо сочетание голосовой функ­ции с дыхательной, резонаторной и артикуляторной.

· Мышечно-эластическая теория голосообразования - теория, согласно которой частота звуковых колебаний при голосообразовании зависит от длины и напряжения голосовых связок, что обусловливается функциональным состоянием вовлекаемых мышц гортани.

· НЕЙРОХРОНАКСИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ — теория, объясняющая работу голосовых складок действием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга к голосовым мышцам. Была выдвинута в 1951 г. французским ученым Р. Юссоном. Нейрохронаксисическая теория является дискуссионной и не получила всеобщего признания. В мировой науке доминирует миоэластичсская теория.

· Теория Н.И.Жинкина – частота колебания голосовых складок зависит от их длины и массивности, величины подскладочного давления, объема и формы резонаторов, а также от состояния коры головного мозга. Таким образом, механизм голосообразования объясняется с точки зрения обеих теория моиэластической и нейрохроноксической.

· Резонаторная - Дмитриев Л.Б., Морозов В.П. – увеличение давления в ротовой полости приводит уменьшению частоты основного тона вплоть доя полного прекращения колебаний, а уменьшение давления – к повышению частоты основного тона.

 

 

7.Особенности детского голоса. Нарушения голоса у детей и подростков. Профилактика нарушений голоса у детей. Механизмы голосообразования в онтогенезе: 1)от 7 до 10 лет, фальцетный механизм, передняя перстнещитовидная мышца; 2) с 10 лет механизм фонации (грудной)-вначале используется частично, внутренняя щито-черпаловидная мышца (голосовая); 3) микстовый смешанный механизм -на нижних нотах диапазона начинает выявляться грудное звучание, на верхних используется фальцетный регистр Голосовые складки на нижних нотах полностью смыкаются, при переходе же кверхним, остается узкая линейная щель, свойственная фальцету.К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата, относятся довольно высокое положение гортани – на уровне С4 – С5 позвонков; большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая в раннем возрасте заменяет собой отсутствующие внутренние голосовые мышцы. Основная окраска детского голоса – его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот.

Четкое знание особенностей детского голоса позволяет выбрать правильную тактику лечения заболеваний голосового аппарата у детей.Качественная характеристика нарушений голоса: низкий, фальцетный, гортанный, резкий,назализованный, монотонный, тремолирующий, хриплый, иссякающий, металлический, писклявый, глухой, квакающий, немодулированный, грубый, слабый, слишком громкий.Причины расстройства голоса: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха.

Дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий.Функц.расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При орган.нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания голоса.К центральным функц. нарушениям относятся психогенные, или истерические, или гипокинетические афонии и дисфонии.У детей-редко. На истерическом невротическом фоне при наличии сильного эмоционального стресса возникает очаг запредельного торможения в ЦНС, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны коры ГМ, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым складкам.Голос может появиться неожиданно на фоне эмоциональной лабильности, исчезновения истерических реакций. В др.случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая афония или дисфония.Периферическое функциональное нарушение голоса-гиперкинетическая(спастическая)дисфония- расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам, голосам людей, животных), неправильной техники голосоподачи. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергическим реакциям. Устранение раздражителя нормализует дыхание и голос ребенка.При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в стойкую тяжелую хрипоту. Для гипо- и гиперкинетической афонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного голоса на кашле (в отличие от афонии органического характера).Мутация-это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате. Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голос.складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины, у девочек - только на 3-5 мм.Суть мутации-рост отдельных частей голос.аппарата подростка происходит дисгармонично.голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани.У девочек тембр, сила и характер голоса меняются несильно.Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.При афонии больной говорит шепотом различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется громкий звук голоса(в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо.При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов.Очень важно соблюдать основные меры профилактики и гигиены голоса у детей-не кричать(особенно в дыму,в сырости,на ветру,на холоде),громко не разговаривать.проходим осмотр у ЛОРа, вовремя лечим хронический тонзиллит и аденоиды. Не злоупотреблять громким хоровым пением, не расширять диапазон и силу звучания голоса. Родители, воспитатели детских садов, педагоги в школах должны внимательно вслушиваться в голос детей и направлять их на консультацию к отоларингологу и логопеду.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.