Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика коррекционной работы Алмазовой



I . подготовительный этап логопедических занятий.

- сбор анамнестических данных, обобщение данных клинического, психолого-педагогического обследований.

- психотерапия ( включение человека в процесс восстановления голоса, разъяснение заданий) .

- одновременно с психотерапией-арт.гимнастика .Её цель- координированная работа арт. аппарата с органами дыхания и голосообразования, освобождение арт.мышц от вялости или напряженности.

-самомассаж: гигиенический ( поглаживание кончиками пальцев) и вибрационный ( поколачивание крыльев носа пальцами с произнесением звука [м] )

- упражнения лфк

II восстановительный этап.

1 вызывание звука голоса – звук вызывать на стоне или имитации мычания . Полученный звук М потом сочетается с гласными. Мычание производится с закрытым ртом, на выдохе, атака звука мягкая.

Для увеличения силы голоса , его звонкости к полученому звуку М добавляется гласный У( т.к. повышается активность голосовых складок; гортань занимает низкое положение и глоточный резонатор удлиняется ). После произносятся обратные слоги, закрытые.

Далее добавляется О. Гортань чуть выше, чем при звуке У.

Далее звук А. При восстановлении голоса звук труден, т.к. тактильно вибрационные ощущенния минимальные, гортань высоко. При постановке А научиться поднимать и удерживать небную занавеску . При органических нарушениях язык оттягивается назад, поэтому следить за арт-цией.

Следующий звук И. ротовое отверстие сужено, голосовая щель расширена ,подсвязочное давление воздуха и амплитуда колебаний голслсовых складок увеличена , поэтому создаётся значительное напряжение арт.аппарата,гортани, мышц шеи.

Процесс восстановления голоса- 3 месяца, вызывание голоса 1- 1,5 мес.

Закрепление полученного голоса: 1) автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы 2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;

Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глухие согласные ф, с, ш, х.

С анатомо-физиологической точки зрения смычные глухие п, т, к являются наиболее простыми звуками.

Звонкие : Работа начинается с щелевых звонких [в, з ж]. Объясняется это тем, что фрикативные произносятся более длительно, чем взрывные. Далее перейти к смычным звонким [б, д, г].

 

 

26.Особенности и содержание восстановительной работы при парезах и параличах гортани

Работа при парезах и параличах гортани

-психотерапевтическая подготовка.

- тренировки по восстановлению голоса должны максимально увеличить позвижность здоровой половины гортани, на парализованной стороне частично восстановить двигательную функцию.

- необходима нормализация физиологического и фонационного дыхания. Занятия начинаются с упроажнения “дутье в губную гармошку”. Начинать с 40 сек/10 раз в день, потом увеличить до 2-х минут 15 раз в день. Удлиняется выдох . Также выполять другие упражнения , которые тренируют направленый удлинённый выдох;

В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, появляются слабые колебательные движения парализованойголслвлй складки.

- далее переходить к голосовым упражнениям. Начинать со звкка М, изолированно, потом в слогах. Далее добавляется звук Н. Делее Й в сочетании с гласными. Далее гласные и их сочетания.

- Автоматизация восстановленого голоса. Подбираются слова , начинающиеся с прямых ударных слогов, далее переходяи к чтению, фразовой речи.

- одновременно с автоматизацией выполняются вокальные упражнения .

Продолжительность коррекционной работы- 2-4 месяца

 

27.Особ.и содержание восст.работы при спастической дисфонии.

В лечении должны участвовать лор , психоневролог, физиотерапевт, однако ведущую роль в восстановлении голоса О. С. Орлова отводит корр.работе логопеда.. 4 этапа: I —подготовительный, II — подготовка физиологич. и фонац. дыхания, III — форм-е нового механизма голосообразования, IV — закрепление навыков голосообразования и голосоведения. Курс - 30—35 дней при условии, что занятия с логопедом 2 раза и самостоятельно 4—5 раз в день.

На 1 этапе проводят клиническое, псих.ипед. обследование больного. С целью активизации личности больного психотерапия. Обеспечивают торможение навыков патологической фонации- режим молчания, во время которого проводить арт. гимнастику

-Выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи, который действует успокаивающе. Больные 3 группы - гигиенический самомассаж беззвучно, больные 2 - потом подключают «м», «н», «л», «р». В 1 группе - оба вида самомассажа

цель II этапа (7—10 дней).— постановка физиологич. и фонационного дыхания на занятиях лфк.

-воспитание костоабдоминального(грудобрюшного?) дыхания. Лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения больные выполняют беззвучно, затем с произнесением глухих щелевых фонем «с», «ш», «ф». Упражнения выполняют в покое в лежа, затем сидя или стоя.

-рекомендуется произносить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги «хахх», «хохх»,

через 5—7 дней приступать к динамичной дыхательной гимнастике

К голосовым упражнениям III этапа (15—20 дней) приступают после согласований с фониатром. С больными 1 и 2 групп занятия начинают с ненапряженного произнесения фонемы «м» «в маску».. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа.

Позднее отрабатывают слоги, утрированно произнося фонему «м». Аналогичные упражнения с фонемой «н». Далее слова на звуки «м» и «н», которые начинаются с твердых фонем. Вначале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, и т. д.

-отрабатывают произнесение последовательностей слогов со звуками «м» и «н» — равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами подбирают материал, из согласных фонем, только соноры и щелевые в прямых слогах. Далее вводят глухие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке «п», «т», «к»; «б», «д», «г» — вначале твердые, потом мягкие.

Больные 3 группы начинают с отработки беззвучной артикуляции звуков, а затем шепотной речи. Прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на фонемы «с», «ш», «х», «ф». Произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук.

-жевательные упражнения с произнесением «хмма—хнна», «хммо—хнно» и тд. Снимает напряжение с арт. аппарата.

-На звуки «х», «ш», «ф» подбирают слова с ударением вначале на первом, а затем последующих слогах. 4этап- 5—7 дней Применяют приемы сопряженной, отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. В этот период важно преодолеть страх речи.

 

 

28. Особенности и содержание восстановительной работы при гипер - и гипотонусныхдисфониях.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап. Цель логопедической работы: активировать голосовой аппарат при гипотонусных расстройствах и восстановить координацию; снять излишнее напряжение при гипотонусе.

Вначале необходимо работать над дыханием – постановка диафрагмального дыхания.

Потом, при гопотонуснойдисфонии проводят упражнения активизурующие внутренние мышцы гортани. Затем переходят к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой араке, затем переводятся на мягкую.

При гипертонусных выполняют дыхательные упражнения с озвучивание (с имитацией стона, со зв. [а] и т.п.) Параллельно проводят масса передней поверхности шеи для снятия напряжения мышц. Используется придыхательная атака, она помогает ослаблению мышечного тонуса. После образования полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднения не вызывают.

3. Автоматизация голосовых навыков.

29. Особенности и содержание восстановительной работы при узелках голосовых связок.

1. Подготовительный.

2. Основной этап начинают с вызывания звучного голоса. Легче всего голос проявляется от кашлевого толчка и введение в слоги КА, КО, КУ, КИ, КЕ; затем КАК, КОК, КУК, КЕК. Или от «жужжания» со слогами ЖА, ЖО, ЖИ, ЖЕ$ ЖОЖ, ЖУЖ.

Для восстановительного обучения принимаются технические средства, с их помощью улучшается контроль за тембром и силой голоса. Для закрепления полученного голоса в дальнейшем проводят голосовые упражнения.

3. Автоматизация голосовых навыков (вокальные упражнения, пение).

 

30. Особенности и содержание восстановительной работы при узелках голосовых связок.

Узелки голосовых связок – доброкачественные разрастания ткани. Которые образуются ввиду их перегрузки. Формируются небольшие утолщения, со временем затвердевают, становятся похожими на мозоль, т.к. нагрузка на голосовые связки не снижается, узелки увеличиваются.

1. Терапевтическое лечение (1 – 2 мес.) – голосовая терапия – основа лечения узелков. Цель – научить пациента контролировать голос, чтобы избежать проблем (ограничение голосового общенмя – голосовой покой). Одновременно с голосовой терапией прописывают приемы антибиотиков, антигистанинов, противовоспатилительных препаратов, ингаляции, лечение ультрафиолетом.

2. Хирургический путь, после опреации голос появляется через пару дне , а через неделю уже можно петь.

 

 

31. Особенности и содержание восстановления голоса после частичного и тотального удаления гортани.

Удаление гортани при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью. Голоса при сохраненных артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. Человек лишается коммуникативных возможностей общения, возникают серьезные опасения по поводу прогноза заболевания и соматической ослабленности после операции и лучевого лечения. Все это вызвано не только ественными реакциями на болезнь, но и собственно психическими нарушениями, обусловленные заболеванием и особенности личности. Человек осознает собственную неполноценность, «уродство».

Восстановление звучной речи возможно при создании компенсаторного органа голосообразования – физиологическое сужение в пищеводе на уровне 4 – 6 шейных позвонков – псевдоголосовая щель.

4 этапа восстановления голоса:

1 –подготовительный. Выявление состояние психики больных – проводится психотерапия, консультация и лечение у психиатра. «Дутье в губную гармошку» - для тренировки верхнего и среднего отделов пищевода. Занятия лечебной физкультурой для адаптации к дыханию через трахеостому – сформированное отверстие в трахее после удаления гортани.

2 – формирование псевдоголовой щели и вызывание пищеводного голоса. Упражнения (стоя, слегка наклонив корпус вперед, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте, имитировать рвотное движение; такое же упражнение лежа)

3 – автоматизация пищеводного голоса. Предлагаются произнесения коротких фраз. Достижение плавности и внятности речи, материал постепенно усложняется.

4 – завершение формирования пищеводного голоса. Упражнения на расширение диапазона, увеличение модуляции и улучшении тембра. Использование вокальных упражнений.

Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу – 2 – 4 месяца.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.