Здавалка
Главная | Обратная связь

Нижегородской Модели ООН НГЛУ

Доклад Совета Безопасности ООН

«Защита прав лиц, являющихся вынужденными переселенцами, но не получившими статус беженцев»

 

В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. Столкнувшись после Первой мировой войны с остротой проблемы беженцев, мировое сообщество из гуманитарных соображений стало принимать на себя функции по защите беженцев и предоставлению им помощи. Модель международной деятельности по защите беженцев была установлена Лигой Наций и подтверждена принятием ряда международных соглашений по этой проблеме: Соглашения от 12 мая 1926 г. и 30 июня 1928 г., Конвенции от 28 октября 1933 г. и 10 февраля 1938 г., Протокол от 14 сентября 1939 г. Согласно этим документам, беженцы каждой категории определялись по национальной принадлежности или территории, которую они покинули, а также в связи с отсутствием дипломатической защиты со стороны своей страны. В 1930-е гг. было создано Международное управление Нансена и Межправительственный комитет по делам беженцев во главе с Верховным комиссаром по делам беженцев. В 1947 г. образована Международная организация по делам беженцев. С особой остротой необходимость этого была осознана в связи со Второй мировой войной, во время и после которой потоки вынужденных мигрантов — беженцев распространились по большей части планеты и стали одним из решающих факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на значительные группы жителей планеты и на стабильность многих государств. Некоторые из них приезжают с целью поиска убежища от преследований или опасности на родине, в то время как другие имеют чисто экономические цели, не связанные с преследованиями или опасностью, и могут воспользоваться системой предоставления убежища для получения юридического статуса, в котором им было отказано иммиграционными властями.

Основными документами, закрепившими процедуры и критерии определения статуса беженца, являются Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, принятые в связи с потребностью дать юридическое определение статуса беженцев в новых послевоенных условиях. Конвенция была принята на Конференции полномочных представителей ООН 28 июля 1951 г. и вступила в силу 21 апреля 1954 г.

Согласно данному документу, беженец — это «человек, который в силу вполне обоснованных опасений стал жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не сможет пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений». Основной принцип Конвенции гласит, что права беженцев в чужой стране должны быть, по крайней мере, эквивалентны правам проживающих в этой стране иностранцев. Беженцы защищены принципом non-refoulement (невозвращения), который означает, что их не могут принудить возвратиться на свою родину, если у них имеются основания опасаться за свою жизнь.

Но не всегда лицам, являющимся вынужденными переселенцами, предоставляют статус беженца. Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязательства:

- обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;

- оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

- содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.

Краеугольным камнем защиты перемещенных лиц является ст. З,общая для всех Женевских конвенций. Несмотря на свою краткость, она содержит важнейшие принципы. Указав, что лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением, эта статья запрещает следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность (в частности все виды убийства, нанесение увечий, жестокое обращение, пытки и истязания), взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, а также осуждение и исполнение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, представляющим все (основные) судебные гарантии.

Другая категория лиц, которую нужно упомянуть, это апатриды - лица, "которое не рассматриваются гражданами каким-либо государством в силу его закона". Это определение в настоящее время также признается в международном праве. Лица, попадающие под это определение, имеют права и обязанности, определенные в Конвенции 1954 г. Конвенция не регулирует правовой статус лиц без гражданства de facto, общепризнанное определение которых в международном праве отсутствует. При этом лица без гражданства de facto имеют право на защиту в рамках международного права прав человека.

Для решения проблем защиты, с которыми сталкиваются лица без гражданства, в частности, те из них, кто не являются беженцами, международное сообщество приняло Конвенцию 1954 года о статусе апатридов ("Конвенция 1954 г."). Данное международное соглашение направлено на регулирование статуса лиц без гражданства и обеспечение максимальных возможностей для реализации их прав. Конвенция дополняет международные соглашения о правах человека. Все большее количество государств прибегает к Конвенции 1954 г. как к механизму защиты лиц без гражданства. Это отражает понимание того, что Конвенция 1954 г. о статусе апатридов является единственным правовым инструментом, который официально устанавливает международный юридический статус "лиц без гражданства".

Конвенция 1954 г. остается основным международным инструментом, регулирующим статус лиц без гражданства, которые не являются беженцами, и обеспечивающим возможность реализации прав человека для лиц без гражданства без какой-либо дискриминации. Она предоставляет лицам без гражданства международно-признанный правовой статус, предлагает им возможность получения проездных документов, удостоверений личности и других основных документов, а также определяет единую систему минимальных стандартов обращения с лицами без гражданства. Таким образом, присоединение к Конвенции 1954 г. позволяет государствам продемонстрировать свой курс на соблюдение прав человека, обеспечивает для отдельных лиц возможность получения защиты и мобилизует международную поддержку государств в целях обеспечении необходимой защиты лиц без гражданства.

Генеральная Ассамблея ООН избрала УВКБ ООН для решения задачи оказания помощи государствам в деле защиты лиц без гражданства и разрешения ситуаций безгражданства не только потому, что проблемы беженцев и лиц без гражданства иногда совпадают, но также в связи с тем, что защита лиц без гражданства требует во многом использования подхода, идентичного работе с беженцами. Обе категории населения нуждаются в международной защите.

Насколько не был бы широк объем прав, предоставляемых лицам без гражданства, это не сможет их уравнять с гражданами государства. Все люди имеют право на гражданство, и при возникновении такой "аномалии", как ситуации безгражданства, внимание должно быть направлено на их предотвращение и сокращение. Конвенция 1961 г. о сокращении без гражданства предоставляет государствам инструменты для избежания и разрешения случаев безгражданства.

Указанные конвенции формируют всестороннюю правовую основу для предотвращения случаев безгражданства и гарантии предоставления как минимум правового статуса, что обеспечивает определенную стабильность для людей, а в соответствующих случаях упорядочивает их пребывание на территории государства.

____________________________________________________________________

Основные документы:

Конвенция о статусе апатридов:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apatride.shtml

Конвенция о статусе беженцев:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml

Конвенция о сокращении безгражданства:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/statelessness.shtml

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.shtml

Протокол, касающийся статуса беженцев:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees_prot.shtml

 

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.