Здавалка
Главная | Обратная связь

МоНады и НоМады/ ТАКТИЛЬНАЯ ОПТИКА

Проект концептуализирует ситуацию мышления сегодня. Сдвиг пространства мышления от монады к номаду. Интевал. Распад единой картины мира, в т.ч. монадической парадигмы. Сущностным свойством монады является представление, способность быть «постоянным живым зеркалом универсума », но и сама монада—это универсум —состоящий из мельчайших отражений универсум монады . «Зеркальце в зеркальце»--пронизывающая универсум кривая отражений или кривые отражения — визионерский проект Лейбница. Мир раскрывается в координатах знания ---наложения на мир человеческого облика и зеркального его возвращения в виде человека культуры, человека-знания. Иной стиль присутствия в мире предъявляет номад, на ступнях которого соединяются элементы и потоки расходящихся возможных миров. Контактное проживание задействует более широкий спектр, чем представление и отражение уже наработанных и составляющих культурный банк абстрактных форм мысли. Как если бы зеркальность прошла сквозь зернистый непроницаемый топос, обретая в точке утраты зрения иные свойства слышащих стен и рассыпающихся камней.
В Трактате о номадизме Делез предлагает концепт номадической мысли, которая экстерриториальна, она как по ту сторону единства, так и по ту сторону множества: ни монизм, ни мплюрализм. Однако , если в классической философии монизм и плюорализм подразумевали исхождение мысли из языковой картины мира (язык дом бытия), то в текстах Делеза все время сквозит вопрос : как быть с тем , что ничего не значит, с теми сингулярностями, которые проскальзывают под значением. Т.о. мысль прописывается в области, которую, можно
назвать (следуя Делёзу) «хаосмосом» - ни хаос, ни космос, а некая «между»-позиция, интервал, динамичная, ускользающая пустота. Сингулярности трассируют картину мира, создавая в ней трещины и разрывы, скрыть которые уже невозможно. Мысль более не подменить значением.
В своих истоках мысль развивается не как язык мира или картина мира, но как событие, сообщничество, акция, как контактное проживание. Появляется скепсис по отношению к возможности извлечь мысль из мира абстракций. Мысль не может быть ограничена знанием, номадическая мысль --вечный кочевник. Телесность номада высвобождает человека из погруженности в картину мира. Рождение - в теле номады, умирание - в знании монады.
В номаде мир и человек раскрываются не в координатах знания, а в актах события, контактного, телесного проживания, не требующего репрезентации, поэтому номады отсутствуют в инвентарном списке значений картины мира. Зато они наделены полнотой присутствия в своем теле. Мысль в номаде выражает истину действия номада, а не отражения или репрезентацию. В номаде истина мысли равна событию ее исполнения –повторения, растягивающегося в складку.
Экспозиция состоит из отдельных и собранных в коллажи фотографий, множащих один и тот же сюжет - принты глаз, размещенные на архитектурных и тектонических поверхностях города Матейры. Другой частью экспозиции являются небольшие принты глаз, выполненные в разной фактуре и технике, размещенные в выставочном пространстве, (в т.ч. на полу), они как бы смещают, «трассируют» основную экспозицию, создавая дополнительные пространства в пространстве, емкость которых определяется глубиной отпечатанных «взглядов».
На первый взгляд, отправленные нами в путешествие принты глаз создают некий паноптический проект, задействуя поверхности стен, ворот, дверных проемов врастающего в скалы города. Однако, для проекта нами был выбран уникальное место –Матера. Матера—это там, где архитектура превращается в тектонику — выдолбленный в воронке горного массива город подобен гигантскому уху, видящей коже, на дне которой отдаются звуки, столкновения, касания потоков мира. Принты глаз размещаются нами на «слепых» или «подслеповатых», недоступных сквозному паноптическому зрению криволинейных поверхностях сочленений улиц, лестниц, решеток и уступов. Ты видишь, что тебя видят в точке превращения зрения. Как если бы плоть города-камни исполнились взглядом, прослеживая мимолетные движения и положения тел, скользящих в тектонических уровнях, переходах и разломах .
В этом проекте нас интересовали не столько взгляд и поверхности которыми он оперирует, не столько касание и фактуры которые оно воспринимает, сколько то, что происходит в фокусе той бездонной точки, в которой взгляд и касание углубляются друг в друга одновременно втягиваются внутрь архитектуры, тектоники, смещения земных пластов и образования горных пород. Эта задача обусловила особую тактильную оптику нашего проекта.

Светлана Веселова





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.