Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)



8.1. Социальная ситуация развития.

Первый и самый важный момент – это начало обучения в школе. У ребенка

происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Если у

дошкольника существовали две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый»

и «ребенок – дети», то теперь в системе отношений «ребенок – взрослый» произошли

изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок –

учитель».

Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к

родителям, и к детям. Это было экспериментально показано Б.Г. Ананьевым, Л.И.

Божович, И.С. Славиной. Данные отношения становятся для ребенка центральными,

потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение,

оценивание исходит от учителя. От того, какие оценки он будет получать, зависят

отношения со сверстниками и родителями. Сверстники стараются дружить с теми, кто

хорошо учится. Если раньше родители спрашивали: «Как у тебя дела?», то теперь:

«Какую оценку ты получил?». Ребенок видит, что плохие оценки огорчают родителей, а

хорошие – радуют.

Отношения «ребенок – учитель» превращаются в отношения «ребенок –

общество». В учителе оказываются воплощенными требования общества. «В школе

закон общий для всех», писал Г.-Ф. Гегель. В школе построена система определенных

отношений, и ее носителем является учитель.

Д.Б. Эльконин отмечал, что дети очень чутки к тому, как учитель относится к

детям. Если ребенок замечает, что учитель кого-то выделяет, то уважение к нему

снижается. В первое время дети строго следуют указаниям учителя, но если он

проявляет лояльность по отношению к правилу, то правило начинает разрушаться

изнутри.

С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими

людьми. Несмотря на то что он продолжает жить в том же доме, ходить по тем же

улицам, жизнь его кардинально меняется. Свобода дошкольного детства сменяется

отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают

контролировать его: интересуются оценками и высказывают свое мнение по поводу

них, проверяют домашние задания, составляют режим дня. Ребенку начинает казаться,

что родители стали любить его меньше, потому что теперь их больше всего интересуют

оценки. Это возлагает на него новую ответственность: ему приходится контролировать

свои ситуативные импульсы, организовывать свою жизнь. В результате ребенок

начинает испытывать чувство одиночества и отчуждения от близких.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для

него как стрессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние,

повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье,

так и на поведении.

Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему со

стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший

школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он

ученик и ответственный человек.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.