Здавалка
Главная | Обратная связь

Учебная деятельность. Другие виды деятельности



Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний,

умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые

предметы, с которыми надо научиться действовать.

Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать.

Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.

Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима

положительная мотивации, т. е. чтобы ребенок сам очень хотел учиться. Но мотив и

содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, и со временем мотив

теряет свою силу. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности

является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с

содержанием и способами обучения.

Предметом изменений в учебной деятельности является сам ученик. Учебная

деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя,

требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Поэтому новым

предметом для ученика становится процесс собственного изменения. Главным в

учебной деятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил

собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности:

1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка

учиться, придает учебной деятельности смысл;

2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок

осваивает наиболее общие способы действия;

3) учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная

задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для

каждого предмета и общие);

4) действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход

усвоения учебной задачи;

5) действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность

усвоения учебной задачи.

Рассмотрим, в какой форме осуществляется учебная деятельность. На начальных

этапах – это совместная деятельность учителя и ученика. По аналогии с освоением

предметных действий в раннем возрасте получается, что сначала все находится в

«руках учителя» и он «действует руками ученика». Только в школьном возрасте

деятельность осуществляется с идеальными объектами (числа, звуки), а «руками

учителя» является его интеллект. Учебную деятельность можно сравнить с предметной,

только в учебной деятельности предмет является теоретическим и идеальным, что

ведет к проблемам в совместной деятельности во время учебного процесса. Но в

процессе обучения происходит взаимодействие ребенка не только с учителем, но и

друг с другом, которое также влияет на развитие учебной деятельности.

Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом

развитии младших школьников. Материалом для исследования послужило

экспериментальное обучение русскому языку первоклассников. Сравнивались

экспериментальный и контрольный классы. В экспериментальном классе учитель

работал с группой совместно работающих учеников, основной его задачей была

организация делового общения учеников по поводу изучаемого материала. В

контрольном классе обучение было традиционным, при котором воздействия учителя

адресовались отдельно каждому ученику. По окончании исследования результаты в

экспериментальном классе были лучше, чем в контрольном. Отсюда следует, что дети

лучше усваивают учебный материал в совместной работе со сверстниками.

Г.А. Цукерман выдвинула идею о том, что сотрудничество со сверстниками

качественно отличается от сотрудничества со взрослым. В отношениях ребенка со

взрослым последний ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка.

Замечено, что дети могут делать ошибки в уже сформировавшихся действиях и с

легкостью их находят, но только при помощи взрослых. По мнению Г.А. Цукерман, это

происходит потому, что учитель передает только операционный состав действия, но

остается держателем его смыслов и целей.

При совместной работе со сверстниками равноправное общение обогащает

ребенка опытом контрольно-оценочных действий и высказываний. Анализируя

взаимодействие детей в экспериментальном классе, Г.А. Цукерман выделила две

характеристики учебной деятельности.

1. Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и

ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень

редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера,

его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.

2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера

действий. Работа строилась в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль

учителей разных классов и обсуждали, на какие правила надо дать задания тому или

иному классу. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень

учащихся.

Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект

ставит перед собой задачи собственного изменения. Именно в этом и состоит цель

обучения – изменить ученика.

Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших

школьников – игровой и трудовой. Рассмотрим, какое влияние она оказывает на

игровую деятельность. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется,

но в характере игровой деятельности происходят изменения (табл. 7). Возрастает

значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные

игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в

плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация). Кроме

того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.

Тем не менее для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет

сделать смысл вещей более явным. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл

этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и

вспомогательное, но все-таки существенное значение. Она позволяет ребенку овладеть

высокими общественными мотивами поведения.

Таблица 7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.