Здавалка
Главная | Обратная связь

Безыменные контракты.



Сис-ма исчерпывающего перечня контрактов, имевших каждый определенное хозяйственное значение и защищавшихся каждый своим иском (со специальным названием), не могла удовлетворить всех пот­ребностей рабовладельческого общества начала империи. Хо­зяйственная жизнь к началу нашей эры стала уже достаточно развитой и сложной. В торговле, да и в других областях хозяй­ственной жизни складывались разнооб­разные отношения, из которых многие не укладывались в тес­ные рамки замкнутой системы договоров. Если два лица дого­варивались о каких-то имущественных предоставлениях друг другу, причем их договор не подходил ни под один из реальных или консенсуальных контрактов, то вся юр. сила та­кого договора первоначально состояла лишь в следующем: если одна сторона такое соглашение исполняла, а другая сторона уклонялась от его исполнения, то первой стороне давали кондикционный иск для истребования обратно того, что было предоставлено другой стороне. Под напором требований хозяйственной жизни сто­рона, исполнившая обязательство, установленное договором, выходившим за рамки замкнутого перечня контрактов, по­лучила иск для понуждения другой стороны к исполнению ее обязательства.

2. У римских юристов встречается противопоставление новых договоров, выходивших за рамки замкнутого перечня, таким договорам, которые «имеют свое название». На этом основании средневековые юристы назвали новую категорию «contractus innominati», т.е. безыменные, непоименованные контракты. Это название не вполне точно; некоторые из этих «безыменных контрактов» все-таки получили название (например, мена — permutatio, оценочный договор — contractus aestimatorius). Термин «безыменные контракты» нужно понимать в том смыс­ле, что сама категория новых контрактов не имела такого обоз­начения, как основные цивильные контракты — вербальные, литтеральные, реальные, консенсуальные.

3. Разнообразные случаи безыменных контрактов в Дигестах Юстиниана сведены к четырем основным типам: 1) я передаю тебе право собственности на вещь с тем, чтобы ты передал мне право собственности на другую вещь; 2)я передаю тебе право собственности на вещь с тем, чтобы ты совершил известное действие (оказал какие-то услуги и т.п.); 3) я совершаю для тебя известное действие с тем, чтобы ты передал мне право собст­венности на известную вещь; 4) я совершаю для тебя известное действие с тем, чтобы и ты совершил для меня какое-то действие.

4. Даже тогда, когда безыменные контракты окончательно сложились в виде одного из звеньев римской системы контрак­тов, они сохранили одну особенность, отличавшую их от дру­гих контрактов. Именно за стороной, выполнившей свое обя­зательство и не получившей удовлетворения от другой сторо­ны, было сохранено право взамен предъявления иска о понуж­дении контрагента к встречному предоставлению предъявить кондикционный иск о возврате исполненного первой стороной как неосновательного обогащения, т.е. право отступиться от договора.

5. Договор мены по своему хозяйственному назначению близок к договору купли-продажи. При купле-продаже обяза­тельству одной стороны предоставить «в прочное обладание» другой стороне продаваемую вещь соответствует обязательст­во другой стороны уплатить цену; вещь как бы обменивается на деньги. При договоре мены происходит обмен вещи на вещь.

В качестве формы непосредственного товарообмена мена являлась древнейшим договором, предшествовавшим купле-продаже. Юридическую регламентацию договор мены по­лучил сравнительно поздно.

Если первая сторона передала вещь, ей не принадлежа­щую, и в дальнейшем вещь была кем-либо отсуждена у второй стороны, договор не считался заключенным. В случае эвикции у первой стороны вещи, полученной во исполнение договора от второй стороны, наступают те же юр. последствия, как и при эвикции от покупателя проданной ему вещи.

На тех же основаниях, как и при купле-продаже, решались вопросы об ответственности сторон по договору мены за недобро­качественность переданной вещи.

6. Под оценочным договором понимался такой договор, по которому опред. вещь передавалась одной из сто­рон другой для продажи по известной оценке с тем, чтобы другая сторона или предоставила первой сумму, в которую оценена переданная вещь, или возвратила самую вещь.

При продаже вещи во исполнение оценочного договора по внешнему виду отношений имело место отступление от правила о том, что передача вещи от лица, не имеющего на нее права собственности, не может привести к приобретению права собственности лицом, которому вещь передана. Именно лицо, получившее вещь для продажи по определенной оценке, не являлось собственником этой вещи; тем не менее, если оно продавало или передавало вещь, приобретатель становился ее собственником.

Если лицу, принявшему вещь для продажи, удавалось продать ее дороже оценки, излишек шел в его пользу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.