Здавалка
Главная | Обратная связь

Англо-Саксонское завоевание.

597 - в Кент прибывает Святой Августин. Начало обращение в христианство.

871-899 - Правление Короля Альфреда Великого. Король англо-саксонского королевства Уэссекс. Объединил под своей властью ряд соседних англосаксонских королевств. При нем составлены первый общеанглийский сборник законов и часть “Англосаксонской хроники”.

1066 - Норманнское завоевание. Битва при Гастингсе.

1200 - Начало Среднеанглийской литературы.

1360-1400 - высшее ее проявление - творчество Чосера.

1485 - одна из первых книг, напечатанных в Англии - Morte Dartur («Смерть короля Артура») сэра Томаса Мэлори.

Начало древнейшего периода английской литературы связывают с вторжением на территорию Британии в середине V века англосаксов и ютов - племен германского происхождения. Конец периода датируется 1066 годом. Часто для обозначения существенно важного, но малоизученного исторического периода, начавшегося с момента ухода римских войск в 425 году н.э. и продолжавшегося до норманнского завоевания, кульминационной точкой которого стала битва при Гастингсе, используют термин “Британия Темных Веков”. Это была эпоха заселения страны, когда земли добывались и удерживались окровавленным мечом, когда мелкие короли постоянно враждовали между собой. Эта эпоха видела приход христианства и, вместе с ним, преследование, поглощение и фактически полное искоренение исконной религии кельтов - друидизма. Кельты - VI в до нашей эры. Самобытность культуры кельтов сохранилась во время всего периода римской оккупации. (Коренное население - бритты). По легендам, когда “римский орел” улетел, на земле Британии воцарились друиды. Друиды - кельтские жрецы. Слово “друид” означает “человек дуба”. Дуб - наиболее почитаемое дерево у друидов, которое они называли “Королем Всего”. Созданные этими жрецами магические системы настолько основательны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними.

Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт, свою культуру. Англы, саксы и юты образовали семь королевств: Кент, Сессекс, Эссекс, Уэссекс, Восточная Англия, Нортумбрия и Мерсия. Каждое из них стремилось господствовать над остальными. Принятие христианства в VI веке безусловно способствовало укреплению государственного единства. Отношения англосаксов с кельтами носили характер глубокой национальной вражды. Последующая история Англии (так назвали англосаксы завоеванную страну) определила новые и более сложные формы взаимодействия этих народов и их культур. Кельтские сказания легли в основу средневековых рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, они явились источником, из которого черпали вдохновение и сюжеты своих произведений поэты последующих веков.

Сохранились памятники письменности англосаксов (надписи на мечах, предметах домашнего обихода). Известно о существовании песен, исполнявшихся во время свадебных и погребальных обрядов, в процессе труда, во время военных походов. Сказания, легенды и песни передавались из рода в род. Их исполняли певцы. Различались певцы-поэты (скопы) и певцы-исполнители (глимены). И скопы и глимены пользовались почетом и уважением. Они были хранителями народных преданий. Записывать же поэтические произведения языческими жрецами запрещалось. Их запись стала осуществляться учеными монахами после введения христианства. Записано далеко не все, многие записи не сохранились, почти все рукописи неоднократно изменялись, сказания языческих времен подвергались христианизации.

Самое значительное из сохранившихся произведений англосаксонской поэзии - поэма “Беовульф”. Возникновение этого памятника относится примерно к VШ веку. “Беовульф” - один из образцов средневекового героического эпоса. Возникла на основе старинных германских преданий, относящихся к языческим временам. Действие поэмы происходит на берегах Балтийского моря, сюжет заимствован из германской мифологии. Англия не упоминается.

“Беовульф” включает в себя две части и повествует о подвигах отважного геатского (геаты или гауты - скандинавские племена на юге Швеции) витязя Беовульфа, избавившего Данию от страшного морского чудовища Гренделя. В течение 12 лет Грендель, живущий в болоте, каждую ночь приходит в “Оленью палату”, похищает несколько спящих воинов и пожирает их в своем логове. На помощь королю Хротгару с 14 воинами плывет Беовульф. Он снимает с себя кольчугу и шлем, отдает свои доспехи и “меч исполинский” на хранение слугам. Беовульф хочет помериться с Гренделем силами в рукопашной схватке. Никогда прежде не встречался Грендель с такой силой и бесстрашием. Дрогнули стены “Оленьей палаты”, когда Беовульф вступил в бой с Гренделем, затрещали кости чудовища: И чудище злое, что прежде так часто

Убийствами жажду злодейств утоляло,

Впервые узнало слабость и немощь,

Едва его стиснул боец Хигелака.

 

В бою Беовульф вырывает из плеча руку Гренделя. Истекая кровью, великан-людоед уползает и скрывается в бездне болот. На следующую ночь является мать Гренделя. Она убивает и утаскивает одного из приближенных короля Хротгара. Бесстрашный Беовульф следует за ней и погружается в море. В морской пучине он сражается с матерью Гренделя и убивает ее. Находит труп Гренделя и голову его как трофей приносит датчанам. Щедро награжденный Хротгаром Беовульф возвращается на родину и рассказывает королю Хигелаку обо всем. Хигелак дарует ему землю, а когда его сын погибает в битве со шведами, Беовульф становится королем геатов. Во второй части Беовульф - уже старик, правящий геатами. На земли геатов нападает огнедышащий дракон. Беовульф в единоборстве убивает дракона, но сам умирает от его ядовитых укусов. По своему составу поэма о Беовульфе - явление сложное. Мотивы сказаний времен раннего средневековья сочетаются в поэме с элементами, свидетельствующими о более поздней переработке их в духе христианской религии.

С конца VI века в связи с распространением католичества в Англии развивается христианско-церковная литература на латинском языке. Ее центрами становятся монастыри Кента, Уэссекса и Нортумбрии (очаги науки и просвещения в средние века).

Основоположником литературной прозы на англосаксонском языке считают короля Уэссекса Альфреда. Известен как переводчик на англосаксонский язык латинских трудов и как создатель ряда оригинальных произведений.

Особенности развития английской литературы в период ХI-ХШ вв. связаны с завоеванием страны норманнами. Выходцы из Скандинавии, норманны задолго до вторжения в Англию обосновались на северо-западе Франции, восприняв культуру и язык этой страны. В 1066 под предводительством герцога Вильгельма они вторглись в Британию и в битве при Гастингсе одержали победу над англосаксонскими войсками, возглавляемыми королем Гарольдом П. Гарольд был убит, королем Англии стал Вильгельм Завоеватель. Официальным языком в стране стал французский. На нем говорила правящая верхушка; он употреблялся в парламенте, суде, школах. Коренное население говорило на англосаксонском языке, претерпевшем после нормандского завоевания значительные изменения. В церковных кругах пользовались латынью. Трехъязычие сказалось на развитии литературы. Возникали литературные произведения на латинском, французском и англосаксонском языках. На латинском писались научные труды, исторические хроники, антицерковные сатиры. Литература на французском языке была представлена рыцарской поэзией. На англосаксонском языке сохранились произведения народнопоэтического творчества, а также ряд поэм, стихотворений и рыцарских романов, относящихся к ХШ - ХIV вв. Лишь в ХIV веке в связи с формированием английской нации английский язык стал основным литературным языком.

Рыцарские романы. Наиболее распространены были романы бретонского цикла, названные артуровскими романами или романами Круглого стола. Перекликаясь в сюжетном отношении с французскими рыцарскими романами (создателем французского артуровского романа является Кретьен де Труа, поэт второй половины ХП века) английские романы артуровского цикла имеют свои особенности. Французским романам свойственна большая изысканность, тема куртуазной любви занимает в них основное место и разработана с особой тщательностью. В английских вариантах при разработке аналогичных сюжетов сохраняются эпическое и героическое начала, характерные для легенд, послуживших источниками их создания, в гораздо большей степени передано ощущение реальной жизни с ее жестокостью, грубыми нравами, с ее драматизмом.

В 60-х годах ХV в. Томас Мэлори собрал, систематизировал и обработал романы артуровского цикла. Он пересказал их содержание в книге “Смерть Артура”, которая в 1485 была напечатана Вильямом Кэкстоном. Легенды и романы артуровского цикла привлекали к себе внимание многих писателей последующих эпох. (Мильтон, Саути, Скотт, Теннисон, У.Моррис).

ХIV век - период больших изменений в жизни Англии. В это время происходит процесс формирования английской нации и языка. В истории литературы - это время Ленгленда и Чосера. Ленгленд всецело связан с культурой средневековья. Чосер - последний поэт средних веков и предвестник эпохи Возрождения в Англии. Оба поэта были современниками и свидетелями больших социальных потрясений: Столетняя война с Францией (1337 -1453), эпидемии чумы, крестьянское восстание 1381. Но это был и период напряженной борьбы различных тенденций в формирующейся национальной литературе. Аллегорическая поэма дидактического характера и рыцарская поэма, баллады, послания, оды, трактаты, проповеди, поэмы - видения и, наконец, “Кентерберийские рассказы” Чосера, вобравшие в себя все разнообразие жанров того времени - таково жанровое многообразие английской литературы ХIV века.

Поэма Ленгленда (ок.1330-ок.1400) “Видение о Петре Пахаре” (среднеангл.яз.) принадлежит к весьма распространенному в Cредние века жанру “видений”. Действительность в “видениях” представала в форме сна. Центральный герой - Петр Пахарь, искатель правды и справедливости. Кроме него действующими лицами поэмы являются персонифицированные абстракции: Святая церковь, Правда, Любовь и Совесть. Соперницами и врагами этих светлых сил выступают в поэме Ложь, Лесть, Коварство и Мзда. Интересно отметить, что отвлеченные понятия в поэме Ленгленда, как и во многих других произведениях средневекового искусства на поздней стадии его развития преломляются в жизненно правдивых, вполне конкретных чертах. Символика образа не исключает наглядности, а словно сливается с ней. Академик Алексеев объясняет эти особенности метода средневековым способом мышления. Специфика мышления человека средневековья - в “потребности приписывать всякой абстрактной идее предметное бытие”.

Характерная черта творчества Чосера (1340-1400) - связь с национальной жизнью Англии. Этим объясняется то обстоятельство, что он писал преимущественно на английском (в основе - лондонский диалект). Чосер внес важный вклад в становление английского литературного языка.

Основное произведение - “Кентерберийские рассказы”, в котором представлена широкая и яркая картина современной Чосеру Англии. Книга открывается прологом, в котором обрисован облик каждого из действующих лиц. Весенним днем в харчевне “Табард” собрались паломники, отправляющиеся на поклонение гробу святого Томаса Бекета в Кентербери. Это люди из разных мест Англии, принадлежащие к разным сословиям. Здесь рыцарь, монах, юрист, купец, студент, повар, мельник, капеллан, ткачиха и многие другие. Хозяин харчевни Гарри Бейли предлагает богомольцам рассказывать занимательные истории, чтобы скоротать путь в Кентербери и обратно. Каждый рассказ представляет собой законченную поэтическую новеллу. Чосер использует принцип “Декамерона” Бокаччо, утвердившего в европейской литературе прием сюжетного обрамления книги новелл.

В отличие от Ленгленда, который надежды на торжество справедливости связывает с милостью Божью, Чосер верит в земного человека, что связывает его с мировосприятием эпохи Возрождения.

 

 

Научная и учебная литература:

1.История всемирной литературы в 9 т. Т.1. М., 1983. С.271-302.

2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1984.

3.Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976.

4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная литература Средневековья и Ренессанса. М.,1992.

5. Аникст А.А. История английской литературы. М.,1956.

 

 

Английская литература эпохи Возрождения.

Культура эпохи Возрождения - новый качественный скачок по сравнению со средневековой культурой. В Средние века - господство двух реальностей: признание земной реальности лишь жалким и бледным отражением истинно прекрасного потустороннего мира. Видимое и материальное в образе реального мира мыслилось в средние века как отражение идеального. Отведенные человеку время и пространство иллюзорны, он не способен понять смысл ни своей судьбы, ни судеб мира, которые представляются ему нагромождением случайностей, являясь выражением неведомого провидения. Все санкционировано свыше: все в руках Господа, воля Божья неисповедима. Глазам человека открылась красота окружающего земного мира и ценность реального времени его земной жизни. На смену теоцентрическим представлениям о мире, ставящим в центр мироздания Бога, приходит идея антропоцентризма, согласно которой человек объявляется центром Вселенной и “венцом творения”. Т.о. идеологией эпохи Возрождения следует считать гуманизм. Это своеобразная идеология, составляющая смысл и определяющая основную направленность ренессансной культуры - стремление создать светскую культуру с человеком в центре ее.

Ренессансные идеалы так или иначе нашли свое отражение в поэзии Петрарки, философии Пико делла Мирандолла, в искусстве Леонардо да Винчи. (В Италии - ХIV век). В Англии же - только с восшествием на престол Генриха VII, правление которого способствовало относительной политической стабильности Англии, появляются первые признаки Ренессанса , расцвет которого приходится на правление Генриха VIII .

Важные вехи истории:

1485 - восшествие на престол Генриха VII. Открывает эпоху правления Тюдоров (1485 - 1603). Граф Ричмонд стал Генрихом VII, первым монархом из династии Тюдоров, одержав победу над Ричардом Ш и положив конец многолетней распре между двумя знатными домами Йорков и Ланкастеров. (Известна как война Алой (Ланкастер) и Белой (Йорк) Роз - 1455 - 1485). Истощенные войной, бароны не могли помешать созданию единой централизованной системы управления государством - абсолютной монархии.

1509 - восшествие на престол Генриха VIII. Идеи Ренессансного гуманизма на английской почве. Деятельность Томаса Мора (1478-1535). Самое значительное произведение - “Утопия”. Содержит критические суждения о пороках современного ему общества. Это не только философское, но и художественное произведение. Состоит из двух частей. В первой части - обличает современную Англию, во второй - детально характеризует государственные порядки на острове Утопия. Книга Томаса Мора положила начало целому ряду произведений, в которых находит выражение утопическая мечта о справедливом обществе будущего - “Город Солнца” Кампанеллы, “Новая Атландида” Ф.Бэкона. Своим названием жанр утопии обязан книге Т.Мора. Долгое время в Англии проводит друг Мора Эразм Роттердамский, идеи которого повлияли и на развитие гуманизма в Англии и на подготовку Реформации. (Широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе ХVI века. Началась в Германии с выступления Мартина Лютера. Что такое Реформация? С точки зрения тех, кто поддерживал ее, это было возвращением чистоты Христианству - очищением церкви от коррупции, идопоклонства, которое накапливалось веками. Отсюда - для протестантизма (откололось от католицизма в ходе Реформации) характерен отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата, отказ от культа Богородицы, святых, ангелов, икон. С точки зрения Католической церкви, это - damnable heresy. С точки зрения перспективы - это явление может быть рассмотрено как важнейший фактор в разрушении единого Западного Христианского мира, в секуляризации государства, в установлении королевской власти над церковью и, следовательно, в идентификации религиозной и национальной. Осуществленная Генрихом VIII Реформация устранила зависимость от папского Рима, уничтожила монастыри. Во главе новой англиканской церкви стал сам король. Уильямом Тиндалом на английский язык была переведена Библия. Результатом Реформации явилось ослабление власти церковников и усиление гуманистических идеалов светской ренессансной культуры.

1517 - начало Реформации.

1534 - Генрих VIII признан главой англиканской церкви.

1558 - восшествие на престол Елизаветы I. Относится к разряду самых выдающихся политических деятелей Англии. Тщеславна, своенравна, она, тем не менее, отождествляла себя, свою жизнь с Англией, как никто из предшествующих ей монархов. Вторая половина ХVI века по праву называется Елизаветинской Эпохой.

1588 - разгром Непобедимой Армады. (На протяжении всего царствования Елизаветы Англия находилась в состоянии военно-политического конфликта с Испанией). Заявила о себе как о мощной морской державе.

Через два года после победы над “Армадой” Шекспир взял перо, чтобы прославить в хрониках цельность нации. Если нарушить порядок появления шекспировских хроник и расположить их в соответствии с исторической последовательностью, то развернется картина подъема Англии, роста ее государственной мощи (от Иоанна Безземельного до Генриха VIII, отца Елизаветы 1):

“Король Иоанн”(1596), “ Ричард П”(1595), “Генрих IV”(1597-1598), “Генрих V”(1598), “Генрих VI” (1590-1592), “Ричард III”(1592), “Генрих VIII”(1613).

Важные вехи отечественной истории: феодальные распри, война Алой и Белой Розы, войны во Франции, восстание Джека Кеда и др. - запечатлены шекспировскими хрониками.

С другой стороны - в творчестве Шекспира отражена самая атмосфера, дух английского Возрождения, а в творческой эволюции Шекспира - эволюция гуманистической ренессансной мысли. За короткий отрезок исторического времени, вместившего в себя жизнь одного поколения, Англия пережила крах старого, рождение нового, великие надежды и величайшие разочарования. Ни одна эпоха не знала такого сочетания самой неподдельной жизнерадостности и веселья с всепроникающим скептицизмом и глубочайшим трагизмом. В Шекспире воплотились обе стороны времени.

Вильям Шекспир (1564 - 1616). Периодизация творчества (по Аниксту).

Первый период - 1590 - 1594. Начинал драматургическую деятельность в атмосфере, способствующей смелым поискам и художественным экспериментам. С 1587 года происходило необыкновенное развитие английской народно-гуманистической драмы. Появляются блестящие драматурги: Кристофер Марло, Томас Кид, Роберт Грин. Вначале - подражал в большей или меньшей степени. Особенно заметно влияние Кр. Марло. В этот период пишет свои ранние хроники - “Генрих VI” (3 части) - 1590-1592, “Ричард III”(1593), ранние комедии -“Комедия ошибок”, (1592), “Укрощение строптивой”(1593), раннюю трагедию “Тит Андроник” (1594), и поэмы “Венера и Адонис” (1592) и “Лукреция”(1593).

Пьесы - хроники представляют собой драматургический жанр, основу которого составляет изображение реальных исторических событий. Их сюжетом является не судьба отдельных людей, а судьба государства в целом. Особенностью пьес - хроник Шекспира является то, что конфликт в них происходит не между отдельными лицами, а между группами лиц, представляющих различные политические партии, а иногда и целые сословия и классы феодального общества и даже разные страны. Историческое и политическое содержание в пьесах Шекспира и его современников всегда имело злободневное значение. Никого не интересовала история ради истории. Отсюда проистекает важнейшая особенность хроник как злободневных политических драм, иногда драм откровенно агитационных и тенденциозных.

Второй период творчества охватывает годы с 1595 по 1600. Возвышается одиноким титаном в драматургии второй половины 1590х годов. Пишет 15 пьес. Отметим самые значительные: первая зрелая трагедия “Ромео и Джульетта”(1595), практически все свои хроники: “Ричард II”, “Король Джон”(1596), “Генрих IV”(1597-1598), “Генрих V”(1598), комедии “Два веронца”(1594), “Бесплодные усилия любви”(1594), “Сон в летнюю ночь”(1595), “Венецианский купец”(1596), “Много шума из ничего”(1597), “Как вам это понравится”(1599), “12 ночь”(1600). Сонеты.

Это пора художественной зрелости Шекспира. Преобладают комедии и исторические хроники. Период менее всего характеризуется трагическими мотивами. Общая тональность этих лет - жизнерадостность, оптимизм. Даже лучшая трагедия, созданная в этот период “Ромео и Джульетта” определяется литературной критикой как трагедия оптимистическая. Зло кажется преодолимым.

Если в ранних пьесах положительное начало больше всего было воплощено в абстракциях двух главных обобщающих начал - государства и семьи, то теперь мы видим живых индивидов. Идеалы предстают воплощенными в людях. Такого обилия положительных образов не дает ни один период творчества Шекспира. Герои пьес второго периода гармоничны по своему характеру, обладают внутренней цельностью, и главное - они оказываются победителями в конфликтах, они - хозяева жизни. Творчество Ш. в этот период характеризуется безоговорочным утверждением принципов гуманизма. От патриархальной морали не остается и следа.

Двойственность. Поиски гармонии в мире, который, увы, гармоничен не был, неизбежно требовали от Шекспира идеализации. Но, там, где Ш. сознательно прибегает к идеализации и романтическому вымыслу, он всегда вводит ноты тонкой иронии. Сферой идеального у Шекспира по преимуществу является комедия, а реального - историческая драма. Конец второго периода - высший взлет идеального этих лет - “Как вам это понравится”, “12 ночь”. Аникст: Мысль Шекспира всегда развивалась так, чтобы исчерпать все до конца. Он исчерпал чашу радости и надежд: на дне было пусто. Жизнь шла иным путем, чем этого хотелось гуманистам.

Третий период - 1600 - 1608. В первые годы ХVII века в творчестве Шекспира происходит заметная перемена. Жизнерадостные мотивы уступают место глубоким раздумьям о самых мучительных противоречиях жизни, и он создает произведения, наполненные трагическим мироощущением.

Трагедии “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Король Лир” (1605), “Макбет” (1606), Античные трагедии: “Антоний и Клеопатра”(1607), “Кориолан”(1607), “Тимон Афинский”(1608). Мрачные комедии: “Троил и Крессида” (1602), “Конец - делу венец” (1603), “Мера за меру”(1604).

Ранние трагедии Шекспира выражают не трагическое мироощущение, а трагедию индивидуальных судеб в трагической ситуации: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”, - трагична гибель юных ренессансных героев, их восторженной, отважной и самоотверженной любви. Вместе с тем в этой пьесе точно определена причина трагической ситуации: старинная вражда родовитых семейств, лишенная конкретного основания и реального смысла, осуждаемая не только историческим временем, но и верховной властью. Чувство и сознание трагического в жизни, но не трагическое мироощущение выражает эта печальная повесть.

Переход к великим трагедиям (“Гамлет” появляется через год после “12 ночи”) представляется резким и неожиданным. Гамлет, его характер, переживания, судьба дают представление, сколь тяжким, а для многих приверженцев гуманизма, по-видимому, непоправимым явился крах гуманистического идеала. Какие бы личные задачи ни решал Гамлет, какими бы муками ни мучился, - во всем сказывается его характер, его умонастроение, а через них духовное состояние, испытанное, вероятно, самим Шекспиром и многими его современниками, представителями молодого поколения: это состояние глубочайшей потрясенности сознания. Жизнь человеческая представлялась Гамлету в ясных и стройных формах. Зло настигает его внезапно - с его глаз будто спадает пелена, и он чувствует себя на краю пропасти. У него нет против зла прививки. Органическая стройность гуманных представлений, вера без сомнения подкрепленная беспечальным опытом всех его ранних лет - в семье, в Виттенбергском университете,- держала его в счастливом неведенье. Понятно, почему с таким сомнением он встречает зло - верит и не верит. Он требует проверки и медлит. Не только потому, что хочет убедиться, но также и потому, что в нем велика инерция иных, возвышенных и восторженных представлений о человеке. (“Какое чудо природы - человек!...Венец всего живущего!). Трагедия гуманизма выражена Шекспиром через реальные противоречия и живые чувства, для Гамлета она личная трагедия. В тягостных переживаниях возрастает у него тягостное сомнение: Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось вашим мудрецам... “Вашим мудрецам” или “ваша мудрость” - у Шекспира - your philosophy или our phylosophy - философия гуманизма, - была воспринята Гамлетом как бесспорная правда жизни. Она пошатнулась в нем под воздействием личных испытаний и социальной среды. Самым прямым признанием кризиса, кризиса личного сознания, гуманистической идеологии служат исполненные горечи рассуждения Гамлета о человеке и унижениях века (монолог Гамлета “Быть или не быть...”).

Гамлета часто сопоставляют с Дон-Кихотом. Это два самых красноречивых образа, созданных гениальными художниками в эпоху Возрождения. Все проблемы, порожденные кризисом гуманизма, просматриваются их ряду. Оба они столкнулись с “морем бедствий”. Гамлет, как и Дон-Кихот, одержим идеей самолично их устранить: Век расшатался - и скверней всего,/ Что я рожден восстановить его!

В благородном и самоотверженном стремлении Гамлета и Дон-Кихота все бремя века возложить на собственные плечи и единоличным усилием покончить с “морем бедствий” выражена и необычайная дерзость ренессансного гуманистического сознания, и его высокомерие.

Трагедии Шекспира этого периода творчества не составляют цикла, они самостоятельны, однако все семь пьес - великие трагедии “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет”, трагедии из римской истории (“Антоний и Клеопатра”, “Кориолан”) и завершающая трагедия “Тимон Афинский” связаны между собой тем, что они развивают общую для них тему кризиса ренессансного гуманистического сознания в условиях кризисного состояния общества. Лучшие умы поняли, какой прекрасной могла бы стать жизнь, если бы ею управляли благие начала, коренящиеся в природе и в человеке. Но действительность показала, что вместо всеобщего благоденствия развивалось всеобщее хищничество. То был стык двух общественно-экономических формаций при наличии высочайшей степени духовного развития в обществе.

Четвертый период (1609-1613). Переход к новому периоду не был столь резким, как переход к предыдущему периоду. Шекспир развивает те же темы, но метод резко меняется. Это как бы шекспировские ситуации, изображенные другим драматургом, хотя сомнений в авторстве вроде бы нет. Просто он пишет на фоне новой формирующейся литературной эпохи.

Первая и бесспорная особенность произведений последних лет творчества - они не реалистичны. Сюжеты драм последнего периода являются авантюрно-романтическими. Действие в них происходит в условиях, далеких от современной Шекспиру Англии: “Перикл”(1609), “Цимбелин”(1610),”Зимняя сказка”(1611),”Буря”(1612). В то же время, характерной особенностью поздних произведений Шекспира становится все углубляющееся “анатомирование” человеческой психики, человеческих отношений.

Периодизация по И.О.Шайтанову:

Первый период – 90-е годы XVI века. (хроники, комедии, первые трагедии («Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь»), поэмы, сонеты.

Второй период – с 1600- по 1608 – период великих трагедий: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет»).

Третий период – с 1608 по 1613. Период трагикомедий.

Шайтанов вслед за Пинским: Тема для шекспировской трагедии – Человек; для комедии – Природа; для хроники – Время.

 

Шекспир в качестве лирического поэта. Поэтическая исповедь Шекспира - сонеты. Форма сонета возникла в ХШ веке. В сонете всего 14 строк. Классическая итальянская форма сонета: два четверостишия и два трехстишия. Английская его форма - три четверостишия и заключительное двустишие. Такую форму называют шекспировской. Первое четверостишие - содержит изложение темы. Второе - ее развитие. Третье - подводит к развязке и в заключение - в афористичной лаконичной форме выражен итог. Иногда это вывод из сказанного выше, иногда - наоборот, неожиданное противопоставление всему, о чем говорилось раньше. Сонеты Шекспира - одна из вершин мировой лирики, а для своего времени - откровение, подчас слишком смелое. Прочитывается лирическая повесть о глубочайшей привязанности поэта к прекрасному юноше и страстной любви к пленительной женщине. Друг и возлюбленная поэта сблизились и оба, таким образом, изменили ему. Соответственно распадаются на две группы: первые 126 посвящены другу ; сонеты 127-152 - смуглой даме.

Прославление друга представляет собой перенесение Шекспиром в поэзию мотивов, которые уже встречались в гуманистической литературе (Эразм Роттердамский о Томасе Море) Преклонение перед красотой и величием человека составляет важнейшую черту гуманистического мировоззрения. Если друг изображен как существо идеальное, то возлюбленная поэта вполне земная. (Сонет 130). Сонет полон выпадов против идеализации женщины в лирике эпохи Возрождения. Штампованным признакам красоты Шекспир противопоставляет реальный женский образ. Как психолог и реалист, Шекспир намного опередил свое время, и не удивительно, что сонеты были известны только в узком дружеском кругу.

 

Научная и учебная литература:

1. История всемирной литературы в 9 т. М.,1985. Т.3.

2. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

3. История западноевропейского театра: в 7 т. М., 1955 – 1985.

4. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

5. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М.,1971.

6. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.,1974.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.