Здавалка
Главная | Обратная связь

Телесно-двигательный аспект

Вступление

Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии . В Рамках своего дщоклада я хочу «пролить свет» на этот вопрос

В настоящий момент изучение влияния музыки как отдельное направление выделено в «музыкотерапию». Здесь исследуется связь изменений течения болезни с музыкой, применявшейся в период лечения. При этом акцент ставится не столько на музыке, как «сложной многоуровневой матрице» (Ю. Рыжов), а на вибрациях звуковых колебаний. Часто выделяется именно звуковые колебания с указанием числовых значений звуковых частот, которые резонируют с определенным участком мозга. Например, «низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета- ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейро-нептидов, повышающих иммунитет. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой 4 Гц возникает иногда переживание, получившее в литературе название "путешествие вне тела". При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания» (А. Гончаров, 2003).

В словаре Даля: «МУЗЫКА – это искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие), равно искусство это в действии».

На мой взгляд, влияние музыки на состояние человека необходимо изучать с учетом всех аспектов музыкальной структуры. В структуре музыкального произведения мы можем выделить следующее:

· Телесно-двигательный аспект

· Эмоционально-динамический аспект

· Рефлексивно-медитативный аспект

· Суггестивно-трансовый аспект

Все аспекты имеют прямое отношение с компонентами внутренней структуры музыки. Компонентно-структуральный анализ музыки дает возможность выделить темпо-ритмическую, гармоническую и мелодическую структуру, которые в свою очередь также имеют свойства подчеркивать нюансы изменений психофизического состояния. Это позволяет нам наблюдать изменения в психофизическом состоянии человека на протяжении звучания всего музыкального произведения. Воздействие музыкой мы рассматриваем сегодня только как связь музыкального звучания с психофизической реакцией человека.

Телесно-двигательный аспект

Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента.

В теории музыки темп - это скорость исполнения музыкального произведения. То есть одно и то же произведение можно исполнять в разном темпе. Здесь изменение состояния зависит от скорости восприятия музыки конкретным человеком. Несовпадение скорости воспроизведения музыки с замыслом автора снимает значительную часть влияния музыкального произведения. Например, если «Лунную сонату» Бетховена проиграть в танцевальном темпе, то она уже потеряет свою романтичность и глубину, которая несколько столетий погружает слушателя в особое состояние сознания. Значит, очень важно накладывать все структуры музыки на соответствующий, правильный темп. Выбор темпа должен быть обусловлен целями автора. Темп марша, примерно 90 - 100 ударов в минуту.

Ритм

Более тонкую организацию двигательной активности создают в музыке ритмические рисунки. Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры) из которых складывается ритмический рисунок.

 

Темпо-ритм создает свое особое поле влияния на психо-телесные реакции человека. Самой распространенной реакцией человека в поле темпо-ритмической музыкальной структуры является танец. На молодежных дискотеках многие танцевальные композиции начинаются со звуков ударников(барабанов), что сразу же обозначает темп, на который постепенно накладывается ритмический рисунок. Молодежь начинает танец сразу же, ведь для их танца не нужно больше ничего, эмоционально-двигаельный «выброс» произойдет даже, если барабаны будут звучать в одиночестве на протяжении всей композиции без гармоническо-мелодической поддержки.

Темпо-ритмическая структура музыки может употребляться как способ диагностики эмоциональной закрепощенности и запретов, связанных с телом. Замечено, что человек, позволяющий своему телу соответственно реагировать на танцевальные ритмы, имеет меньше запретов, связанных с телом. Так сказать, вокруг его тела меньше морали. Но, если человек не позволяет себе включиться в звучащий ритм, то постепенно, оставаясь в зоне воздействия ритма(звучания музыки), его проблемные зоны(зоны контроля) дают о себе знать.

Дальнейшие исследования в этой области, я уверены, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом и выделить аспекты, наиболее эффективно погружающие сознание в нужные состояния.

 

Переживания

Музыка во все времена, с момента своего возникновения, использовалась как средство воздействия на сознание людей. С ее помощью достигались разные цели. Знающие люди с умом подходили к музыкальному оформлению своих мероприятий. Например, христианская церковь запрещала музыку в своих храмах, до правления папы Римского Григория I, который разрешил, и, даже сам писал музыку для исполнения молитв. Однако эта музыка должна была быть не эмоциональна, без аккомпанемента, и мужской хор исполнял песни в унисон. Такой стиль называется григорианским пением. И по сей день это пение настраивает на божественный лад, вызывая возвышенные, ангельские чувства у прихожан и священнослужителей в стенах храмов и монастырей. Григорий I был человеком, который знал, чего он хочет добиться с помощью музыки. И был не одинок в своем отношении к музыке.

Мы заметили, что человек слушает разную музыку в разное время, в зависимости от настроения. Чем более развит человек, тем больше диапазон его музыкальных интересов. И, конечно же, диапазон сознательных реакций так же шире. Во время прослушивания музыкального произведения человек может заметить свои реакции, развивающиеся в следующих направлениях:

· музыка как психологический якорь;

· ассоциации, связанные с названием произведения;

· воспоминаниями из прошлого, навеянными тональностью музыки;

· свободные ассоциации;

· неосознаваемые реакции;

Известны опыты с растениями, в частности домашними цветами, когда их бурный рост стимулировался звучанием классической музыки. Классический пример с классической музыкой и такими же выводами с классическими рекомендациями: классическая музыка полезна для здоровья. Измерительными приборами многомерности воздействия служат живые организмы, в частности живые люди. Общество, ввиду непредвзятого отношения к музыке позволяет проводить опыты даже на детях.

 

Один из примеров интеграционных переживаний во время прослушивания музыки: " Женщина лет 50-ти, побывав однажды на концерте симфонического оркестра, рассказала о своих переживаниях, полученных ею впервые в жизни. Все время звучания музыки она пребывала в мире образов, чего с ней ранее не случалось. Одна из композиций навеяла ей образ бескрайней степи, которая сначала показалась ей холодной и безжизненной, но постепенно приобрела противоположные качества. Всю жизнь она боялась оказаться в степи одна, поскольку никогда там не была, но всегда мечтала оказаться на столь широком и открытом пространстве. Образ степи так захватил женщину, что она забыла, что находится в концертном зале. Она ощущала прохладный ветер и слышала его завывание, она наслаждалась одиночеством и величием степных просторов, удивляясь исчезновению страха и появлением прямо противоположных чувств. После концерта женщина сообщила, что теперь постарается в реальности побывать в подобном месте, хотя ее переживания для нее самой были недалеки от реальных." Образ степи никак не отражался ни в названии, ни в спецэффектах, но музыка позволила образу «всплыть» в сознании и на уровне переживаний завершиться. Как будто не связанный с личной историей пациента страх в данном случае не нуждался в осознании и процесс интеграции, инициированный музыкой, произошел неожиданно и ярко.

Вывод

Множество музыкальных стилей и направлений, которые «расплодились», особенно в последнее время дают широкий простор для исследовательской деятельности. Ведь даже маленький мелодический или ритмический нюанс, который едва заметен неспециалисту, может сдвинуть психические процессы слушателя и привести к совсем неожиданным результатам, необязательно тотальным. Например, тяжелая музыка рок-группы «Металлика»(США), сыгранная симфоническим оркестром в специальной обработке, звучит и воздействует совсем не так, как оригинал, хотя мелодически и ритмически музыка не менялась. А музыка эпохи барокко, именно ее часть с медленным темпом, наполнена звуками высоких частот и звучит в ритме от 60 ударов в минуту - идеальном ритме работы человеческого сердца во время отдыха. Музыка Моцарта с ее неожиданными переходами, переливами, перетеканием звуков, с ее богатством нюансов выдержана в тридцатисекундном ритме "громкое—тихое", что соответствует характеру биотоков головного мозга. Таким образом, музыка способна буквально физически вливать энергию в мозг и тело.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.