Здавалка
Главная | Обратная связь

Ход классного часа.

Классный час

 

 

Цель:формирование у учащихся потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за глазами и здоровьем в целом.

Задачи:

привить навыки здорового образа жизни;

познакомить с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения.

 

Форма: тематический классный час.

Методические указания:необходимо подготовить оборудование:

Разноцветные предметы, предметы различной формы.

Электрическая лампа (настольная), чистые и закопченные стёклышки. Вилка, ножницы, ножик, иголка.

Картинки: лётчик в кабине самолёта, пограничник, шофёр за рулём.

Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зрение», «Берегите глаза».

 

 

Ход классного часа.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, как важно следить за своими глазами и познакомимся с основными правилами профилактики нарушения зрения.

Согласно проведенному недавно в нашей школе исследованию у наших учащихся высок риск нарушения зрения, многие учащиеся имеют близорукость.

Согласно современным научным воззрениям, на развитие близорукости оказывает влияние комплекс причин. Решающую роль в этом играют так называемые внешние факторы, условия жизни и работы (например, работы, требующие длительного рассматривания мелких предметов на близком расстоянии), качество питания (в частности, содержании недостаточного количества витаминов в пище). Большое влияние на развитие близорукости оказывают общее состояние здоровья, а также некоторые перенесённые заболевания.

Развитию близорукости способствует несоблюдение правил личной гигиены, имеющих важное значение для охраны зрения (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком расстоянии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т. д.). Известную роль играет наследственное предрасположение человека, которое может проявиться в большей или меньшей степени или может вовсе не проявиться. Это зависит от того, насколько благоприятны или неблагоприятны для органа зрения и всего организма окружающие внешние условия и гигиеническое поведение человека.

 

В начале беседы учитель может показать учащимся несколько предметов различного цвета, различной формы и длины, а также предметы, расположенные на разном расстоянии от учащихся и спрашивает у них: какую функцию выполняют глаза?

На вопросы учителя дети отвечают:

- При помощи глаз мы узнаём цвет предметов, форму, размеры предметов, какие предметы находятся к нам ближе, а какие дальше.

 

Учитель дополняет: Глазами мы наблюдаем за движением людей, животных, птиц, повозок, автомобилей. Глаза служат нам для того, чтобы видеть всё, что находится или делается вокруг нас, помогают читать, писать, выполнять много других работ.

Испорченное зрение исправить трудно, поэтому его надо беречь.

- Отчего может испортиться зрение?

 

Учащиеся отвечают. Предполагаемые ответы:

ü Длительный просмотр телевизионных передач

ü Длительное нахождение за компьютером

ü Чтение лежа, при ходьбе, в транспорте

ü Наследственность и т.д.

Учитель дополняет: Зрение часто ухудшается оттого, что школьник или взрослый читает, пишет при плохом освещении. От работы при таком освещении глаза быстро устают. Они устают и тогда, когда мы низко наклоняемся при письме и чтении над тетрадью или книгой, при вышивании – над узором и в особенности – когда мы читаем лёжа.

Если человек часто переутомляет свои глаза, то зрение его через некоторое время начинает слабеть. Он становится близоруким, плохо видит предметы, находящиеся чуть подальше от него. Человеку с плохим зрением труднее стать лётчиком, шофёром, метким стрелком. (Показываются картинки: лётчик в кабине самолёта, пограничник, шофёр за рулём.) Ему труднее играть в волейбол, футбол, городки. Близоруким людям приходиться носить очки.

Для того чтобы сохранить школьнику хорошее зрение, важно, чтобы он всегда занимался при хорошем освещении. Нельзя читать, писать, рисовать в сумерки или при слабом освещении.

Для того чтобы тетрадь или книга были хорошо освещены, надо стол ставить поближе к окну. При занятиях вечером лучше пользоваться настольной лампой, но, кроме того, надо оставлять и общее освещение комнаты.

- С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях?

 

Ответы детей.

 

Учитель дополняет: Если окно или лампа будут находиться справа или сзади от школьника, то на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или от головы, таким образом, тетрадь будет освещена недостаточно. Если же лампа находится спереди, то много света будет попадать в глаза. Поэтому лучше всего, чтобы окно или лампа находились слева и немного спереди.

Давайте посмотрим через какое стекло лучше видно: через чистое или закопченное?

 

Ответы детей.

 

Таким образом, для хорошего освещения комнаты в дневное время важны чистые стёкла окон, а для хорошего освещения рабочего места – чистые ламповые стёкла.

 

Кроме того большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно В и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А -каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

 

А сейчас я предлагаю выполнить простейшие упражнения для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности.

 

 

Рис. 1, 4. Использование элементов аутотренинга (общее расслабление). Продолжительность до 10 мин.

Рис. 2. Использование элементов бесконтактного массажа (тепловое прогревание). Продолжительность до 2 мин.

Рис. 3. Выполнение упражнения «пальминг» (по методике У. Бейтса и М. Корбетт) Продолжительность от 50 сек. до 3 мин.

Рис. 5-7. Выполнение приемов самомассажа глаз подушечками указательных пальцев обеих рук. Продолжительность до 3 мин.

 

 

 

Рис. 8-10. Выполнение приемов самомассажа глаз подушечками соединенных указательного и среднего пальцев обеих рук. Продолжительность до 3 мин.

Рис. 11-14. Выполнение пальцевого массажа точек акунпунктуры (приемы традиционного китайского массажа «Цзинло»)

Рис. 11, 12. Надавливание на точки у переносицы.

Рис. 13, 14. Надавливание на точки в области виска. Продолжительность до 3 мин.

Надеюсь, что вы будете заботиться о своем зрении и выполнять эти упражнения. Кроме того, не забывайте простые правила профилактики нарушения зрения:

1. Не читать лёжа, поскольку невозможно сохранить расстояние до текста не ближе 35 см.

2. Не читать в транспорте, поскольку присутствуют постоянные установочные движения глаз, что сильно утомляет зрительный аппарат.

3. Не читать и не писать при плохом освещении, поскольку зрачку глаза трудно быть суженым для поддержания глубины резкости.

4. Не читать и писать «носом», т.е. ближе 30-35 см от текста, поскольку при этом глаза сильно смещаются к носу (конвергенция), фиксируя каждую точку.

5. Время зрительной нагрузки без отдыха не более 45 минут, после чего 15 минут надо посидеть с закрытыми глазами или смотреть вдаль.

6. Без отрицательного влияния на зрительный аппарат человек может смотреть телевизор или работать на компьютере не более двух часов в сутки, да и то дробно, по 30 минут с 20 минутными перерывами. Если ваша работа связана с компьютером, то обязательно надо делать перерывы каждый час на 15 минут, использовать защитные лекарственные и витаминные средства, все современные защиты от излучения компьютера и помнить, что вы все равно остаётесь в группе риска, т.е. ваши визиты к врачу-окулисту должны быть каждые 3 месяца.

7. Не допускать регулярного переутомления глаз.

8. Не читать и не работать за компьютером в состоянии переутомления.

9. При работе за компьютером использовать крупные шрифты (можно значительно снизить нагрузку на глаза, если настроить компьютер на не менее 14 размер шрифта, а расстояние до монитора сделать не менее 70 см.; правда, в некоторых случаях при близорукости потребуются специально подобранные очки, которые по диоптрийности будут только для работы на компьютере и, поэтому, их стекла можно сделать с защитой от излучения).

10. Не смотреть телевизор с близкого расстояния (менее 2 метров).

11. После каждых 2-3 часов интенсивной зрительной работы делать какие – либо упражнения для улучшения кровоснабжения глаза.

Например, такие:

1. C открытыми глазами 10 раз поднимите (как при сильном удивлении) и нахмурьте брови;

2. С силой разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла; Кончиками пальцев небольшими круговыми движениями помассируйте виски у края глазниц. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными;

3. Плавно вращайте глазами под расслабленными прикрытыми веками. Делайте по пять полных оборотов сначала в одну сторону, а затем – в другую. Выполняйте в течение 30 секунд;

4. Быстро поморгайте в течение 15 секунд;

5. Крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, затем широко откройте их и повторяйте упражнение с интервалом в полминуты (8 раз).

 

Учитель раздает учащимся памятки с перечисленными упражнениями и правилами профилактики развития близорукости.

Итак, ребята, мы познакомились с правилами гигиены зрения. Расскажите, что нового вы узнали? Может кто-то хочет дополнить и рассказать нам что-то еще по данной теме? (ответы учащихся).

Надеюсь, что наше занятие прошло недаром. Будьте здоровы!

Список используемой литературы

 

1. Аветисов Э. С. Близорукость. – М., 1986. – 240с.

2. Дашевский А. И. //Материалы II Всерос. съезда офтальмологов. – М.,1986. – С. 379- -382.

3. Дымшиц Л.А. Профилактика близорукости у детей. – М., 1980. - 45с .

4. Ковалевский Е. И. Патология органа зрения при общих заболеваниях у детей. – М., 1978. – 311с.

5. Стародубцева Е. И., Новохатский А. С., Щербина А. Ф.//Офтальмол. журн. – 1991. - № 7. – С. 521 – 526.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.