Здавалка
Главная | Обратная связь

Такие разные судьбы



В каком-то смысле истории "Терры Новы" и "Фрама" повторяют истории их владельцев: на базе норвежского судна создан один из главных музеев Осло, британское - лежит на дне океана.

Так было далеко не всегда: "Фрам" начал разрушаться практически сразу после экспедиции Амудсена, тем более что сам норвежец решил строить новое судно - "Мод", на которое ему было разрешено взять все необходимое оборудование с "Фрама". В итоге долгое время "Фрам" стоял, никому не нужный, пока в середине 1920-х годов не был сформирован Комитет по спасению "Фрама".

Если норвежское судно изначально строилось для полярных экспедиций, то трехмачтовый барк "Терра нова" до путешествия на юг занимался китобойным промыслом и добычей тюленей. Сразу же после возвращения в Великобританию без своего капитана в 1913 году он вернулся к своим прямым обязанностям, а через пять лет стал простым транспортником и перевозил уголь в северных широтах.

В 1943 году, через 30 лет после возвращения из Антарктики, "Терра Нова" затонула в другом конце света - у берегов Гренландии. Экипаж судна был спасен, а вот "Терра Нова" ушла под воду.

"Терру Нову" нашли во многом благодаря случаю: для тестирования оборудования в 2012 году американские исследователи выбрали именно район, где затонуло судно. Оборудование в итоге и помогло найти "Терру Нову" - во всяком случае, нет сомнений в том, что это именно корабль, а его длина составляет ровно столько же, сколько и "Терры Новы".

Россия

Многочисленные кругосветные плавания XIX в. служили целям новых колониальных захватов, а также развития торговли и морского промысла. Однако были и чисто научные экспедиции. Такими явились, например, русские кругосветные плавания. Первая русская экспедиция была проведена в 1803—1806 годах на шлюпах "Надежда" и „Нева" во главе с И. Ф. Крузенштерном и О. Ф. Лисянским. На „Надежде" находилась русская миссия в Японию. Корабли вышли из Кронштадта 7 августа 1803 г., в ноябре они впервые в истории русского флота пересекли экватор. Обогнув мыс Горн, „Надежда" вступила в Тихий океан, где разлучилась с „Невой" и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам, где русскими моряками был открыт остров, названный именем Лисянского. Затем „Нева" направилась в Русскую Америку (Аляску), где мореплавателями были обнаружены новые острова в архипелаге Александра, а „Надежда" прибыла в Петропавловск-Камчатский. В 1804 года „Надежда" перешла из Петропавловска в Нагасаки (Япония) и весной 1805 года, после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, возвратилась в Петропавловск. Во время перехода через Цусимский пролив в Японское море были обследованы западный вход в Сангарский пролив, западный берег острова Хоккайдо, пролив Лаперуза и южный берег острова Сахалин. Летом 1805 года „Надежда" вновь вышла из Петропавловска в Охотское море к мысу Терпения (Сахалин). В этом плавании впервые были описаны и нанесены на карту весь восточный и северо-западный берега Сахалина, уточнено положение в Охотском море острова Ионы, открытого ранее капитаном-командором русского флота И. Биллингсом. Осенью 1805 года „Надежда" перешла из Петропавловска в Макао (Китай), где соединилась с „Невой" и отплыла в Кантон (Китай). В 1806 году шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан Обойдя с севера Великобританию, в конце лета 1806 года они вернулись в Кронштадт. Плавание „Надежды" и „Невы" послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в 1-й половине XIX века, во время которых сделаны важные географические открытия и выполнены ценные научные наблюдения. Во второй раз русские моряки обошли вокруг света на корабле „Суворов" в 1813—1816 годах под командованием лейтенанта М. П. Лазарева. В Тихом океане он открыл 5 атоллов и назвал их островами Суворова. В 1815 году в кругосветное плавание отправился бриг „Рюрик" под командованием О. Е. Коцебу. Он вышел из Кронштадта на поиски Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. Спустя год, пройдя Берингов пролив, корабль пошел вдоль берегов Аляски. Здесь был открыт большой залив, получивший имя Коцебу. На обратном пути в Тихом океане обнаружены неизвестные острова в архипелаге Туамоту, в группе Маршалловых островов и проведены океанографические исследования. Дважды обходил вокруг света В.М. Головнин: в 1807— 1809 годах на шлюпе „Диана" и в 1817—1819 годах на корабле „Камчатка". Особое значение имела русская экспедиция во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым на шлюпах „Восток" и „Мирный" (1819— 1821), во время которой было сделано выдающееся открытие — найден шестой континент Антарктида. Корабли вышли из Кронштадта в июле 1819 года В антарктической части Атлантического океана мореплаватели обнаружили несколько новых островов. Дважды они пересекли Южный полярный круг в Тихом океане, а в третий раз прошли значительно южнее его. На 68° 50' ю. ш. ими был открыт остров и назван в честь Петра I, а акватория вокруг него — морем Беллинсгаузена. Мореплаватели увидели покрытые льдом берега 27 января 1820 г. и почти вплотную подошли к ледяному массиву. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву сделать вывод о том, что перед ними „материки льда". Во время трудного плавания, длившегося 751 день, русские мореплаватели нанесли на карту 29 новых островов в Тихом океане. Некоторым из них были даны названия в память сражений с Наполеоном и в честь русских моряков. Кроме того, был собран богатейший научный материал, характеризующий антарктические области. В июле 1821 году экспедиция возвратилась в Кронштадт. В 1819—1822 годах состоялось кругосветное плавание на шлюпах „Открытие" (командир М. И. Васильев) и „Благонамеренный" (командир Г. С. Шишмарев). Суда вышли из Кронштадта и, достигнув Бразилии, прошли в Сидней (Австралия) через Атлантический и Индийский океаны, а оттуда к Берингову проливу Мореплавателями была описана часть побережья Северо-Восточной Азии и часть берегов Аляски, открыто несколько островов. Экспедиция вернулась в Кронштадт, обогнув Южную Америку. Свое второе кругосветное плавание совершил О. Е. Коцебу на шлюпе „Предприятие" в 1823—1826 годах В составе экспедиции был студент Э. X. Ленц (впоследствии академик, известный физик), который в плавании впервые изучал вертикальное распределение солености и температуры воды в Тихом океане и суточное изменение температуры воздуха в различных климатических районах над поверхностью океана, используя изобретенные им морской батометр и точный глубиномер. Экспедиция открыла в Тихом океане ряд атоллов. Во 2-й половине XIX в. начались кругосветные плавания на пароходах. Наиболее значительные из них были океанографические экспедиции — английская на „Челленджере" в 1872—1876 годах (командир Д. С. Нэрс) и русская— на „Витязе" в 1886—1889 годах (командир С. О. Макаров). В XX веке крупные открытия во время кругосветных плаваний сделаны только антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды. В конце XIX—XX веков совершаются кругосветные плавания со спортивно-туристскими целями на яхтах в одиночку: Джон Спокам (1895— 1898), Г. Пиджен (1921—1925), А. Жербо (1924— 1929) и другие.

 

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.