Здавалка
Главная | Обратная связь

Комедия Реставрации.



У истоков английской лирики ХУП века стоят Бен Джонсон и Джон Донн. Джона Донна впервые узнали в России и многие и поныне открывают для себя, прежде всего, как автора эпиграфа к знаменитому роману Хемингуэя “По ком звонит колокол”. В творчестве Донна и поэтов возглавляемой им литературной школы - “метафизической поэзии” (Герберт, Крэшоу, Воген) с особой остротой проявились кризис ренессансного мировоззрения и усиливающееся влияние религии. Само название этой школы возникло в связи с тем, что в произведениях ее представителей на смену ренессансному полнокровному изображению бытия приходит интеллектуальное, философское размышление над проблемами жизни, смерти, бессмертия. Творчество Джона Донна (1572-1631) явилось ярким художественным выражением драматического перехода от гуманизма эпохи Возрождения к теологической концепции мира, к религиозному мироощущению XVII века, от ренессансного реализма к барокко. (Литература барокко выражает ощущение растерянности и смятения, которые вызывают у представителей гуманистической интеллигенции общественные катаклизмы ХVII века. Для барокко характерно обостренное ощущение противоречивости мира. Доминирующие темы - непостоянство счастья, шаткость жизненных ценностей, всесилие рока и случая. Оптимизм эпохи Возрождения сменяется пессимистической оценкой действительности, а преклонение перед человеком и его возможностями - подчеркиванием двойственности, непоследовательности. Человек соткан из противоречий и нет в нем чаемой гармонии. Нет ее и в мироздании. Идеал гармонии сменяется открытием несоответствия между видимостью вещей и их сущностью, ощущением разорванности бытия, столкновением между началом телесным и духовным, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия.

«Сочетание несочетаемого» в человеке и мире, драматизм времени отразились в стилевых признаках барокко: причудливая смесь реального и ирреального, будничного и невозможного, резкая контрастность, экспрессивность. Основная единица языка – метафора, часто изощренная. Консепт/концепт (conceit) – раскрытие сущности предметов, отдаленных друг от друга, путем мгновенного комбинирования и сведения их воедино. Например: «глазами слышу», сон жизни». Барокко театрально и декоративно ).

Я весь - боренье: на беду мою

Непостоянство - постоянным стало,

Не раз душа от веры отступала,

И клятву дав, я часто предаю.

То изменяю тем кого люблю,

То вновь грешу, хоть каялся сначала,

То - все, то - ничего, то жар терплю,

То хлад; вчера - взглянуть на небосвод

Несмел, сегодня - угождаю Богу,

А завтра задрожу пред карой строгой.

То набожность нахлынет, то уйдет,

Как в лихорадке - жар и приступ дрожи...

Все ж, лучшие из дней - дни страха Божьи. (Сонет Х1Х).

 

Болезненно чувствуя несовершенство мира, распавшегося, по его словам на атомы, поэт всю жизнь искал точку опоры. Внутренний разлад - главный мотив его лирики. Именно здесь причина ее сложности, ее мучительных противоречий, сочетании фривольного гедонизма и горечи богооставленности, броской позы и неуверенности в себе, неподдельной радости жизни и глубокого трагизма.

К приходу Донна поэтическая традиция уже сложилась, и его зоркому взгляду открылись ее издержки. Не приняв возвышенный слог сонетистов, поэт писал свои стихи намеренно низким стилем. Сам называет свой стих “грубым и диким”. (“К восходящему солнцу”). В ранней и зрелой лирике Донн самым тесным образом связан с маньеризмом. (Стиль европейского искусства 16-17 вв. Литературу маньеризма отличает предельная метафорическая насыщенность в сочетании с нарочито сниженным слогом, словесная эквилибристика, пристрастие к оксюморонам (сжатая, парадоксально звучащая антитеза - “живой труп”, “ей весело грустить, такой нарядно обнаженной”/Ахматова/), гиперболам и гротеску. В XVII веке решительно вытесняется барокко.)

Поздняя же лирика поэта и, прежде всего, гимны, с их спокойствием и более гармоничным мироощущением, связана с барочной поэтикой, которая уравновешивала контрасты маньеризма и, в противовес ренессансному антропоцентризму, создавала новый синтез, по своему определив место человека в необъятных просторах Вселенной.

 

Джон Мильтон (1608 -1674). В личности Мильтона слились воедино поэт, мыслитель, политический деятель. Самое выдающееся его произведение и, вместе с тем, сложное и противоречивое - поэма “Потерянный рай”(1667). Противоречие, видимо, объясняется наличием двух различных тенденций в мировоззрении и в литературном произведении Мильтона - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения и пуританская религиозность. (Горбунов: напряжение между двумя полюсами притяжения – Античностью и христианством оплодотворило лучшие страницы его поэзии. Сравнения Иисуса с Гераклом, «Могучим Паном» в оде «На утро Рождества Христова» (1629)).

Поэма «Потерянный рай». Соревнуясь с древними (начало поэмы - обращение к Музе), Мильтон сразу определяет тему своей эпопеи – «первое преслушанье» человека, которому он придает вселенские масштабы, как того и требуют библейский первоисточник. Не впервые обрабатывается сюжет. У Мильтона – по-своему. В его эпопее в гигантской перспективе истории возникновение зла и «благость Провиденья» неминуемо сопрягаются вместе, а тема потерянного рая обязательно предполагает и тему возвращенного рая благодаря искупительной жертве Христа. Повествуя о грехопадении, поэт обратился и к творению мира, и к происхождению зла, и к Божественному плану спасения человека, и даже к концу мира, после которго возникнет «новое небо и новая земля» (Горбунов).

Противоречивость центрального образа Сатаны. Архивраг, стремящийся творить зло ради зла. И в то же время обаяние образа столь велико, что уже современник Мильтона Драйден называет Сатану истинным героем «Потерянного рая». Позднее романтики встают на его защиту: У.Блейк («истинный поэт, он (Мильтон) был на стороне Сатаны, не подозревая этого»); Шелли (Сатана у Мильтона в нравственном отношении превосходит Бога); Белинский («апофеоз восстания против авторитета»).

С точки зрения А.Н.Горбунова романтики, увидев в Боге тирана, а в Сатане бунтаря против несправедливости, искажают замысел Мильтона. Для верующего христианина Мильтона при всей неортодоксальности его богословских взглядов Сатана – прежде всего носитель Абсолютного Зла, существо, движимое вопреки отдельным колебаниям и сомнениям, гордыней и ненавистью: Нет, не любовь,/А ненависть, не чаянье сменить/На Рай – Геенну привлекли сюда,/Но жажда разрушенья всех услад, /За вычетом услады разрушенья;/Мне в остальном – отказано.

Однако образ Сатаны получился самым многогранным и сложным в поэме: неукротимая энергия, необычайный динамизм, сочетание привлекательности падшего ангела с таинственными, иррациональными глубинами зла.

Больше свободы в изображении падших ангелов. Изображая Бога, Мильтон столкнулся с почти непреодолимыми трудностями. Ведь Бог был для поэта не только источником всякого блага, но и трансцендентным существом:

Он «Царь/Всесильный, бесконечный, неизменный, /Бессмертный, вечный, сущего Творец,/Источник света, но незримый Сам…»

Бог в «Потерянном рае» действует в основном через Сына, или Мессию – Христа. Между небом и преисподней целая система пародийных соответствий, и высокое на барочный лад находит искаженное, как в кривом зеркале, отражение в низком. Роль трех Лиц Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – в преисподней исполняют Сатана, Грех и Смерть.

При всей важности образов Мессии и Сатаны, не они являются главными героями в поэме. Мильтон писал о «первом преслушанье» человека. Герои – Адам и Ева. Но они появляются в 4 книге. Первые две посвящены Сатане и его окружению. Действие третий разворачивалось на небе. Смещение перспективы обусловлено авторским замыслом: Адам и Ева должны были стать объектом космической борьбы Добра и Зла.

Райский сад изображен как пасторальный оазис. Жизнь течет по особым законам, властвовавшим до грехопадения. Царит вечная весна. Все исполнено райской гармонией и человек как венец творения - важнейшее звено этой гармонии. Идеальный союз первых людей воплощался в гармонии мужского и женского, интеллекта и чувства, силы и нежности и одно было невозможно без другого. Примечательно, что автор описывает райское блаженство глазами падшего ангела Сатаны. Рай как бы увиден завистливым оком Сатаны.

Когда автор начинает рассказ о грехопадении, в повествовании появляются трагические ноты. Враг искушает Еву, хитро играя на ее тщеславии, гордыне, подрывая ее веру в Бога. Чувства побеждают разум, и Ева вкушает плод. Она мгновенно меняется. Цельность ее натуры исчезает. В отличие от Евы, обманутой коварными речами Сатаны, перед Адамом осознанный выбор – расстаться с падшей Евой, или последовать ее примеру и вкусить запретный плод. Свободный выбор Адама определен не духовным, а плотским чувством, страсть победила разум. Исчезает блаженство невинности, а с ним и гармония отношений с Богом и природой. Низшее победило высшее. Из полуаллегорических персонажей Адам и Ева превратились в простых смертных. Действие в поэме из космогонического плана перемещается в исторический. Грехопадение рассматривается Мильтоном (вслед за Библией) как космическую трагедию, изменившую мир. Райская идиллия окончилась – животные стали дикими, людям предстояло покинуть рай, в поте лица добывать хлеб, борясь с болезнями и ожидая смерть.

Казалось бы, Сатана одержал полную победу. Но победа эта в изображении Милтона была лишь временной и мнимой: Мессия о надежде умерить «правосудье милосердием», раскаяние Адама и Евы. В ответ на раскаяние первых людей Бог дарует им надежду и утешение. Архангел Михаил по велению Творца открывает Адаму судьбу его потомков вплоть до рождения Христа, а затем кратко – и до конца мира.

Концепция «рая внутри себя» (paradise within) очень важна для Мильтона (Горбунов). Первый рай, где Адам и Ева жили в блаженной невинности , исчез навсегда. Его смыли воды Всемирного потопа. С тех пор рай больше не связан ни с каким местом на земле. Согласно представлениям Мильтона вернуться в Эдем люди могут, лишь обретя истинную свободу в своей душе, внутри себя. Поэт делил свободу на гражданскую, религиозную и внутреннюю. Идеал внутренний свободы, «рай внутри себя», который, как он считал, является целью духовного развития человека, он и воспел в «Потерянном рае».

В «Потерянном рае» барочные элементы сочетаются с классицистическими, но первые явно преобладают. С классицизмом поэму связывает поиск гармонического сочетания разума и добродетели, пафос подражания древним и монументальность формы эпопеи. С барокко – необычайно динамичный сюжет, ярко выраженное драматическое начало, совмещающееся с эпическим и лирическим, столкновение и противопоставление различных планов действия (преисподняя и небо, космический бой и райская идиллия), яркие контрасты образов, неожиданные метафоры, аллегорические характеры.

Период Реставрации (1660-1688) начался после смерти в 1658 году лорда-протектора Оливера Кромвеля и с восстановлением королевской власти. Реакцией на строгость пуританских норм поведения явилось восстановление театральной жизни. Театры были вновь открыты, однако они значительно отличались от английского театра ХVI - начала ХVII века и своим внешнем оформлением и характером пьес. На сцене использовались богатые декорации и пышные костюмы. В эту эпоху развивается “комедия Реставрации”. Особым успехом пользовались комедии Уильяма Уичерли и Уильяма Конгрива. В основу комедии Реставрации легло новое антибуржуазное умонастроение - “свободомыслие” и “остроумие”. Герои-остроумцы из комедий осмеивают жадность буржуазии, глупость и жестокость пуритан, осуждают брак по расчету. “Остроумие “ в этих комедиях проявляется в иронии, сарказме диалогов, в сюжетных ситуациях. В этих комедиях правдиво изображаются нравы Лондона, фривольные похождения светских кутил, веселые проделки повес, скептические позы джентльменов. Мастерство комедийной интриги, блеск юмористических диалогов - все эти особенности “комедии Реставрации” впоследствии войдут в историю английской комедии как ее характерные черты и найдут свое продолжение в комедиях Оскара Уайльда, Бернарда Шоу.

С другой стороны - продолжают развиваться традиции литературы времен революции. Прежде всего - в творчестве писателя и проповедника идей пуританства Джона Беньяна (1628-1688). Самое значительное произведение -“Путь паломника” (1678). В соответствии с представлениями пуритан он изображает человеческую жизнь как поиски высшей правды. Обрести ее можно только на небесах. Но достигнуть “Небесного града” суждено лишь тому, кто преодолеет стоящие на его пути искушения и трудности. Смысл жизни Беньян видит в духовном совершенствовании. Герой повести Христиан отправляется на поиски “Небесного Града”. На пути ему приходится преодолевать множество опасностей. Он с трудом минует Топь Уныния, на его пути возникает гора “Затруднение”, дороги “Опасность” и “Погибель”, в долине Смертной Тени он видит двух великанов - Язычество и Папство. Наконец вместе со своим спутником Верным Христиан приходит в город, где попадает на Ярмарку тщеславия (Vanity Fair). Здесь все продается и все покупается - дома, почести, титулы, звания, царства и удовольствия. Но паломникам нужна только истина. Посетители Ярмарки сначала смеются над ними, а потом собираются предать их казни. Начинается суд, где свидетелями выступают Зависть и Ябедничество, а присяжными - Лживый и Беспощадный. Спутник Христиана погибает, а сам он достигает Града Небесного. Повесть Беньяна написана в традиционной форме видения. Многое сближает ее с “Видением о Петре Пахаре” Ленгленда. Вместе с тем “Путь паломника” предваряет сюжеты и образы произведений ХVIII и ХIХ веков.

Классицизм представлен творчеством Джона Драйдена (1631-1700). В отличие от других европейских литератур ХУП века классицизм в английской литературе не стал вполне сложившимся направлением. В Англии для его развития не было тех необходимых предпосылок, какие имелись, например, во Франции, где эстетика и литература классицизма представлены такими блестящими именами, как Буало, Корнель, Расин и Мольер. Объясняется это тем обстоятельством, что развитие и подъем классицизма во Франции совпадает с эпохой расцвета абсолютной монархии. Исторический путь развития Англии был иным. Реставрация Стюартов, сменивших буржуазную республику, не создала благоприятной почвы для расцвета классицизма.

Эстетика классицизма связана с культом античности и разума, со стремлением к упорядоченности и нормативности. Если в произведениях эпохи Возрождения герои представали во всем многообразии, богатстве и величии заключенных в них сил и страстей, то эстетика классицизма предписывала подчинение эмоций рассудку, чувств - долгу. Борьба чувств и долга становилась основой конфликта произведений. Изображение характеров отличалось однолинейностью. Обязательным было соблюдение трех единств - действия, места и времени.

В Англии теоретиком классицизма выступил Драйден, которого считают и основоположником английской литературной критики. Принципы эстетики классицизма получили свое художественное воплощение в его поэзии и драматургии. Среди поэтических произведений - “Чудесный год”, комедия -“Дикий волокита”, трагедии - “Тайная любовь, или Королева-девственница”, “Дон Себастьян”. Критика. Его по праву называют отцом английской критики. Созданные Драйденом - критиком литературные портреты отличаются глубоким проникновением в существо их творчества.

Список литературы.

1. Горбунов А.Н. Три великих поэта Англии: Донн, Мильтон, Вордсворт. – М.:МГУ, 2012. – 320 с.

2. Луков В.А История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: «Академия», 2003 – С.181-185.

3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: «Высш.школа», 1975. С.94-109.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.