Здавалка
Главная | Обратная связь

Функции социальных норм

· интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

· регулирование общего хода социализации;

· контролирование девиантного поведения;

· формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

1. Социальные нормы — это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.

2. Социальные нормы — это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

· как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

 

 

13.Эк с п е́ р т н ый о п р о́ с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

 

14.

Модернизация (от фр. moderne – современный, новейший) – процесс обновления отсталого, устаревшего общественного устройства в духе требований современности.

В учебной литературе понятие модернизации используется в тесной связи с понятием индустриализации. Однако процесс модернизации является более широким по своему содержанию, а индустриализация является его основой.

В качестве элементов общей модернизации можно обозначить модернизацию:

§ политическую, связанную с развитием политических институтов и демократических механизмов;

§ культурную, порождающую утрату религией прежнего социального значения;

§ экономическую, выраженную в возрастающем разделении труда, совершенствовании технологии и управления;

§ социальную, обусловленную ростом грамотности, урбанизацией и т. д.

В классической социологии содержание модернизации трактуется как процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Истоки этих теорий уходят в начало XIX столетия, когда французский философ-утопист Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) ввёл термин «индустриальное общество» и рассматривал основные изменения своего времени как процесс становления данного типа общества, движущей силой которого являются промышленники и банкиры, а материальное производство становится промышленным производством. В этом он видел коренное отличие нового общества от традиционного аграрного.

 

15.Под социальным прогрессом в социологии понимается направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным.

 

 

16. функции массовой коммуникации ункции СМК можно разделить на три основные группы:

  • удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности;
  • удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы;
  • удовлетворяющие потребности общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.

 

В основе социальных функций лежат объективные потребности общества. Однако, массовая коммуникация – это общение социальных групп, состоящих из отдельных людей, наделенных разумом, волей, чувствами желаниями. В силу этого они обладают объективными психологическими потребностями. Что не может не учитывать массовая коммуникация. Иначе передаваемые сообщения могут быть не поняты или не приняты аудиторией.

 

17.аномия понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой.

 

18.Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка путем использования властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям

 

 

19. Индустриальные (промышленные) общества стали возникать примерно 200 лет назад (с конца XVIII века) в результате промышленной революции. Огромный прибавочный продукт, производимый в условиях высокотехнологичного производства, дает возможность обеспечивать жизнь миллионов людей, сосредоточенных в крупных городах. В индустриальных странах высокоразвитые системы государственного управления, включая бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы; различные сферы общественной жизни регулируются развитыми социальными институтами.

Немецкий социолог Фердинанд Тённис (1855-1936) все общества разделил на два типа: «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезельшафт» (Gesellschaft). Первый тип (его можно перевести как «общинность») – допромышленные, традиционные общества, сельская община. В них решающее значение имеют традиции, верования, неписаные законы. Общественная жизнь регулируются общинными принципами, например принципом бесплатной взаимопомощи семей и соседей друг другу. Разделение труда минимально и осуществляется, в основном, по признаку пола и возраста и связано с семейными ролями (муж, жена, дети имеют свои обязанности). Главные социальные институты – семья, община.

Второй тип (переводится как «общество») – современные, промышленно-городские общества. Эти общества основаны на рационализме, формальном праве; социальные отношения в большей степени носят обезличенный характер. Отличаются узкой специализацией профессиональных ролей и отделением их от ролей семейных. Эти общества высокоинституционализированы. Семья как социальный институт утрачивает свои функции и значение.

Американский социолог Дэниел Белл предложил следующую известную типологию: доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные общества.

 

20, В этом процессе можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии.

1. Наука была бы невозможна без появления самого названия и определения её предметной области, поэтому одним из первых этапов можно считать 1830-е г.г. XIX столетия, когда О. Конт ввёл название «социология» и определил первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определённых понятий и терминов, свойственных именно ей, – выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания, на первых порах – на неформальной основе – в виде переписки, научных семинаров и др.

Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя «социологами» и предъявление обществу в этом качестве – так закладывались контуры будущих социальных позиций специалистов.

Новая дисциплина под разными названиями проникает в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.

4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму – основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания – «Социологического ежегодника».

Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 году основана первая кафедра социологии в Колумбийском университете, а в 1895 – «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом было закончено оформление их социальных позиций в социальной структуре общества.

 

 

21. системообразующим институтом.

Основные черты постиндустриального общества, отделяющие его от индустриального общества: преобладает сфера услуг; определяющую роль играет информация; базовым, системообразующим институтом является творческое знание.

Тип общества определяет преобладающие ценности, социальные отношения. Так, в качестве главных особенностей традиционного общества Ф.Тённис называл поддержание общности на основе прямых личностных взаимосвязей, взаимопомощи, регулирование этих отношений простыми нормами нравственности, решающее влияние религиозных ценностей и верований, доминирование института родства. В индустриальном обществе же господствует тип взаимосвязей, основанных на рациональном интересе, формальном праве.

Ф. Хайек, в свою очередь, выделяет в истории человечества две социокультурные системы: «родовой строй», который сменяется в ходе истории «расширенным обществом» или «расчлененным строем». «Родовой строй», или традиционное общество, характеризуется обращенностью в себя, замкнутостью и самодостаточностью, где социальное поведение определяется усвоенными всеми индивидуумами едиными социальными целями, человеческие взаимоотношения основываются на чувстве групповой солидарности и бескорыстных отношениях внутри группы.

В системе современного общества («расчлененного», «расширенного» строя) социальная взаимосвязь индивидуумов становится менее интенсивной. «Расширенное общество» Ф. фон Хайека – общественная система, в которой люди заняты исключительно достижением своих личных целей, необходимое согласование общественных сил определяется их взаимодействием. Источником власти становится не государство, а закон, и только власти закона нужно подчиняться. Законное государство характеризуется властью закона, а не властью людей.

Переход от традиционных обществ к обществам индустриальным, или процесс модернизации, сопровождается ситуацией отрыва от корней, дезориентацией, ощущением утраты целостности: простые нормы, руководящие людьми, первостепенность взаимоотношений между людьми в традиционных обществах сменяются разветвленной социальной структурой и безличностью институтов индустриального общества.

 

22& —cоциальные нормы общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.[1]

 

 

23&

Выборочная совокупность

Выборочная совокупность - часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности.
Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность выборка должна обладать свойством репрезентативности.

24.Спенсер(англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

 

 

25.

Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения и отделенные от других общностей определенным принципом обособления.

В широком смысле социальная группа охватывает любое объединение людей – от семьи до государства и даже всего человечества. Но чаще её понимают в узком смысле – как подсистему внутри общества, представляющую собой совокупность взаимодействующих людей, объединенных ради реализации определенных личных, групповых и общественных интересов и целей.

Одни и те же индивиды в разных связях образуют и разные социальные группы.

Системообразующим признаком социальной группы является «интерес». Под «интересом» в социологии понимаются социально обусловленные потребности – экономические, политические, духовные. Интересы могут быть осознаны или нет индивидом, но они существуют и определяют поведение людей, делают их схожими по стилю жизни, межличностным связям; общим чертам ментальности, сходной мотивации.

 

 

26.. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. В обратном случае она дисфункциональна.

 

 

27Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

 

Вебер рассматривает четыре идеальных типа социального действия [1]:

1) целерациональное, если действие направлено к достиже­нию рационально поставленной и продуманной цели;

2) ценностно-рациональное, основанное на вере в эстети­ческую, религиозную или любую другую ценность;

3) аффективное – действие, обусловленное эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционное – основанное на длительной привычке.

28 . Подобъектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии является общество.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей

 

 

29Спенсер уподобляет общество живому биологическому организму, обосновывая свой подход следующими доказательствами:

1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;

2) те и другие усложняются;

3) их части приходят во всё большую зависимость друг от друга;

4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

В подтверждение разработанной им органической теории общества Герберт Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, отдельные части общества (семью, государство и т. д.) он сравнивает с отдельными частями живого организма (сердцем, нервной системой и т. д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Он считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. Каждая часть общества имеет свою функцию, и чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее одной из частей восполнить или заменить другую. Таким образом, по Спенсеру, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно не схожими между собой элементами.

В сложном обществе, по мнению Спенсера, одну часть (или можно сказать – социальный институт) нельзя заменить другой. При этом все части должны функционировать на благо целого: в противном случае общество перестанет существовать. Такая взаимосвязь частей является основой социальной интеграции

30& Генеральная совокупность, генеральная выборка (от лат. generisобщий, родовой)(в англ. терминологии — population) — совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы.

Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые подлежат изучению. Состав генеральной совокупности зависит от целей исследования. Иногда генеральная совокупность — это все население определённого региона (например, когда изучается отношение потенциальных избирателей к кандидату), чаще всего задаётся несколько критериев, определяющих объект исследования. Например, женщины 10-89 лет, использующие крем для рук определённой марки не реже одного раза в неделю, и имеющие доход не ниже 5 тысяч рублей на одного члена семьи.

 


[1] Там же. – С. 628-630.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.