Здавалка
Главная | Обратная связь

Сортировочная станция



Министерство транспорта Российской Федерации

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Управление эксплуатационной работой»

Учебная практика

Выполнил: студент Будченко А.В

Шифр: № 13- ЭЖД(С)МТ-033

Проверила:Калтнина А.Р

Хабаровск 2015

Содержание работы:

 

1.Введение

 

2.Общие вопросы:

 

- структура железных дорог;

 

- общие сведения о Транспортном уставе железных дорог Российской Федерации, Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; должностных инструкциях;

 

- правила техники личной безопасности;

 

- общие вопросы безопасности движения и охраны труда;

 

- технологические процессы работы конкретных предприятий, их взаимодействие с графиком движения поездов;

 

- требования трудовой и производственной дисциплины;

 

- габариты на железнодорожном транспорте.

3. Локомотивное депо

Общие сведения о тяговом подвижном составе. Электрический поездной состав, тепловозы. Локомотивное хозяйство, общие сведения, организация работы локомотивов и их обслуживание, содержание, экипировка и ремонт локомотивов, смена бригад, порядок приемки и сдачи локомотивов, обеспечение безопасности движения и техника личной безопасности локомотивных бригад.

Пассажирская станция

Виды пассажирских станций. Устройства пассажирской станции, обработка всех категорий поездов, снабжение состава водой, взаимодействие с технической станцией и вокзалом.

Вагонное депо

Сооружения и устройства вагонного хозяйства. Классификация и основные типы вагонов. Основные характеристики вагонов. Виды ремонта вагонов, их текущее содержание. Неисправности вагонов.

Дистанция пути

Задачи путевого хозяйства и его структура. Общие сведения о железнодорожном пути. Текущее содержание и технология ремонта сооружений и устройств путевого хозяйства, технические средства для этих целей. Понятие о ремонте пути, контроль и оценка состояния пути. Наиболее частые причины аварий на железнодорожном транспорте по вине путейцев, техника безопасности на путях.

Дистанция контактной сети

Устройства электроснабжения. Контактная сеть. Содержание устройств электроснабжения. Техника безопасности при ремонте и эксплуатации, зачем и когда даются «окна» энергетикам. Тяговая подстанция.

Дистанция СЦБ и связи

Понятие о комплексе устройств автоматики, телемеханики и сигнализации. Их классификация и назначение. Устройства, назначение и принцип работы СЦБ. Устройство стрелочного перевода. Обслуживание линий сигнализации и связи.

Сортировочная станция

Работой дежурного по стации, горке, маневрового и станционного диспетчеров, дежурного по парку, оператора при ДСП. Работа технической конторы поможет понять процесс обработки и составления документов. Путевое развитие станции, назначение парков, содержание ТРА и технологического процесса.

 

Заключение

11.Используемая литература.

Введение

В современных условиях от железных дорог требуется обеспечение четкой, бесперебойной работы. Эти задачи могут быть решены специалистами высокой квалификации. Практика по «Общему курсу железных дорог» будет способствовать повышению уровня подготовки специалистов по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте. Изучение комплекса устройств и процессов комплексных предприятий имеет целью формированию у студентов цельного и полного представления о железнодорожном транспорте, взаимосвязей его отраслей.

В процессе ознакомительной практики студентам необходимо уяснить роль будущей специальности в работе дорог, познакомиться с устройствами, техническим оснащением организации перевозок и управлении на железнодорожном транспорте. Особое внимание должно быть уделено практическому обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, слаженной работы всех подразделений, повышению качества процесса перевозок.

Целью практики по «Общему курсу железных дорог» является закрепление теоретических знаний по основам транспорта, необходимых для изучения специальных дисциплин.

Учебная практика поможет понять важность выбранной специальности.

Основными задачами практики являются:

- знакомство с устройствами и технология работы железнодорожного транспорта;

- расширение понятия студентов о взаимодействии всех служб дороги в таком важном процессе, как движение поездов;

- привитие первичных навыков работы по избранной профессии;

- закрепление теоретического материала, изученного в процессе учебы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общие вопросы:

- Структура железных дорог:

В рамках проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, с созданием условий для отделения деятельности по предоставлению услуг инфраструктуры от перевозочной деятельности и появлением конкурентной среды, с 2008 года структура компании трансформируется в вертикально-ориентированный холдинг.

Железная дорога в своей структуре имеет предприятия дорожного подчинения и состоит из регионов. C 1 января 2011 года отменена подструктура отделений на всех железных дорогах. С переходом на безотделенческую систему работы каждая дорога состоит из регионов, возглавляемых заместителем начальника дороги по региону.

На декабрь 2010 года в структуру компании входили:

  • Железные дороги
  • Дирекции управления движением
  • Дирекция тяги
  • Моторвагонная дирекция
  • Дирекция пригородных перевозок «Транском»
  • Дирекция железнодорожных вокзалов
  • Дирекция скоростного сообщения
  • Центр фирменного транспортного обслуживания
  • Дирекции по управлению терминально-складским комплексом
  • «Росжелдорснаб»
  • «Трансэнерго»
  • Институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта «ГИПРОТРАНСТЭИ»
  • Центр инновационного развития
  • Центр корпоративного учёта и отчётности «Желдоручет»
  • Центр научно-технической информации и библиотек
  • Центр организации труда и проектирования экономических нормативов
  • Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта
  • Дирекция по ремонту тягового подвижного состава
  • Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин
  • Дирекция по строительству сетей связи
  • Дирекция по ремонту грузовых вагонов (упразднена с 01.07.2011 г. путём преобразования в три вагоноремонтные компании (ВРК-1,2,3))
  • Дирекция по ремонту пути
  • Дирекция по тепловодоснабжению
  • «Трансинформ»
  • Главный вычислительный центр
  • Центральная станция связи
  • Центр обследования и диагностики инженерных сооружений
  • Дирекция социальной сферы
  • Дирекция медицинского обеспечения
  • Научные институты и проектные организации

Филиалы

Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между 16 филиалами:

Также в отдельные филиалы выделены следующие дирекции:

  • Дирекция тяги — филиал ОАО «РЖД» — эксплуатация локомотивов, организация работ локомотивных бригад;
  • Дирекция по ремонту тягового подвижного состава — филиал ОАО «РЖД» — ремонт, разделка на металл локомотивов;
  • Дирекция по ремонту пути — филиал ОАО «РЖД».
  • Росжелдорснаб — филиал ОАО «РЖД» — обеспечение предприятий МТР

- Общие сведения о Транспортном уставе железных дорог Российской Федерации, Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; должностных инструкциях:

Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации (далее - железные дороги) и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта (далее - железнодорожный транспорт), и определяет их права, обязанности и ответственность.

Настоящий Устав определяет основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, отношения между железными дорогами и другими видами транспорта, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3597, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21).
Настоящие Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт).
Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее - работники железнодорожного транспорта).
Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.
Техническая эксплуатация технологической электросвязи осуществляется в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам.
Техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящим Правилам.
Техническая эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением N 4 к настоящим Правилам.
Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением N 5 к настоящим Правилам.
Организация движения поездов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с приложением N 6 к настоящим Правилам.

Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (далее - настоящая Инструкция) устанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.

Настоящая Инструкция обязательна для всех подразделений и работников федерального железнодорожного транспорта, а выполнение требований сигналов, установленных настоящей Инструкцией, обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.

Настоящая Инструкция может быть изменена только приказом Министра путей сообщения Российской Федерации.

Все инструкции и другие указания, относящиеся к сигнализации на железных дорогах, должны строго соответствовать требованиям настоящей Инструкции.

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, устанавливает правила:

· приема, отправления и пропуска поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на станциях и средствах сигнализации и связи при движении поездов, как в нормальных условиях, так и в случаях их неисправности;

 

· приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях;

 

· производства маневров на станциях;

 

· выдачи предупреждений на поезда;

 

· другие правила, регламентирующие безопасность движения поездов и маневровой работы.

Твердое знание и четкое выполнение предусмотренных настоящей Инструкцией требований причастными работниками — одно из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов и производства маневров.

Должностная инструкция - это правовой акт, регламентирующий организационно-правовое положение работника, его обязанности, права и ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы.

Инструкция представляет собой описание должностных обязанностей каждой единицы штатного расписания, т.е. описание конкретных видов работ, а не индивидуальные требования, предъявляемые к отдельной личности (хотя и содержит требования к профессиональной подготовке).

Разрабатывается данный документ сотрудниками отдела кадров, согласовываются с руководителями структурных подразделений и юридической службой.

Инструкции содержат характеристики должностей и профессий, описанные в "Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих" (Постановление Минтруда РФ № 37 от 21 августа 1998 года) и "Тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым профессиям рабочих" (Постановление Минтруда РФ № 31 от 10 ноября 1992г.), а также в отраслевых нормативных документах.

Обычно для рабочих должностные инструкции не создаются. Работник, принимаемый на работу по определенной специальности должен обладать и соответствующей квалификацией, требования к которой должны содержаться в трудовом договоре. Для рабочих квалификационные требования содержатся а "Тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым профессиям рабочих" (Постановление Минтруда РФ № 31 от 10.11.92 г.), а также в отраслевых нормативных актах.

Текст должностной инструкции может состоять из следующих разделов:
1. "Общие положения", указывается:

 

  • категория должности в соответствии с ОК 016-94 и "Квалификационным справочником";
  • требования к профессиональной подготовке, стажу работы;
  • порядок назначения на должность и освобождения;
  • перечень нормативных документов, которые работник должен знать и руководствоваться в своей деятельности;
  • подчиненность.

2. "Функции", указываются основные задачи и направления деятельности.
3. "Должностные обязанности", указываются конкретные виды работ.
4. "Права", указываются закрепляемые за работником полномочия, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей.
5. "Ответственность", устанавливается персональная ответственность работника.

Кроме перечисленных, в должностную инструкцию могут включаться и другие разделы, например: "Взаимоотношения (служебные связи)", "Поощрения" и др.

Оформление должностной инструкции должно осуществляться в соответствии с ГОСТом.

Работник должен быть ознакомлен с инструкцией, о чем ставится его виза об ознакомлении на самом документе, либо на специальном бланке. В этом случае лист ознакомления является приложением к документу.

Приведенные в этих документах требования к уровню квалификации работника, его функциональные обязанности по занимаемой должности, являются общими и должны быть адаптированы к требованиям Вашего производства (организации). Однако существенное изменение объема или содержания содержащихся в нормативных актах требований, может привести к тому, что сформулированные Вами должностные обязанности работника не будут соответствовать названию занимаемой им должности или профессии выполняемой им работы.

 

- Правила техники личной безопасности.Под безопасностью движения на железных дорогах понимают такое состояние поездной обстановки, при котором отсутствует угроза столкновений или сходов с пути движущихся поездов, вагонов, локомотивов. Безопасность движения является основным условием нормальной работы железных дорог. Крушения, аварии и другие браки в безопасности движения приводят к повреждениям инфраструктуры и подвижного состава, утрате перевозимых грузов, травмированию людей.

Безопасность движения обеспечивается содержанием всех технических средств (путей, вагонов, локомотивов, устройств СЦБ и др.) строго в соответствии с установленными нормами и точным выполнением работниками станции действующих правил и инструкций (при организации движения поездов и маневровой работы).

Министерство транспорта РФ, компания ОАО «РЖД» и другие руководящие органы железных дорог издают (и периодически обновляют) нормативные документы, устанавливающие нормы содержания всех объектов инфраструктуры, удовлетворяющие требованиям безопасности движения (ПТЭ, ИС), а также документы, регламентирующие порядок движения поездов и производства маневров (ИДП). Требования этих документов должны неукоснительно соблюдать все работники станций и других служб, обеспечивающие содержание станционных устройств. Поэтому разрабатываемый во всех технологических документах (технологический процесс, технологические карты, местные инструкции), техническо-распорядительных актах станций порядок работы персонала должен соответствовать требованиям нормативных документов. Всякое нарушение требований безопасности движения считается браком в работе, поскольку любое, кажущееся незначительным, нарушение может оказаться замыкающим звеном в цепочке событий, ведущей к браку.

Наиболее частыми видами брака по вине работников станции являются:

• прием и отправление поездов по неготовому маршруту,

• перевод централизованной стрелки под движущимися вагонами, самопроизвольный уход с пути незакрепленных вагонов,

• столкновение вагонов с повышенными скоростями из-за недостаточного их торможения,

• взрезы неправильно установленных по маршруту движения стрелок и др.

Из анализа причин браков, отнесенных на работников службы перевозок, лишь около 30 % браков происходит по причине отказов технических средств. В остальных случаях причиной брака является невыполнение исполнителями и должностными лицами своих обязанностей, т.е. человеческий фактор, причем лишь каждый третий случай невыполнения требований безопасности движения происходит из-за недостатка знаний и умений. В других случаях неправильные действия персонала обусловлены недостатками воспитания, дисциплины, халатностью работников.

С учетом этого на станции необходимо систематически проводить целенаправленную работу по обучению и воспитанию работников, вести постоянный контроль за состоянием технических средств, правильным их использованием и соблюдением всеми работниками требований правил безопасности движения. Эту работу организует ДС, который несет персональную ответственность за состояние безопасности движения. Постоянно должна проводиться профилактическая работа, включающая контроль, учет, анализ причин несоблюдения правил безопасности движения.

- Общие вопросы безопасности движения и охраны труда. Охрана труда - это система законодательных социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих безопасность, здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Безопасность труда - система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, которые в определенных условиях приводят к травме или другому ухудшению здоровья.
Условия труда на железнодорожном транспорте связаны с воздействием на работников опасных и вредных производственных факторов, основными из которых являются:
- повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума (давления) на рабочих местах;
- недостаточная освещенность рабочих зон;
- повышенная яркость света прожекторов, пониженная контрастность, прямая блесткость;
- острые кромки, заусеницы на поверхности оборудования, в том числе вагонах, локомотивах, стрелочных переводах и др.;
- химические факторы, источниками которых являются главным образом перевозимые грузы;
- психофизиологические факторы - физические перегрузки, нервно психические перегрузки дежурного персонала;
- воздействие электромагнитных полей.
Для снижения воздействия опасных и вредных производственных факторов при проектировании и эксплуатации железнодорожных объектов проводят всесторонний анализ условий труда - производственного оборудования, технологического процесса, трудовых операций и санитарно-гигиенической производственной обстановки. При анализе оборудования исследуются прочность сооружений и надежность оборудования, наличие опасных зон, соответствие оградительных устройств требованиям техники безопасности, эффективность и надежность действия предохранительных, блокировочных и специальных устройств, устройств сигнализации, герметичность оборудования, возможные источники шума, вибрации, излучения и др.
Безопасность технологических процессов подразумевает гарантию безопасности работающих при нормальной эксплуатации оборудования и организации работ, а также при возможных нарушениях. Для обеспечения безаварийной и надежной работы оборудования правила и нормы охраны труда предусматривают проведение приемосдаточных и периодических испытаний, осмотров, расчетов на прочность и устойчивость сооружений и устройств. Исходя из анализа условий труда вырабатываются рекомендации по рациональной планировке территории, зданий предприятий и цехов, конструкции оборудования, организации труда, технологических процессов, обучению персонала, контролю на рабочих местах.
Работа железнодорожного транспорта сопряжена с повышенной опасностью, поэтому к персоналу, связанному с движением поездов, предъявляются особые требования и проводятся специальные организационные мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов. При приеме на работу, связанную с движением поездов, в соответствии с приказом МПС каждый работник должен пройти медицинский (ведомственный) профессиональный отбор в железнодорожных поликлиниках. При этом предъявляются жесткие требования к органам зрения, слуха, нервно-физиологическому состоянию и др. В процессе работы лица, связанные с движением поездов, периодически подвергаются медицинскому переосвидетельствованию. Несовершеннолетние к самостоятельным работам, связанным с движением поездов, не допускаются. После положительных результатов медицинского освидетельствования каждый вновь принятый перед изданием приказа о зачислении должен изучить вводную инструкцию.
Каждый работник, связанный с движением поездов, должен хорошо знать и уметь применять на практике ПТЭ, инструкцию по сигнализации и по движению поездов, должностную инструкцию и другие документы, устанавливающие его обязанности, а также правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии.
Решающее значение в организации безопасности движения поездов имеет технологическая и трудовая дисциплина работников железнодорожного транспорта: порядок приема и сдачи дежурств, допуск и отстранение от работы с оформлением соответствующих документов, регламент телефонных переговоров, проверки исполнения распоряжений, приказов и др. Экология — наука, изучающая среду обитания живых существ, соотношение их между собой и окружающей природной средой. Инженерная экология занимается разработкой норм и нормативов допустимого воздействия на природные комплексы технических, технологических, организационных, экономических, санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению загрязнения природной среды, методов и средств контроля состояния природных комплексов, методов и средств управления экологическими системами и отдельными природными комплексами. К нарушению экологического равновесия и экологической безопасности могут приводить катастрофы на транспорте, воздействие на природу мощной промышленной и транспортной инфраструктуры и др. Поддержание экологической безопасности на заданном уровне достигается охраной окружающей среды, которая осуществляется органами управления и базируется на законодательных актах и утвержденных нормативах.

- Технологические процессы работы конкретных предприятий, их взаимодействие с графиком движения поездов.Технологический процесс управления местной работой разработан с учетом структурных преобразований вертикали управления движением, содержит решения, обеспечивающие детализацию взаимодействия всех участников перевозочного процесса при организации местной работы.
Технологический процесс учитывает:
- перераспределение функций при концентрации диспетчерского управления поездной и местной работой в диспетчерских центрах управления перевозками (ДЦУП), подразделениях дирекций управления движением (Д);
- управление процессами местной работы на полигоне диспетчерского центра управления перевозками с распределением функций и ответственности между ДЦУП, районами управления (РУ) и базовыми станциями;
- современный уровень развития информационных технологий.

Технологический процесс определяет:
- основные термины и определения в местной работе;
- требования к составу и содержанию технологических процессов управления местной работой для дирекций управления движением;
- порядок реализации оперативного управления местной работой в диспетчерском центре управления перевозками, включая:
использование АСУ местной работой;
технологию сменно-суточного планирования местной работы в диспетчерском центре управления перевозками в условиях использования АСУ местной работой;
технологию диспетчерского управления местной работой в диспетчерском центре управления перевозками;
технологию контроля качества организации, планирования и выполнения местной работы в диспетчерском центре управления перевозками;
технологию анализа организации, планирования и выполнения местной работы в диспетчерском центре управления перевозками.

- Требования трудовой и производственной дисциплины. Под дисциплиной труда понимают обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей (ст. 193 ТК).

Трудовая дисциплина включает в себя производственную дисциплину, которая непосредственно связана с обеспечением порядка на производстве (выполнение доведенных норм труда, охрана труда, бережное отношение к имуществу предприятия, соблюдение порядка на рабочем месте).

Трудовая дисциплина обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы (Конституция РБ ст. 41 гарантирует гражданам РБ «право на труд как достойный способ самоутверждения человека»), сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, поощрения за добросовестный труд, а в необходимых случаях принуждения.

Метод убеждения основывается на различных мерах убеждения, средствах воспитания трудовой дисциплины, комплексе мероприятий, стимулирующих добросовестный труд. Конкретными формами убеждения являются правовое воспитание, культурно-просветительная работа, распространение опыта новаторов.

Совершенствование форм материального и морального стимулирования высокоэффективного труда невозможно без строго соблюдения трудовой дисциплины, оно находится в основе метода поощрения.

В процессе использования метода принуждения применяют меры дисциплинарного воздействия.

Методы укрепления трудовой дисциплины выработаны практикой, а их применение строго регламентируется правовыми средствами. Правовая регламентация – это определение основных обязанностей работника и нанимателя в процессе труда, установление мер поощрения за добросовестное выполнение трудовых обязанностей и меры воздействия на нарушителей трудовой дисциплины.

Трудовая дисциплина регулируется гл.13 ТК РБ, Декретом Президента РБ № 29 от 26 июля 1999г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», правилами внутреннего трудового распорядка, штатным расписанием, должностными инструкциями работников, графиками работ (сменности), графиками отпусков, положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами по вопросам труда.

- Габариты на железнодорожном транспорте.Для безопасности движения поездов требуется чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений у пути не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается соблюдением установленных габаритов:

  • Габарит приближения строений
  • Габарит подвижного состава
  • Габарит погрузки

Габариты были введены на железной дороги России в 1860 году. Эти габариты используются на железной дороге, имеющих ширину колеи 1520 мм.
Ширины колеи — это расстояние между внутренними гранями головок двух параллельно расположенных на шпалах рельсах.
Междупутье — это расстояние между осями соседних путей.

Габаритом приближения строения называется предельная поперечная перпендикулярная осей путей очертание, внутрь которого кроме подвижного состава не должны заходить никакие части зданий, сооружений и устройств, находящихся рядом с железнодорожным путем, кроме непосредственно взаимодействующих с подвижным составом. Обозначение – «С».

Сооружения и устройства находящиеся на территории и между территориями заводов, депо, и другим транспортных предприятий, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строения. Обозначение – «Сп».

Габариты. С и Сп должны соблюдаться при проектировании и реконструкции железной дороги, подъездных путей, сооружений и устройств на них, при электрификации и строительстве вторых путей, а также у всех эксплуатируемых сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.
«С» бывает на станции и на перегоне.

В кривых участках пути увеличиваются горизонтальные расстояния габаритов приближения строений, а также расстояния до любых сооружений и устройств в зависимости от радиуса кривой.

Габаритом подвижного состава называется предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути очертание внутри которого должен размещаться подвижной состав, как в груженом, так и в порожнем состоянии, находящиеся на прямом горизонтальном участке пути.

Относится ко всем типам вагонов и имеет восемь видов:

  1. 1T, T , Tпр, Тц, – Россия, СНГ, Монголия( ширина колеи- 1520 мм)
  2. ОВМ, О1ВМ, О2ВМ – Россия, СНГ, Европа (ширина колеи 1520 и 1435 мм)
  3. О3ВМ — самый маленький габарит – Россия, СНГ Европа, Азия.

Габарит погрузки – называется предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути очертание в котором, не выходя наружу должен размещаться груз с учётом упаковки и крепления на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном участке пути. Необходим для проверки погруженного на открытый подвижной состав груза. Эта проверка осуществляет с помощью габаритных ворот. Контуры габаритных ворот соответствуют контуру габаритопогрузки.

Грузы, размеры которых выходят за пределы габаритопогрузки, но не превышают определенной величины, позволяющей перевозить их при соблюдении специальных условий считаются не габаритными. В зависимости от поперечного очертания груза, его размеров и расположения на подвижном составе габарит бывает:

  • Боковой
  • Верхний
  • Нижний
  • Односторонний
  • Двусторонний

Локомотивное депо

Тяговый подвижной состав (ТПС) — принятое обозначение механических средств (локомотивов), предназначенных для перемещения по сети железных дорог несамоходных транспортных средств (грузовых и пассажирских вагонов, специальных машин). Тяговый подвижной состав в современных условиях представляют электровозы, тепловозы, газотурбовозы; исторически — паровозы.

К тяговому подвижному составу не относится подвижной состав с распределенной тягой — например электропоезда и дизель-поезда.

К электрическому подвижному составу относятся электровозы и электропоезда, используемые для пригородного движения. В зависимости от рода применяемого тока различают электровоза постоянного . переменного, двойного питания и многосистемные. Так же различаются и электропоезда. Энергию для передвижения поездов электровоз и электровагон получают через контактный провод, с которым соприкасается установленный на крыше электровоза (электровагона) токоприемник. Электрическая энергия, подведенная к тяговым двигателям, заставляет вращаться их: якоря, которые - через зубчатую передачу приводят во вращение колесные пары электровоза (электровагона).

Электровозы и электровагоны состоят из механической части (кузов для размещения в нем электрической аппаратуры и другого оборудования: тележки, состоящие из рамы, колесных пар с буксами. рессорного подвешивания и тормозного оборудования) и электрического оборудования (тяговых электродвигателей, вспомогательных электрических машин, аппаратуры для управления двигателями и вспомогательными машинами, а на электроподвижном составе переменного тока и двойного питания, кроме того, из трансформаторов и преобразователей тока).

В передней части электровоза размещается кабина машиниста с пультом управления.

Тепловоз - автономный локомотив с энергетической установкой - дизель - генератором. Через передачу (электрическую, механическую или гидравлическую) усилия от двигателя, работающего на дизельном топливе, передаются на колесные пары. Тепловоз также имеет экипажную часть (обычно тележечного типа) и вспомо­гательное оборудование (холодильник для охлаждения двигателя, компрессор для работы автоматических тормозов и другие устройства), В передней части тепловозов, используемых в грузовом и пассажирском движении, размещается кабина машиниста с пультом управления.

Локомотивное хозяйство обеспечивает перевозочную работу железных дорог тяговыми средствами и содержание этих средств в соответствии с техническими требованиями. В состав этого хозяйства входят основные локомотивные депо, специализированные мастерские по ремонту отдельных узлов локомотивов, пункты технического обслуживания, экипировки локомотивов и смены бригад, базы запаса локомотивов. Под экипировкой понимают комплекс операций (по снабжению локомотивов топливом, водой, песком, смазочными и обтирочными материалами), связанных с их подготовкой к работе.
Локомотивные депо — это структурные единицы локомотивного хозяйства. Их сооружают на участковых, сортировочных и пассажирских станциях. Депо называется основным, если оно имеет приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, производственные здания, мастерские и технические средства для выполнения текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки.
По виду тяги различают тепловозные, электровозные, мотор-вагонные и смешанные депо. В крупных железнодорожных узлах со специализированными станциями — пассажирскими и сортировочными — предусматривают отдельные локомотивные депо для грузовых и пассажирских локомотивов.
В пунктах оборота локомотивы находятся в ожидании поездов для обратного следования с ними. За это время, как правило, проводится их техническое обслуживание, совмещаемое с экипировкой.

Электровозы и тепловозы обслуживают локомотивные бригады в составе машиниста и его помощника. Мотор-вагонные поезда, поездные и маневровые электровозы и тепловозы могут обслуживаться и одним машинистом при наличии устройств автоматической остановки, срабатывающих в случае внезапной потери машинистом способности вести поезд. При электрической и тепловозной тяге одна локомотивная бригада может обслуживать несколько локомотивов или постоянно соединенных секций, управляемых из одной кабины.
Основным способом обслуживания поездных локомотивов является сменная езда, при которой бригады не закрепляются за определенными локомотивами. Лишь при вспомогательных видах движения (маневровая работа, перевод составов с одной станции узла на другую и т.п.) закрепляются две - четыре бригады. Сменная езда позволила значительно сократить непроизводительные простои локомотивов, удлинить участки их обращения и вместе с тем улучшить условия труда и отдыха локомотивных бригад.
Продолжительность непрерывной работы поездных локомотивных бригад составляет 1... 8 ч, и лишь в исключительных случаях допускается увеличение этой нормы до 12 ч. Если продолжительность непрерывной работы в оба конца превышает установленную норму, бригаде предоставляется отдых в пункте оборота длительностью не менее половины времени предшествовавшей работы.
Обслуживание поездов локомотивами осуществляется по определенной системе в зависимости от размещения основного депо и станции формирования, характера грузопотока и др. Когда основное депо расположено на граничной станции А участка обращения, локомотивы, приписанные к основному депо, следуют до участковых станций Б и В, являющихся пунктами оборота. На станцию А локомотив возвращается с поездом обратного направления. Здесь он отцепляется от состава и следует в депо для экипировки, технического обслуживания и смены локомотивной бригады, после чего подается на станцию к следующему составу. Способ обслуживания поездов по такой схеме называется плечевой ездой. Ее основными недостатками являются частые отцепки локо­мотивов от поездов, потери времени из-за захода на территорию депо, более продолжительное нахождение локомотивов в горло­винах и на путях станции.

Для того чтобы уменьшить простои локомотивов, на станциях основных депо стали применять схему кольцевой езды. В этом случае локомотивы не отцепляют от составов при прохождении станции основного депо, бригады меняются на станционных путях, а техническое обслуживание и экипировку локомотивов проводят в пунктах оборота. В основное депо локомотив заходит только для очередного технического обслуживания или текущего ремонта. Однако и при таком способе обслуживания локомотив следует по кольцу, охватывающему только два тяговых плеча, и резервы улучшения его использования полностью не реализуются.
Разновидностью кольцевого способа обслуживания поездов является петлевой, при использовании которого локомотив один раз за полный оборот заходит в основное депо для экипировки и технического обслуживания.
Работа локомотивов осуществляется по графику их оборота, который составляют на основе графика движения поездов с учетом условий труда и отдыха локомотивных бригад и установленного порядка технического обслуживания, экипировки и ремонта локомотивов.
В связи с реализацией структурной реформы на железнодорожном транспорте, укрупнением отделений и дорог сокращается число стыковых пунктов между ними, что позволяет увеличить участки обращения локомотивов и локомотивных бригад.

Экипировка электровозов заключается в снабжении их песком, смазочными и обтирочными материалами, наружной обмывке и обтирке. В экипировку тепловозов, кроме того, входит обеспечение их дизельным топливом и водой для охлаждения дизеля. Эту воду получают из химически обработанного конденсата пара.
Пробег электровоза и тепловоза между экипировками ограничивается запасом песка и топлива. Локомотивы экипируют на специально оборудованных путях или в закрытых экипировочных помещениях. В обоих случаях экипировочные устройства и канавы, оборудованные для осмотра ходовой части локомотива снизу, а для электровозов — и специальные площадки, предназначенные для осмотра токоприемников, располагаются таким образом, чтобы можно было совместить выполнение всех операций во времени (кроме экипировки песком). На рисунке представлена схема расположения устройств для проведения экипировки тепловозов, совмещенной с техническим осмотром.

Для поддержания локомотивов в исправном состоянии на железных дорогах России организована система проведения технического обслуживания и текущего ремонта после определенного пробега или времени их работы. Для повышения качества, ускорения и удешевления ремонта локомотивов осуществляют концентрацию, кооперирование и специализацию деповского ремонта локомотивов, внедряют агрегатный метод ремонта с широким применением поточных форм организации производства и сетево­го планирования.
При выполнении ремонта агрегатным методом основные узлы и агрегаты локомотива заменяют заранее подготовленными в заготовительном цехе депо.
Для электровозов, тепловозов и мотор-вагонного подвижного состава установлено несколько видов планово-предупредительно­го технического обслуживания (ТО-1, -2, -3, -4 и -5), текущего ремонта (ТР-1, -2, -3 и ТРС — текущий ремонт среднего объема) и капитального ремонта (КР-1, -2 и КРП — капитальный ремонт с продлением срока службы).
Цель проведения ТО-1, -2 и -3 — обеспечение работоспособ­ности локомотивов в процессе эксплуатации. При этих видах технического обслуживания смазывают поверхности трения и осуще­ствляют проверку ходовой части, тормозного оборудования, устройств автоматической локомотивной сигнализации, скоростемеров и других приборов. Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей отдельных колесных пар с целью поддержания оптимальной величины проката и толщины гребня без выкатки из-под локомотивов или мотор-вагонного подвижного состава, а ТО-5 выполняют при подготовке локомотивов в запас (с консервацией для длительного хранения) и после изъятия их из запаса.
Техническое обслуживание ТО-1 осуществляет локомотивная бригада при приемке, сдаче и в процессе эксплуатации локомотива.
Техническое обслуживание ТО-2 проводится бригадой слесарей в специально оборудованных пунктах и, как правило, совмещается с экипировкой локомотива; ТО-3, -4, -5 и текущий ремонт выполняются в основных локомотивных депо комплексными бригадами с участием локомотивных бригад.
Периодичность технического обслуживания ТО-2 (от 48 ч до нескольких суток) устанавливает начальник дороги независимо от пробега. Продолжительность технического обслуживания ТО-2, ч, для пассажирских локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава равна 2,0; для грузовых тепловозов ТЭЗ, 2ТЭ10, 2ТЭ116 и 2ТЭ121 — 1,2; для трехсекционных локомотивов — 1,5; для ос­тальных серий грузовых и маневровых локомотивов — 1,0.
Продолжительность технического обслуживания ТО-4 устанавливает начальник дороги с учетом конкретных условий из расчета 1,0... 1,2 ч на обточку колесной пары.
В ходе текущего ремонта проводят ревизию, замену или восстановление отдельных узлов и деталей, регулировку и испытания, гарантирующие работоспособность локомотива в межремонтный период. В отличие от технического обслуживания, при котором узлы обычно не разбирают, в ходе текущего ремонта осмотр узлов со­провождается их разборкой.
Капитальный ремонт КР-1 выполняют для восстановления эксплуатационных характеристик, замены или ремонта изношенных или поврежденных агрегатов, узлов и деталей. При капитальном ремонте КР-2 проводят полное оздоровление локомотива с заменой или восстановлением агрегатов, узлов и деталей и необходимую модернизацию. Капитальный ремонт локомотивов выполняют на локомотиворемонтных заводах.
Для содержания в исправном состоянии, обслуживания и ремонта приписанных локомотивов основные депо располагают ремонтными цехами, мастерскими, различного рода складами, административно-хозяйственными помещениями, необходимым путевым развитием и поворотными устройствами.
В ремонтных цехах имеются специальные стойла с канавами для осмотра и ремонта локомотивов. Мастерские для ремонта и изготовления различных деталей, оборудования и инструмента обычно примыкают к цехам, что упрощает транспортирование деталей и узлов. В электровозных и тепловозных депо имеются цехи для выполнения текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов.
При мастерских организуют специализированные отделения для ремонта различных узлов и деталей локомотивов и их оборудования.
Весьма эффективным с точки зрения комплексной механизации и автоматизации производства при ремонте локомотивов является использование промышленных роботов для выполнения технологических операций, например, при ремонте электродвигателей, шатунно-поршневой группы, аккумуляторов, колесно-моторных блоков, букс с роликовыми подшипниками и т.д.

Локомотивные устройства безопасности предназначены для регулирования движения поездов с целью повышения безопасности в поездной и маневровой работе, а также повышения пропускной способности железнодорожных линий и улучшения условий труда локомотивных бригад. Основные функции локомотивных устройств безопасности:

  • разграничение поездов;
  • регистрация параметров движения поезда;
  • контроль скоростного режима ведения поезда;
  • контроль бдительности машиниста.

Разграничение поездов предотвращает возможность их столкновения и производится раздельными пунктами или дистанциями между поездами. Раздельными пунктами являются светофоры, ограждающие перегон или (при автоблокировке) блок-участок, а при использовании автоматической локомотивной сигнализации как основного средства сигнализации (АЛСО) — границы между блок-участками, обозначенные табличками. При разграничении поездов дистанциями, каждый поезд, движущийся по перегону, непрерывно передаёт свои координаты и получает информацию о свободной дистанции впереди него и допустимой скорости движения.

Контроль скорости может быть ступенчатый или плавный. При ступенчатом контроле скорости допустимая скорость сохраняется на протяжении всего блок-участка. При её превышении приводится в действие абсолютный, либо неабсолютный автостоп. При плавном контроле скорости допустимая скорость вычисляется в каждый момент времени, в зависимости от расстояния до закрытого светофора (либо места ограничения скорости) и при её превышении выполняется служебное либо автостопное торможение.

Для проверки бдительности, машинисту подаётся сигнал свистком электропневматического клапана автостопа (ЭПК), зажиганием лампы предварительной световой сигнализации (ПСС), либо речевым сообщением. В ответ на этот сигнал машинист должен подтвердить свою бдительность путём нажатия рукоятки бдительности РБ. В случае если сигнал не будет подтверждён, поезд будет остановлен путём автостопного торможения. Бдительность проверяется однократно при смене показаний локомотивного светофора и в некоторых других случаях. При следовании к путевому светофору с запрещающем показанием, при превышении допустимой скорости движения, а также при движении по белому и красному показанию локомотивной сигнализации может включаться периодическая проверка бдительности машиниста. Периодическая проверка бдительности может отменяться при выполнении машинистом манипуляций с органами управления локомотивом, при бодром физиологическом состоянии или в случае, если служебное торможение может быть выполнено без его участия.

Первым локомотивным устройством безопасности был локомотивный скоростемер, который отображал скорость и суточное время, фиксировал на ленте параметры движения поезда, но не вмешивался в действия машиниста. При внедрении автоматической локомотивной сигнализации скоростемер был модернизирован для регистрации параметров АЛСН и сигнализации о достижении контролируемых скоростей для системы АЛСН.

Система АЛСН непрерывно передаёт в кабину локомотива сигналы путевых светофоров; контролирует скорость поезда при «КЖ» и «К» показании локомотивного светофора и при превышении допустимой скорости останавливает поезд автостопным торможением при помощи электромагнитного клапана автостопа; производит однократную проверку бдительности при смене огней (кроме включения «З» огня) и периодическую проверку бдительности при «Ж» огне локомотивного светофора — при превышении допустимой скорости проследования светофора с желтым огнём, при «КЖ», «К», «Б» огнях — независимо от скорости.

Внедрение АЛСН позволило существенно улучшить безопасность движения поездов, однако в процессе эксплуатации были выявлены некоторые недостатки системы. Для преодоления этих недостатков были созданы различные дополнительные устройства безопасности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.