Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили. / Малов В.И. М.: АСТ, Астрель, 2009. с. 400
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) Заочный факультет Кафедра “Автомобильные перевозки” РЕФЕРАТ Тема: «Развитие и становление колесных транспортных средств в Российской Империи до 1890 гг.» Выполнил студент Артемчук Э.К., группа 1ЗбПс1 Проверил к.т.н., доц. Мороз Д.Г.
Москва 2014 Оглавление 1.1. Российский опыт…………………………………………………..…3-7 1.2. Иностранный опыт…………………………………………………8-10 1.3. Творческая часть…………………………………………...…………11 Список используемой литературы……………………………………..…..12
Российский опыт Первым колесным транспортным средством в Россий Империи был гужевой транспорт. Гужевой транспорт — вид дорожного транспорта, как пассажирского, так и грузового, в котором средство передвижения приводятся в работу животными. Сначала это были одноосные арбы. Затем появились конные колесницы, которые изготовлялись во множестве различных вариантов: одно-, двух- и многоместные, с двумя и четырьмя колесами, открытие и с закрытой кабиной, простые и роскошные. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 7] Их использовали для пассажирских и грузовых перевозок, а также для перевозки почты. Конные повозки применялись для оказания нуждающимся скорой медицинской помощи. И даже когда на улицах российских городов появились автомобили с красным крестом, их долгое время продолжали называть «каретами скорой помощи”. Повозки успешно применяли для почты, а также использовали на пожарной службе. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 9] В начале 1700 годов появляется транспорт общего пользования – дилижанс. Дилижанс – это многоместная карета, которая использовалась для перевозки пассажиров, грузов, почты, также они совершали междугородние, а иногда и международные перевозки. Имели широкое распространение до появления железных дорог. Первое дилижансное общество в России было организовано в 1820 году. Маршрут Москва-Петербург преодолевался за 4-4,5 суток при стоимости проезда 95 рублей за одного пассажира. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села. В 1841 году дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой, с 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва—Харьков. [Марговенко А.И. Дороги царей // Урал 2004. № 10 с. 8] В 1840 году началось ежедневное движение пассажирских дилижансов между Москвой и Нижним Новгородом. Путь занимал 5 суток. [Морохин Н.В. Из истории нижегородского транспорта. Нижний Новгород: Нимфа, 2009. с. 6] В дилижансах помещалось до восьми пассажиров. По мере развития общественного транспорта в России появились омнибусы. Это были многоместные повозки на лошадиной тяги, они вмещали в себя от 15 до 20 пассажиров за раз. Позднее произошло следующее его техническое совершенствование: конный омнибус был поставлен на рельсы, что позволило повысить его скорость и значительно увеличить вместимость. В России этот вид транспорта получил название «конка». В нашей стране движение конки было впервые организовано в Санкт-Петербурге в 1856 г. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 13] Переходным этапом на пути к первому автомобилю стали механические средства передвижения. В России (18 веке) были созданы две конструкции механических экипажей. Л.Л. Шамшуренков в 1752 г. построил в Петербурге само беглую коляску, подробного описания которого до нашего времени не дошло. Известно только, что ее испытания состоялись 2 ноября 1752. А самокатка И. П. Кулибина была построена в 1791 г. Она представляла собой трехколесную педальную коляску с маховиком и трехскоростной коробкой перемены передач. Храповой механизм между педалями н маховиком давал возможность педалям совершать холостой ход. Переднее колесо было управляемым, ведущими служили два задних колеса большого диаметра. Приводил коляску в движение слуга, находившийся на запятках, который, нажимая на педали, вращал колеса. Вес «самокатки» И.П. Кулибина с двумя пассажирами и слугой составлял 500 кг, скорость до 10 км/ч. Русский изобретатель Г..И. Артамонов (1776—1841) — крепостной слесарь Нижнетагильского завода - в 1801 г. построил первый двухколесный металлический велосипед. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 14] Совершенный для того времени проект парового автомобиля («быстроката») принадлежит талантливому петербургскому лафетному мастеру Казимиру Янкевичу (сентябрь 1830 г.). Это был тягач, предназначенный для буксировки прицепов, «Быстрокат» имел трубчатый паровой котел, являвшийся, по мнению изобретателя, наиболее безопасным. Котлов такой конструкции в зарубежных паровых автомобилях тогда еще не было. В документе, хранящемся и Центральном государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), «О России паровых экипажей под названием быстрокатов» указано, что экипаж по обыкновенной дороге может прокатиться в одночасье 30 верст и более. В случае надобности, на самом сильнейшем бегу, в одно мгновение останавливается без малейшего опасения. По воле управляющего сей машиной она катится самым быстрым бегом, или тихо, или как того требуют обстоятельства. Конструктор подумал и об удобствах для водителя и пассажиров: зимние сего рода, крытые повозки строятся таким образом, чтобы посредством труб, согревая оные, предохранить каждого в них находящегося от стужи. 3 февраля 1840 г, чиновнику 10-го класса К. Янкевичу была выдана «Привилегия на повозку для больших тяжестей нового устройства, как ни летнем, так и на зимнем ходу», то есть современное водительское удостоверение. В этом же направлении работал и другой русский изобретатель Авксентий Врадий. получивший 26 июня 1863 г. привилегию N° 906 на “Паровоз для езды по обыкновенным дорогам”, приложенные чертежи позволяют сделать вывод о том, что движение от паровой машины передавалось одновременно на переднюю и заднюю оси автомобиля. Таким образом, все четыре колеса являлись ведущими. Самоход повышенной проходимости А. Врадий разработал впервые, и его можно назвать прототипом современных автомобилей с колесной формулой 4x4, Изобретатель отмечал особую экономичность паросиловой установки. Осталось неясным, удалось ли изобретателю организовать производство его самоходов. В 1873 г. на Мальцовском заводе (Калужская губерния) работал английский колесный тягач «Эвелин-Портер» имевший паровой двигатель мощностью 6 л.с. и весивший 7 т. Специалисты этого завода, изучив конструкцию тягача, в 1871 г, создали более совершенный «безрельсовый паровоз» с мощностью двигателя 10 л.с., приспособленный для топки не углем, а дровами. На Мальцовском заводе были построены семь таких тягачей, которые могли везти до десяти платформ с грузом. Груженый поезд развивал скорое 6 км/ч. без груза 8 км/ч. Два автомобиля Мальцевского завода, н числе двенадцати шоссейных паровозов, наша армия использовала для транспортировки военных грузов во время Русско-турецкой войны (1877-1878). Первая попытка использования автомобилей в России, судя по литературным источникам XIX века, состоялась в Стрельне под Санкт-Петербургом в 1872 г., когда в имении графа Суворова - Рымникского испытывался «сухопутный локомотив», доставленный из Шотландии. Но тогда эта попытка не увенчалась успехом вследствие несовершенства конструкции паровых повозок и неприспособленности, российских дорог к их передвижению.[Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 24-25] Омнибусы усовершенствовали они стали паровыми. Специализированные паромобили немецкого производства использовались в Москве в качестве “карет” скорой помощи. Одним из наиболее слабых звеньев парового автомобиля считался в те годы паровой котел. Именно потому, что паровые автомобили подошли к пределу технических решений, их развитие в начале XX века остановилось, и дальнейший прогресс автомобильного транспорта был связан главным образом с двигателями внутреннего сгорания. В России серийный выпуск паровых легковыхавтомобилей освоил в конце XIX века московский завод »Дукс». [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 30] В нашей стране первый двигатель внутреннего сгорания был построен в 1884 г. на судостроительном верфи в. Санкт- Петербурге инженером О.С. Костовичем. Хотя этот двигатель и не предназначался для применения на самодвижущихся экипажах, интересно то, что он был сконструирован для установки на транспортном средстве, а именно на дирижабле. Этот двигатель сохранился до наших дней, и служит экспонатом Политехнического музея в Москве. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 37] Официально первыми создателями отечественного автомобиля считаются Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе. Е.А. Яковлев в 1889 г. на основанном им небольшом заводе в Санкт-Петербурге организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей, в конструкциях которых он использовал передовые достижения науки и техники в данной области, применил электрическое зажигание, съемную головку цилиндра, смазку под давлением. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 40]
Иностранный опыт Я хочу рассмотреть развития и становления транспортных средств в Германии. В Германии, как и в России до изобретения первого автомобиля использовался гужевой транспорт. Часовщик из Нюрнберга И. Хауч построилмеханическую повозку. Источником движения, которой была большая часовая пружина. Завода такой пружины хватало на три четверти часа езды. Повозка эта действительно передвигалась и была куплена королем Швеции Карлом, который пользовался ею для совершения прогулок по королевскому парку. Находились скептики, утверждавшие, что повозка двигалась с помощью двух человек, спрятанных внутри нее. В 1817 г. лесничий Карл фон Дрез создал двухколесную повозку, которую назвали по фамилии ее изобретателя дрезиной. Она была очень похожа на современный велосипед. У неё было наличие рамы, сиденья, колес, управляемый руль, но у его конструкции отсутствовал руль. Основным материалом для дрезин служило дерево. Наиболее ранним прообразом велосипеда можно считать повозку, управляемое колесо, которое крутилось руками. Такая повозка была изготовлена в 1633 г. жителем Нюрнберга - Фафлером. В 1854 г. механик из Швайнфурта (Германия) ввел в конструкцию дрезины значительное усовершенствование, а именно: приделал к переднему ведущему колесу педали, что позволило его вращать с помощью ног. Для того чтобы увеличить путь, пройденный ведущим колесом за один оборот педалей, оно имело очень большие размеры. В конце 60-х годов XIX века велосипеды уже не имели деревянных деталей, они были заменены стальными. Затем появились ценные зубчатые передачи между педалями и передним колесом, что позволило заметно снизить его размеры. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 14-16] В 1885 г. Готтлибом Даймлером был получен патент на двигатель, отличающийся большой частотой наращения и высокой степенью сжатия газовой смеси. В ноябре 1886 г. Г. Даймлер совершил поездку на своем первом двухколесном автомобиле. Эту конструкцию, по существу, трудно назвать автомобилем в современном понимании. Это скорее был первый мотоцикл или даже моторный велосипед. Последующие машины Г. Даймлера стали более совершенными и похожими если еще не на автомобиль, то хотя бы на конный экипаж. Следующий четырехколесный автомобиль был построен Г. Даймлером путем установки бензинового двигателя на обычный конный фаэтон. Интересным эпизодом биографии Г. Даймлера является его посещение России. В 1881 г. он совершил поездку в Россию, чтобы па месте ознакомиться с добычей нефти, так как нефтяные продукты служат топливом для двигателей внутреннего сгорания. Свои первые двигатели Г. Даймлер создал в мастерских фабрики<<Дойти>>. Сначала в 1885 г, был построен горизонтальный, а затем вертикальный бензиновый двигатель. Затем он стал строить двигатели с V-образным расположением цилиндров. Важнейшей особенностью двигателей Г. Даймлера была их быстроходность и сравнительно небольшой вес. Частота вращения достигала 600- 800 об/мин. [Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. с. 37] Готтлиб Даймлер сотрудничал с Вильгелем Майбахом в вопросе разработки двигателя внутреннего сгорания. В 1885 году ими был также придуман карбюратор. В 1886 году Даймлер и Майбах на день рождение супруги Даймлера подарили самодвижующиемя карету. На эту карету Майбах установил двигатель 1.5. л.с. и ременную передачу к колесам. Так был создан первый четырёхколесный самодвижущийся экипаж. В первом трехколесном автомобиле Карла Бенца, построенном в 1885 г., использовался двигатель с водяным охлаждением. Он располагался горизонтально вместе с огромным горизонтальным маховиком и открытым коленвалом. Двигатель приводил в движение задние колеса с помощью ремня и цепей посредством простого дифференциала. Величайшим достижением конструкторской мысли Бенца можно считать наличие электрического зажигания и впускного клапана с механическим приводом. В первом варианте рабочий объем двигателя составлял 1 л, однако этого было недостаточно даже для разгона машины. Поэтому, когда машина в 1886 г. была запущена в производство, на ней установили более мощный мотор рабочим объемом 1,7 л, а также двухступенчатую коробку передач. [Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили. М.: АСТ, Астрель, 2009. с. 33] Карл Бенц запатентовал все важные узлы и системы будущего автомобиля: акселератор, систему зажигания, работающую от батареи и свечу зажигания, сцепление, коробку передач и водяной радиатор охлаждения. У автомобиля Бенца были три металлических колеса. Он приводился в движение четырёхтактным бензиновым двигателем, размещённым между двух задних колес. Вращение передавалось с помощью цепной передачи на заднюю ось. Автомобиль был закончен в 1885 году и получил название «Motorwagen». Он был запатентован в январе 1886 года, прошёл испытания на дорогах в том же году, а в 1887 году был представлен на Парижской выставке. В 1888 году началась продажа автомобилей. Когда машина Бенца не стала пользоваться успехом у клиентов, она 5 августа 1888 году взяла без ведома мужа автомобиль и совершила на нём поездку. За день преодолели в общей сложности 106 км. По пути они несколько раз покупали бензин в аптеках (он продавался там как чистящее средство) и чинили кожаные тормозные колодки, а цепь, игравшую роль приводного ремня — у кузнеца. Во время поездки приходилось несколько раз толкать автомобиль в гору, тогда Берта посоветовала установить мужу на автомобиль коробку передач. С 1886 по 1893 было продано 25 таких автомобилей. Творческая часть Германия добилась большего прогресса в машиностроение. Пока в Российской Империи ещё существовал гужевой транспорт, немцы уже изобрели первый двигатель внутреннего сгорания. Я думаю, что это связано с разными климатами и качеством дорог. Наш климат более суров и не предсказуем по сравнению с европейским. Не каждый немецкий автомобиль того времени смог бы ездить в Сибири зимой. Качество дорого тоже играло огромную роль, с того времени мало, что изменилось с российскими дорогами. Немцы первыми начали серийный выпуск автомобилей, это также сыграло огромную роль в становление и популяризации автомобилей и дало толчок для увеличения их выпуска, а также модернизации.
Список используемой литературы Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили. / Малов В.И. М.: АСТ, Астрель, 2009. с. 400 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|