Здавалка
Главная | Обратная связь

В пещере горного короля.

Пер и мать

Действие происходит в Норвегии.

Пер – простой деревенский норвежский парень, сын капитана. Капитан в своё время был богатым и уважаемым человеком, однако к концу жизни спился и промотал всё своё состояние. Пер хочет восстановить богатство и славу отца, однако ему мешают его человеческие качества: он большой мечтатель, фантазёр и грубиян.

У него есть любимая мать Озе, однако и с ней он поступает не всегда хорошо. Однажды, весь избитый и ободранный, Пер приходит домой и рассказывает матери историю об охоте на прыткого оленя. Рассказывает очень красочно, интересно, и мать не сразу спохватывается, что эту историю она уже знает – оказывается Пер лишь взял старинное предание, и переиначил его под себя. А порванная одежда сына объясняется совсем другим - не охотой на оленя, а дракой с деревенским кузнецом.

Свадьба

А однажды, когда была свадьба у дочери богатого крестьянина, Пер решился пойти туда без приглашения, посмотреть на невесту, на которой мать давно уже хотела женить Пера. Но Пера самого не позвали на свадьбу, и Озе отговаривает сына идти туда, так как он мог этим опозорить семью. Но Пер, не долго думая, несёт её на руках на крышу высокого дома и оставляет её там, пока соседи не помогут ей спуститься.

На свадьбе Пер сразу замечает прекрасную девушку Сольвейг (имя Сольвейг переводится как «солнечный путь»). Она так прекрасна, чиста и скромна, что Пер боится подойти к ней. Он приглашает несколько раз Сольвейг на танец, но та каждый раз отказывается. У девушки очень строгое воспитание, и ей стыдно идти танцевать с Пером, который ворвался на свадьбу без приглашения и уже успел выпить несколько бокалов вина. Пер огорчается, однаку тут подходят его друзья, деревенские парни и предлагают ему ещё выпить. Выпив больше, чем следует, Пер в порыве эмоций хватает в охапку богатую невесту и убегает с ней в горы.

Однако богатая невеста никак не может сравниться с прекрасной Сольвейг, которую он не может забыть, и вскоре он отпускает девушку к её жениху. Однако за такой дерзкий поступок жители деревни изгоняют Пера из своего общества, и ему приходится прятаться в лесу.

В лесу

И тут он попадает в пещеру горного короля. В этой пещере обитали тролли, кобольды, лешие, ведьмы и дочь горного короля – Женщина в Зелёном Плаще.

Тролли завлекают его в свою пещеру обманом, Перу никак не удаётся вырваться из их лап, он на гране жизни и смерти, но тут доносятся звуки церковных колоколов и нечисть исчезает.

Выбравшись из горной пещеры, Пер строит себе избушку и устраивается жить в лесу.

Уже наступила зима, выпал первый снег и дом почти готов, когда к нему на лыжах неожиданно прибегает Сольвейг: она ушла от строгих, но любимых ею родителей, решив остаться с ним навсегда. Пер не верит своему счастью, ведь о таком он не мог даже и мечтать. Но совесть не даёт ему спокойно жить с Сольвейг – он понимает, сколько натворил бед. Он страшится запачкать Сольвейг своим прошлым и не хочет её обманывать. Значит, он должен от нее отказаться! Попрощавшись, он уходит из избушки якобы на минуту, но в действительности на долгие-долгие годы.

Смерть матери

Первым делом он отправляется проведать тайком свою мать.

Озе чувствует себя всё хуже и хуже. Пер пытается утешить её и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой апостол Пётр с ключами от волшебного замка. (По церковному преданию апостол Пётр имеет ключи от Царства Небесного и впускает туда только чистых душой людей). Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер! Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает...

Перу не остается иного, как бежать из страны, он уезжает за море, в далёкие страны.

Странствия

Пер провёл вдали от родины много лет, пробовал множество профессий и исполнял множество ролей:

он был работорговцем в США, дельцом, проворачивавшим тёмные сделки в приморских портах, странствовал по пустыне, стал вождем бедуинов и предсказателем, пытался соблазнить Анитру, дочь вождя бедуинов, а закончил свои путешествия в сумасшедшем доме в Каире, где его нарекли императором.

Возвращение

Уже совсем состарившийся и седой, Пер возвращается домой. В своей бывшей деревне Пер встречает много состарившихся до неузнаваемости давних знакомых. Да и сам он остается неузнанным, хотя люди о нем помнят - называет его поэтом, верившим в выдуманную им сказочную реальность.

Зато Пера сразу узнает в лесу Пуговичник, уже давно его разыскивавший. Время Гюнта на земле закончилось, и Пуговичник намерен тут же на месте перелить его душу в пуговицу. Он говорит Перу, что его душа не заслужила ни Рай, ни Ад, потому что он не выполнил своего главного предназначения – он не стал самим собой, не понял свои добрые качества, он лишь примерял на себя разные роли – то разгулявшегося парня, то работорговаца, то странника, то грубияна и мечтателя.

Пер Гюнт не на шутку напуган. Что может быть страшнее переплавки души? Он просит у Пуговичника отсрочку, он докажет ему, что и в его натуре было нечто цельное, хорошее, доброе!

Скитаясь по лесу, Пер выходит на построенную им когда-то избушку. На пороге его встречает Сольвейг, постаревшая, но счастливая от того, что увидела его снова. Сольвейг счастлива, что он вернулся и говорит ему, что помнила всегда только самое хорошее, что есть у Пера в душе. Только теперь Пер Гюнт понимает, что он спасен. Даже под самыми разнообразными масками в течение всей его пестрой жизни он оставался самим собой - в надежде, вере и любви ждавшей его женщины.

Пуговичник отпускает Пера с предупреждением, что будет ждать его на следующем перекрестке. Они еще поговорят между собой.

 

 

Утро, смерть Озе, танец Анитры, в пещере горного короля, песня сольвейг.

Утро

Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

Авор написал слово «pastorale»,что значит «пасторальный», то есть «пастушеский». Тембры духовых инструментов - флейт и гобоев, солирующих в пьесе, - напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог.

Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов.

Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.

Смерть Озе

«Смерть Озе» - «это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью».

Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью).

Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.

После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.

И все же музыка и здесь печальна: в мелодическом рисунке преобладают ниспадающие линии, мелодия соткана из полутоновых «вздохов», в гармонии сохранилась напряжённость сложных аккордов. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.

 

Танец Анитры

Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Музыка танцевальная, она изображает портрет очаровательной восточной танцовщицы. Струнные инструменты играют щипком струн. Есть треугольник! Нежный звон треугольника подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.

Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.

 

В пещере горного короля.

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере марша, тема троллей.

Вначале она звучит настороженно, почти и невесомо, изображая крадущиеся шаги троллей. Играет всего несколько инструментов.

Постепенно мелодия переносится все выше, становится более суетливой. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр.

Постепенно ускоряется темп - кажется, будто сказочные обитатели пещеры завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Мелодия ещё пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

 

5) Песня Сольвейг звучит как символ любви и верности.

Обрамлена коротким вступлением и заключением – печальная мелодия в народном духе. В песне 2 куплета, они состоят из запева и припева.

Запев – повествовательный, спокойный.

Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё - музыка надежды и счастья.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.