Алгоритм проведения «Мастер-класса»
Технология проведения мастер-класса В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В первую очередь, Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику.С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). Мастер-класс– это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Итак, можно выделить важнейшие особенности мастер-класса: 1) новый подход к процессу обучения; 2) форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями; 3) создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность; 4) постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание заданных ситуаций; 5) демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса; 6) сотрудничество, сотворчество, совместный поиск решения педагогической задачи.
Позиция автора мастер-класса - это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего осмыслить инновационные способы деятельности. Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер - класса ведущий специалист рассказывает и, что очень важно, показывает, как он применяет на практике новую технологию или метод и какова результативность его работы. Формы: - Лекция - Практическое занятие - Интегрированное (лекционно-практическое) занятие Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. При подготовке и проведении мастер-класса важно придерживаться алгоритма. Алгоритм проведения «Мастер-класса» 1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера: - обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой мастером; - демонстрация результативности деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности используемой технологии; - определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера; - описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом. 2. Представление системы учебных занятий: - рассказ педагога о проекте занятия; - определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться автором мастер-класса; - краткая характеристика результативности используемой технологии; - вопросы педагогу по изложенному проекту. 3. Проведение занятия или имитационной игры: - автор мастер-класса проводит учебное занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися; - слушатели играют одновременно две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. 4. Моделирование: - самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии; - автор мастер-класса исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
- обсуждение авторских моделей занятия слушателями и автором мастер-класса. 5. Рефлексия: - дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и слушателей; - заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Автор мастер-класса работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Автор мастер-класса исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но афишированием выполненных работ подводит каждого к самооценке и самокоррекции. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|