Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Основные этапы развития социологической мысли

Ключевые термины: Закон трех стадий развития, социальная статика, социальная динамика, органическая социология, прибавочная стоимость, отношение к собственности на средства производства, классовая структура общества, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, диктатура пролетариата, солидарность, аномия, разделение труда, теория идеальных типов, целерациональное и ценностно-рациональное действия.

План

1. Социологический проект О. Конта.

2. Органическая социология Г. Спенсера.

3. Социально-экономическое учение К. Маркса.

4. Социология факта Э. Дюркгейма.

5. Понимающая социология М. Вебера.

6. Развитие русской социологической мысли.

7. Интегральная социология П. Сорокина.

 

Основателем научной социологии считается французский философ О. Конт (1798 – 1857 гг.). Он разработал и реализовал в практике социогуманитарных исследований методологию позитивизма. Считал, что применение качественно-количественных методов исследования – наблюдения, опыта эксперимента, – доказавших свою эффективность в естественных науках (прежде всего, в классической физике и механике), в социогуманитарных исследованиях открывает новые перспективы в анализе общества. Считал, что позитивные научные знания об эволюции природы и общества (в противовес метафизике) помогут человечеству преодолеть кризисные фазы развития. Поскольку точность прогноза социального развития и адекватность рекомендаций управленческих структурам прямо зависит от полноты учета всех факторов (идеологических, экономических, технических, технологических и т.д.), то он понимал социологию как вершину всех наук, т.к. она должна объединить все современное позитивное знание в целях совершенствования социальной системы и эффективного социального управления.

Сформулировал закон трех стадий развития:

· теологическая стадия, характеризуется полным подчинением процессов регулирования социальной жизни и социальных взаимодействий в обществе нормами, сформулированными в религиозной доктрине. В историческом плане – это временной период, охватывающий европейскую древность, античность и средневековье;

· метафизическая стадия. Социальная жизнь руководствуется новым пониманием человека и общества: человек, являясь образом и подобием Бога, обладает волей и правом выбора. Человек и общество понимаются как текст, смысл которого задается свыше и нуждается в интерпретации. Стадия относится в временному отрезку между ХIY и XYIII вв.;

· научно-позитивная стадия берет начало с середины XIX в. Здесь в основу процессов регулирования общественной жизни кладутся объективные научные данные. Природа, человек и общество понимаются как сложный механизм или целостный организм, все структурные элементы которого выполняют строго предназначенные для них функции.

О. Конт ввел в научный обиход понятия:

а) социальная статика – относится к «анатомии» общества, его структурным особенностям и функциям составляющих его структур;

б) социальная динамика – относится к законам, по которым общество развивается.

О. Конт считал общество подобием живого организма, органы которого выполняют специфические функции. Нарушение гармоничного взаимодействия структурных элементов общества неизбежно приводит к ослаблению его устойчивости.

Взгляды О. Конта были развиты в работах английского философа Г. Спенсера (1820 – 1903 гг.). Он сформулировал положения органической социологии, проводя аналогии между живым организмом и обществом. По его мнению, общества, как и биологические организмы, развиваются в форме «зародышей», когда и из небольших человеческих масс путем консолидации различных групп на основе возникновения социальных связей и отношений, формируются крупные социальные системы, нуждающиеся в сложных системах социального управления.

Описывал два типа сообществ:

· военные. Главная цель этих обществ – противостояние внешним или внутренним угрозам. Увеличение массы воинов неизбежно стимулирует количественное увеличение слоя рабов;

· индустриальные, характеризующиеся широким распространением отношений сделок между элементами социальной структуры: хозяевами и рабочими, покупателями и продавцами, специалистами и рынком квалифицированного труда и т.п.

К. Маркс (1818 – 1883 гг.), в отличие от О. Конта и Г. Спенсера, понимал общество как структуру, состоящую из элементов, находящихся между собой в непримиримых, антагонистических противоречиях. Конфликтное взаимодействие неизбежно должно привести к уничтожению одной из противоборствующих структур. Противоречия между элементами социальной структуры и вызванные ими социальные конфликты – источники социального развития, «дрова в костер истории».

В центре социально-экономического учения К. Маркса лежит теория прибавочной стоимости. Под прибавочной стоимостью понимаетсяразница между созданной в процессе труда новой стоимостью и затратами на сырье, материалы, оборудование, энергию, транспорт и т.п., а также оплату труда работников, которые были использованы при создании новой стоимости. Прибавочная стоимость – главный экономический ресурс, обеспечивающий социальное развитие.

Так как прибавочной стоимостью распоряжается собственник средств производства, то критерий отношение к собственности на средства производства К. Маркс положил в основу классовой теории (см. схему 3).

Будущее коммунистическое общество, по мысли К. Маркса, устранит источник противоречий, уничтожив частную собственность на средства производства, заменив ее общенародной собственностью.

К. Маркс ввел понятие общественно-экономической формации, понимая под ним определенный этап жизни общества, характеризующийся соотношением производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это вся совокупность экономических, технических, технологических, энергетических, научных, культурно-образовательных и др. ресурсов, которая активизируется в процессе общественного производства. Производственные отношения – это система связей и взаимодействий, которые возникают между участниками общественного производства. Производительные силы – более динамичная характеристика, т.к. потенциальные возможности производства и роста производительности труда развиваются несколько быстрее, чем тяготеющие к консервативности производственные отношения людей. Сильный дисбаланс между производительными силами и производственными отношениями усиливает напряжения в обществе, кризисные явления и стимулирует развитие социальных процессов, направленных на приведение их во внутреннее соответствие.

Кризисные явления охватывают не только производительную деятельность общества, но и все другие стороны его жизнедеятельности, что является побудительной причиной социальных революций.

Социальные революции способствуют гармонизации производительных сил и производственных отношений и создают условия для резкого повышения производительности труда.

К. Маркс представлял историческую смену общественно-экономических формаций как естественный переход общества от одного состояния к другому. Описывались пять формаций с характерным для них соотношением производительных сил и производственных отношений: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая.

Таким образом, К. Маркс подвел четкий фундамент научного знания под исторические этапы развития человеческого общества. Социальные революции – закономерное проявление исторической необходимости.

Э. Дюркгейм (1857 – 1917 гг.) – французский социолог – продолжил развитие позитивистских идей О. Конта. Считал, что духовные ценности находят воплощение в социальных нормах, которые принудительно регулируют поведение людей и социальных групп.

Современное общество основывается на глубоком разделении труда. На этой основе усиливаются не только процессы профессиональной специализации, но и кооперации, которые в совокупности стимулируют становление и развитие отношений солидарности, отношений зависимости, т.к. никто не может обеспечит себя сам, а нуждается в трудовых усилиях других участников производственного процесса.

Э. Дюркгейм говорил о двух уровнях солидарности:

а) механической, характерной для примитивных обществ и связанной с обменом готовыми продуктами деятельности, и

б) органической, предусматривающей дифференцированный вклад в продукт производства различных его участников. Классовая борьба возникает вследствие неэквивалентного обмена благами, в ненормальном разделении труда.

Э. Дюркгейм считал, что социология создает предпосылки для того, чтобы социальные правила стали равно обязательными для всех слоев общества. Рассмотрел понятие «аномия», понимая ее как ценностно-нормативный вакуум, неизбежно связанный с потерей частью населения социальных ориентиров и количественным ростом различного рода девиаций (в социальных науках – это поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила: правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.), возникающий в кризисные периоды общественной жизни.

«Понимающая» социология М. Вебера (1864 – 1920 гг.) исходила из того, чтоличность вкладывает в свои действия определенный смысл. Одно и то же внешне наблюдаемое поведение может инициироваться различными, а иногда и противоположными смыслами. Вот почему социальные факты необходимо соотнести с экономическими, эстетическими, моральными ценностями людей и социальных групп. Под социальным действием М. Вебер понимал те действия, субъективный смысл которых относится к поведению других людей.

М. Вебер разработал теорию «идеальных типов», предлагая вначале рассматривать социальные феномены в отрыве от конкретно-исторических и территориально-пространственных переменных, что создает своеобразную «систему координат» в оценке реальных фактов и событий социальной жизни. Сопоставляя таким образом идеальный тип и социальную реальность, социолог получает возможность составить мнение о силе влияния отдельных условий, факторов, обстоятельств на социальную жизнь.

М. Вебер ввел в научный обиход термин «социальное действие», под которым понимал активность людей (независимо от ее направленности вовне или внутрь человека, а также степени приятия или неприятия социальных фактов и процессов), которая так или иначе соотносится с действиями других людей или ориентируется на них. Социальное действие, выражающее зависимость и/или совместимость людей или групп, всегда реализует степень активности социальной связи: например, в виде относительно поверхностного социального контакта или социального взаимодействия, когда действия одних субъектов становятся причиной и следствием ответных действий других.

М. Вебер описал модели социальных действий:

· целерациональные действия связаны с ожиданием определенных реакций социальной среды на проявляемую активность, с ожиданием успеха);

· ценностно-рациональные действие опосредуются собственными ценностными ориентациями личности, вне прямой зависимости от успеха, а нередко и вопреки ему. Здесь М. Вебер выделял подвиды действий: аффектные (от лат. affeсtus – душевное волнение, страсть) действия связаны с эмоционально-чувственной сферой личности, традиционные – с привычными, повторяемыми из поколения в поколение.

Рассуждая о системе социального управления описал легитимные типы государственной власти:

а) основанный на праве и деловой компетенции, б) на привычке к определенному поведению,

в) на харизме (от греч. charisma – милость, божественный дар, исключительная одаренность); харизматический лидер – человек, за которым признаются его последователями исключительные качества личности – мудрость, героизм, «святость» и т.д.

Социологическая мысль России XIX в. развивалась по ряду магистральных направлений. Историко-генетическую школу социологии составили М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Д.А. Столыпин, Н.П. Павлов-Сильванский. Политическую социологию развивали Л.И. Петражицкий, П.Н. Милюков, М.Я. Острогорский, П.А. Сорокин. Субъективное направление социологии разрабатывалось Н.К. Михайловским, С.Н. Южаковым. Пути становления экономической социологии определяли Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве. С.Н. Трубецкой заложил основы ювенильной социологии, а М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников и П.А. Кропоткин – этносоциологии.

Так Н.К. Михайловский (1842 – 1904 гг.) разработал теорию внушения-подражания и психологии толпы.

Н.Я. Данилевский (1822 – 1885 гг.) явился основоположником теории культурно-исторических типов (развитой позднее О. Шпенглером).

П.Л. Лавров (1823 – 1900 гг.) полагал, что в основе социологического анализа должен лежать так называемый субъективный метод, благодаря которому социолог ставит себя на место реальных членов общества, отказываясь от позиции бесстрастного наблюдателя. Личность выступает в его учении как ведущая сила социального развития.

П.А. Сорокин (1889 – 1968 гг.) разработал основы интегральной социологии. Он изучал проблемы жизнедеятельности общества сквозь призму триады: личности, понимаемой как субъект социальных взаимодействий, общества, как совокупности взаимодействующих индивидов, культуры, создающей и транслирующей значения, нормы и ценности. Социальные взаимодействия – это систематические и устойчивые по рисунку действия субъектов, направленные на социальных партнеров и рассчитанные на их определенные ответные реакции, которые, в свою очередь, вызывают новые акты воздействующего. Под субъектами взаимодействия понимаются не только отдельно взятые индивиды, но и социальные группы, и социальные общности людей.

Социальные взаимодействия могут быть классифицированы по различным основаниям. Так по критерию количества взаимодействующих различаются: межличностные взаимодействия (один на один), взаимодействия одного с социальной группой (например, лектор – аудитория), социальная группа – социальная группа (в частности, состязания команд). По критерию сходства-различия участников взаимодействия: представители одной социальной группы или типа, представители различных социальных групп. По критерию характера взаимодействия: солидарное, нейтральное, антагонистическое; организованное, неорганизованное, стандартное, нестандартное; непосредственное, опосредованное. По критерию продолжительности: кратковременное, длительное. По критерию наступающих в результате взаимодействия последствий: не имеющее серьезных последствий, имеющие частные или кратковременные последствия, имеющие системные или долговременные последствия.

П. Сорокин полагал, что социальные достижения, вызванные войнами, революциями и другими социальными катаклизмами – мнимые, они «не окупаются» жертвами и затратами, которые общество вынуждено положить на алтарь победы. Отсюда вытекает его отрицательное отношение к революциям, поскольку они неизбежно связаны с подавлением базовых инстинктов человека и провоцируют безудержный рост различных видов насилия. Причем, это насилие носит всеобщий характер и разрушает структуры, призванные являться правовыми скрепами общества. Вот почему П. Сорокин выступал за эволюционный путь социального развития, опирающийся на систему права.

Считая неравенство естественным и принципиально непреодолимым фактором, разработал оригинальную теорию социальной стратификации общества, опирающуюся на четыре основных критерия: образование-профессия, доход, отношение к власти и престиж. Социальная мобильность, т.е. вертикальные и горизонтальные перемещения индивидов и групп в социальном пространстве, является важным условием стабилизации общества.

Ввел в научный обиход понятие «социокультура», подразумевая под ним надорганический, искусственный мир, созданный человеком, и включающий: систему идеологических смыслов: языка, науки, религии, права, этики, искусства, экономики, политики и т.д.; материальную культуру; скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте вклад О. Конта в научную социологию.

2. Охарактеризуйте вклад Г. Спенсера в научную социологию.

3. Охарактеризуйте вклад Э. Дюркгейма в научную социологию.

4. Охарактеризуйте вклад К. Маркса в научную социологию.

5. Охарактеризуйте вклад М. Вебера в научную социологию.

6. Охарактеризуйте процесс становления социологической науки в России.

7. Охарактеризуйте вклад П.А. Сорокина в социологическую науку.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.