Здавалка
Главная | Обратная связь

Резолюции ГА ООН, конвенции и декларации в их поступательном развитии.



Как было обозначено выше, первым документом, целью которого явилось решение вопросов в области обеспечения безопасности в сфере информатизации и телекоммуникации, стала резолюция ГА ООН A/RES/53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» от 4 декабря 1998 г., предложенная Россией и принятая консенсусом. Данное обстоятельство важно для рассмотрения, так как подчеркивает своевременность зафиксированной в документе повестки. Важно, что была признана возможность использования научно-технических достижений как в гражданской, так и в военной сферах при приоритете развития именно гражданских отраслей информатизации. Была обозначена также необходимость противодействия использованию ИТ в преступных или террористических целях. Однако в тексте резолюции не содержалось важнейших определений по МИБ, что, наравне с постоянным развитием этой сферы, породило необходимость продолжения анализа таких проблем.

Впервые определения МИБ были включены в доклад Генерального секретаря ООН А/55/140 в 2000 г. Среди разделов доклад следует выделить «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности», разработанные МИД России, в котором раскрывается содержание пяти главных принципов МИБ:

• ПРИНЦИП I. Равноправная и созидательная деятельность государств на международном информационном поле (МИП);

• ПРИНЦИП II. Отказ от деструктивных и провокационных действий на международном информационном поле;

• ПРИНЦИП III. Поощрение сотрудничества и создания правовой базы в сфере международном информационном поле;

• ПРИНЦИП IV. Ответственность государств;

ПРИНЦИП V. Мирное решение споров по вопросам безопасности и информатизации.

В тексте документа также были даны основные определения, относящие к терминологии ИКТ: Информационная безопасность – состояние защищенности основных интересов личности, общества и государства в информационном пространстве, включая информационно-телекоммуникационную инфраструктуру и собственно информацию в отношении таких ее свойств, как целостность, объективность, доступность и конфиденциальность.

Угроза информационной безопасности – факторы, создающие опасность основным интересам личности, общества и государства в информационном пространстве. Резолюции по повестке «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности», начиная с 1998 года, хотя и не несли в себе основополагающих изменений, все же наполнялись конкретикой. Так, уже резолюция № 55/28 (2000) призывала международное сообщество к разработке действенных концепций в области международной информационной безопасности. В том же году Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) была принята Декларация министров на этапе заседания ЭКОСОС высокого уровня «Развитие и международное сотрудничество в XXI веке: роль информационной технологии», в которой подчеркивалась важность эквивалентного экономического развития и взаимообмена данными на международном информационном поле с целью решения таких проблемных вопросов, «как культурное многообразие, информационная этика, конфиденциальность, безопасность и киберпреступность». Было предложено создать форум для разработки норм и стандартов на международном информационном поле на открытой и дискуссионной основе. Своевременность положений резолюции №55/28(2000) подтвердилась с выработкой Бухарестской конвенции Совета Европы (совместно с США, Японией), которая открылась для подписания 23 ноября 2001 г. И вступила в силу в 2004 г. Далеко не все страны мира присоединились к ней (конвенцию подписали и ратифицировали 40 государств) из-за неоднозначности некоторых положений. Стоит отметить, что Россия не подписала данную конвенцию. Ключевым моментом данной конвенции, которая отличает ее на фоне появившихся позже проектов, явился пункт 32(б), который гласит: Сторона может без согласия другой 1. получать доступ к общедоступным компьютерным данным независимо от их географического местоположения; или

2. получать через компьютерную систему на своей территории доступ к

хранящимся на территории другой Стороны компьютерным данным или получить их, если эта Сторона имеет законное и добровольное согласие лица, которое имеет законные полномочия раскрывать эти данные этой Стороне через такую компьютерную систему.

Следует заметить, что такой пункт не обладает равнозначной ценностью для всех государств, для развивающихся стран его значение несоизмеримо ниже, в то время как крупным информационным державам фактически предоставляется возможность «законного шпионажа» через сеть Интернет.

В 2001 г. в резолюции ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», помимо подтверждения выработанных ранее положений, содержалось пожелание создать

экспертную группу для отслеживания и анализа положений на международном информационном поле, рассмотрения существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, а также проведения исследования соответствующих международных концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем.

В 2002 г. (резолюция ГА ООН A/RES/57/53) было принято решение о создании такой группы на принципах справедливого географического распределения. С 2005 г. основной упор в резолюциях, принимаемых ГА по повестке «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», делается на деятельность созданной Целевой группы, обладающей достаточными компетенциями для анализа проблемных тем. Однако работа над проработкой концепций реализации МИБ продолжилась, что вылилось в реализацию проекта Конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности», предложенной в ноябре 2011 года Россией в рамках ШОС, который, однако, пока не был официально принят по причине разногласий по ключевым пунктам среди ключевых держав. Так, многие термины международного поля (МИП) в Проекте раскрыты более развернуто во избежание разночтений, например, термин «информационная война»: Противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства. Тем не менее, как уже было отмечено, единой терминологической базы международного информационного поля на данный момент не существует, что представляет собой серьезное препятствие на пути к обеспечению безопасности киберпространства. Ни одна из двух ключевых реализаций концепции общей безопасности(Бухарестская конвенция и Проект Конвенции в рамках ШОС) пока не была принята всеми заинтересованными сторонами, что накладывает определенные ограничения на дальнейший прогресс в заданной области.

Таким образом, очевидна необходимость унификации определений, а также эффективная работа на общемировом и региональных уровнях. Такая деятельность

действительно ведется, что подтверждает, во-первых, практика предоставления Генеральным секретарем ежегодных записок и отчетов по проделанной работе для более эффективного мониторинга ситуации на МИП, а также отчетов группы правительственных экспертов, а во-вторых, конкретные шаги отдельных государств и блоков (в первую очередь, России, США и ЕС) в заданном направлении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.