Тесты по ГМССБ на английском языкеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Шарлай Г.Н. Пузачев А.Н. ОПЕРАТОР ГМССБ Учебное пособие Рекомендовано Дальневосточным региональным отделением учебно-методического объединения по образованию в области эксплуатации водного транспорта (ДВ РОУМО) в качестве учебного пособия для студентов (курсантов) морских специальностей вузов региона Владивосток 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ Основные характеристики морской подвижной службы Типы станций в МПС Виды связи, используемые в МПС Понятие радиочастоты. Характеристики частот Разбивка частот на диапазоны и поддиапазоны Распространение радиоволн Типы модуляций и классов излучений Использование частот в МПС Подчиненность и запрещения в МПС Общие принципы ГМССБ Функции ГМССБ Морские районы плавания Документы судовой радиостанции Справочник по береговым радиостанциям (List of Coast Stations) Дипломы радиоспециалистов в ГМССБ Обязанности судового оператора ГМССБ Вахтенный журнал судовой радиостанции Архивы Радиотелефонная связь Организация связи. Ведение разговоров по радиотелефону Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) Процедуры ГМССБ с использованием ЦИВ Передача вызова бедствия Подтверждение вызова по бедствию Ретрансляция вызова по бедствию Ведение переговоров при бедствии Отмена ложного вызова бедствия Процедуры связи, относящиеся к срочности и безопасности Передача общественной корреспонденции Радиотелексная связь Прием и передача сообщений в случаях бедствия, срочности Обмен общественной корреспонденцией Международная спутниковая система морской связи INMARSAT Спутниковая система связи INMARSAT-B Судовая земная станция INMARSAT-FLEET Судовая земная станция INMARSAT-C Международная служба информации по безопасности на море Расширенный групповой вызов (РГВ) NAVTEX Система поиска и спасания КОСПАС-SARSAT Операции по поиску и спасанию Рекомендации ИМО в случае нападения пиратов Предоставление медицинских консультаций по радио (MEDICO) Радиооборудование спасательных средств Носимая УКВ радиостанция Радиолокационный маяк-ответчик Электропитание судовых радиостанций Плата за услуги радиосвязи Стандартные коды и сокращения Телексные и телефонные коды стран Тесты по ГМССБ на английском языке ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРСКОЙ ПОДВИЖНОЙ СЛУЖБЫ (МПС) Системы связи с морскими подвижными объектами (МПО) представляют собой совокупность средств, удовлетворяющих потребности в связи МПО и эксплуатирующих их людей. МПО - это суда, плавучие буровые установки, исследовательские платформы и другие объекты, которые выполняют поставленные задачи, находясь на акваториях морей и океанов. Основными задачами радиосвязи МПС являются: • охрана человеческой жизни на море и обеспечение безопасности мореплавания; • обеспечение оперативно-диспетчерского руководства работой МПО; • обеспечение обмена информацией с отечественными и зарубежными организациями по сигналам бедствия и вопросам охраны человеческой жизни на море; • удовлетворение потребностей людей, связанных с эксплуатацией МПО. ТИПЫ СТАНЦИЙ В МПС Судовая станция - подвижная станция МПС, установленная на борту судна, и не являющаяся станцией спасательного средства. Береговая станция - сухопутная станция морской подвижной службы. Портовая станция - береговая станция портовой службы. Лоцманская станция - станция лоцманской службы. Станция воздушного судна - станция воздушной подвижной службы, не являющаяся станцией спасательного средства, установленная на борту воздушного судна. Станция спасательно-координационного центра. Спасательно-координационный центр (СКЦ или Rescue Coordinating Centre - RCC) - это орган, ответственный за организацию эффективного поиска и спасания и за координацию проведения поисково- спасательных операций в пределах конкретного поисково-спасательного района. Станция СКЦ - это береговая станция, закрепленная за данным СКЦ, ответственная за прием/передачу оповещения о бедствии и связь для координации проведения поисково- спасательных операций. В МПС и морской подвижной спутниковой службе (МПСС) радиостанции следует опознавать по позывному сигналу или названию, а именно: • позывной сигнал или название; • идентификатор ЦИВ; • название станции по ее географическому местоположению (например: Владивосток-радио); • характерный сигнал или другие отличительные особенности работы. ВИДЫ СВЯЗИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МПС Для передачи и приема различных видов сообщений в МПС наиболее широко применяются следующие виды связи: 1. Радиотелефония - вид связи, предназначенный для передачи речи или других звуков. Для связи в радиотелефонии в настоящее время используются разрешенные полосы частот в диапазонах ПВ, КВ и УКВ, а также спутниковые каналы связи. 2. Узкополосное буквопечатание - вид радиосвязи, использующий автоматическое буквопечатающее телеграфное оборудование с повышением верности приема информации. Позволяет осуществлять прием таких объемов информации, как навигационные предупреждения и извещения, гидрометеорологические и циркулярные сообщения. 3. Факсимильная связь - вид радиосвязи, предназначенный для передачи судам различной графической информации (карты погоды и волнений, их прогнозы, фотогазеты). 4. Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) - это вид радиосвязи, использующий цифровые коды для передачи оповещений и вызовов и установления связи в виде формализованных сообщений. 5. Передача данных - передача информации в виде компьютерных файлов между судовым спутниковым терминалом и береговым абонентом, включенным в сеть передачи данных. Другими словами - это «перекачка» программной, аудио или видеоинформации с одного компьютера на другой посредством существующих каналов связи. Радиосвязь в МПС подразделяется на следующие типы: • связь в случае бедствия, срочности и для обеспечения безопасности; • связь для обмена общественной корреспонденцией; • связь в службе портовых операций; • связь в службе управления движением судов; • внутрисудовая связь (швартовка, постановка/съемка с якоря, судовые учения, буксировка и т.п.); • связь между судами (обеспечение безопасности мореплавания). ПОНЯТИЕ РАДИОЧАСТОТЫ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАСТОТ В морской радиослужбе передача, излучение или прием любого рода информации (знаки, символы, печатный текст, звуки) осуществляется посредством радиоволн. В Международной конвенции электросвязи дается следующее определение радиоволн: электромагнитные волны, частоты которых произвольно ограничены частотами ниже 3000 ГГц, распространяющиеся в пространстве без искусственного волновода. В период становления радиосвязи было принято выражать величины рабочих волн станций в метрах, сантиметрах и миллиметрах. Однако впоследствии в связи с резким увеличением числа радиостанций их волны стали различаться по длине очень незначительно, что привело к необходимости указывать вместо длин волн рабочие частоты радиостанций. Частота выражается в герцах (Гц), килогерцах (кГц), мегагерцах (МГц) или гигагерцах (ГГц). Длина и частота радиоволны обратно пропорциональны друг другу, поэтому соответствие между частотой и длиной волны выражается следующей формулой: ^ (МГц) = 300/1 (м), где ^ - радиочастота, Гц, Ь - длина волны, м. РАЗБИВКА ЧАСТОТ НА ДИАПАЗОНЫ И ПОДДИАПАЗОНЫ
В каждом из частотных диапазонов для использования в МПС выделены полосы частот. Радиочастотный спектр подразделяется на 9 диапазонов частот (рис. 1, табл. 1).
3 30 300 3 30 300 3 30 300 kHz kHz kHz MHz MHz MHz GHz GHz GHz
1 Radio frequency spectrum .' I I I
Рис. 1. Частотный спектр радиоволн Таблица 1 В неофициальной терминологии по радиосвязи эти полосы частот имеют следующие названия: • ультракороткие волны (УКВ): 156-174 МГц; • средние волны (СВ): 405-526,5 кГц; • промежуточные волны (ПВ): 1605-4000 кГц; • короткие волны (КВ): 4-27,5 МГц (в данном диапазоне используются выделенные для МПС частоты в поддиапазонах 4, 6, 8, 12, 16, 18/19, 22 и 25/26 МГц). РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН Для установления устойчивой радиосвязи надо правильно выбрать диапазон используемых частот. Расстояние, на котором возможно осуществление радиосвязи, зависит от выбранной частоты, мощности передатчика, типа и размещения антенной системы, чувствительности приемника, условий распространения радиоволн. Для конкретного судового оборудования основным фактором, определяющим дальность связи, является выбранная частота (длина волны). Радиоволны распространяются двумя путями: непосредственно вдоль земной поверхности (поверхностные волны) и под углом к поверхности Земли (пространственные волны). Поверхностные радиоволны распространяются на большие расстояния за счет дифракции, т.е. способности радиоволн огибать кривизну Земли. Пространственные радиоволны - это радиоволны, которые или отражаются от ионосферы и возвращаются на землю, или уходят в космическое пространство. Атмосфера состоит из следующих частей: нижняя, наиболее плотная часть называется тропосферой (10-12 км), выше расположена стратосфера (12-60 км), далее находится ионосфера (60-400 км). Ионосфера характеризуется очень малой плотностью газа, молекулы которого под действием солнечной радиации ионизируются, т.е. распадаются на ионы и свободные электроны. Ионизированный газ обладает свойством электропроводности и может отражать радиоволны. Ионосфера (рис. 2) состоит из четырех максимумов ионизации, называемых условно слоями и обозначаемых В (50-60 км), Е (90-130 км), (200-300 км) и ^2 (300-400 км). Ионизация различна в летнее и зимнее время и изменяется в течение суток. Слои В и Е существуют только в дневное время.
отражаться только в том случае, если частота не будет превышать некоторого определенного значения, называемого критической частотой/кр. Волны, частота которых выше критической, не отражаются от ионосферы, а пронизывают этот слой. Частоты выше 30 МГц проходят сквозь все слои атмосферы. Гектометровые волны (СВ) распространяются с заметным поглощением энергии землей и ионосферой (слой П). Поэтому дальность действия гектометровых волн значительно зависит от времени суток и времени года. В ночное время радиоволны отражаются от слоя ¥„ поэтому сигналы принимаются как за счет поверхностных, так и за счет пространственных волн. На условия распространения СВ влияет также время года. Это объясняется тем, что, во-первых, поглощение СВ при отражении от ионосферы в зимнее время уменьшается, так как уменьшается ионизация нижних слоев ионосферы, и, во- вторых, в летние месяцы значительно возрастает влияние атмосферных помех. Средние волны в основном используются для связи на расстоянии до 100-150 миль. Декаметровые волны (КВ) распространяются так же, как и СВ, с помощью поверхностного и пространственного излучений. На условия распространения КВ большое влияние оказывают время суток, время года, одиннадцатилетний период солнечной активности и географическое расположение линий радиосвязи. В дневное время более низкие частоты КВ диапазона сильно поглощаются слоями П и Е, а ночью, когда ионизация слабее, более высокие частоты слабо отражаются от слоя ¥, проходя сквозь него (табл. 2). Поэтому для связи днем используют более высокие частоты (8-12МГц), а ночью - более низкие (2-8 МГц). Таблица 2 Выбор поддиапазонов частот в зависимости от времени года, времени суток и расстояния до вызываемой радиостанции
Особенность распространения КВ зависит также от возникновения особых явлений, к которым относятся замирание радиосигналов и наличие зон молчания; радиосвязь может также нарушиться из-за возмущений в ионосфере. Наибольшее число ионосферных возмущений происходит вблизи магнитных полюсов. Короткие волны используются для дальней связи. Ультракороткие волны (УКВ) распространяются в нижних слоях атмосферы, тропосфере, только поверхностным лучом, почти прямолинейно. Волны короче 10 м (30 МГц) ионосферой не отражаются, а проходят сквозь нее. Они также не огибают земную поверхность и крупные препятствия. Поэтому эти волны используются для наземной связи на дистанциях до 20-30 миль. Основные преимущества УКВ - возможность одновременной работы без взаимных помех большого количества радиостанций и хорошая помехозащищенность во время ионосферных возмущений. Дециметровые волны применяются для радиосвязи в пределах прямой видимости, а также для спутниковой связи. ТИПЫ МОДУЛЯЦИЙ И КЛАССОВ ИЗЛУЧЕНИЙ Излучение представляет собой создание радиопередающей станцией потока энергии в форме радиоволн. Несущая частота - это частота настройки передатчика, она является характерной частотой, которую можно легко опознать и измерить в данном излучении, поэтому для настройки судовой радиостанции из справочников берут только значения несущих частот. Присвоенная частота - это средняя частота полосы излучаемых частот; ширина этой полосы частот равна необходимой ширине полосы частот плюс удвоенная абсолютная величина допустимого отклонения частоты. Как правило, в справочниках указывается присвоенная частота. Классом излучений называется совокупность характеристик излучения, обозначаемая установленными условными символами. В общем случае класс излучения описывается тремя символами: 1. Тип модуляции основной несущей (английская буква). 2. Характер модулирующего сигнала (цифра). 3. Тип передаваемой информации (английская буква). Ниже приведены основные обозначения символов, характеризующих класс излучения. Первый символ - тип модуляции основной несущей частоты: • Излучения, при которых основная несущая модулируется по амплитуде (амплитудная модуляция): А - двухполосная; Н - однополосная с полной несущей; J - однополосная с подавленной несущей. • Излучения, при которых основная несущая имеет угловую модуляцию: ^ - частотная модуляция; О - фазовая модуляция. • Импульсные излучения: Р - последовательность немодулированных импульсов. Второй символ - характер сигнала, модулирующего основную несущую: 0 - отсутствие модулирующего сигнала; 1 - один канал, содержащий квантовую или цифровую информацию без использования модулирующей поднесущей; 2 - один канал, содержащий квантовую или цифровую информацию при использовании модулирующей поднесущей; 3 - один канал с аналоговой информацией. Третий символ - тип передаваемой информации: N - отсутствие передаваемой информации; А - телеграфия для слухового приема; В - телеграфия для автоматического приема; С - факсимиле; Е - телефония. Перечень классов излучений, используемых в морской радиосвязи: А1А - телеграфия незатухающими колебаниями (код Морзе); А2А - телеграфия с амплитудной манипуляцией (код Морзе); А3Е - двухполосная телефония (радиовещание); J3E - однополосная телефония с подавленной несущей радиотелефония в ПВ/КВ диапазонах; Н3Е - однополосная телефония с полной несущей (разрешена для использования только на частоте 2182 кГц); ЯЗЕ - однополосная телефония с частично подавленной несущей (ПВ/КВ радиотелефония); F3E - телефония с частотной модуляцией (симплексно-дуплексная телефония в УКВ диапазоне); G3E - телефония с фазовой модуляцией (радиотелефония в УКВ диапазоне - TELECOM); G2B - фазовая модуляция, один канал, содержащий дискретную или цифровую информацию, с использованием модулируемой поднесущей (УКВ ЦИВ); F1B - частотная телеграфия (ЦИВ, радиотелекс, NAVTEX); J2B - буквопечатающая телеграфия; F1C - факсимиле с непосредственной частотной модуляцией несущей (черно- белое); F3C - аналоговое факсимиле; PON - немодулированное импульсное излучение. Для полного обозначения излучений перед обозначением класса излучения с помощью четырех знаков можно указать необходимую ширину полосы излучения. Необходимая ширина полосы частот - это ширина полосы частот, которая при данном классе излучения достаточна для обеспечения передачи сообщений с необходимой скоростью и качеством при определенных условиях. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТОТ В МПС Существуют следующие основные способы организации двухсторонних линий морской радиосвязи: симплексный и дуплексный. Симплексная связь - это способ связи, при котором передача возможна попеременно в каждом из двух направлений канала электросвязи. При симплексном способе прием и передача сообщений каждым из абонентов осуществляется поочередно. Это исключает отрицательное взаимное влияние технических средств связи, используемых абонентом для приема и передачи, упрощает процедуру ведения связи, позволяет частично использовать одни и те же технические средства для приема и передачи сообщений. Недостатками симплексного метода являются, увеличение продолжительности цикла обмена сообщениями между абонентами и простой части технических средств во время этого цикла. Симплексная связь осуществляется на одной частоте. Дуплексная связь - это способ связи, при котором передача возможна одновременно в обоих направлениях канала связи. При дуплексном способе прием и передача сообщений каждым из абонентов осуществляется одновременно. Это сокращает продолжительность цикла обмена сообщениями между абонентами, позволяет максимально использовать технические средства во время этого цикла. Недостатками дуплексного способа являются необходимость обеспечить возможность одновременного осуществления абонентом приема и передачи путем устранения отрицательного взаимного влияния технических средств связи, а также необходимость использовать приемник и передатчик. Дуплексная связь требует применения двух частот. Частота передачи береговой станции, спаренная с частотой передачи судовой станции, называется парной частотой. Каждой береговой станции присваивается одна или несколько пар частот, каждая пара имеет частоту для приема и частоту для передачи, которые образуют канал связи. Частоты, выделенные и используемые для вызова, называются вызывными частотами. Остальные частоты являются рабочими частотами. ПОДЧИНЕННОСТЬ И ЗАПРЕЩЕНИЯ В МПС Все станции МПС и МПСС при работе в сетях радиосвязи, а также все радиослужбы подчиняются в своей работе соответствующим положениям Международного регламента электросвязи. В соответствии с этим станциям, относящимся к МПС, запрещается: 1) вести передачи на неразрешенных частотах или неразрешенными типами колебаний; 2) вести передачи с ложным или вводящим в заблуждение опознаванием, а также передачи без опознавания (за исключением специально оговоренных случаев); 3) передавать ложные или вводящие в заблуждение сигналы бедствия, срочности и безопасности; 4) вести передачи, способные создать помехи работе других станций или радиослужб; 5) вести несанкционированные передачи на международных частотах бедствия и вызова; 6) вести радиовещательные передачи; 7) увеличивать мощность радиопередающих станций сверх указанной в лицензии; 8) передавать произвольные коды и сокращения. Оператор радиотелефонного канала береговой радиостанции совместно с вахтенным судовым оператором контролирует содержание переговоров. Радиопереговоры должны содержать только информацию, разрешенную для передачи по открытым радиоканалам. При ведении радиопереговоров из рулевой рубки содержание переговоров контролирует вахтенный помощник. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГМССБ В 1979 году Международная конференция по поиску и спасанию на море, созванная при содействии ИМО, приняла Конвенцию по поиску и спасанию на море, основная цель которой - подготовка глобального плана по поиску и спасанию на море на основе заключения многосторонних соглашений, обеспечивающих проведение спасательных работ в прибрежных и прилегающих к ним морских районах для сотрудничества и взаимной поддержки при выполнении поисково-спасательных операций. Внедрение на море современных средств связи, основанных на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов - ЦИВ) средств и методов связи, позволяет обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн. ГМССБ основана на том, что поисково-спасательные организации, так же как и суда в районе бедствия, должны быть в возможно короткий срок извещены об аварии и соответственно принять участие в скоординированной операции с минимальными затратами времени. Кроме этого, система обеспечивает связь, относящуюся к безопасности и срочности, а также передачу информации, необходимую для безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические предупреждения. Таким образом, любое судно независимо от района плавания должно обеспечить связь, надежную с точки зрения безопасности самого судна и других судов, находящихся в данном районе. ФУНКЦИИ ГМССБ Система должна обеспечивать следующее: Передача оповещений о бедствии (рис. 3). Под оповещением о бедствии понимается быстрая и надежная передача информации об аварии судам, находящимся в районе аварии, или спасательным координационным центрам (СКЦ), которые могут оказать помощь. Аварийное оповещение обычно поступает на СКЦ через береговую радиостанцию или береговую земную станцию системы INMARSAT, после чего сообщение передается поисково-спасательным средствам и судам в районе аварии. Средства связи должны обеспечить оповещение о бедствии независимо от района плавания судна в следующих трех направлениях: • «судно - берег» по крайней мере двумя отдельными и независимыми средствами, каждое из которых использует различные виды радиосвязи; • «судно - судно» (будет эффективным на расстоянии не более 100 миль); • «берег - судно» (либо через спутниковую систему связи INMARSAT, либо через традиционные средства связи на выделенных для этих целей частотах). При получении ретранслированного аварийного оповещения суда в районе аварии должны установить связь с СКЦ для получения указаний по непосредственному участию в поисково- спасательной операции.
Прием и передача сообщений для координации поиска и спасания. В этот вид связи входит обмен информацией между СКЦ и руководителем проведения поисково- спасательной операции на месте аварии или координатором надводного поиска в районе аварии. Для данного вида связи используются режимы телефонии или телекса с помощью спутниковых или традиционных каналов связи в зависимости от радиооборудования, установленного на судне, и района бедствия. Прием и передача сообщений на месте бедствия. Выбор или предоставление частот на месте аварии входит в обязанности спасательной единицы, осуществляющей координацию поисково-спасательных операций. Этот вид связи обычно осуществляется в ПВ и УКВ диапазонах в режимах радиотелефонии или телеграфии и на частотах, специально выделенных для целей бедствия и безопасности. Предпочтительными частотами в радиотелефонии для связи на месте действия являются 156,8 МГц (16-й канал УКВ) и 2182 кГц. Для связи в направлении «судно - судно» на месте бедствия можно также использовать частоту 2174,5 кГц, применяя узкополосную буквопечатающую телеграфию (телекс). Связь с авиационными средствами осуществляется на частотах 3023, 4125 и 5680 кГц (телефония). Прием и передача сигналов для местоопределения и самонаведения. Данные сигналы передаются для облегчения поиска аварийного судна или определения местоположения потерпевших аварию. В ГМССБ для этих целей используются: - радиолокационные маяки-ответчики (РЛО), работающие в частотном диапазоне 9,2-9,5 ГГц, совместно с радиолокационными станциями в 3-сантиметровом диапазоне; - спутниковые радиобуи (АРБ). Прием и передача информации по безопасности на море. Передача навигационных и метеорологических предупреждений и другой срочной информации имеет особо важное значение для обеспечения безопасности мореплавания. В СВ диапазоне для передач данного типа выделена частота 518 кГц с использованием узкополосного буквопечатания (Международная система NAVTEX), а также в ГМССБ могут использоваться частоты 490 кГц и 4209,5 кГц. Информация о безопасности на море может передаваться через спутник в полосе 1530-1545 МГц - расширенный групповой вызов (РГВ). В ГМССБ предусматривается полный автоматический прием всех видов информации данного типа. Прием и передача сообщений общего назначения через береговые системы или сети связи. Данный вид связи в ГМССБ используется для обмена информацией между судовыми и береговыми радиостанциями по вопросам управления и эксплуатации судна, которые могут оказать косвенное влияние на безопасность судна. Связь такого типа может осуществляться на любых частотах, включая частотные каналы для обмена частной информацией. Прием и передача сообщений «мостик - мостик». Данный вид связи используется для обмена информацией по УКВ радиотелефону на частоте 156,65 МГц (13-й канал) между судами с целью обеспечения безопасного движения указанных судов. МОРСКИЕ РАЙОНЫ ПЛАВАНИЯ Районы плавания судов характеризуются следующим образом (рис. 4, 5): «Морской район А1» - район в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ станции, обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений с использованием цифрового избирательного вызова (20-30 миль). «Морской район А2» - район, за исключением морского района А1, в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой радиостанции, работающей в ПВ диапазоне и обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений о бедствии с использованием ЦИВ (около 150 миль). «Морской район А3» - район, за исключением морских районов А1 и А2, в пределах зоны действия системы геостационарных спутников INMARSAT, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии (примерно между 70 градусом северной широты и 70 градусом южной широты). «Морской район А4» - район, находящийся за пределами морских районов А1, А2, А3. Требования к составу радиооборудования ГМССБ указаны в Правилах морского регистра судоходства (МРС) по оборудованию морских судов, часть IV «Радиооборудование» (рис. 6). Наиболее важные требования к составу судового радиооборудования в ГМССБ: • каждое судно должно иметь, по крайней мере, две различные и независимые друг от друга системы радиосвязи, способные обеспечить аварийное оповещение; • каждое судно должно иметь радиооборудование, способное выполнить любую из функций ГМССБ в зависимости от района плавания, используя, по крайней мере, одну из систем связи; • любое отдельное радиооборудование может выполнять более одной функции в ГМССБ и быть сопряжено с другим судовым радиооборудованием; • судовое радиооборудование в ГМССБ должно быть простым в эксплуатации и по возможности работать без оператора; • спасательные средства должны иметь радиооборудование, способное обеспечить связь на месте проведения поисково-спасательной операции путем использования УКВ радиотелефона;
3. Квалифицированное техническое обслуживание и ремонт в море.
ДОКУМЕНТЫ СУДОВОЙ РАДИОСТАНЦИИ Судовые радиостанции, оснащенные ГМССБ, должны иметь следующие документы: 1. Лицензия или разрешение на право эксплуатации радиооборудования ГМССБ (радиостанции). Выдается Главным управлением государственного надзора при Министерстве связи Российской Федерации. 2. Дипломы операторов ГМССБ, обслуживающих радиооборудование ГМССБ. 3. Вахтенный радиожурнал. 4. Manual for use by the Maritime Mobile and Maritime Mobile- Satellite Services, Geneva. 5. List IV. List of Coast Stations (список береговых и береговых земных станций системы INMARSAT - приводятся сведения о станциях, процедурах связи и тарифах). 6. List V. List of Ship Stations, Vol.1, 2 (список судовых станций, оборудованных радиотелефонными установками и станциями спутниковой системы, также приводится список расчетных организаций с указанием их опознавательных кодов и адресов). 7. List VI. List of Radiodetermination and Special Service Stations (список береговых станций, передающих навигационную, метеорологическую, медицинскую и другую срочную информацию). 8. List VIIA. List of Call Signs and Numerical Identities of Stations Used by the Maritime Mobile and Maritime Mobile-Satellite Services (список позывных сигналов и цифровые опознаватели станций, используемых в МПС и МПСС). 9. Inmarsat Maritime Communications Handbook. Issue 2. London (руководство по использованию спутниковой системы INMARSAT) - при условии, что на борту судна есть судовая спутниковая станция. 10. Оригинал договора с береговой организацией, если судовое радиооборудование поставлено на береговое техническое обслуживание. 11. Документ, подтверждающий регистрацию АРБ в международном координационном вычислительном центре системы КОСПАС/SARSAT. Для судов, совершающих рейсы в малом каботажном плавании в морских районах А2-А4, наличие международных справочников, указанных в пп. 4-7, необязательно. СПРАВОЧНИК ПО БЕРЕГОВЫМ РАДИОСТАНЦИЯМ
(LIST OF COAST STATIONS, ITU) радиооборудованием Данный справочник содержит информацию по береговым радиостанциям и береговым земным станциям всего мира, переиздается в Женеве под надзором ITU каждые 2 года на разрешенных МО испанском, английском и французском языках, дополняется приложениями, содержащими корректуру, каждые 6 месяцев. Администрации государств предоставляют информацию об изменениях в работе станций генеральному секретарю ITU и несут ответственность за ее достоверность. В предисловии кратко указано основное содержание справочника (четыре части и четыре приложения) и подробно описано содержание таблиц части III на Часть I. Символы и сокращения В этой части в табличной форме приводятся буквенные индексы стран мира, информация о радиостанциях, помещенных в Справочнике, другие символы и сокращения, используемые в нем на английском языке. Часть II. Алфавитный указатель индексов стран и радиостанций Эта часть включает в себя сводную таблицу индексов стран и номеров страниц Справочника, на которых содержится информация о береговых станциях, принадлежащих этим странам, и алфавитный список всех радиостанций. Таблица содержит 7 колонок: 1. Список символов стран в алфавитном порядке. 2. Названия стран, соответствующих этим символам. 3. Номера страниц, где можно найти в алфавитном порядке все радиостанции данной страны, по которым приводится исчерпывающая информация. 4. Номера страниц, где помещены примечания по использованию конкретных частот и каналов этих радиостанций данной страны, в которых приводится дополнительная информация. 5. Номера страниц, где приводятся тарифы на услуги радиосвязи данной страны, оказываемые береговыми радиостанциями. 6. Номера страниц Справочника, где содержатся тарифы на услуги береговых земных станций системы INMARSAT данной страны. 7. Номера страниц, где можно найти информацию по переоснащению береговых радиостанций данной страны оборудованием ГМССБ, о частотах и режимах их работы. Алфавитный список содержит перечень названий всех радиостанций и номера страниц, где приводится исчерпывающая информация по работе данной береговой радиостанции. Часть III. Подробный сервис береговых станций, работающих с общественной корреспонденцией Эта часть состоит из двух половин: в первой - информация о всех береговых радиостанциях, скомпонованных по странам; во второй - дополнительная информация о работе этих станций, которая приводится аналогично первой. Первая половина содержит сведения о береговых станциях, которые представлены в табличной форме. Береговые станции сгруппированы по странам, которым они принадлежат, в алфавитном порядке согласно их буквенным индексам. Каждый лист начинается с буквенного индекса страны и ее названия на трех языках (если после названия страны стоит знак «♦», это значит, что географические координаты передающих антенн береговых радиостанций данной страны даны приблизительно и радиопеленгование не даст желаемых результатов), имеет с обеих сторон нумерацию строк (01-60), внутри которых помещается «шапка» из 10 информационных окон и содержательная таблица из 11 колонок по каждой радиостанции. Информация, содержащаяся в заголовке станции («шапке»):
1. Наименование станции/позывной сигнал. 2. Вид сервиса, обозначен одним из следующих символов: СР - станция открыта для общественной корреспонденции; СЯ - станция ограничена в обмене общественной корреспонденцией. Если за этими символами стоит знак «■», то станция имеет интенсивный радиообмен, если знак «▲» - она может работать в условиях дальнего радиообмена. 3. Часы обслуживания: Н24 - круглосуточно; НХ - станция работает в определенные часы или не имеет сервисного обслуживания. 4. Позывные радиостанции в радиотелефонии. 5. Виды сервиса, оказываемые данной станцией (условные обозначения приведены в части I). 6. Телефонный номер станции. 7. Телексный номер станции, который может быть использован как автоответ данной станции. 8. Номер телефона/ факса станции. 9. Сокращения, относящиеся к оплате связи, расшифровка которых приведена в ч. IV. 10. Примечания, касающиеся дополнительной информации о станции, видов сервиса и специальных радиоканалов, обозначены цифровыми сносками в круглых скобках. Ниже «шапки» каждой радиостанции следует основная таблица, где указываются частоты работы станции в порядке возрастания их значений и другая информация. 1. Позывной береговой радиостанции (Регламент радиосвязи, ст. 25). 2. Идентификационный номер береговой станции или ее телексный номер (Регламент радиосвязи, ст. 25, ч. 5 и 6). 3. Приоритет частотного канала. Применяются следующие обозначения: А - обычные рабочие частоты, которые могут быть использованы для вызова береговой станции, если частоты 500 кГц (Морзе) или 2182 кГц (радиотелефония) заняты и ответ на них невозможен; С - отмечают частоты ЦИВ, которые могут быть использованы для вызова помимо случаев бедствия и безопасности; В - отмечены частоты ЦИВ, используемые в случаях бедствия и безопасности; £ - отмечены передающие и принимающие частоты, которые используются береговой станцией для вызова и ответа в тех случаях, когда частоты 500 кГц и 2182 кГц заняты обменом в случаях бедствия или безопасности; У - отмечены каналы береговой станции, которые могут быть использованы только для ведения поисково-спасательных операций; п - (п = 1, 2, 3 и т. д.) очередность использования каналов. 4. Передающие частоты. Обычные рабочие частоты выделены жирным шрифтом (Сп - канал номер п). 5. Дежурные и принимающие частоты. Дежурные частоты выделены жирным шрифтом (Cn - канал номер n). Для телеграфии кодом Морзе - частотный диапазон/номера международных частот. 6. Тип излучения (модуляция). 7. Мощность передатчика береговой станции в киловаттах. Индекс «D» - направленное излучение. 8. Часы передачи Traffic list (списка позывных) и дежурства береговой станции. Время передачи Traffic list указаны точками на временной диаграмме. Время указано в UTC. 9. Минуты передачи Traffic list. Если перед числом стоит знак «+», то это количество минут необходимо добавить к соответствующему часу, если знак «-», то - наоборот (дополнительная информация в тексте сносок). 10. Географические координаты передающей антенны береговой станции. 11. Отмечены номера, касающиеся дополнительной информации о береговой станции, приведенной во второй половине ч. III. Вторая половина ч. III (примечания) сгруппирована по вышеописанному принципу и содержит информацию по различным процедурам связи, особенностям использования частот. Часть IV. Цены Эта часть включает в себя данные, необходимые для расчета оплаты береговой станции (Land station charge/Coast Charge), передачу сообщения по земным каналам связи (LandLine charge) и специальные виды оплаты (Special charges), а также названия и юридические адреса предприятий связи, ответственных за оплату счетов. Тарифы указаны в золотых (швейцарских) франках (GF) или в единицах права заимствования международного валютного фонда (SDR). Дополнительную информацию об оплате при необходимости можно получить непосредственно с береговой станции, обратившись к оператору со служебной запиской. Приложение 1. Морские подвижные спутниковые системы В приложении помещена информация о спутниковой системе связи. Здесь указаны сведения обо всех береговых земных станциях системы INMARSAT, их координаты, обслуживаемые океанские районы, часы дежурства и виды сервиса. Также указана плата за обеспечение связи в системе INMARSAT. Приложение 2. ГМССБ Приложение состоит из 3 частей, в которых содержится информация о береговых станциях, задействованных в ГМССБ. В части А указаны береговые станции с ЦИВ по диапазонам (УКВ, ПВ, КВ), их названия, идентификационные номера, класс излучения и частота передачи, мощность, дежурные и принимающие частоты, тип связи. Приняты сокращения: Т - возможна радиотелефонная связь, Р - возможна узкополосная буквопечатающая связь. В части В указаны береговые станции: индекс страны, океанский район, вид обслуживания в ГМССБ, часы работы, оплата, координаты. В части С указаны береговые станции, передающие срочную информацию, метеорологические, навигационные предупреждения и другую информацию в системе NAVTEX, УБПЧ. Приложение 3. План распределения национальных каналов для ЦИВ В приложении приводится план выделения национальных каналов ЦИВ для групп стран в диапазонах частот 435-526,5 кГц и 1606,5-2160 кГц на английском языке. Приложение 4. План распределения каналов в КВ - диапазоне дляА1А (Морзе) береговым станциям по странам и регионам В приложении - план выделения групповых каналов КВ-диапазона для береговых станций, работающих в режиме А1А (код Морзе), по странам и регионам на английском языке. ДИПЛОМЫ РАДИОСПЕЦИАЛИСТОВ В ГМССБ Для обслуживания судовых радиостанций, отвечающих требованиям ГМССБ, предусмотрены 4 категории радиоспециалистов: 1. Радиоэлектроник первого класса ГМССБ - для получения диплома необходимо иметь: • диплом о высшем морском радиотехническом образовании; • диплом радиоэлектроника 2-го класса; • стаж работы в течение 24 месяцев на судах, оборудованных аппаратурой ГМССБ; 2. Радиолектроник второго класса ГМССБ - для получения диплома необходимо: • иметь стаж работы на судах в течение 24 месяцев в должности начальника радиостанции; • пройти подготовку в УТЦ ГМССБ и обучение на специальных курсах повышения квалификации при высшем морском учебном заведении; 3. Оператор ГМССБ - для получения диплома необходимо иметь: • рабочий диплом судоводителя или радиооператора; • стаж работы на судах в течение 6 месяцев с выполнением работы по специальности, связанной с оперативной радиосвязью, и пройти подготовку в УТЦ ГМССБ (рис. 8);
4. Оператор ГМССБ ограниченного района - для получения диплома необходимо: • иметь высшее или среднее морское специальное образование по специальности «Судовождение на морских путях»; • пройти подготовку в УТЦ ГМССБ. ОБЯЗАННОСТИ СУДОВОГО ОПЕРАТОРА ГМССБ На судне, оборудованном аппаратурой ГМССБ, все судоводители должны иметь дипломы операторов ГМССБ. Один из помощников капитана назначается ответственным за обеспечение радиосвязи и ведения соответствующей документации. Обязанности капитана судна Капитан судна должен убедиться, что на судовую радиостанцию ГМССБ имеется лицензия, выданная Госсвязьнадзором (для судов под российским флагом), и проверить наличие дипломов операторов ГМССБ. Капитан должен лично убедиться в надлежащей квалификации судовых операторов ГМССБ. Капитан должен назначить помощников капитана, ответственных за подачу сигнала бедствия. Эти обязанности должны быть внесены в судовое расписание по тревогам и личные карточки. Капитан должен контролировать несение радиовахты в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи, обращая особое внимание на то, чтобы ведение рутинного радиообмена на ходовом мостике не мешало безопасности мореплавания. Капитан должен постоянно контролировать исправность судового радиооборудования и резервных источников питания. Капитан должен быть уверен, что лицо, ответственное за радиосвязь, регулярно (под расписку с занесением в радиожурнал) инструктирует членов экипажа, имеющих доступ к месту расположения радиооборудования ГМССБ, Обязанности вахтенного помощника: • при приеме сигнала тревоги, бедствия или срочности немедленно известить капитана и оператора, ответственного за радиосвязь; • самостоятельно принимать и передавать (по указанию капитана) сообщения с приоритетами срочности и безопасности (PAN-PAN и SECURITE); • самостоятельно вести радиопереговоры для обеспечения безопасности мореплавания (на английском языке); • по распоряжению капитана передавать диспетчерскую информацию. В море должны быть постоянно включены: • УКВ ЦИВ 70-й канал (не выключается даже при стоянке судна в порту); • УКВ радиостанция, 16-й канал; • ПВ/КВ ЦИВ сканирует частоты бедствия (как минимум - 2187,5, 8414,5 кГц и любая другая из оставшихся частот КВ-диапазона); • вахтенный приемник 2182 кГц; • приемник NAVTEX или приемник РГВ системы INMARSAT-С для приема Maritime Safety Information (MSI). ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ СУДОВОЙ РАДИОСТАНЦИИ На морских судах и судах смешанного плавания (река - море), оборудованных под требования ГМССБ и совершающих рейсы в морских районах АЗ и А4, должен быть судовой радиожурнал ГМССБ (форма СР-1). На судах, совершающих рейсы исключительно в морских районах А1 и А2, записи, касающиеся радиосвязи, ведутся в судовом журнале. Общие положения 1. Ответственность за регистрацию, ведение и хранение радиожурнала возлагается на члена экипажа, имеющего диплом радиоспециалиста ГМССБ, назначенного капитаном судна. 2. Радиожурнал должен находиться в месте несения радиовахты и предъявляться для проверки уполномоченным для этой цели официальным должностным лицам. 3. Записи, относящиеся к несению радиовахты на частотах ЦИВ, приему информации по безопасности мореплавания, передаваемой по различным системам связи, могут вноситься в радиожурнал специалистом ГМССБ, непосредственно выполняющим вахтенные обязанности по радиосвязи. 4. Записи, относящиеся к приему/передаче служебной и частной корреспонденции, ведению радиотелефонных переговоров, могут вноситься в журнал специалистом ГМССБ, непосредственно осуществляющим прием/передачу этих сообщений или обеспечивающим связь. 5. Записи, относящиеся к техническому обслуживанию средств радиосвязи и ЭРНП, радиосвязи в случае бедствия, ведутся специалистами ГМССБ, на которых возложено выполнение данных функциональных обязанностей. 6. Все листы в журнале нумеруются типографским способом. На последней странице записываются номер радиожурнала по реестру морского порта России, название порта, ставится подпись и печать капитана порта. В исключительном случае допускается заверить журнал подписью и печатью Консула России. 7. Номер радиожурнала присваивается при его регистрации в реестре судовых журналов на судне по порядку, начиная с первого. Этот номер записывается на титульном листе журнала. 8. Записи в журнале делаются на русском языке, четко и аккуратно, синей или черной пастой по Всемирному координированному времени (ПТС). Радиоспециалист ГМССБ, сделавший запись, имеет право изменять или дополнять текст в соответствии с правилами. 9. Капитан судна контролирует записи в журнале и заверяет их подписью в конце каждых суток. 10. Заполненные журналы хранятся на судне 1 год, после чего сдаются в архив судовладельца. Заполнение радиожурнала 1. Радиожурнал содержит Положение о радиожурнале, разд. I, II, III и приложения А и Б. 2. В разд. I заносятся краткие сведения о судне, некоторые данные о радиоустановке. 3. В разд. II заносятся данные о квалифицированном персонале. Отдельно указываются радиоспециалисты ГМССБ, ответственные за техническое обслуживание средств радиосвязи и ЭРНП, и специалисты ГМССБ, ответственные за выполнение функциональных обязанностей по обеспечению радиосвязи в случае бедствия. 4. Разд. III включает в себя ежедневные записи. 5. Приложение А содержит перечень обязательных проверок и резервных источников питания, результаты заносятся в журнал. 6. Приложение Б содержит информацию о конкретных для данного судна сроках проверок в условиях берегового обслуживания и замене сменных источников питания, встроенных в радиооборудование (здесь не приводится). Сведения, которые вносятся в радиожурнал 1. Начало каждых суток. 2. Включение и выключение средств наблюдения за сигналами ЦИВ на международных частотах бедствия с указанием выбранных частот. 3. Прием и сдача вахтенных обязанностей по радиосвязи. 4. Проверка времени не менее одного раза в сутки. 5. Проверка оборудования с кратким описанием рабочего состояния оборудования. 6. Выход из строя или ввод в эксплуатацию любого оборудования радиосвязи и ЭРНП с уведомлением капитана судна. 7. Вся информация, касающаяся сообщений о бедствии и срочности. Сигналы и сообщения, относящиеся к бедствию, принятые по системам НАВТЕКС, РГВ, радиотелексу или спутниковому телексу, должны быть отмечены в журнале и подшиты в конце радиожурнала в хронологическом порядке. 8. Время связи с корреспондентом, его позывной и частота. 9. Важные события, касающиеся радиосвязи (выходы из строя оборудования, нарушения процедуры обмена другими станциями, прерывание связи, любые значительные инциденты, касающиеся коммерческого обмена). 10. Местоположение судна и время его определения не менее одного раза в сутки. 11. Инструктаж членов экипажа по использованию радиооборудования и процедур радиосвязи в случае бедствия и для обеспечения безопасности лицом, функциональной обязанностью которого является обеспечение связи в указанных случаях. 12. Другие сведения, требуемые администрацией. Обязательные проверки оборудования и резервных источников питания с записью в радиожурнал 1. Перед выходом судна в рейс производится проверка всего оборудования радиосвязи, электрорадионавигации и резервных источников питания. 2. Ежедневно: • надлежащее функционирование средств ЦИВ без излучения радиосигналов с использованием средств встроенного контроля; • проверка зарядки аккумуляторных батарей; • проверка принтеров на предмет достаточного количества бумаги и удовлетворительного состояния пишущих узлов. 3. Еженедельно: • надлежащее функционирование средств ЦИВ посредством тестового вызова береговой станции. Если судно более одной недели находилось вне зоны действия береговой станции, оборудованной ЦИВ, тестовый вызов должен быть произведен при первом удобном случае; • проверка работоспособности носимых аварийных УКВ радиостанций спасательных средств. 4. Ежемесячно: • внешний осмотр аварийных радиобуев, радиолокационных ответчиков на предмет отсутствия внешних повреждений (проверка с использованием средств встроенного контроля без излучения радиосигналов в эфир); • проверка состояния и соединений всех аккумуляторных батарей, обеспечивающих подачу энергии к любой части радиоустановки, а также мест их размещения; • проверка состояния антенн и изоляторов. РАДИОТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ В данном разделе рассмотрена радиотелефонная связь, не относящаяся к бедствию и безопасности. Методы вызова: • вызов радиостанции непосредственно в режиме телефонии; • вызов станции для радиообмена в режиме телефонии, используя цифровой избирательный вызов (описан при рассмотрении аппаратуры ЦИВ). Использование частот в радиотелефонии осуществляется в соответствии с Регламентом радиосвязи (ст. 60, разд. IV) и подразделяется на нижеприведенные диапазоны. Диапазон частот 156-174 МГц (УКВ диапазон, табл. 3) Вызовы между судами и вызов береговой станцией должны, как правило, производиться на частоте 156,8 МГц (16-й канал). Вызов береговой станции судном должен по мере возможности производиться на рабочем (дежурном) канале, присвоенном данной радиостанции. Таблица З Распределение основных каналов УКВ диапазона
Для связи между судами рекомендуется использовать каналы в такой последовательности: 6, 8,10, 9, 72, 73, 69, 67, 77,15,17. Для связи между судами и службами порта и движения судов используются следующие каналы: в симплексе: 9, 10, 13+15, 17, 67+69, 71+74; в дуплексе - 1+5, 7, 18+22, 60+66, 78+82, 84. Cвязь в направлении «судно - берег» для общественной корреспонденции рекомендуется осуществлять на следующих дуплексных каналах: 1+5, 7, 60+66, 78, 81+88. Использование каналов УКВ радиостанции в конкретном порту определяется «Обязательным постановлением по порту». В иностранных портах информацию можно получить в Guide to Port Entry или лоции. Диапазон частот 1605-4000 кГц (ПВ диапазон) Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей (J3E) при помощи радостанции ПВ/КВ радиостанции (рис. 9). Cудовая станция при вызове береговой станции в радиотелефонии должна использовать в порядке предпочтительности: • рабочую частоту, на которой береговая станция ведет наблюдение (см. List of Coast Stations); • вызывную частоту 21S2 кГц (J3E или НЗЕ; режим работы радиостанции АМ - Аmplitude Мode); • вызывную частоту 2191 кГц, если частота 21S2 занята обменом по бедствию. После установления связи на вызывной частоте радиостанции для осуществления обмена должны переходить на рабочие частоты. При работе с иностранными береговыми станциями судовые радиостанции переходят на рабочую частоту 2045, 2051, 2054, 2057 кГц. Cудовая станция при вызове другой судовой станции в радиотелефонии должна использовать: • вызывную частоту 21S2 кГц; • рабочую частоту, предназначенную для связи между судами при большой интенсивности радиообмена на основе предварительной договоренности. Береговые станции, как правило, вызывают судовые радиотелефонные станции другой национальной принадлежности на частоте 21S2 кГц, а свои станции - либо на рабочей частоте, либо, в случае вызовов отдельных судов, на частоте 21S2 кГц. Диапазон частот 4000-27500 кГц (КВ диапазон) Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей J3E (USB - Upper Side Band). Береговая станция при вызове по радиотелефону судовой станции должна пользоваться: • одной из частот вызова - 4417 (ch 421), б51б (ch б0б), S779 (ch 821), 13137 (ch 1221), 17302 (ch 1б21), 19770 (ch 180б), 2275б (ch 2221), 2б172 (ch 2510) кГц; • одной из рабочих частот, присвоенных данной станции (см. List of Coast Stations); • частотой 4125 или б215 кГц для вызова в симплексном режиме.
Судовая станция при вызове по радиотелефону береговой станции должна использовать одну из частот: 4125 (ек 421), 6215 (ек 606), 8291 (ек 833), 12290 (ек 1221), 16420 (ек 1621) кГц, либо одну из рабочих частот, парную с частотой передачи, присвоенной береговой станции. Судовым радиостанциям для передачи сообщений береговым станциям и для межсудового радиообмена разрешено использование следующих частот в симплексном режиме. ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ. ВЕДЕНИЕ РАЗГОВОРОВ ПО РАДИОТЕЛЕФОНУ При связи «судно - судно» ведущей на канале является вызывающая станция. Первоначальный вызов любой радиостанции должен состоять из следующего: 1. Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передаваемый не более трех раз. 2. Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях). 3. Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более трех раз. 4. OVER (перемена направления связи - «перехожу на прием»). Прежде чем начать вызов, оператор судовой станции должен убедиться, что на выбранном канале не ведется радиообмен. Если вызываемая станция не отвечает на вызов, посланный З раза через промежутки времени в 2 минуты, вызов может быть повторен через интервал времени, составляющий не менее трех минут. После установления связи между судовой и береговой станциями или другой судовой станцией на вызывной частоте они должны перейти для осуществления обмена на рабочие частоты или канал. Береговая станция всегда определяет рабочую частоту. Береговая станция может с помощью сокращения TR (Tango Romeo) запросить судовую станцию передать ей следующие сведения: • название судна; • местоположение, курс и скорость судна; • последний порт захода; • следующий порт захода. Данные сведения, перед которыми ставится сокращение TR, должны сообщаться судовыми станциями, когда это представляется целесообразным, не дожидаясь предварительного запроса береговой станцией. Эти сведения сообщаются только с разрешения капитана судна. После установления связи на рабочей частоте следует радиообмен в следующей форме: 1. Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передаваемый не более одного раза. 2. Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях). 3. Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более одного раза. 4. Передача радиотелеграммы или любого другого сообщения. 5. Слова OVER (перемена направления связи - «перехожу на прием»). При заказе телефонного разговора с береговым абонентом судовая станция передает номер телефона абонента. Береговая станция устанавливает связь с телефонном абонента, вызывающая станция в это время ожидает на рабочем канале. Конец работы между двумя станциями обозначается словом OUT. Продолжительность частного телефонного разговора не должна превышать 6-12 минут. ЦИФРОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ (ЦИВ) Цифровой избирательный вызов (ЦИВ или DSC - Digital Selective Calling) - это всемирно принятая система связи общего назначения для избирательного вызова в направлениях «судно - берег», «судно - судно» и «берег - судно». Система используется в УКВ/ПВ/КВ-диапазонах на специально выделенных частотах, как для целей безопасности мореплавания, так и для организации общественной связи. Главное назначение ЦИВ - это оповещение о бедствии, прием/передача вызовов с приоритетом срочности или безопасности. ЦИВ (рис. 10) - это также простой и надежный способ установления рутинной связи между двумя объектами МПС, и лучше всего его можно сравнить с обычным пейджером. ЦИВ также позволяет войти в международную телефонную сеть в автоматическом режиме через береговую станцию при условии, что последняя предоставляет такой сервис.
Каждый контроллер ЦИВ, зарегистрированный в ГМССБ, получает свой 9-значный номер - MMSI (Maritime Mobile Selective-call Identity): Идентификатор береговой станции 00MIDXXXX, где 00 - отличительные цифры береговой радиостанции; MID (Maritime Identification Digits) - код страны, которой принадлежит данная станция; ХХХХ - регистрационный индивидуальный номер станции. Например, ЦИВ идентификатор береговой радиостанции Владивостока - 002734412 (выбирается из справочника List of Coast Stations). Идентификатор судовой станции MIDXXXXXX, где MID - три цифры, обозначающие код страны, под флагом которой находится судно (код России - 273); ХХХХХХ - индивидуальный номер, присвоенный данному судну. Идентификатор группы судов 0MIDXXXXX, где 0 - отличительная цифра группового номера; MID - код страны, которой принадлежат суда; XXXXX - номер, присвоенный конкретной группе судов. Где можно найти исчерпывающую информацию по этим идентификаторам: 1)в адмиралтейском справочнике по радиосигналам (Admiralty List of Radio Signals); 2) в справочниках международного союза электросвязи ITU (List of Coast Stations, ListIV; List of Ship Stations, List V); 3) в руководстве по ГМССБ (GMDSS HANDBOOK, MASTER PLAN, Ann 1). Индетификатор ЦИВ судовой станции, заканчивающийся тремя нулями, присваивают только тем судовым станциям, которые имеют автоматический доступ к ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|