Здавалка
Главная | Обратная связь

Период социальной работы (1991 — по настоящее время)



Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

 

8. Вопросы по теме занятия:

• На основе изученного материала определите, на какие глобальные социальные проблемы непосредственно или опосредованно выходит социальная работа.

• Выделите глобальные проблемы человека, которые наиболее остро проявили себя в последние годы в России?

• Проанализируете плюсы и минусы коммерциализации социальных услуг. Характерна ли данная тенденция для России.

• Объясните, как изменяются традиционные каналы социальной помощи в начале XX в. Почему это происходит?

• Проведите сравнительный анализ сфер практики социальной работы в России за рубежом.

• Определите баланс между сферами практики социальной работы в России.

• Опишите модель социальной политики России. Какие элементы из изученных вами моделей могут туда войти?

9. Тестовые вопросы по теме с эталонами ответов.

 

 

1.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами

Правильный ответ: 2

 

2.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами

Правильный ответ: 3

 

3.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

Правильный ответ: 1

 

4.ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТО-

1) наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

2) исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращаются в единую политическую систему.

3) совокупность социально- политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.

4) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами

Правильный ответ: 4

 

5. ПРИВАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭТО-

1) передача значительной части социальных услуг в частный сектор.

2) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

3) комплекс проблем, связанных с взаимоотношением общества и окружающей среды; комплекс проблем, связанных с экономической отсталостью стран, демографическими процессами, производством и потреблением продовольствия.

4) выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов

Правильный ответ: 1

 

6. МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭТО-

1) передача значительной части социальных услуг в частный сектор.

2) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

3) комплекс проблем, связанных с взаимоотношением общества и окружающей среды; комплекс проблем, связанных с экономической отсталостью стран, демографическими процессами, производством и потреблением продовольствия.

4) выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов.

Правильный ответ: 4

 

7. ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТО-

1) передача значительной части социальных услуг в частный сектор.

2) комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.

3) комплекс проблем, связанных с взаимоотношением общества и окружающей среды; комплекс проблем, связанных с экономической отсталостью стран, демографическими процессами, производством и потреблением продовольствия.

4) выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов

Правильный ответ: 3

 

8. ЭТАПЫ В СТАНОВЛЕНИИ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА:

1) два

2) пять

3) три

4) четыре

Правильный ответ: 3

 

9. ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ БЕДСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАН:

1) отсталость производственной базы;

2) неэффективность применения трудовых ресурсов;

3) неэффективность государственного управления обществом;

4) верно все

Правильный ответ: 4

 

10.ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ БЕДСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАН:

1) неблагоприятные условия для развития стран;

2) неэффективность применения трудовых ресурсов;

3) неэффективность государственного управления обществом;

4) верно все

Правильный ответ: 4

 

11. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

1) горе и страдания от войн и насилия;

2) рознь и вражда между людьми;

3) физическое и психическое нездоровье человека;

4) верно все

Правильный ответ: 4

 

12. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ЭТО:

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 1

 

13. «ТРЕТИЙ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ) СЕКТОР» ЭТО-

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 3

 

14. ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЭТО-

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 4

 

15. НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НПО) ЭТО-

1) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства

2) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества

3) совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса

4) общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан

Правильный ответ: 2

 

16. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) набор ценностей установок определенной профессии, соответствующей структуре этических норм данного общества

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 2

 

17. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПАТЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) набор ценностей установок определенной профессии, соответствующей структуре этических норм данного общества

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 1

 

18. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССИИ ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) признание профессии обществом как нужной и полезной

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 2

 

19. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре

2) признание профессии обществом как нужной и полезной

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества

Правильный ответ: 3

 

20.СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЭТО-

1) структура, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре.

2) признание профессии обществом как нужной и полезной.

3) система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения.

4) система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества.

Правильный ответ: 4

 

21.В УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПАТЕНТЫ НАРОДНОСТИ ВХОДЯТ:

1) правительство

2) речь

3) искусство

4) верно все

Правильный ответ: 4

 

22. КЛАРК УИСЛЕР ВЫДЕЛИЛ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ ВСЕМ КУЛЬТУРАМ:

1) три

2) пять

3) девять

4) восемь

Правильный ответ: 3

 

23. ГОД ПРИНЯТИЯ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ МАШСР И МФСР ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1) 2008 г.

2) 2010 г.

3) 2004 г.

4) 2006 г.

Правильный ответ: 3

 

24. С.ПАТТЕН ПРЕДЛОЖИЛ ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В :

1) 1914 г.

2) 1900 г.

3) 1925 г.

4) 1984 г.

Правильный ответ: 2

 

25. СОЗДАЛ РАБОТУ«ТРИ РЕЖИМА КАПИТАЛИЗМА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ» :

1) Г.Эспинг-Андерсен

2) Силичев Д.А.

3) Г.Шпехт

4) Смидт А.Е.

Правильный ответ: 1

 

26.МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ :

1) социал-демократическая модель

2) социал-политическая модель

3) социал-корпоративная модель

4) корпаротивно-социальня модель

Правильный ответ: 1

 

27. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ:

1) консервативно-корпоративная модель

2) социал-политическая модель

3) социал-корпоративная модель

4) корпаротивно-социальня модель

Правильный ответ: 1

 

28. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ:

1) либеральная модель

2) социал-политическая модель

3) социал-корпоративная модель

4) корпаротивно-социальня модель

Правильный ответ: 1

 

 

29. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НПО,РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ЕВРОПЕ:

1) два

2) пять

3) три

4) четыре

Правильный ответ: 3

 

 

 

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача.1.

Как определить личностные свойства, помогающие взаимоотношениях с другими людьми?

• Когда сложно ответить однозначно, исходите из своего поведения в большинстве случаев.

• Если вы никогда не сталкивались с отраженными в вопросах ситуациями, постарайтесь представить, как бы вы могли себя повести в них.

• Не пытайтесь приукрашивать себя в ответах.

• Давайте первый пришедший в голову ответ, не задумываясь.

• Полезно читать книги, в которых содержатся мысли, противоположные вашим - Р

• Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета) + Р

• Праздники нужно отмечать с родственниками + Р

• Я могу быть в дружеских отношениях о людьми, чьи поступки не одобряю - Р

• В игре я предпочитаю выигрывать - Ж

• Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме того, как бы поскорее доехать + Р

• Мне труднее сосредоточиться, чем другим - Р

• Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах + Р

• Я очень напряженно работаю + Р

• Неприличные шутки нередко вызывают у меня смех -Ж

• Уверен, что за моей спиной обо мне говорят + Р

• Меня легко переспорить - Р

• Я предпочитаю ходить известными маршрутами + Р

• Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга + Р

• Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я их могу высказать - Р

• Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех - Ж

• Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, и я не могу никак от них избавиться -Ж

• Я уверен, что в мое отсутствие обо мне плохо говорят + Р

• Я выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т.п. - Р

• Самое трудное для меня в любом деле — это начало + Р

• Я практически всегда выполняю свои обещания + Ж

• Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила - Р

• Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я + Р

• Я не всегда говорю правду - Ж

• Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе - Р

• Кое-кто настроен против меня + Р

• Я всегда люблю доводить начатое до конца + Р

• Я стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня + Ж

• Когда я еду по улице, часто подмечаю изменения в окружающей обстановке — подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т.п. - Р

• Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение + Р

• Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью – Р

• Если я не прав, я не сержусь + Ж

• Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю + Р

• Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго + Р

• Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо - Р

• В трудные моменты я умею позаботиться о других + Ж

• У меня тяга к перемене мест, и я счастлив, когда путешествую - Р

• Мне нелегко переключаться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других + Р

• Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь + Р

• Мать или отец заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным + Р

• Я могу быть спокойным и даже слегка равнодушным при виде чужого несчастья - Ж

• Я легко переключаюсь с одного дела на другое - Р

• Из всех мнений по вопросу только одно действительно является верным + Р

• Я стремлюсь доводить свои умения и навыки до автоматизма + Р

• Меня легко увлечь новыми занятиями, но я быстро охладеваю к ним - Р

• Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам + Р

• Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает результат - Р

• Люди порой завидуют моему терпению и дотошности + Р

• На улице, в транспорте я часто разглядываю окружающих людей – Р

• Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего + Р

 

Эталон ответа:

  Число ответов, обозначенных кодом «- Р», с которыми вы согласились   Степень психологической ригидности
0—4 Выше среднего
5—9 Средняя
10—15 Средняя

Задача. 2.

Проанализируйте следующую ситуацию и скажите, какие выводы должна сделать Людмила из своей неудачи.

Людмилу, студентку 5-го курса, попросили подготовить статью о состоявшейся студенческой конференции для университетской газеты. Людмила разработала стратегию выполнения этой задачи:

- сбор информации;

- опрос отдельных студентов;

-написание статьи.

Она составила план работы, который состоял из следующих моментов:

-взять информацию у научного секретаря о конференции;

-определить тему конференции и ее участников;

-узнать название докладов и их краткое содержание;

-выявить самые интересные моменты в докладах и прокомментировать их;

-подготовить название статьи и ее план.

Когда Людмила принесла статью в редакцию, то се не приняли. Почему?

 

Эталон ответа:

-опоздала с представлением статьи в редакцию, так как не узнала заранее, к какому сроку статья должна была быть готова; -статью нашли очень длинной, так как автор заранее не определила с редакцией ее объем;

-некоторые данные в ней оказались неверными, так как автор не подумала их проверить.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.