Оценка эффективности проведения ярмарки
Эффективной любой вид торговой деятельности, в том числе и выставочно-ярмарочную, можно назвать лишь в том случае, если все заинтересованные в этом процессе юридические лица: продавец, покупатель и посредник достигают намеченной цели, получают прибыль. Однако необходимо иметь ввиду, что для любой составляющей инфраструктуры товарного рынка экономический эффект имеет два аспекта: прямой и косвенный [46, с. 31]. Прямой эффект − эффект получаемый от результата деятельности инфраструктуры непосредственно самой инфраструктурной составляющей товарного рынка. Косвенный эффект − эффект в тех отраслях экономики на которые направлены усилия инфраструктуры [46, с. 34]. Вторичный эффект всегда более ощутим в сравнению с первичным эффектом . Эффективность инфраструктуры в большей мере оценивается вторичным эффектом. К примеру, отсутствие дефицита потребительских товаров, широта их ассортимента, дает выгоды торговле, но они ни в коей-мере не сопоставимы с теми выгодами которые имеет покупатель этих товаров. Особенно это касается потерь времени на покупки, стояние в очередях, отыскание нужного товара и др. Классика экономической науки уже давно констатировала, что благосостояние общества и каждого его члена в отдельности, определяется не уровнем достатка, дохода приходящегося на каждого из членов общества, а величиной свободного времени, которое направляется на самосовершенствование личности . Для продавца показателем эффективной торговли будет наличие большого количества выгодно заключенных контрактов и проданной продукции. С точки зрения организаторов ярмарки, эффективной (рентабельной) она будет, если в ходе ярмарочной торговли будут покрыты все издержки и получена прибыль. Основные статьи расхода практически для любой ярмарки или выставки-продажи включают [18, с. 25]: − расходы по аренде помещения и оборудования; − оформительские, типографские и информационно-рекламные расходы; − транспортно-складские расходы; − представительские расходы; − организационные расходы; − технические и другие расходы. Рассмотрим источники покрытия этих расходов. Перечень статей доходов ярмарки включает [18, с. 26]: − плату за участие в выставке или ярмарке; − стоимость экспозиционных мест; − плату за рекламу; − плату сервисного обслуживания; − плату услуг консультантов, переводчиков и др. Баланс доходов и расходов приведен в таблице 3. 3. и 3. 4. Таблица 3. 3 Смета предполагаемых расходов по организации и проведению ярмарки (цифры условные), [25, с. 19]
Таблица 3. 4 Смета предполагаемых доходов по организации и проведению ярмарки (цифры условные) [25, с. 20]
Основным источником доходов являются взимаемые с участников сборы, т. е. плата за использование экспозиционного места. Наиболее часто организаторы используют шкалу (градацию), делящую экспозиционные места на семь типов (см. табл. 3. 5). Таблица 3. 5 Типы и расценки выставочных мест (цифры условные), [25, с. 21]
Существует также система, подразделяющая выставочную площадь на три типа (см. табл. 3. 6). Таблица 3. 6 Три типа выставочных стендов
Составлено автором по [22, с. 15] Рассмотрим методику расчета размера взимаемой с участников платы. Определим два показателя: − стоимость 1 кв. м выставочной площади; − расходы на одного участника. Практические данные, сопровождающие описание аналитических формул, взяты из таблицы 3. 3. Стоимость 1 кв. м выставочной площади составляет [25, с. 23]: (3. 1) где С1кв. м − стоимость 1 кв. м выставочной площади; Р1 − общие расходы, учитываемые при расчете данного показателя; Sобщ − общая выставочная площадь. При этом общие расходы, учитываемые при расчете стоимости 1 кв. м выставочной площади, включают расходы по аренде выставочной площади, оформительские расходы и половину непредвиденных расходов. Исходя из помещенных в таблице 3. 3 сведений, получим 2 млн. грн. (1000000+800000+200000=2000000 грн). А поскольку общая выставочная площадь Sобщ = 1 000 кв. м, то стоимость 1 кв. м выставочной площади составит: 2 млн. грн / 1000 кв. м = 2,0 тыс. грн за 1 кв. м. Для определения значения второго показателя, отражающего величину расходов на одного участника, воспользуемся формулой [25, с. 23]: (3. 2) где Р1уч − расходы на одного участника; Р2 − общие расходы, учитываемые при расчете данного показателя; Nуч − общее число участников выставки. При этом общие расходы, учитываемые при расчете расходов на одного участника, включают транспортные и складские расходы, заработную плату членам оргкомитета, расходы на охрану, культурную программу, информационно-рекламные и половину непредвиденных расходов. Пользуясь данными таблицы 3. 3 имеем: 300 тыс. грн + 300 тыс. грн + 80 тыс. грн + 150 тыс. грн + 800 тыс. грн + 200 тыс. грн = 1 830 тыс. грн. Общее число участников выставки определяется следующим образом [25, с. 24]: (3. 3) где Sсредн − средняя выставочная площадь. Она определяется по формуле [25, с. 24]: (3. 4) где соответственно максимальная и минимальная выставочные площади (Smax = 20 кв. м; Smin = 2,5 кв. м). Тогда средняя выставочная площадь составит [25, с. 24]: (3. 5) и общее число участников [25, с. 25]: (3. 6) Если принять N = 90, то тогда расходы на одного участника составят: 1830 тыс. грн / 90 участников = 20,33 тыс. грн. Таким образом, предлагаемая схема расчетов позволяет достаточно оперативно сделать расчет эффективности участия в ярмарке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведенных исследований по проблеме организации или использования теме: «Международная ярмарка как форма продвижения товарной продукции на внешний рынок» были сделаны следующие выводы. Во - первых, были изучены основы формирования ярмарочно - выставочной деятельности. Международная ярмарка − это международная экономическая выставка образцов, международный рынок товаров и услуг, организуемый в установленные сроки в течение определенного периода времени и в одном и том же месте. Ярмарки и выставки считаются международными при значительном количестве иностранных участников и посетителей-специалистов. Целью их проведения является заключение торговых сделок не только в национальных, но и в международных масштабах. Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий могут выступать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти, выставочные организации, торгово-промышленные палаты (ТПП), ассоциации и прочие организации различных форм собственности, для которых организация выставочных / ярмарочных мероприятий не является основной деятельностью. Во - вторых, были изучены особенности организации международных ярмарок. Ярмарочная деятельность предприятия последовательно реализуется на следующих этапах: 1. Принятие решения об участии (определение целей). 2. Этап подготовки участия. 3. Стадия работы ярмарки / выставки. 4. Послеярмарочная деятельность. Прежде всего, нужно четко определить цели, которые фирма ставит перед собой, участвуя в выставке. После определения целей, осуществляются сбор, анализ и систематизация информации по прошедшим и предстоящим мероприятиям подобного рода. Ярмарка проводится по заранее подготовленной программе дня. Особое внимание необходимо уделить подбору персонала и проведению рекламной кампании. По окончании каждой выставки составляется записка, коротко отражающая все проблемы, возникшие при подготовке, каким образом они были решены и какие уроки следует извлечь в будущем. В - третьих, были изучены особенности проведения ярмарок и выставок на примере Рекламно - выставочной компании «Доминанта». Рекламно-выставочная компания «Доминанта, являющаяся членом Выставочной федерации Украины, была основана в августе 2001 года. Целью деятельности РВК «Доминанта» является осуществление производственно-хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, используемой на удовлетворение социально-экономических интересов участников и членов трудового коллектива компании. Рекламно-выставочная компания «Доминанта» организовывает ярмарки и выставки по различным тематическим направлениям. Каждый год вводятся новые направления работы ярмарок и выставок, но также существуют направления, которые ежегодно представлены на ярмарках и выставках. К традиционным направлениям относятся: выставка «Образование», «Индустрия красоты», «Евроремонт» и другие. В период подготовки к работе ярмарки или выставки проводится широкая рекламная кампания, планируется деловая программа, и издаются официальные каталоги выставки / ярмарки. РВК «Доминанта» тщательно изучает конъюнктуру рынка, внешнюю и внутреннюю среду фирмы, проводит маркетинговые исследования. Все это позволяет контролировать рыночную ситуацию, гибко реагировать на изменения и твердо держать свои позиции.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|