Бизнес в России: развитие или угасание?
Бизнес В последние несколько лет в российских вузах огромную популярность приобрели факультеты госуправления: за право учиться на этих специальностях иногда соперничает до 30 человек на место. Молодые люди стремятся в чиновники, рассчитывая таким образом обрести в будущем высокий и спокойный заработок без особых трудозатрат. Меж тем, стране не хватает совершенно других людей – готовых к труду и действию по собственной инициативе, то есть предпринимателей. Почему молодые не идут в бизнес, и чем это может обернуться для страны? Давно доказано, что основой благосостояния государства сегодня является средний класс. В развитых странах он составляет подавляющее большинство, и везде, где он сегодня наличествует, его формируют участники малого и среднего бизнеса. Не чиновники и работники госкорпораций, которые в силу обстоятельств зарабатывают сегодня столько (особенно в России), что уже не вписываются в средний формат, а именно люди, имеющие собственное дело и отвечающие за него своим имуществом. Есть ли в России средний класс, если судить с этой точки зрения? Да, он есть, но его существование полно парадоксов и даже загадок. В нашей стране он живет и развивается не «благодаря», а «вопреки». Почему и как это происходит? В 90-е годы страна ощутила это особенно остро. Бизнесмены, начавшие свою деятельность в то время, могут многое теперь рассказать о трудностях, через которые пришлось пройти: притеснения со стороны криминалитета, отсутствие четких рыночных механизмов и т.д., и все же за 10 лет работы в таких условиях они сумели и выжить, и сформировать новую культуру предпринимательства. Они совершили подвиг, сделав бизнес делом не только возможным, но и благородным, однако то, что они получили взамен, с трудом поддается описанию: сверхвысокие налоги и огромное количество административных барьеров. О том, что власть должна пойти навстречу нашему бизнесу, говорилось уже не однажды, в том числе и с высоких трибун. Каждый год правительство обещает сжалиться над своей «опорой», но вместо этого почему-то только ужесточает правила игры: то увеличивает список уголовно наказуемых экономических правонарушений, то поднимает ставки по налогам. А ведь давно уже пора заметить, что платить сегодня налоги в полном объеме большинство предпринимателей не то, что не хочет, а просто физически не может. Для основной массы малых и средних предприятий заплатить все налоги обозначает вплотную подойти к процедуре банкротства, поэтому они, оставленные один на один с ситуацией, вынуждены защищаться и изобретать схемы ухода от налогов. Так рождается вторая проблема бизнеса: стремление предпринимателей выжить и сохранить хоть какую-то доходность делает их потенциальными фигурантами уголовных дел по экономическим преступлениям. Какой человек в трезвом уме и твердой памяти согласится сегодня на такую авантюру – начинать свой бизнес в России? Пожалуй, из 100 человек на это решится только 10, а успеха смогут добиться и вовсе единицы. Это очень хорошо иллюстрирует темпы развития среднего класса в России – сверхнизкие и нестабильные. А меж тем, малый и средний бизнес имеет для страны стратегическую важность. Особая ценность малого и среднего бизнеса заключается в том, что его работа не связана с использованием природных ресурсов. Малые и средние предприятия не опустошают недра страны, напротив, они налаживают в стране внутренние торговые потоки, развивают производство товаров повседневного спроса и используют интеллектуальные наработки. Этот бизнес хорош тем, что он не зависит от цен на нефть и газ, поэтому является гораздо более надежной опорой страны, чем все крупные корпорации вместе взятые. Он – это все, что останется у России, если завтра резко упадут цены на нефть. Продолжать «доить» малый и средний бизнес в виду таких перспектив равноценно самоубийству, поэтому сегодня перед государством встает ряд задач. Первая из них – срочная ревизия отношений с бизнесом: пересмотр налоговой сферы и уничтожение административных барьеров. Если налоги будут разумны – предприниматель начнет платить их честно, а какова будет эта величина, власти и бизнесу нужно решать совместно, с преимуществом мнения предпринимателей. Во-вторых, государству следует продолжить начатую, но недостаточно активную инициативу по созданию бизнес-инкубаторов, благодаря которым начинающие предприниматели могут получить и льготы, и специализированную (бухгалтерскую, юридическую) помощь на первых порах. И, наконец, в-третьих, нельзя упускать из виду тот факт, что для гармоничного развития среднего класса в России должна вестись работа и над формированием нового общественного отношения к предпринимательству. Сегодня за бизнесменами все еще тянется весь тот шлейф негатива, накопленного в 90-е; нередко можно встретить мнение, особенно распространенное среди старшего поколения, что бизнес до сих пор является полукриминальным занятием. Чтобы искоренить это представление о профессии предпринимателя и привлечь к ней молодежь, государству следует осуществить целый комплекс просветительских мер, начиная от введения в школах занятий по основам предпринимательства, заканчивая социальной рекламой. Результатом такого внимания к бизнесу станет увеличение числа бизнесменов и рост той самой сферы, которая не привязана к нефтяной трубе, а потому так перспективна. Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе 1. Основные требования к бизнес-инкубаторам 1.1. Для целей реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. 2. Основания и порядок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора субъектам малого предпринимательства 2.1. Основанием для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства являются результаты конкурса между субъектами малого предпринимательства. 3. Обязательства субъекта Российской Федерации В целях получения субсидии из федерального бюджета, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на государственную поддержку малого предпринимательства, за исключением мероприятия по созданию и развитию агро-бизнес-инкубаторов, субъект Российской Федерации принимает на себя следующие обязательства. 4. Рекомендации к организации, управляющей деятельностью бизнес-инкубатора 4.1. Организация, выбранная для осуществления управляющей деятельности, обеспечивает разработку и наличие следующих документов:
Бизнес-инкубаторы.
1.Введение Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.[1]. Главная задача бизнес-инкубаторов — помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.
Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение особенно после 1983 года инкубаторы бизнеса получили в США. В последние десять лет их число выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Можно назвать три причины, которые способствовали их быстрому распространению в США [2]. Проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов. Инкубаторы, создаваемые в рамках этой схемы, открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса. Эти инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и связаны, в основном, с нетехнологичным бизнесом. Поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства. Инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - "деловым ангелам". Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они таким образом могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству. Примером успешного развития инкубатора по третьей схеме может служить бизнес-инкубатор в г. Остин штата Техас (Austin Technology Incubator). Он был создан в 1989 году и занимал тогда небольшую площадь всего в 400 кв. метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20000 кв. метров, а число компаний, входящих в него, возросла до 28. Сейчас общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов. 90% всех компаний, которые родились здесь, успешно развиваются. При этом 33 компании были выпущены из инкубатора в свободное плавание, а 6 из них зарегистрированы на бирже. Интересно, что постепенно на схему привлечения частных инвесторов для финансирования венчурных фирм переходят и университетские инкубаторы. В частности так теперь работает Оксфордский центр инноваций в Великобритании [3]. Чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их "взросления" тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии. По данным Российского центра малого предпринимательства [4] сейчас в России создано более 30 технопарков (4 из них находятся в Москве) и более 20 бизнес-инкубаторов (в Москве - 3). Бизнес-инкубаторы, которые входят в состав технопарков располагаются, как правило, на базе крупных вузов или научных центров и относятся ко второму типу приведенной нами классификации. Бизнес-инкубаторы, созданные как самостоятельные структуры, чаще всего решают задачи, стоящие перед местными властями по развитию малого бизнеса в регионе и относятся к первому типу. В качестве примера бизнес-инкубатора третьего типа, можно с некотрой долей условности отнести опыт московского предпринимателя А.Варева. Он создает в Северо-Восточном округе столицы сеть франчайзинговых предприятий быстрого питания под собственной торговой маркой "Золотой гребешок". А для этого открыл бизнес-инкубатор, в котором предприниматели могут пройти обучение и получить льготы на аренду помещений, которые строит и оборудует фирма г-на Варева [5].
Гибкая система аренды помещений и, возможно, оборудования, совместно используемые услуги, консультации при установлении контактов и заключении хозяйственных сделок, а также территориальная близость к таким же активным и динамичным молодым предпринимателям — это и есть помощь в преодолении трудностей начального этапа. Как правило, бизнес-инкубаторы сдают в аренду своим клиентам помещения, производственные площади и офис. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офис — по меньшей мере 20 кв. м..Помещение для переговоров, кухня и комната отдыха могут быть общими для всех предпринимателей данного бизнес-инкубатора. Если помещения используются не по назначению, то оговаривается возможность досрочного расторжения договора. Не допускается сдача помещений в субаренду. В принципе концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше. Так в бизнес-инкубаторе при Нижегородском Доме малого бизнеса предполагается, что уже через год пребывания в нем начинающий предприниматель будет способен самостоятельно развивать свое дело, а его место в инкубаторе должен занять другой новичок [6]. Срок пребывания в первом бизнес-инкубаторе г. Ижевска предположительно должен составить 1,5-2 года. Кроме площадей для размещения производства и оказания услуг, бизнес-инкубатор представляет для предпринимателей: современную производственную инфраструктуру с централизованным секретариатом, машинописной службой, телефоном и почтой; современную коммуникационную технику, включая подключение к Интернету (возможно создание отдельных электронных адресов); помещения для проведения переговоров и конференций; помещения для отдыха, кухни и т. д. Одним из главных в работе бизнес-инкубатора является вопрос об арендной плате. В первый год аренды она должна быть максимально благоприятной для предпринимателя (от 50% до 70% от рыночной цены). Арендная плата, как правило, включает: предоставление всех коммуникаций, подключение телефона; использование совместных помещений (кухни, комнаты для переговоров и т.д.); предоставление копировальной техники; использование секретаря и ежедневное почтовое обслуживание. Аренда машин и технического оборудования оплачивается дополнительно в соответствии с установленной платой. Использование электроэнергии, воды и отопления тоже оплачивается дополнительно и, по возможности, в соответствии с индивидуальным потреблением, принимая во внимание занимаемую площадь.
Наряду со льготными условиями аренды помещений, особенностью бизнес-инкубаторов является также сервисное обслуживание начинающих предпринимателей. Оно, как правило, включает следующие моменты: подготовку учредительных документов и регистрацию юридических лиц; централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей; консультационные услуги, бизнес-планирование; помощь в проведении маркетинговых исследований; поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами; поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров); приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированная печатная продукция); повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности. Чрезвычайно удобным является то, что в бизнес-инкубаторе с предпринимателем всегда можно установить связь. Даже если он отсутствует в данный момент, информацию примет секретарь, передаст ее или согласует сроки. Постоянный обмен опытом с другими предпринимателями, которые имеют те же интересы и проблемы, может привести не только к взаимной поддержке, но и к кооперации.
Для того чтобы лица, создающие свое дело, или начинающие предприниматели были приняты в члены бизнес-инкубатора, они должны соответствовать определенным критериям. Претендент должен убедительно доказать, что: предприятие имеет реальные шансы на успех ; предлагаемые к производству продукты, товары или услуги являются конкурентоспособными; финансирование будущего предприятия гарантировано за счет собственных или привлеченных средств (должны быть предоставлены концепция финансирования, планы инвестирования и т. д.). Претенденты обычно предоставляют следующие документы: анкету и описание предыдущей предпринимательской деятельности; предпринимательскую концепцию, которая характеризует планируемый для производства продукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и потребность в площади; бизнес-план, экономическое планирование и организацию производства, в которые включены план товарооборота и затрат, а также прогноз достижения успеха и т. д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|