Здавалка
Главная | Обратная связь

Пример создания ассамбляжей из найденных предметов на тему «Объект как метафора Я»



 

Работа на тему «Объект как метафора Я» была предложена участникам, занимающимся по программе интенсива ландшафтной арт-терапией на побережье Северного моря, на второй день. В качестве подготовки участники должны были спросить себя: «Кто я?», «Каковы мои основные внутренние качества?», «Какие из них я принимаю, а какие – нет?», «Какие из них раскрыты, а какие – спрятаны, забыты, потеряны или игнорируются?». Сформировав пары, участники занятия затем по очереди делились представлениями о себе и своих внутренних качествах.

Затем они выходили на прогулку, во время которой в течение 45–60 минут самостоятельно перемещались, исследуя среду и свои внутренние реакции. При этом они старались обращать внимание на те предметы и места, которые ассоциировались с их личными качествами. Вернувшись затем в аудиторию с найденными предметами и материалами, участники приступали к созданию изобразительной работы, которая отражала их представление о себе, выступала в качестве метафорического автопортрета. Используя принесенные предметы и применяя в случае необходимости дополнительные средства и материалы, они могли создать ассамбляж (предметную скульптуру), инсталляцию, разрисовывать объекты и т. д. На такую работу отводилось полтора часа. Затем следовали показ и обсуждение созданной продукции в парах или в группе.

 

Рис. 17–20 . Ассамбляжи, созданные в арт-терапевтическом кабинете из найденных предметов

 

Выполняя данную технику, участники нередко спонтанно использовали такой прием, как соединение различных найденных элементов путем их сплетения или связывания друг с другом. Неоднократно создавались композиции в виде пучков (фашин). Ярким примером создания работ в виде пучков являлась творческая продукция двух участниц Д. и Л. (рисунки 21 и 22).

 

Рис. 21 . Работа Д. в виде пучка, созданного из природных элементов

 

Рис. 22 . Работа Л. в виде пучка (фашины), созданного из природных и неприродных элементов

 

Заинтересовавшись данной формой, участники и ведущая группы отметили, что она во многом напоминает бытующие в разных культурах ритуальные объекты, наполненные глубоким символическим, смыслом. Аналогами такой формы могут являться венки, метелки, нередко выполняющие роль талисманов.

В английском языке есть слово fascicle, обозначающее пучки из травы, цветов, веток. Это слово восходит к латинскому fasciculus и к глагольной форме fascinare (fascinum ), означающей «очаровывать» («зачаровывать»), а словом fasces (fascis ) у древних римлян обозначались пучки из прутьев, в центре которых помещался топор. Его лезвие высовывалось из пучка прутьев. Такие изделия символизировали власть магистрата. Примечательно, что создание пучков из растительных и иных элементов характерно для разных культур и нередко символизирует обретение силы и власти за счет соединения элементов в единое целое. Известный символ свастики или солнцеворота также может рассматриваться как визуальный аналог фашины, он состоит из нескольких лучей или побегов, объединенных общим центром или осью.

Благодаря работам Д. и Л. участники группы стали обращать внимание и на другие изделия, в которых применялся тот же самый способ организации элементов. Было, в частности, замечено, что подобные формы нередко отражают медитативный опыт, ощущение потока гармонизирующей, объединяющей энергии. При создании подобных работ важное символическое значение имеет то, какой материал используется в качестве скрепляющего элемента, связывает пучок воедино.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.