Все задачи формулируются конкретно, диагностично, как фиксируемый результат.
Структура дидактической игры (А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская), сотрудники кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГГПУ
- Задачи:
А. Для педагога:
- дидактическая: в соответствии с образовательной областью – областями ОП. Например: упражнять детей в составлении трех - (четырех) словных простых предложений по картинкам (игрушкам) и т.п.;
- развивающая. Например: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.п.;
- воспитательная, направленная на формирование игровых умений, качеств детей, отношений в соответствии с возрастом. Например: учить детей играть по правилам (ходить по очереди, действовать по сигналу воспитателя, играть парами и др.).
Все задачи формулируются конкретно, диагностично, как фиксируемый результат.
Б. Игровая задача (для ребенка), задается взрослым в качестве мотивации активности ребенка в игре. Мотив подбирается в соответствии с возрастом, например для младшей группы: помоги зайчику найти морковку.
2. Правила:
А. организационные: место игры, количество игроков, кто ведет игру и др.;
Б. дисциплинарные: управляют поведением детей в игре (ходить по очереди: по стрелочке, справа-налево, по часовой стрелке и т.п.);
В. игровые: установка к выигрышу - как играть, чтобы выиграть. Например: кто поможет зайчику- найдет морковку, тот и выиграет.
3. Содержание (сюжет) игры
- Игровые действия: поэтапное описание игры (зависит от варианта игры)
- Игровые атрибуты
- Результат: формулируется в соответствии с задачами (как для педагога, так и для ребенка-выиграл-молодец).
Этапы руководства (Князева Л.П.):
1. подготовительный
1. обучающий
2. этап самостоятельности и развития творчества в игре
При поэтапном планировании предусмотреть:
- сроки реализации темы
- задачи ОП
- формы и методы
Педагогическая система руководства дидактическими играми (Л.П. Князева, к.п.н., доцент ПГПУ)
Этап
| Задачи
| Методы и формы
|
Подготовительный
| -Обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры
-развивать интерес к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками
-формировать отдельные игровые умения
(принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата)
-обогащать опыт взаимодействия
| -НОД по разным образовательным областям
-рассматривание иллюстраций, предметов, объектов природы и т.п.
-беседы об окружающем, социальных явлениях, объектах природы
-совместные виды деятельности
(продуктивные, игровые)
-дидактические упражнения разных видов
|
Обучающий
| -Знакомить детей с новой дидактической игрой
(внешний вид, название, содержание, правила, способы игровых действий и взаимодействий)
-развивать и поддерживать интерес к новой игре
-формировать опыт выполнения разных ролей в новой игре
-формировать личностные социально-ценные качества
-развивать произвольность, внимание, восприятие, мышление
| Рассматривание новой игры
-обсуждение содержания,
правил, игровых действий и взаимодействия
- демонстрация игры взрослыми
-совместная игра педагога и детей
(на правах ведущего, затем партнера)
-наблюдение за самостоятельными играми детей
-беседа перед игрой
-беседа после игры
-оценка игры детей
|
Этап развития самостоятельности и творчества в игре
| -Развивать самостоятельность и самоорганизацию в игре
-поддерживать интерес к игре
-развивать творческие способности детей
(придумывание новых вариантов игры: новых правил, игровых действий, замещение атрибутов)
-совершенствовать умения совместной деятельности
| -Прием взаимообучения игре
-соревнование игроков
-прием демонстрации изменения (преобразования игры)
-беседа о способах изменения игры
-включение детей в придумывание новых вариантов игры: введение новых игровых задач и правил, игровых действий, замена атрибутов, введение новых ролей: арбитров(судей), экспертов
-наблюдение за играми детей
-создание проблемно –игровых ситуаций
-оценка качества выполнения отдельными детьми роли, правил
|
Картотека вариантов дидактической игры
Вариант
| Задачи: дидактические, воспитательные,
развивающие
| Правила:
организационные, дисциплинарные
| Игровая задача+игровое правило
| Игровые действия
| Атрибуты
| Результат
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.