Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования.Защита государством семьи, материнства и детства, провозглашенная в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, носит комплексный социально-экономический и правовой характер и осуществляется путем принятия государством самых разнообразных мер в данном направлении. Установление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает, безусловно, правовую охрану, поддержку и защиту всех категорий семей, из которых состоит общество. А это значит, что данные положения напрямую касаются исследуемой категории - молодых семей.

Конституционно-правовое положение молодой семьи проявляется в содержании правовых норм, закреплённых в Конституции Российской Федерации, федеральных законодательных актах, конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, международных правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.

В Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был сделан акцент на то, что по-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в различных областях, на неуклонное повышение качества жизни[1]. Цель любого государства - повышение качества жизни населения. Воспроизводящая ячейка общества - это семья, поэтому тема качества жизни молодой семьи исключительно современна и своевременна. О молодой семье общество и государство должны проявлять особую заботу, ведь именно с этим типом семьи связано улучшение демографической ситуации в современной России.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно серьёзная проблема дальнейшего развития государственной поддержки семьи,

в том числе и молодой семьи. В России на современном этапе именно от государства зависят успешное проведение реформ в социально-экономической сфере и реализация приоритетных национальных проектов, которые с 2009 г. приняли статус государственных программ. Предпринимаемые меры должны иметь прямое отношение к повышению качества жизни населения в целом и молодой семьи в частности.

Приоритетные национальные проекты, трансформированные в государственные программы, - это реализация конституционных целей и задач в социальной сфере (ст. 7, 37 - 43 Конституции Российской Федерации). Необходимо отметить, что существует тесная связь между конституционными нормами и национальными проектами, поскольку конституционный принцип высшей ценности человека, его прав и свобод обеспечивается принятой концепцией, согласно которой основные инновационные вложения должны совершаться для человека и его блага.

В современной России, как никогда ранее, актуальна проблема социализации молодых семей. Не секрет, что именно молодая семья находится в затруднительном положении по многим причинам как экономического, так и (по большей части) именно социально-правового характера. Одним из условий успешного функционирования молодой семьи является развитие сферы социальной защиты данной категории. Поэтому Конституция Российской Федерации, будучи Основным Законом, должна закреплять данный принцип на самом высоком законодательном уровне. Обязанность социально защищать молодые семьи предусматривает активную деятельность самого государства. В этой связи требуется более детальная проработка вопросов государственного регулирования социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Проявление многоуровневой защиты семьи государством подчёркивает взаимосвязь социальных процессов, а также подтверждает тезис о том, что социальная защита молодых семей может рассматриваться как один из реальных механизмов действия конституционного принципа социальной защиты семьи государством.

Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость диссертационного исследования, определяют необходимость изучения широкого круга источников с целью выработки эффектив-

ных научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы.Изучение конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей представляет собой одно из неразработанных и малоисследованных направлений в отечественной юридической науке, в частности, в конституционном праве. Актуальность проблем, связанных с социальной защитой молодых семьей в Российской Федерации, несомненна, и наука конституционного права должна выработать и предложить пути их разрешения.

В отечественной юридической науке вопросы правового положения молодой семьи до недавнего времени разрабатывались только в рамках отраслевых дисциплин. Системного анализа конституционно-правовых основ социальной защиты рассматриваемой категории не проводилось. Если данная тема и исследовалась, то в большинстве случаев лишь фрагментарно, освещались частные вопросы, в основном в учебной литературе и отдельных научных статьях. К примеру, в российском законодательстве до сих пор не существует общепризнанного определения «молодая семья». Дискуссионными остаются и вопросы содержания правовых категорий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Процессы, которые происходят в сфере государственного регулирования социальной защиты молодых семей, недостаточно исследованы. К сожалению, несмотря на высокую актуальность рассматриваемой проблемы, в настоящее время число теоретических и практических исследований в этой области остаётся низким.

Объектом диссертационного исследованияявляются общественные отношения в сфере конституционного регулирования вопросов социальной защиты семей в Российской Федерации, в том числе и молодых семей.

Предметом диссертационного исследованияпослужили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международные нормативные правовые акты, практика регулирования и реализации социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

В диссертации решена научная задачаисследования конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей в Российской Федерации и практика их реализации.

Цель исследованиясостоит в раскрытии содержания конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей в Российской Федерации, выявлении актуальных проблем в данной сфере, а также обосновании предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства в исследуемой сфере.

Для достижения поставленной цели был определён ряд задач:

выявить существенные признаки и особенности правового положения молодой семьи;

провести анализ правовых категорий «социальная защита» и «социальное обеспечение»;

исследовать конституционное законодательство зарубежных стран в области социальной защиты молодых семей;

провести системный анализ правового регулирования социальной защиты молодых семей в Российской Федерации через призму реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов);

обозначить конституционно-правовые гарантии социальной защиты молодых семей в Российской Федерации;

определить структуру и основные функции органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, а также органов местного самоуправления в сфере социальной защиты молодых семей;

рассмотреть виды социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) путём изучения регионального опыта;

предложить основные направления совершенствования законодательства в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Методологическая основа диссертации.В процессе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы. Общенаучным методом исследования стал диалектический метод, предполагающий изучение правовых отношений с точки зрения законов диалектики, позволяющий понять сущность социального государства, его политику и феномен социальной защиты такой категории, как «молодая семья». Системный метод позволил применить комплексный подход к анализу конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей, вопросов формирования федерального законодательства в исследуемой сфере и законода-

тельства субъектов Российской Федерации. Исторический метод познания обусловил необходимость обращения к недействующим нормативным правовым актам и проведения анализа нормативных правовых документов различных исторических периодов. Анализируя существующее законодательство и практику его применения, автор применял частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический. С помощью формально-юридического метода проанализирован и обобщён обширный правовой материал, дано авторское определение специальных понятий и терминов, их интерпретация, например, таких как «молодая семья», «социальная защита», «социальное обеспечение» и др. Сравнительно-правовой метод дал возможность диссертанту провести анализ норм конституций, начиная с первого Основного Закона РСФСР, принятого в 1918 г. В рамках данного исследования предпринят сравнительно-правовой анализ конституций зарубежных государств. Статистический метод позволил использовать и обобщить данные, содержащиеся в статистических сборниках, публикациях, докладах государственных органов, на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и др.

Применение этих методов в совокупности дало возможность диссертанту проанализировать конституционные нормы, закрепляющие основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации, раскрыть предмет диссертационного исследования и разнообразными способами решить поставленные задачи, а также выявить актуальные проблемы и предложить пути совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Теоретическую основу исследованиясоставили труды правоведов, философов, историков, политологов, социологов и представителей других наук.

В процессе диссертационного исследования при выработке обобщений, выводов и рекомендаций диссертантом использовались труды учёных в области общей теории государства и права: М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.С. Мордовца и др.

Раскрыть тему исследования было бы невозможно без анализа конституционных норм, уяснения сущности Конституции Российской Федерации

и механизма её реализации. В этом диссертанту неоценимую помощь оказали работы учёных в области конституционного права: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, Н.С Бондаря, В.В. Гошуляка, В.Д. Зорькина, В.Т. Кабышева, Е.И.Козловой, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафина, Л.В.Лазарева, В.О. Лучина, Г.Б. Романовского, О.А. Снежко, К.Б. Толкачёва, И.Е. Фарбера, Т.Я. Хабриевой, B.C. Хижняк, В.Е. Чиркина, В.М. Чихквадзе, Е.С. Шугриной, Т.А. Шумиловой, Б.С. Эбзеева.

Специфика предмета исследования потребовала обращения к трудам учёных в области семейного права: М.В. Антокольской, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой; в области права социального обеспечения - Н.В. Апросичевой, К.Н. Гусова, Е.А. Исайчевой, М.И. Либоракиной, В.Ш. Шайхатдинова; в области социологии: Н.А. Волгина, Э. Дюркгейма, В.Н. Лавриненко, Л.П. Храпылиной, Е.М. Черняк и др.

Анализируя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты семьи и молодой семьи в частности, диссертант обращался к работам учёных-административистов: С.Н. Братановского, П.П. Сергуна, С.Е. Чаянова, К.В. Черкасова.

Кроме того, автором настоящего исследования изучались вопросы социальной защиты населения, которые рассматривались в работах (в том числе и диссертационных) Е.П. Агапова, П.П. Глущенко, Т.С. Дымнич, Б.С. Ибраевой, А.В. Крестова, М.И. Либоракиной, Е.А. Морозовой, В.Г. Попова, О.А. Снежко, С.В. Солосина, С.Д. Соловьевой, В.П. Юдина, С.А. Юшковой и др.

Вопросы развития конституционных основ социальной защиты населения исследовались в следующих диссертационных работах: Б.С Ибраева «Конституционно-правовые основы организации и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации» (М., 2007) - проводится комплексный анализ развития механизма реализации конституционно-правовых основ развития системы управления социальной защитой населения; Е.В. Аристов «Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Конституционное исследование» (М., 2005) - раскрывается конституционно-правовая природа социальных прав, а также проблемы реализации и защиты основных социальных прав; У.А. Старшова «Конституционные основы социального государства в Рос-

сийской Федерации» - проводится комплексное исследование конституционных основ и сущности социального государства (Саратов, 2004); С.В. Солосин «Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации» (Казань, 2002) - анализируется сущность правового феномена «социальная защита», его конституционно-правовые основы, рассматривается указанный феномен как институт права; О.А. Снежко «Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» (Саратов, 1999) - исследуются сущность и содержание государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, механизм и гарантии государственной защиты.

Работы названных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, однако в них рассматриваются вопросы развития конституционных основ социальной защиты населения в целом. В представленном диссертационном исследовании анализируются конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации как элемента политики социального государства с позиций конституционного права и правоприменительной практики. Такой подход позволил выявить актуальные проблемы и пути совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

При всем многообразии исследований в области социальной защиты населения или граждан следует отметить, что в науке конституционного права отсутствуют работы, специально посвященные изучению конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей. Несмотря на очевидную важность их научного осмысления, степень разработанности данной проблемы на сегодняшний день остается явно недостаточной.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924 г., Конституция СССР 1936 г., Конституция СССР 1977 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законодательные акты, законы (уставы) субъектов Российской Федерации, конституции ряда зарубежных государств, международные правовые акты. Кроме этого, исследовались отдельные решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, некоторые государственные программы.

Эмпирическую основу исследованиясоставили: законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие социальную защиту молодых семей; правоприменительная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; статистические данные, приводимые в официальных изданиях, работах российских и зарубежных учёных; региональный опыт реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов); доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также информация сети Интернет, затрагивающая различные аспекты исследуемой проблематики.

Научная новизнадиссертационного исследования состоит в том, что это первая работа, посвященная комплексному и всестороннему исследованию социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в рамках конституционно-правового регулирования с учётом зарубежного опыта и международных стандартов. Автором проведён анализ правовых категорий и выявлены особенности конституционно-правового регулирования в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в ходе реализации в России государственных программ (приоритетных национальных проектов), напрямую касающихся исследуемой категории. Соответственно при проведении диссертационного исследования были рассмотрены виды социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) с учётом анализа опыта субъектов Российской Федерации. Элементы новизны проявились и в самом подходе к исследованию, выявлении проблем, а также в предлагаемых решениях ряда конкретных вопросов, что нашло выражение в следующих основных положениях и выводах, выносимых на защиту:

1. Отмечается, что социальная политика является неотъемлемой частью государственной политики и находит своё выражение в стратегии, направленной на создание благоприятных условий жизни и развития человека, и охватывает такие важные сферы государственного регулирования, как: образование, здравоохранение, жилище, труд и социальное обеспечение. Наличие в государстве целостной социальной политики служит определяющим фактором самого социального государства.

2. Предлагается на законодательном уровне принять следующее определение понятия «молодая семья»: «Молодой семьёй считается семья с детьми, в которой оба супруга (в случае неполной семьи - мать или отец) не достигли 35-летнего возраста, а также семья без детей, в которой оба супруга не достигли 35-летнего возраста и состоят в зарегистрированном браке не менее трёх лет. Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российской Федерации и постоянно проживать на территории Российской Федерации). Исходя из этого, следует внести коррективы в существующие программы как на федеральном, так и региональном уровнях, касающиеся предоставления льгот молодым семьям.

В действующем законодательстве не проводится чёткого разграничения понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», в работе предлагаются следующие их определения:

Социальное обеспечение - это установленная, контролируемая и гарантированная государством система поддержки за счёт средств государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов, осуществляемая путём предоставления определённой категории граждан и семей материальных благ в целях выравнивания их индивидуальных доходов в случаях наступления социальных рисков при помощи средств целевых финансовых источников в объёме и на условиях, строго нормируемых государством и обществом для полноценного развития их социального статуса.

Социальная защита - это система гарантированных государством экономических, социальных, правовых и организационных мер, реализуемая путём деятельности соответствующих органов, уполномоченных государством на создание надлежащих условий, обеспечивающих соблюдение базовых социальных прав в целях достижения социально приемлемого уровня жизни и свободного развития граждан и семей.

3. Отмечается, что исходя из положений Конституции Российской Федерации, социальная защита в Российской Федерации обладает единством целей совместно с политикой, проводимой социальным государством, поскольку социальная защита включает в себя комплекс мер, непрерывно связанных с существованием самого социального государства.

4. Обосновывается предложение о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части целенаправленного использования материнского капитала - предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребёнка, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде возможности предоставления материнского (семейного) капитала в сумме, установленной законом и проиндексированной с учётом уровня инфляции по достижении ребенком трёх лет, на получение медицинских услуг матери и ребёнка, на приобретение жилья, получение образования.

5. Отмечается, что многие отрасли законодательства России включают нормативные правовые акты, регламентирующие гарантии социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и молодых семей. При этом нередко отсутствует внутреннее единство таких норм. В связи с этим предлагается объединить данные нормативные акты в единый кодифицированный акт, например - Социальный кодекс Российской Федерации.

6. Предлагается структуру права на социальную защиту молодой семьи в Российской Федерации, согласно нормам Конституции Российской Федерации, представить следующим образом:

право на материальную поддержку молодой семьи (различные семейные пособия при рождении (усыновлении) ребёнка; при рождении (усыновлении) второго и последующих детей и т. д.);

право на охрану здоровья (путём оказания помощи молодым семьям на основе сочетания бесплатных и платных форм медицинского обслуживания; профилактики различных заболеваний; выплаты материнского (семейного) капитала; предоставления родовых сертификатов и др.);

право на труд (обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; государственная поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства для молодых семей; установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, создание для них рабочих мест и др.);

право на образование (дополнительная поддержка членов молодых семей, обучающихся в различных образовательных учреждениях; развитие

сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности и т.д.);

право на жилище (кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья; предоставление различных льгот при оплате жилья и др.).

7. Обосновывается предложение о создании на уровне муниципальных органов власти Общественных комиссий по социальной защите такой важной категории, как молодые семьи. Их создание обусловлено необходимостью участия в выявлении кризисных ситуаций, развитии общественного наставничества в отношении молодых семей и молодых семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, для дальнейшего «выравнивания» и стабилизации их отношений, социальной защиты как необходимого фактора улучшения демографической ситуации в стране.

8. Уточняется, что конституционные социальные права - это права, закреплённые в нормах Конституции Российской Федерации и реализующиеся в социальной сфере. Несмотря на то, что вопрос о юридической природе конституционных социальных прав в юридической науке является дискуссионным, констатируется, что социальные права наряду с другими, обладают качеством субъективных прав. Они гарантируют достаточный уровень жизни, отражают статус различных социальных групп, в том числе и молодых семей, обеспечивают социальную свободу и социальную безопасность. Реализация закреплённых в Конституции Российской Федерации социальных прав человека и гражданина осуществляется через их признание, соблюдение и защиту всеми государственными и муниципальными структурами.

9. Аргументируется позиция автора о том, что в сфере социальной зашиты молодых семей требуется формирование цельной законодательной базы, в частности, необходимость разработки специального федерального закона «Об основах социальной защиты молодых семей в Российской Федерации», который явился бы организационно-правовой основой для привлечения к социальной защите данной категории всех ресурсов и где должны быть сформулированы основные юридические понятия в данной сфере.

Теоретическая и практическая значимостьдиссертационного исследования заключается в развитии теоретического представления о консти-

туционно-правовых основах социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства и правоприменительной практики, а также в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по конституционному (государственному) праву России, конституционному (государственному) праву зарубежных стран и соответствующим спецкурсам.

Материалы диссертационного исследования расширяют конституционно-правовые основания для дальнейших теоретических разработок в сфере социальной зашиты молодых семей в Российской Федерации и могут послужить базой для последующих научных изысканий в этой области.

Апробация результатов исследования.Диссертация выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин ФГОУ ВПО «Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», где прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена.

Материалы исследования использовались в учебном процессе в Поволжском (г. Саратов) юридическом институте (филиале) ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» при проведении лекционных и семинарских занятий со студентами по дисциплинам «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», а также со слушателями факультета повышения квалификации.

Отдельные теоретические положения и выводы диссертации были изложены в докладах автора на научных конференциях различного уровня: VII Всероссийской научно-практической конференции «Институт Президента и современная государственность» (г. Саратов, ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», 15-16 декабря 2006 г.); международной научно-практической конференции «Трансформационное общество: проблемы, их решения и перспективы развития» (г. Саратов, Институт социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове, 7 декабря 2007 г.); международной научно-практической конференции «Конституционные принципы: понятие, содержание, механизм реализации» (г. Саратов, ФГОУ ВПО «Поволжская академия госу-

дарственной службы имени П.А. Столыпина», 12 декабря 2007 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Международная правовая помощь: тенденции и перспективы развития» (г. Саратов, Министерство юстиции Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, Российская правовая академия, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал), 24 апреля 2008 г.) и отражены в 14 научных публикациях.

Структура диссертацииподчинена логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введенииобосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности; определяются объект и предмет исследования; указывается на решение научной задачи; ставятся цель и задачи диссертационного исследования; раскрываются методологическая, теоретическая и эмпирическая основы работы; формулируются основные положения, выносимые на защиту и обладающие научной новизной; показывается их теоретическая и практическая значимость; приводятся сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе «Конституционно-правовое регулирование социальной защиты молодых семей»даётся общая характеристика конституционно-правового положения молодых семей, раскрывается содержание понятий «семья», «молодая семья», «социальная защита» и «социальное обеспечение», анализируется конституционное законодательство России советского периода, опыт зарубежных стран в области социальной защиты молодых семей, рассматривается правовое регулирование социальной защиты молодых семей в Российской Федерации через призму реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов).

В первом параграфе «Конституционно-правовое положение молодых семей: общая характеристика»исследуется содержание понятия «социальное государство» и его взаимосвязь с социальной политикой государст-

ва. Анализируются нормы действующего законодательства, конституционное законодательство России советского периода, обобщаются научные взгляды конституционалистов, представителей отраслевых юридических наук и специалистов иных направлений, рассматриваются понятия «семья» и «молодая семья».

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших направлений деятельности Российского социального государства является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развитие системы социальных служб и иных гарантий социальной защиты.

По мнению автора, основные ресурсы государства должны быть сосредоточены на реализации социальных интересов семьи, особенно в период экономической нестабильности в стране, так как семья является естественной средой обитания человека, связующим звеном между обществом и государством. Молодые семьи сталкиваются с множеством проблем, решение которых возможно при активном участии и поддержке государства. Учитывая возрастание роли молодой семьи в российском обществе, особенно в свете демографических проблем, представляется необходимым усиление социальной защиты данной категории семей путём активной деятельности самого государства.

Отмечается, что Конституцией Российской Федерации для осуществления контрольной функции в области охраны, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в социальной сфере, введен институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В этой связи проанализированы доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за последние годы, сделаны определённые выводы о недостаточной гарантированное™ социальных прав и проблемах их реализации. Обращается внимание и на деятельность относительно недавно созданного института - Уполномоченного по правам ребёнка.

Обобщив определения семьи, выработанные социологами, демографами, правоведами, диссертант приходит к выводу о том, что общего подхода к определению понятия «семья», как и единого законодательного опре-

деления данного понятия нет. По мнению автора, законодательное закрепление определения данного понятия крайне необходимо. Оно обусловлено как теоретической, так и практической целесообразностью, созданием эффективного механизма правовой охраны семьи, обеспечивающего стабильность и устойчивость семьи в Российском государстве.

Системный анализ конституций советского периода позволил диссертанту прийти к выводу о том, что ни одна го конституций, в том числе Конституция Российской Федерации 1993 г., не содержит упоминания о молодых семьях. Кроме того, не содержит этого понятия и федеральное законодательство. Проведён анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регионального опыта нормативного регулирования социальной защиты молодых семей, например, Республики Башкортостан, Саратовской области и других регионов, выявлено отсутствие единого подхода к определению «молодая семья» в субъектах Российской Федерации, в частности, по возрастному и другим критериям, в связи с чем возникло справедливое утверждение о существующем неравном положении молодых семей в разных субъектах Российской Федерации, что недопустимо в демократическом государстве.

Обосновывается необходимость выведения и закрепления на федеральном уровне определения «молодая семья».

Во втором параграфе «Социальная защита и социальное обеспечение как конституционно-правовые категории»проводится анализ правовых категорий «социальная защита» и «социальное обеспечение», раскрываются их понятия и содержание, соотношение и взаимодействие.

При систематизации различных научных представлений о соотношении анализируемых правовых категорий отмечается, что в настоящее время назрела необходимость научного исследования заданной проблематики. Это обусловлено тем, что Россия как часть мирового сообщества ведёт активную работу по реформированию социальной сферы, старается выйти на принципиально новый тип экономических отношений, следовательно, на концептуально иную систему социальной защиты населения, его социального обеспечения, систему, гарантирующую каждому конституционное право на достойную жизнь.

Автор отмечает, что в юридической литературе встречается неодинаковое понимание, а соответственно и различное толкование понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», поскольку в российском законодательстве отсутствуют дефиниции этих терминов, единообразное их понимание.

Опираясь на результаты анализа различных точек зрения, диссертант приходит к следующим выводам: понятие «социальная защита» должно рассматриваться более широко, поскольку включает в своё содержание не только основные положения права социального обеспечения, но и конституционно закреплённые основы социальной защиты граждан, а также часть проблем трудового права (безработица, занятость, социальные гарантии в сфере труда), семейного права (государственная поддержка институтов семьи и брака), гражданского права (охрана и защита частной собственности). Понятие «социальная защита» значительно шире, чем «социальное Обеспечение», которое представляет собой один из блоков социальной защиты и имеет более узкие параметры действия, поскольку не затрагивает многих направлений социальной защиты.

Предлагаются авторские трактовки таких понятий, как «социальная защита» и «социальное обеспечение».

В третьем параграфе «Опыт зарубежных стран в области социальной защиты молодых семей: конституционный аспект»обобщается зарубежный опыт конституционного регулирования социальной защиты молодых семей стран Европы и СНГ, приводятся наиболее удачные конституционные формулировки, в частности, в Основном Законе Германии, конституциях Италии, Ирландии, Португалии, Франции.

Анализ норм зарубежных конституций в контексте исследуемой проблемы позволил констатировать, что, признавая конституционную ценность семьи, все государства тем самым обозначают её значимость. Автор приходит к следующим выводам: во-первых, в конституциях многих зарубежных государств особое внимание уделено государственной защите семьи, а поскольку молодая семья является составляющей семьи в целом, то данные нормы касаются и её; во-вторых, хотя в настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их основных законах соответствующих положений являются социальными государст-

вами, тем не менее, в зарубежных государствах на конституционном уровне не всегда можно проследить законодательное закрепление социальной защиты семей. Констатируется, что, как правило, нет единообразия в терминах: в конституциях используются формулировки «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная поддержка», «материальное обеспечение», «социальные гарантии». Наиболее чётко принципы гарантированной социальной поддержки семьи обозначены в Основном Законе Германии, конституциях Италии, Ирландии, Португалии и Франции. Вопросы социального обеспечения полное нашли отражение именно в Конституции Португалии; в-третьих, в конституциях зарубежных стран нормы о социальной защите семьи, социальном обеспечении, социальной поддержке, социальных гарантиях находятся в разных разделах (среди основных прав и свобод; среди основ конституционного строя; среди обособленных разделов, посвященных только социально-экономическим отношениям). По мнению автора, это говорит об отношении государства к своим гражданам, в том числе и молодым семьям, стремлении к их благополучию и предоставлении им социальной защиты, закрепляемой в Основном Законе государства; в-четвёртых, в законодательстве всех стран СНГ провозглашается право граждан на социальную защиту, которое включает в себя право на материальное обеспечение определённых категорий, обозначенных законодательством, и в случаях, предусмотренных законом. Категории «социальная защита» и «социальное обеспечение» фигурируют во всех конституциях стран СНГ. Например, в Конституции Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдовы содержатся нормы, полностью регламентирующие отношения по всем вопросам защиты семьи, включая социальную защиту.

Автор диссертационного исследования формулирует вывод о том, что Российскому государству в целях создания конституционных основ для обеспечения приоритетного характера социально-правовой защиты семьи, в том числе и молодой семьи, необходимо учитывать позитивный опыт конституционно-правового регулирования социальной защиты семей, существующий в зарубежных странах Европы и СНГ.

В четвертом параграфе «Правовое регулирование социальной защиты молодых семей в Российской Федерации через призму реализации

государственных программ (приоритетных национальных проектов)» рассматриваются проблемы реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства, жилищной сфере и их значение для повышения качества жизни молодых семей.

Отмечается, что принципы современных общечеловеческих ценностей воплощаются в различных нормах Конституции Российской Федерации и в дальнейшем развиваются текущим законодательством. Это выражается в различных способах реализации и защиты прав граждан и нашло отражение в приоритетных национальных проектах.

По мнению диссертанта, семья, в том числе молодая семья, одинаково важны как для общества, так и для государства, поэтому они должны находиться под охраной и общества, и государства как в правовом, так и в социальном плане. Повышение социального потенциала семьи, в том числе и молодой семьи, её активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений, выполнение репродуктивной функции имеют прямое отношение к социальному развитию страны и осуществляются через реализацию ст. 7 Конституции Российской Федерации. Государственные программы, действующие в настоящее время на всей территории России, напрямую связаны с повышением качества жизни такой категории, как «молодая семья».

По мнению диссертанта, государственные программы (приоритетные национальные проекты) - это конкретизация социальной функции и формулировка приоритетных целей для улучшения жизни всех россиян. Задачи, которые стоят в рамках государственных программ, вне всякого сомнения, являются общенациональными и составляют основу как реализации концепции социального государства, так и социальных интересов субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты молодых семей.

Автор констатирует, что все рассматриваемые государственные программы являются юридическими документами, общеобязательными для исполнения компетентными органами Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации.

Отмечается, что, несмотря на предпринимаемые меры по решению проблем молодой семьи, сдвиги в положительную сторону происходят

очень медленно. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо проводить социальную защиту молодых семей в соответствии с современными экономическими, социальными и культурными подходами.

Автор приходит к выводу, что для успешного претворения в жизнь всех государственных программ (приоритетных национальных проектов) в области социальной защиты молодых семей необходим отлаженный механизм взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и всех структур гражданского общества.

Во второй главе «Конституционно-правовой механизм социальной защиты молодых семей в Российской Федерации»исследуются конституционно-правовые гарантии в области социальной защиты молодых семей в Российской Федерации, обращается внимание на особенности государственного регулирования в области социальной защиты молодых семей в Российской Федерации, анализируются вопросы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) на примере отдельных субъектов Российской Федерации, освещаются проблемы и пути совершенствования законодательства в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

В первом параграфе «Конституционно-правовые гарантии в области социальной защиты молодых семей в Российской Федерации»отмечается, что анализ норм Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что социальная защита семьи, в том числе и молодой семьи, обеспечивается целостной системой конституционно-правовых гарантий. Обязанности государства, возникающие в связи с реализацией прав и свобод гражданами, находят своё выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, которые государство обязуется создать и предоставить своим гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Обращается внимание на то, что категория «правовые гарантии» весьма многогранна и это делает её объектом исследования различных отраслей юриспруденции. Существует потребность в целостном теоретическом анализе конституционных гарантий социальной защиты граждан, включая

исследуемую категорию «молодая семья», которая могла бы помочь правотворческому и правоприменительному процессам.

Исследование показало, что общие условия реализации прав, к числу которых относятся экономические, политические, духовные и, в первую очередь, социальные основы функционирования общества, получили закрепление в юридической литературе как общие гарантии. Автор делает вывод, что удовлетворение социальных потребностей происходит посредством реализации всех социально-экономических прав.

По результатам проведённого анализа диссертант предлагает классифицировать социальные гарантии обеспечения прав человека на общие, касающиеся всех групп населения и специальные, предназначенные для определённой категории. Например, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрены гарантии социальной защиты определённой категории - семей, имеющих детей; Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы» предусмотрены гарантии молодым семьям в виде социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы.

Отмечается, что конституционный принцип нахождения семьи под защитой государства означает возможность применения с его стороны принудительных мер за нарушения либо неисполнение обязанностей в сфере социальной защиты молодых семей, предусмотренной отраслевым законодательством.

Автор приходит к выводу, что все гарантии находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, чем подчёркивается единство их содержания и правовой формы. Они составляют основу реализации семьёй своих функций, предупреждения в сфере защиты семьи, в том числе и социальной защиты молодых семей. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека, семьи, в том числе и молодой семьи. Их основной функцией является исполнение

обязательств государством в сфере реализации прав, а объектом гарантий выступают общественные отношения, возникающие в связи с зашитой семьи, удовлетворением имущественных благ и интересов.

Во втором параграфе «Государственное регулирование социальной защиты молодых семей в Российской Федерации»рассматривается комплекс государственных органов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, деятельность которых направлена на охрану и защиту прав и интересов молодой семьи.

Автор замечает, что реализация задач и функций государства происходит посредством деятельности его механизма, через входящие в него государственные органы, обладающие определённой компетенцией в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Отмечается, что в Российской Федерации установлена система государственной социальной защиты граждан, семей, то есть защита конституционных социальных прав, включающая в себя перечень государственных органов, обладающих определённой компетенцией. Государство стремится к защите семьи посредством деятельности различных государственных органов и учреждений, реализующих экономические и социальные планы, включающие в себя мероприятия, направленные на улучшение правового статуса молодых семей, работающих матерей, одиноких родителей, воспитывающих детей, и т. д.

Рассмотрен структурно-функциональный механизм современного Российского государства, включающий в себя государственные органы и их системные образования. Определено их закрепление в Конституции Российской Федерации в плане структурного и функционального подходов.

Представлено видение автора структуры права на социальную защиту молодой семьи в Российской Федерации согласно нормам Конституции Российской Федерации.

Диссертант формулирует вывод, согласно которому особенности социальной защиты молодых семьей в Российской Федерации непосредственно связаны с субъектами, осуществляющими эту деятельность, и с их социальным предназначением. Деятельность социально-управленческих структур, занимающихся данными вопросами, может протекать в самых разно-

образных формах и регулироваться различными актами. Отмечается, что государство, функционируя через свой механизм, через входящие в него государственные органы, обладающие определённой компетенцией в сфере социальной защиты, регулирует социальную защиту семьи, в том числе и молодой семьи. Законодательные органы формируют нормативную базу для защиты семьи, принимают решения о финансировании из соответствующих бюджетов специальных социальных программ.

По мнению диссертанта, наличие развитых государственных структур в системе социальной защиты для такой категории, как молодые семьи, является определяющим в реализации социальных функций государства.

В третьем параграфе «Социальная защита молодых семей в Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов): региональный опыт»оцениваются результаты (как положительные, так и нередко отрицательные) реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) в субъектах Российской Федерации. Автор описывает существующие проблемы в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации через призму реализации государственных программ, при этом делается акцент на региональный опыт в данной сфере.

Отмечается, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации приняты либо находятся на стадии принятия региональные целевые программы, направленные непосредственно на повышение качества жизни молодых семей и улучшение демографической ситуации в целом по стране. Во всех субъектах Российской Федерации действуют специальные законы о молодёжной политике, определяющие цели, задачи, приоритетные направления государственной молодёжной политики, предусматривающие государственную поддержку и защиту молодых семей. Практически все региональные программы социально-экономического характера направлены на решение демографических проблем, проблем в сфере здравоохранения и жилищной сфере. На решение этих задач сегодня ориентирована государственная политика и законодательство субъектов Российской Федерации. Для улучшения социально-экономических возможностей такой категории, как «молодая семья», направлено действие приоритетных национальных проектов.

Диссертант делает выводы о положительных в целом результатах реализации государственных программ. Отмечается, что на сегодняшний день по Приволжскому федеральному округу наилучшие показатели у Республики Башкортостан, Оренбургской и Самарской областей. Высокая результативность и положительная динамика прослеживаются также в Кировской и Саратовской областях. По мнению автора, достигнутые показатели за время реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) - это свидетельство правильно выбранного направления. И меры, необходимые для улучшения жизни молодых семей, которые принимаются в последние годы руководством страны, руководителями регионов, общественными организациями, дают положительные результаты.

Четвёртый параграф «Актуальные проблемы и пути совершенствования законодательства в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации»посвящен выявлению основных проблем в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации и путей совершенствования законодательства в данной сфере.

Диссертант отмечает, что из всех категорий семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья и ей сегодня, как никогда, требуется защита со стороны государства, причем не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. По мнению автора, у молодых семей существует множество проблем. Актуальными на сегодняшний день являются проблемы материальной и жилищной обеспеченности; проблема трудоустройства молодого специалиста; низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере; платные медицинские услуги; духовно-психологическая неподготовленность молодёжи к семейной жизни и др. Все эти проблемы предполагают принятие ряда мер, которые закрепили бы все гарантируемые государством меры по социальной поддержке семьи и способствовали кодификации правовых норм, направленных на реализацию государственной семейной политики.

Диссертант считает, что политика государства в отношении социальной защиты молодой семьи пока сводится, как правило, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, а также нормативному регулированию семейно-брачных отношений. Ре-

шения, принимаемые на государственном уровне, по большей части адресованы не молодой семье как институту, а отдельным её членам. Отмечаются факты противоречивости и нарушения координации реализации государственной семейной политики как на федеральном, так и региональном уровне. Без устранения недостатков законодательства на федеральном уровне невозможно совершенствование качества региональных нормативных актов. Соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству является важнейшей гарантией единства правового пространства нашего государства и оптимизации законодательного регулирования в сфере совместного ведения. При условии соответствия самого федерального законодательства Конституции Российской Федерации и положениям ряда федеральных законов, определяющим основные моменты федерального законодательного регулирования в сфере совместного ведения, отсутствия на федеральном уровне внутренних противоречий в правовых актах, гарантия будет действенной.

Диссертант обосновывает собственную позицию: законодательство в сфере социальной защиты молодых семей в целом соответствует общепризнанным нормам и стандартам международного права, однако в ряде вопросов необходимы его совершенствование, дальнейшая разработка и систематизация. По его мнению, одной из самых главных задач проводимых в России демократических преобразований должно стать создание устойчивой, чётко работающей и эффективной правовой системы, в центре которой должна быть молодая семья. И поскольку политика государства облекается в форму нормативных правовых актов, то в первую очередь необходимо усовершенствовать законодательство на самом высоком уровне - конституционном. В связи с этим автор диссертационного исследования предлагает и обосновывает проект концепции закона «Об основах социальной защиты молодых семей в Российской Федерации».

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются основные выводы.

В приложениипредставлена концепция федерального закона «Об основах социальной защиты молодых семей в Российской Федерации».

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Лазарева Е.В. Конституционные основы социально-правовой защиты и поддержки молодых семей в решении жилищных проблем // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. № 6 (58). С. 33 - 36 (0,31 п.л.).

2. Лазарева Е.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации: анализ путей реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», 2008. № 3 (16). С. 115 - 119 (0,36 п.л.).

3. Лазарева Е.В. Конституционно-правовые гарантии социальной защиты молодых семей в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. № 5 (69). С. 55 - 57 (0,3 п.л.).

Статьи, опубликованные в иных изданиях:

4. Лазарева Е.В. (в соавт. Головченко Е.В.) Некоторые аспекты социальной политики, закреплённые в Конституции Российской Федерации // Вторые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 9 - 10 ноября 2006 года): сборник статей: в 8 кн. Кн. 2: Проблемы конституционного и международного права / отв. ред. В.А. Виноградов. М.: ГОУ ВПО РИА Минюста России, 2007. С. 191 - 193 (0,18 п.л.), соавторство не разделено.

5. Лазарева Е.В. (в соавт. Саенко Л.В.) Роль Президента Российской Федерации в обеспечении осуществления национальных приоритетных

проектов // Конституционные чтения: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», 2007. Вып. 8. С. 139 - 141 (0,14 п.л.), соавторство не разделено.

6. Лазарева Е.В. Особенности национального проекта «Здоровье»: конституционный аспект // Актуальные проблемы правоведения. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2007. № 3 (18). С. 88 - 89. (0,3 п.л.).

7. Лазарева Е.В. Ипотечное кредитование в Российской Федерации как одна из форм поддержки молодых семей: конституционный аспект // Актуальные проблемы юридической науки: сборник научных трудов. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2008. Вып. 3. С. 186 - 193 (0,34 п.л.).

8. Лазарева Е.В. (в соавт. Саенко Л.В.) Конституционные принципы социальной защиты в Российской Федерации // Конституционные чтения: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», 2008. Вып. 9. С. 144 - 147 (0,18 п.л.), соавторство не разделено.

9. Лазарева Е.В. К вопросу об определении «молодой семьи» - как конституционно-правовой категории // Российской общество: цивилизационные горизонты трансформации: международная научно-практическая конференция (Саратов, 7 декабря 2007 г.). Ч. 1. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2008. Вып. 5. С. 288 - 294 (0,4 п.л.).

10. Лазарева Е.В. Конституционно-правовое положение молодой семьи в России // Российской общество: цивилизационные горизонты трансформации, международная научно-практическая конференция (Саратов, 7 декабря 2007 г.). Ч. 2. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2008. Вып. 5. С. 103 - 107 (0,3 п.л.).

11. Лазарева Е.В. Конституционные основы сферы дошкольного образования // Проблемы и перспективы развития современных правовых систем: сборник статей и тезисов IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и соискателей (апрель, 2008 г.). М.: Издательская группа «Юрист», 2008. С. 208 - 210 (0,14 п.л.).

12. Лазарева Е.В. Международная правовая помощь молодой семье: актуальные вопросы усыновления (удочерения) // Международная правовая помощь: тенденции и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Саратов, 24 апреля 2008 г.). Саратов: РПА Минюста России, 2008. С. 109 - 114 (0,3 п.л.).

13. Лазарева Е.В. Ипотека как один из способов социальной защиты молодых семей: конституционный аспект // Четвёртые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 3 - 4 декабря 2008 года): сборник статей: в 7 кн. Кн. 2: Проблемы конституционного и международного права / отв. ред. В.А. Виноградов. М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2009. С. 91 - 94 (0,3 п.л.).

14. Лазарева Е.В. Совершенствование механизма социальной защиты молодых семей в Российской Федерации: конституционный аспект // Наука 21 век: культурно-просветительное научное информационное издание. - Саратов: Изд-во РАТА, 2009. № 2. С. 55 - 57 (0,3 п.л.).


[1] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. //Российская газета. 2009. 13 нояб.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.