В.В. Лебединский М.К. Бардышевская
Аффективное развитие ребенка в норме и патологии КАРТА ОЦЕНКИ Первые три года жизни — критический период для развития эмоциональной сферы. Он может быть условно подразделен на подготовительные, накопительные и интегративные стадии, на которых манифестируют новые образования. Интегративными для эмоционального, развития можно считать периоды: 3 месяца, б месяцев, 9 месяцев, 15—18 месяцев, 24 месяца, 36 месяцев {Spitz, Gesell). Для оценки развития ребенка важно учитывать как последовательность (А), так и время {В} появления новообразований. I. новообразования. ВАЖНЫЕ для ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ А) Общая последовательность появления новообразований Новообразования, являющиеся критическими для эмоционального развития ребенка, в норме появляются в следующем порядке. 1) Поведение привязанности, формирующееся в несколько этапов: а) улыбка и оживление при виде человеческого лица, специфическая реакция на «живое» (Spitz; Никитина, 1985), способность успокаиваться в условиях близкого контакта с матерью. Речь идет о дифференциации уровня базальной аффективной коммуникации, который начинает доминировать над уровнем оценки интенсивности воздействия; б) построение цельного образа матери через мультимодальное общение с ней (координацию тактильного, глазного; голосового и других видов контакта с ней): 5—6 месяцев. Это результат смычки уровня базальной аффективной коммуникации и уровня аффективных стереотипов. в) страж чужих и протест против разлуки с матерью: от 5— б месяцев до 18 месяцев. Продолжается формирование смычки второго и четвертого уровней; г) использование матери как безопасной базы для самостоятельного исследовательского и игрового поведения, от 9 месяце» до 24 месяцев. Усиление уровня аффективных стереотипов в смычке четвертого и второго уровней. 2) Коммуникативное поведение (дальнейшая дифференциация уровня аффективной коммуникации). Оно основывается на правильной координации различных видов невербального контакта и предполагает ясность и своевременность эмоциональных сигналов ребенка и его ответов на коммуникативные сигналы другого человека (первые 3—4 месяца жизни), стремление к разделению общего фокуса внимания с другим человеком. Развитие коммуникативного поведения начинается в рамках поведения привязанности и затем распространяется на сферу общения со сверстниками. Смычка уровня базальной аффективной коммуникации с уровнем аффективных стереотипов постепенно ослабляется (особенно после № месяцев, когда страхи разлуки с матерью начинают уменьшаться), а смычка четвертого уровня с уровнем аффективной экспансии увеличивается. Увеличивается чувствительность к стимуляции, специфической для первого уровня: на первом году жизни сенсорный поток, направленный на младенца, регулировался и ограничивался матерью (мать выбирала уровень освещенности в комнате, температуру воды для питья, купания, материал для пеленок, одеял, звуковое оформление, количество и вкус еды и т. д.); со второго года жизни ребенок начинает исследовать собственные ощущения а больше доверять им. Формируется смычка первого и третьего уровней: сигналы, получаемые от внешнего сенсорного поля (приятные, на ощупь, движущиеся, звучащие, яркие объекты), начинают конкурировать с сигналами, которые ребенок получает от матери (заигравшийся ребенок может «не услышать» окрик матери). Период от 9 до 24 месяцев и, в несколько меньшей степени, период от 24 до 36 месяцев знаменуется значительным скачком в количестве новых паттернов кооперативного и агрессивного взаимодействия. Количественный скачок сопровождаемся улучшением качества коммуникации: моменты непонимания намерения и смысла действий другого становятся редкими. В качестве примера интенсивного развития паттернов кооперативного поведения в этот период рассмотрим развитие паттерна отдавания предмета. Так, в возрасте 9—12 месяцев ребенок пытается отдать предмет, находясь в позиции боком или даже сзади того человека, к которому он обращается, причем ребенок скорее демонстрирует свое намерение отдать предмет, чем действительно его отдает (ребенок не разжимает протянутую руку и не отпускает предмет). В возрасте 32—15 месяцев вырабатывается правильная ориентация «лицом к лицу» по отношению к получателю, и действие отдавания правильно завершается. В возрасте 15—24 месяцев появляются разнообразные формы отдавания: обмен предметами, возвращение брошенных или отнятых предметов их первоначальному владельцу. На третьем году жизни моторный состав паттерна отдавания несколько упрощается (за счет уменьшения вокализации и жестов), однако его совершенствование продолжается за счет улучшение декодирования этого паттерна другими детьми: отказы от предлагаемых предметов становятся очень редкими. Заметим, что от первых неуклюжих и незавершенных попыток отдать предмет до появления форм сложного обмена предметами проходит всего полгода. Что касается развития агрессивного поведения, то на том же возрастном этапе от 15 до 24 месяцев проявления захвата и физической агрессии достигают своего максимума (36, 5%) по отношению к другим видам поведения (там же). Моторный состав агрессивного поведения стремительно увеличивается за счет добавления к наиболее элементарным укусам, щипкам, тасканию за волосы, царапанию паттернов с участием всего тела агрессора, свидетельствующих о стремлении к доминированию (залезть верхом, навалиться на других детей, создав «кучу малу», и др.). В период от 9 до 36 месяцев у ребенка без длительной предварительной подготовки в нескольких быстро сменяющих друг друга этапов-прыжков появляются самые разнообразные паттерны коммуникации; некоторые из них в течение третьего года: жизни оформляются в достаточно устойчивый профиль коммуникации, кристаллизация которого в общих чертах – заканчивается в возрасте 3—4 лет. 3) Образ Я, формирование которого начинается с простраивания представления о границах своего тела. Происходит смычка третьего и второго уровней. Первоначально образ Я строится через опыт нахождения на руках у матери, выработку определенной позы, затем через игру с ручками, ножками в возрасте около 6 месяцев, затем через опыт локомоторной активности. На втором году жизни важными способами утверждения своего Я являются появление представления о ценности своих вещей и развитие защитного поведения в коммуникациях с другими детьми (агрессивные и кооперативные взаимодействия). 4) Символическое представление своих желаний, потребностей, чувств, значительно повышающее устойчивость ребенка к болезненным переживаниям (страх, тревога, гнев, обида, ревность, зависть). Происходит обобщение и дифференциация эмоционального опыта, полученного на всех предыдущих уровнях. Так как в норме развитие системы эмоциональной регуляции идет путем дифференциации целого23, то* чем младше ребенок, тем более генерализованный характер имеют проявления его эмоциональной недостаточности. Первоначально слитые воедино, уровни начинают дифференцироваться в первые месяцы жизни ребенка, когда в процессе близкого взаимодействия с матерью развиваются, в тесном переплетении друг с другом, механизмы второго и четвертого уровней. Состояние нормальной сенэитивности младенца (т. е. отсутствие явлений гипер-, гипо-и искаженной сенэитивности) по отношению к любым внешним и внутренним воздействиям и интерес к окружению (аппетит к жизни), соответствующие первому и третьему уровням эмоциональной регуляции, являются показателями успешности этого этапа эмоционального развития. При тяжелой эмоциональной недостаточности на первом году жизни нарушения четвертого и второго уровней эмоциональной регуляции выражено сильнее всего: страдают образования, подготавливающие развитие поведения привязанности, не вырабатываются стереотипы взаимодействия, задерживается развитие тактильного, глазного, голосового контактов со взрослым. Дефицит аффективной коммуникации может быть выражен настолько сильно, что маскирует недостаточное или искаженное развитие других уровней, признаки которого можно выявить в ходе микроэкспериментов и из беседы с матерью. Например, недостаточность аффективной экспансии проявляется в отсутствии интереса к игрушке, гиперсензитивность к средовым воздействиям (недостаточность первого уровня) — в тихом бодрствовании в ночное время, вялости, пассивности днем, а недостаточность зарождающегося символического уровня регуляции эмоций — в отсутствии переходного объекта. На втором году жизни тяжелая эмоциональная недостаточность может проявляться в искажении уровня аффективной экспансии — гиперактивности, гиперагрессии при полной непереносимости незначительных барьеров (первая воловина второго года), гипертрофированной тенденции к ритуализации, стереотипизации активности (вторая половина второго года жизни). Это выражается в стереотипной игре (часами раскладывает предметы в ряд или по кругу, вызывает один и тот же сенсорный эффект, используя различные предметы), в стереотипной моторной активности (кружится вокруг себя, раскачивается, бьется головой, не терпит отклонений от привычного маршрута прогулок и т. д.). Начиная с третьего года жизни бросается в глаза либо отсутствие попыток ребенка выразить, дифференцировать, обобщить свой эмоциональный опыт, пользуясь символическими средствами (через игру, рисунок, речь), либо чрезмерная вычурность образов, насыщенность их разрушительным аффектом, отражающая искаженный эмоциональный опыт такого ребенка и препятствующая коммуникации этого опыта. В целом для второго и четвертого уровней в большей степени характерны фиксации отдельных паттернов, а для третьего уровня — регресс или отсутствие инволюции более ранних форм (например, наряду с использованием местоимения я ребенок продолжает называть себя во втором лице). Неблагополучие первого уровня может манифестировать оживлением протопатической чувствительности, явлениями гипер- и гиносензитивности. В уровне символических регуляций возможны разнообразные нарушения: фиксации, регрессы (например, от образа целостного объекта к его фрагменту). Б) Время появления новообразований, важных для эмоционального развития Ниже перечислены наиболее существенные типы смычек между отдельными уровнями эмоциональной регуляции, характерные для первых трех лет жизни ребенка. В действительности смычек больше, и эта схема может быть дополнена. Период от 0 до 3 месяцев Созревание уровня оценки интенсивности воздействия и его координация с уровнем аффективной коммуникации. Способность модулировать свои физиологические состояния, установка цикла «сон — бодрствование», способность к плавному переходу от возбужденного состояния к спокойному (заторможенному). Внимание к лицу — оживление на лицо человека (Никитина, 1985). Эти показатели важны, поскольку определяют, насколько ребенок предсказуем, насколько легко для матери будет выработать стереотипные формы взаимодействия с ним. Координация уровня аффективной коммуникации с уровнем аффективных стереотипов. В норме в первые два-три месяца жизни младенец устанавливает определенные предпочитаемые способы контакта с матерью (поза при тактильном контакте — в первые 6—8 недель, ритм глазного контакта — в 8—14 недель, голосовой контакт — в 3 месяца). Период от 3 до 6 месяцев Координация уровня аффективной коммуникации с уровнем аффективной экспансии. Появляется некоторая, хотя и минимальная, устойчивость к фрустрации, способность выдерживать умеренный стресс. Способность успокаивать себя, самоуспокаивающая активность (аутостимуляция появляется в норме как средство успокаивания себя (self-comforting activity), способность ждать помощи от матери. Быстрое развитие эмоционально-выразительной экспрессии, явное удовольствие от общения с матерью, активность в таком взаимодействии. Координация уровня базальной аффективной коммуникации с уровнем аффективных стереотипов. 6 мес. — признаки быстрого формирования привязанности; дифференциация взрослых по признаку «свой — чужой»: боится чужих, исследует черты взрослого, активно играет со взрослым в «ку-ку» (6—10 мес); Дифференциация уровня аффективной экспансии: складывается рудиментарный образ физического Я: ребенок исследует свои ручки, играет с ножками, проявляет интерес к своему отражению в зеркале. Дальнейшая дифференциация уровня аффективной коммуникации. Отличает механическое движение от живого (в эксперименте) . Интеграция уровня базальной аффективной коммуникации и аффективных стереотипов: целостный (мультимодальный) образ матери. Дальнейшая дифференциация уровня аффективной экспансии. Дальнейшее развитие устойчивости к фрустрации: ребенок проявляет устойчивый интерес к игрушке, который выражается в его стремлении взять привлекательную игрушку, даже если она упала. Первые зачатки уровня символической регуляции. Появляется лепет, который Winnicolt рассматривал как первый переходный объект. Период от 6 до 12 месяцев Усиление уровня аффективных стереотипов в рамках смычки между уровнем базальной аффективной коммуникации и уровнем аффективных стереотипов. Значительное усиление страха чужих. Координация уровня базальной аффективной коммуникации с уровнем аффективной экспансии с постепенным усилением последнего в рамках этой связи. Использование матери как базы для исследования неживой и социальной среды. Интерес к новым предметам (ослабление страха новизны). Дальнейшее развитие уровня базальной аффективной коммуникации: смычка с уровнем символической регуляции. Жестовая коммуникация. Развитие уровня символической регуляции. Более активное использование переходного объекта как ступень в процессе психологического отделения от матери. Период от 12 до 18 месяцев Развитие уровня аффективной коммуникации. В рамках поведения привязанности: расширение репертуара поведения по отношению к матери в свободной от стресса ситуации (целует и обнимает мать). В рамках коммуникации с более широким кругом людей (близких, других детей): диалогические игры — в мяч, например. Делится, показывает, просит, используя отдельные слова и жесты. Выражает свое согласие (знак «да» в 12—16 месяцев, чуть позже выражает его раскачиванием головы из стороны в сторону) и свое несогласие (знак «нет» в 14—18 месяцев). Смычка уровней базальной аффективной коммуникации, аффективной экспансии и аффективных стереотипов. Ориентация оказываются неустойчивыми, быстро регрессируют, уровень функционирует изолированно, отчего формы поведения, ему соответствующие, фиксируются и стереотипизируются. Распределение патологической симптоматики по уровням зависит от возраста ребенка. II. РЕПЕРТУАР АФФЕКТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА УСЛОВИЯ АФФЕКТИВНОЙ НАГРУЗКИ (вызывающей болезненные или непереносимые, сверхсильные, эмоции) Оценка способов аффективного реагирования должна включать ответы на следующие вопросы. Каков репертуар возможных типов реагирования в зависимости от специфики нагрузки? Являются ли типы аффективного реагирования, используемые ребенком, дезадаптивными (т. е. объективно ухудшают качество его адаптации к среде/? Какие воздействия являются наиболее травмирующими, а какие — закаляют и развивают систему эмоциональной регуляции ребенка (это важно для психотерапевтической работы)? Возможно ли, манипулируя внешними условиями, контролировать и предотвращать регресс типа аффективного реагирования ребенка? У одного и того же ребенка, как правило, имеется целый спектр различных типов реагирования на слитком интенсивные и болезненные воздействия. Выбор того или иного типа реагирования определяется, с одной стороны, природой барьера и, с другой стороны, зрелостью системы эмоциональной регуляции ребенка. Имеет значение и то обстоятельство, закален ли ребенок в отношении травмирующих воздействий определенного вида, есть ли у него опыт успешной саморегуляции в сходных условиях. Разберем пример, демонстрирующий мозаичный характер нарушений у девочки шести с половиной лет, стационированной с диагнозом «ранний детский аутизм». Девочка реагирует избеганием и аутостимуляцией (бегом, прыжками) на присутствие другого ребенка, особенно если она вынуждена находиться в группе из нескольких детей. На приближение незнакомого взрослого или матери (женщины яркой, доминантной, с истерическими чертами характера) на расстояние, равное величине ее личного пространства, девочка реагирует избеганием глазного контакта, защитной позой спиной или боком ко взрослому, регрессом на уровень автономной речи (произносит предложения с гранильной интонацией, но на непонятном языке). Разлуку с папой; к которому девочка привязана, она пытается преодолеть символическим гг. используя фигурки животных (путешествует вместе с лапой. <издает несколько заменителей папы в игре). Если взрослый пытается переодеть эту девочку, она дает реакцию по типу двигательной бури: громко кричит, топает ногами, валится на пол. 8 то же время девочка использует целенаправленную агрессию, если взрослый вмешивается в ее стереотипную игру. Аффективные образы из просмотренных ею мультфильмов, слышанных фраз девочка подбирает для выражения своего состояния правильно, но стереотипно. В этом примере ярко проявляется неоднородность недостаточности второго уровня. В целом девочка плохо переносит ломку стереотипов, однако она способна активно противостоять нежелательному воздействию на этом уровне. Интересно, что более зрелая реакция (целенаправленная агрессия) отмечается в том случае, если взрослый пытается изменить более сложный, игровой, стереотип (барьер, специфичный для смычки второго и третьего уровней), по сравнению с попыткой изменить привычный сенсорный фон — ощущения от одежды (реакция — генерализованная двигательная буря). Барьеры, специфичные для третьего уровня (барьеры, связанные с пространством, новые игрушки, задания, требующие настойчивости и получения определенного результата), скорее стимулируют активность девочки, чем тормозят ее, за исключением социальных барьеров. Так, некоторые воздействия, адресованные четвертому уровню, если они одновременно обращены к третьему уровню (нахождение в группе детей, в которой девочка занимает наиболее низкий ранг), являются в наибольшей степени непереносимыми для девочки, поскольку она реагирует на них поведением, обеспечивающим наиболее мощную, «глухую» защиту (аутизациеи, аутостимуляцией1 и регрессом речи). Девочка испытывает явные трудности, не умея приспособиться к коллективу детей, так как. не может овладеть паттернами коммуникации, принятыми в данной группе, не может занять определенное место в группе, довольствуясь положением «изолянта». Таким образом, в условиях барьера, специфичного для третьего и четвертого уровней одновременно, отмечается наиболее сильный регресс в поведения девочки. В любой ситуации взаимодействия со взрослым, как только появляется дополнительная нагрузка на третий уровень, общение нарушается (например, если взрослый вторгается в значительно увеличенное по сравнению с нормой личное пространство ребенка или на эмоциональные сигналы матери во время исследования окружающего (social referencing). Максимальный страх разлуки с матерью. Смычка уровней базальной аффективной коммуникации и символической регуляции. Появляется автономная речь — с преобладанием аффективно окрашенных обобщений, понятная только ограниченному кругу близких людей. Сильное чувство аффективной составляющей в речи (в норме в ходе дальнейшего развития эта способность подавляется интеллектом — ориентацией при восприятии на содержательные моменты)24. Ребенок экспериментирует с интонированием и ритмом речевого высказывания (чистые интонации, слова непонятны, но образуют структуру предложения). Дифференциация уровня аффективной экспансии. Развитие образа Я: узнает себя в зеркале. Показывает части тела на себе. Выражает симпатии и антипатии к определенным людям. Предпочитает определенные игрушки. Период от 18 до 24 месяцев Быстрая дифференциация уровня аффективной экспансии. Временное ослабление контроля со стороны уровня базальной аффективной коммуникации. Быстрое развитие агрессивного поведения. Сильный эгоцентризм, ревность. Протестует против запретов матери. Уменьшение страхов, связанных с пространством, ограничивающих активность. Дифференциация уровня аффективных стереотипов. Смычка его с уровнем аффективной экспансии, на который он оказывает контролирующее воздействие (важное при условии ослабления контролирующего влияния уровня базальной аффективной коммуникации). Эпоха стереотипии: в речи —- эхолалии, в моторике— кружится, танцует под музыку, любит рутинные события дня и ожидает их, «ритуалистичен», сопротивляется изменениям. Смычка уровня базальной аффективной коммуникации (с другими детьми) и уровня аффективной экспансии: показ игрушки, обмен игрушками с другим ребенком, возвращение игрушки ее владельцу. Развитие символической регуляции. Стремление все увиденное обозначить (гностическая функция речи) и назвать «для взрослого» в диалоге с ним («Что это?» — «Это — ...»). Символическое представление чувств, желаний в игре. Понимает юмор, старается повторить действие, вызывавшее смех взрослых. Период от 24 до 36 месяцев Прогрессирующая дифференциация уровня аффективной экспансии. Быстрое развитие различных аспектов образа Я: использует местоимения- «я», «мой», ценит и защищает свою собственность, знает о половых различиях и половой принадлежности — себя и других людей, узнает себя на фотографиях и сопротивляется помощи. Негативизм — экспериментирует с границами дозволенного. Говорит требовательным, громким голосом, склонен быть маленьким «диктатором». Крайне неустойчив к фрустрациям, дает вспышки ярости по незначительному поводу. Дальнейшая дифференциация уровня базальной аффективной коммуникации, смычка этого уровня с уровнями аффективной экспансии и символической регуляции: активно пытается утешить близких, если им плохо (в отличие от простого заражения материнской тревогой). Начинает слушаться (сознательно принимает социальные барьеры). В игре с другими детьми чаще использует вербальную агрессию и квазиагрессивные (т. е. имитирующие агрессию, но без болевого эффекта) действия, а также символические действия (например, дает и получает что-то понарошку). 42 месяца (возможно раньше) Дальнейшая дифференциация уровня символической регуляции. В символической игре выражает темы разлуки и потери. Патологическими симптомами являются отсутствие или неустойчивость перечисленных здесь ключевых «подготовительных» паттернов и новообразований (например, у ребенка отсутствовали улыбка и лепет на протяжении всего первого года жизни) либо выпячивание, изолированное развитие, фиксация каких-то отдельных паттернов или новообразований (например, ребенок овладевает жестом несогласия «нет», но не использует жест «да»). Для прогноза дальнейшего развития необходимо обратить внимание на накопление патологических симптомов по возрастам (отсутствуют более ранние или более поздние новообразования), на то, с какого возраста стали накапливаться патологические симптомы, какой уровень аффективной регуляции страдает сильнее. Для ответа на эти вопросы следует помнить, что новообразования, возникающие на стыке ослабленного уровня с другими, активность как неспособность выбрать какой-то предмет или игрушку и заняться игрой с этим предметом у детей второго года жизни и старше является следствием неспособности ориентироваться на эмоциональную оценку матери при определении аффективной валентности предметов. В целом менее зрелые типы аффективного реагирования обрывают или значительно сворачивают контакт ребенка с реальностью, т. е. ограничивают или искажают работу перцептивной, когнитивной и других систем. Некоторые из них не способны предотвратить наступление истощения (например, многочасовой плач до состояния дезинтеграции, после которого ребенок засыпает). Другие, например истериоформные, реакции (реакции «мнимой смерти» и двигательной бури) есть следствие растормаживания примитивных автоматических механизмов с сильным регрессом Я, но без истощения, что позволяет ребенку многократно применять одну и ту же реакцию и выгодно избегать столкновения с неприятной, травмирующей ситуацией. Истерические формы реагирования на аффективные трудности в раннем детстве чрезвычайно распространены (А. Фрейд, 1993; Симеон, 1929). С этологической точки зрения эти формы можно считать своеобразным сигналом SOS, демонстрацией беспомощности для стимуляции родительской заботы. Аутизация с ее мнимой глухотой, слепотой и сопутствующими (и, вероятно, генетически близкими) истериоформными реакциями на любое препятствие по мощности защиты перекрывает все другие способы защитного реагирования. В чистом аутистическом состоянии ребенок полностью выпадает из контакта с реальностью, создавая себе эрзац-реальность из чистых сенсорных ощущений и их причудливых сочетаний (аутостимуляция). Нечувствительность к боли распространяется не только на психические травмирующие влияния, но и на физическую боль. Психогенная аутизация — это вторичное защитное образование, возникающее после некоторого критического- периода, в течение которого не регулируемые из-за недостаточной привязанности страхи и тревога стремительно нарастали до полного истощения аффективной системы (пресыщения). По крайней мере эксперименты с имитацией депрессивного состояния у матерей (Field, Баженова) показывают, что устойчивое избегание контакта с неотзывчивыми матерями у младенцев возникает только после периоде сильного беспокойства и попыток привлечь мать криками. в целом можно предположить, что более примитивные способы аффективного реагирования используются, во-первых, в том случае, если специфическая травмирующая нагрузка носит хронический характер и возможности саморегуляции исчерпаны (например, сильные истерические реакции, наблюдаемые ври потере внимания взрослого, у эмоционально депонированных детей начиная с первого года жизни и на протяжения всего периода детства). Во-вторых, если воздействие оказывается шоковым (сверхинтенсивным). Б) Более зрелые типы аффективного реагирования Агрессия — довольно прогрессивный способ защиты по сравнению со страхами, поскольку это стеничная форма реагирования, основанная на усилении активности, а не на ее сворачивании. В ходе развития детей с тяжелой степенью эмоциональной недостаточности переход от реагирования страхами к агрессии является признаком активизировавшегося третьего уровня эмоциональной регуляции (аффективной экспансии). В онтогенезе критическим периодом для возникновения агрессивных форм поведения является второй год жизни, особенно его вторая половина. Смещенное агрессивное поведение — важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях. А. Фрейд (1993) описывает смещенную агрессию мальчика, который после посещения зубного врача, причинившей ему боль, резал и ломал различные предметы (каучук, карандаши, бечевку) в ее кабинете. В условиях сильной эмоциональной депривации агрессия может полностью подавляться сильными страхами и расторможенной тревогой. Как показали известные опыты по исследованию эффектов депривации на детенышах обезьян, детеныши, находившиеся в изоляции с рождения в течение определенного срока (6 месяцев), выпущенные в стадо к сородичам, проявляли дезадаптивную агрессию (направленную на младенцев или на взрослых самцов) или, при *еще более длительной изоляции (12 месяцев), вообще оказывались неспособными реагировать агрессией, будучи парализованными страхом (Харлоу и др., 19/75). Учитывая, что скорость развития детенышей обезьян превышает в 3—4 раза скорость развития человеческого ребенка, можно предполагать, что пропущенный сензитивный период для развития агрессивного поведения приведет к изоляции такого ребенка в возрасте 3—4 лет в группе детей. Это происходит потому, что агрессивные взаимодействия выполняют важную функцию установления статусных отношений в группе (Лоренц, 1997). Подобные нарушения мы наблюдаем у детей с РДА органического генёза. демонстрирует свое превосходство в той или иной области), наблюдается избегание глазного контакта, защитная поза спиной или боком. Однако другие воздействия, адресованные тому же четвертому уровню (разлука с папой) без дополнительной нагрузки на третий уровень, не являются разрушительными для нее. Так, девочка пытается справиться с тоской по папе, не отрицая ее, а делая тревожащее ее событие сюжетом для своей игры (включение пятого уровня). Проявление способности к символической переработке неприятного эмоционального опыта в этой ситуации облегчено тем, что папа; обладая рядом аутичных черт, использует ограниченные, но понятные дочери коммуникативные сигналы, не стремится контролировать поведение дочери и не затрагивает ее болезненные точки в процессе взаимодействия с ней. Слабость пятого уровня выступает сильнее, когда девочку просят объяснить, почему любимый герой, от лица которого разворачивается игра, поступает так или иначе, что он чувствует (хорошо ему или плохо). Таким образом, у девочки страдают все уровни эмоциональной регуляции, но страдают неодинаково. В рамках одного и того же уровня есть более сохранные и более дезадаптивные формы аффективного реагирования на трудности. Эту мозаичность следует учитывать при коррекции, последовательно расширяя зону нормального реагирования. В приведенном примере компенсация идет главным образом за счет связки четвертого и пятого уровней, которые являются более сохранными, чем базальные уровни. Прогноз в данном случае благоприятный. Формы аффективного реагирования на условия аффективной нагрузки могут быть разделены по следующим основаниям: 1) в зависимости от степени онтогенетической зрелости: более ранние и более зрелые формы; 2) в зависимости от активности: активные (обеспечивающие приток нового опыта) и защитные (отгораживающие ребенка от получения нового опыта; могут выражаться как в избыточной двигательной активности, так и в вялости, пассивности, обездвиженности). 1) Разделение типов аффективного реагирования по линии онтогенетической зрелости А) Наиболее ранние формы аффективного реагирования По-видимому, фобические реакции являются наиболее ранним защитным образованием (М. Klein, 1998). По мере развития ребенка содержание страхов меняется, однако рецидивы некоторых ранних страхов (ночные страхи —pavor noetur-nus, страх разлуки с близкими, страх одиночества, темноты) могут возникать в течение всей жизни. Реакция страха часто включает усиление воспринимаемой угрозы, боли, аггравацию (преувеличение) вреда, который несет в себе травматическое воздействие, и, следовательно, возрастающее чувство беспомощности у ребенка. Можно предположить, что адаптивный смысл такого избыточного реагирования состоит в стимуляции развития привязанности к матери (Bowlby). Известно, что длительное изживание страхов, которое проявляется в многократном проигрывании первоначальной травмирующей ситуации, отмечается у тех детей, чей страх не только не был вовремя купирован матерью, но, напротив, использовался домашними в воспитательных целях (связывался с наказанием за непослушание (3. Фрейд, 1999). В патологии возможны следующие варианты «запущенных» страхов. Во-первых, любое, даже незначительное, препятствие может восприниматься ребенком как катастрофа и вызывать паническую реакцию. Интенсивность любых неприятных ощущений (голод, усталость, дискомфорт, ограничение свободы движения) переоценивается. Источники этих неприятных ощущений воспринимаются однозначно как угрожающие, разрушающие. Такой страх парализует активность ребенка, вызывая у него "состояние дезинтеграции. Во-вторых, в патологии может увеличиваться количество стимулов, вызывающих страх, которые связаны с первоначальным источником страха по ассоциации (иррадиация страха — например, страх кошки переносится на страх всего пушистого, см.: Симеон, 1958). В-третьих, возможна фиксация страха, когда его изживание принимает навязчивый, изнуряющий для ребенка и его окружения характер. Контакт с реальностью может нарушаться, если страхи носят генерализованный характер (страх «живого»); если они связаны с несформированностью ключевых новообразований (разделение «живое — неживое», например); если они питаются эндогенной тревогой, диффузным чувством угрозы. Гиперактивность в раннем возрасте связана с хроническим перевозбуждением, которое, в свою очередь, часто является показателем сильной тревоги. Этологический смысл гиперактивности в раннем возрасте — поиск утраченного или несформированного вовремя объекта привязанности. Как правило, гипер У некоторых детей с тяжелой эмоциональной недостаточностью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Помимо полного отсутствия защитной агрессии мы можем наблюдать другую форму нарушения агрессивного поведения — если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовью к тому человеку, на которого направлена агрессия). Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого. в норме такое соотношение может отмечаться у детей второго года жизни, когда уровень аффективной экспансии временно вырывается из-под контроля уровня аффективной коммуникации. В патологии это характерно для детей с выраженными аффективными стереотипами при попытке вмешательства в их стереотип. Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозятся страхами, но и связана с патологией влечений. К ним относятся садистическая агрессия (удовольствие от агрессии и ее последствий сильнее, чем страх наказания), аутоагрессия (когда физическая боль переносится легче, чем психическое страдание, либо служит формой выражения силы этого страдания; ослабленный инстинкт самосохранения), агрессия, являющаяся следствием паранойяльной установки ребенка (генерализованные страхи, искаженный инстинкт самосохранения). Несмотря на то что в целом агрессия является более про-грессивным способом защитного реагирования, чем страхи, в том случае, если она изолирована от сдерживающих влияний других эмоций, если она прорывается с максимальной силой всякий раз, как только возникает препятствие на пути удовлетворения потребности, эмоциональное развитие в целом в значительной степени будет задержано. Более зрелые типы аффективного реагирования позволяют ребенку сохранить целостность Я и контакт с реальностью, они эффективно предохраняют аффективную систему ребенка от быстрого истощения. Болезненный опыт не отторгается, а берется на переработку, что предполагает достаточную устойчивость ребенка к перенесению психического напряжения (дискомфорта, боли).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|