Здавалка
Главная | Обратная связь

Лесная школа. Коррекционные сказки (Часть 2)

  Марина Панфилова СКАЗКИ ОБ ОТНОШЕНИИ УЧЕНИКОВ К ВЕЩАМ В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности - учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогут предлагаемые сказки Шестая сказка Собирание портфеля После школы все ученики добросовестно выполнили домашнее задание, сочинили стихи-правила. Белочка решила нарисовать свое правило питания в альбомчике. Рисунок получился удачным: цветными карандашами был изображен чистенький первоклассник за столом, он правильно держал ложку, локти и салфетку, а его ротик был закрыт. Белочка немного полюбовалась своей работой. Потом она убрала альбом в портфель и побежала играть с друзьями в лесу... В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали учителя своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти альбом в своем портфельчике. - Может быть, ты расскажешь свое правило, Белочка? - предложил Еж. - Но мне без рисунка трудно будет вспомнить стишок! Сейчас найду! Я ведь его точно положила! - чуть не плача произнесла Белочка. - Хорошо, давайте поможем Белочке! - обратился к ребятам Учитель. Заяц и Волчонок стали помогать ей, вытаскивать все содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не было в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежали орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы. Еж и ученики с интересом смотрели на все эти сокровища. - Ой, вот он, мой альбомчик! - обрадовалась находке Белочка. - Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рисунок, - улыбаясь, произнес Учитель. Белочка похвасталась своим произведением, прочитала стишок, но вместо ожидаемого восторга почему-то увидела удивление. Дети продолжали рассматривать "раскопки". - Что вы так смотрите? - обратилась к товарищам Белочка. - Как же у тебя все это поместилось в школьном портфельчике? - спросил Медвежонок. - А мне мама пришила много кармашков на портфель, вот поэтому все и влезло! - продолжала хвастаться Белочка. - Да, твоя мама потрудилась на славу, чтобы дочке удобно было раскладывать школьные предметы по отделениям, по назначениям: ручки в один кармашек, тетрадки в другой, книжки в третий... - пытался объяснить ученице Еж. - А зачем их так раскладывать? Можно ведь и по-другому: школьные вещи в один кармашек, орешки в другой, конфетки в третий... - продолжала настаивать на своем Белочка. - Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск твоего альбома?! - возразил Учитель. Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу: - Ребята, а как вы собираете свой портфель, чтобы было удобно готовиться к урокам? - Я тетрадки и учебники убираю вместе, - поделился своим опытом Волчонок. - А когда ты их кладешь в портфель или вытаскиваешь, тетрадочки, наверное, сминаются? - предположил Учитель. - Да, сминаются, - подтвердил Волчонок. - А я раскладываю все по порядку, по кармашкам, чтобы тетрадочки лежали отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, - рассказывал Заяц. - Это правильно, - похвалил его Учитель. - Ведь нам школьные предметы будут нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же красивыми, о них приходится заботиться. - Как это заботиться? Они же не живые! - поинтересовалась Белочка. Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке "Федорино горе". Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотрели в свои портфели. - Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! - произнес Лисенок. - И я не хочу! - прошептали все ребята. - Тогда будем ухаживать, заботиться о своих портфелях, не обременять их лишними вещами, - завершил разговор Учитель. На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям. Седьмая сказка Белочкин сон Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула: - Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится! Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать. И снится нашей Белочке сон... Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает: - Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала! - Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим - в русском языке! - пожаловалась тетрадка. - Ха, удивили! - воскликнул ластик. - Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали! - А ведь портфель - это дом для школьных предметов, - проворчали учебники. - Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! - простонала шариковая ручка. - Ничего! Терпите! Тоже мне важность - школьные предметы! - ответил крупный сушеный гриб. - Мы красивее и веселее вас, хоть и "безделушки", - с обидой пропищали бантики. - Нас хозяйка больше всех любит! - продолжали орешки. - Ах, это правда! - в один голос произнесли школьные предметы. - Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы. - Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, - предложил портфель. - Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, - предложили учебники. - Стойте! Возьмите и меня с собой! - взмолилось платье. - Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас... - И нас возьмите, пожалуйста! - попросили игрушки. - Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны. - В путь!!! - скомандовал портфель. - Если мы не нужны Белочке... - Нужны! Нужны! - закричала Белочка, вскакивая с кровати. - Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста! В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши. "Неужели мне это приснилось? - подумала Белочка. - Или все произошло на самом деле?!" Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая: - Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать. Мне без вас очень, очень плохо... Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать. Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась: - Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела! - Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! - улыбаясь, произнесла Белочка. И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами. Восьмая сказка Госпожа Аккуратность В школе Белочка рассказала друзьям свой сон. Первоклассники весь день ходили под впечатлением. - А я думаю, - предположил Заяц, - что это Белочке не приснилось, а все было на самом деле. - Наверное, когда она крикнула, то все вещи остановились, притворились неживыми, неговорящими, - рассудил Лисенок. - На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, - с опасением проговорил Медвежонок. - Уж лучше лишний раз убрать, чем потом остаться без портфеля и школьных предметов, - подтвердил Волчонок. В этот день Учитель похвалил всех учеников за аккуратность. - Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный порядок! Пора поиграть в "Госпожу аккуратность". - А кто она такая? - удивилась Белочка. - Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой Госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. Ее называли "Госпожа Аккуратность", она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к Госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. "Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!" - рассуждала Лень. Но Госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: "Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям". Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов Госпожи и могли научить своих друзей и знакомых. С той поры люди играют в игру "Госпожа Аккуратность", и я вас сейчас научу играть в нее, - обратился Еж к ребятам. - В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди, отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников "Госпожи Аккуратвости" среди вас. Вы готовы? - Конечно, готовы! - ответили школьники. - Первый секрет "Чистого тела". Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? - прочитал записку Учитель. - Я знаю и смогу научить других! - воскликнула Белочка. - И она рассказала, как это делать правильно. - Будешь нашей помощницей, - объявил всему классу Еж. - А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет "Чистых вещей"? - Это мой секрет! - обрадовался Медвежонок. - Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других. - Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других помощников, хранителей секретов "Чистой тетради", "Чистой парты" и "Чистого портфеля", позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка. Вы согласны стать нашими помощниками? - Мы будем рады! - согласились ученики. - Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом. - Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! - догадался Лисенок. Учитель улыбнулся и продолжил: - Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов Госпожи Аккуратности. - А как же мы сможем узнать новых помощников? - спросил Лисенок. - Правильно, Лисенок, у помощников будут значки. И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного. Все школьники приготовились к этому торжественному моменту. В классе зазвучала музыка и Учитель прикрепил значки помощникам. Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом - мыло с полотенцем; на третьем - тетрадочка; на четвертом - парта; а на пятом - портфель. Ребята-зверята, конечно, догадались, что за секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали. Девятая сказка Жадность Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам Госпожи Аккуратности. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно, и даже обидно для окружающих. - Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! - кричал на Зайчонка Лисенок. - А я не дам тебе свою линейку! - отвечал Зайчонок. - Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! - ворчала Белочка на Волчонка. - Не прикасайтесь к моему костюмчику! - отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры. Учитель-Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой. - Ребята, вам пора лечиться! - обратился он к школьникам. - Но мы ведь все здоровы! - удивились ученики. - К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить. - А что же теперь делать? Как лечиться? - заволновались ребята. - Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, - ответил Еж. - Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое. - Это когда делаешь что-то приятное своему другу, - предположил Зайчонок. - Или своей маме, - продолжала Белочка. - Или учителю, - тихо произнес Волчонок. - Или себе, - важно вставил Медвежонок. Все ученики рассмеялись. - Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью,а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку - это услышать просьбу о помощи. - А второй шаг? - спросили ребята. - Второй шаг - это стремление помочь, но предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, - ответил Учитель. - Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? - волновался Волчонок. - Можно дать ему карандаш, - подумав, ответила Белочка. - Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка, есть у кого-то запасная ручка, - предложил свой вариант Лисенок. - А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, - грустно произнес Зайчонок. - Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если у Зайца из-за него были бы неприятности? - спросил Учитель. - Если он настоящий друг, то сам бы отказался от такой жертвы, - ответил Медвежонок. Все ученики задумались. - Но как же быть с жадностью? - задал вопрос Зайчонок. - Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то жадность быстро исчезнет, и вы будете снова здоровыми, - ответил ученикам Еж. - Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, - продолжала волноваться Белочка. - Это называется бережливостью, а не жадностью, - объяснил учитель. - Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят. - А если не выполнят, сломают, например, нечаянно? - беспокоилась Белочка. - Тогда вспомним наше правило: "Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет, - покупает", - напомнил всем Волчонок. - Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков! Так мне сказала Фея, - вспомнил Учитель. - А делиться угощеньями - это тоже добрый поступок? - спросил Волчонок. - Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать! - ответил Учитель. Десятая сказка Волшебное яблоко(воровство) В каждом классе бывают неприятные пропажи ярких ластиков, красивых и удобных ручек, карандашей и т.п. Чтобы младший школьник осознавал свои действия, вовремя остановился, изменил намерения, используется эта сказка (по мотивам сказки "Волшебная сметана" / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Ка-раманенко "Кукольный театр - дошкольникам" М., 1982). Слушая историю, дети очень эмоционально реагируют на события, на поступки героев. Все это видно по их лицам. Читая или рассказывая, взрослый наблюдает за реакциями детей на протяжении всей сказки. Ребята, которые имеют привычку брать чужое, сразу выделяются из группы. Некоторые из них настораживаются и пытаются спрятать взгляд. Изменяется цвет лица: они бледнеют или краснеют. После сказки не рекомендуется ее анализировать и обсуждать. Можно провести с детьми беседу на тему "Когда я взял чужое". Чаще всего дети, склонные к воровству, не участвуют в разговоре, но они очень внимательно слушают, как ребята описывают неприятное чувство стыда от содеянного и испытывают облегчение после признания. Психически здоровый ребенок школьного возраста знает, что брать чужое нельзя. Если такое все же случается, он часто презирает себя за это. Но так порой хочется иметь то, что есть у приятеля или соседа по парте. Мы обсуждаем такие действия и поступки, но с пониманием и прощением. После беседы детям нужно дать возможность поиграть в различные игры во время переменки. Пусть информация пройдет внутреннюю переработку. Не исключено, что в скором времени вы "случайно" найдете пропавшие предметы или игрушки. В моей практике было и такое, что дети признавались в содеянном друг другу сразу после занятия. Очень сложно признаться взрослому, особенно учителю. Но и не следует требовать этого от детей. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. С младшими школьниками, у которых наблюдается клинический вариант клептомании, требуется длительная работа разнообразными методами, приемами, с привлечением членов семьи, специалистов. В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: "Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку", - подумал Волчонок. Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет! Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: "Вы не видели мое яблоко?" - Нет! - Нет! Нет! Не видели! - отвечали ученики. Волчонок заплакал. Это заметил учитель Еж. - Что случилось? - спросил он. - Пропало яблоко, - ответили ребята. - Я его... хотел... маме... подарить... Она очень любит, - всхлипывал Волчонок. Еж понял, в чем дело: - Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост. Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга. - Что? Что? - спросил Лисенок. - Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко. Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался. А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно. - Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, - сказал Лисенок. Волчонок простил друга. На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку: - Это для твоей мамы! - А ты? - спросил Волчонок. - Я потерплю, - прошептал Лисенок. Волчонок положил апельсин в портфель для мамы. А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу. Одиннадцатая сказка Подарки в день рождения Тема подарков актуальна для многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку, учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эта сказка. Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней. - А ведь очень полезная вещь для Белочки! - уговаривал сам себя Лисенок. - Но ведь это старенькая игрушка! - пытался отговорить друга Волчонок. - А дареному коню в зубы не смотрят! - вспомнил Лисенок известную пословицу. - Нет, Лисенок, ты не прав! - продолжал возражать Волчонок. - Тебе приятно бы было получить такой подарок? - Но я же не Белочка, поэтому мне неприятно, а, может быть, ей приятно! - отговаривался Лисенок. - Да, видно у тебя еще остался вирус жадности, Лисенок! - А знаешь, как с ним трудно бороться! Я пытаюсь, борюсь, но иногда ничего не получается! - огорчался Лисенок. - А Белочка мечтала о копилке, я это помню. - Хорошо, но тогда хоть сделай подарок красивым, заклей, покрась, в общем, постарайся сделать ее новой, - советовал другу Волчонок. - Постараюсь, конечно! А ты что приготовил Белочке? - поинтересовался Лисенок. - А я нарисовал ей картину и смастерил для нее чудесную рамочку. Вот, посмотри, - похвастался Волчонок. - Ха, тоже мне хороший подарок, нарисованный лес! Да вокруг Белочки таких картинок видимо-невидимо, да не нарисованных, а настоящих! У меня подарок лучше! - смеялся Лисенок. - Я старался очень! И знаю, что Белочка любит картины! - оправдывался Волчонок. - Ладно, я не хотел тебя расстроить. Может быть, ей и понравится твой подарок, - успокаивал друга Лисенок. - Ой, смотри, кто это к нам идет?! - воскликнул Волчонок. К домику Лисенка, не спеша, приближался Медвежонок с корзинкой грибов. - Ох! Целый день собирал для Белочки грибы по всему лесу! Самые крупные и красивые нашел! - похвастался Медвежонок. - А у нас подарки лучше! - хором сказали Волчонок с Лисенком. - Пусть сама Белочка решает, какой для нее подарок самый лучший, - проворчал Медвежонок. - Любопытно, а что Зайчонок приготовил в подарок? - интересовался Лисенок. - Вот завтра и узнаем! - ответил Медвежонок. И вот праздник начался... Нарядная, веселая и счастливая Белочка встречала гостей. Волчонок, Лисенок и Медвежонок пришли к ней вместе и сразу задали мучивший их вопрос: - Какой подарок лучший? - Мне все ваши подарки очень нравятся! Честно-пречестно! Ведь каждый из вас думал обо мне, старался угодить! Это очень приятно! - ответила друзьям Белочка. - А что тебе больше пригодится? - настаивал практичный Лисенок. - Картину я повешу в своей комнате и буду любоваться зеленым лесом в любое время года! В эту нарядную копилку я буду складывать свои сбережения! А грибы - мое любимое лакомство, и корзинка очень легкая и удобная! Спасибо вам, ребята! - поблагодарила всех Белочка. - А где же Зайчонок? - спросили друзья. - Сейчас должен прийти. А вот и он стучится в дверь, - сказала Белочка и поспешила встретить гостя. Зайчонок скромно стоял у порога, держа аккуратно сложенный лист бумаги. - Это тебе, Белочка, моя поэма! - поздравил подружку Зайчонок. Волчонок, Лисенок и Медвежонок собрались посмеяться над этим подарком, но их остановило необычное поведение именинницы. Белочка читала стихи шепотом, и глаза ее светились от счастья и благодарности. - Чудесная, волшебная поэма! Ты молодец, Зайчонок! - восхищалась Белочка. - Дорогие мои ребята, я очень благодарна всем вам за подарки, за внимание! Но я тоже для вас постаралась. Я приготовила игры и шутки, и вместе с мамой порадуем вас вкусными праздничными угощениями. Пора веселиться, друзья!!! Праздник состоялся на славу! Все остались довольны и счастливы! Заканчивая тему отношения детей к подаркам, можно поиграть в день рожденья, вспомнить правила этикета, правила поведения гостей и хозяев на празднике, устроить конкурс веселых и добрых гостей, внимательных хозяев.

 

 

 

Лесная школа. Коррекционные сказки (Часть 3)
  Марина Панфилова СКАЗКИ ОБ ОТНОШЕНИИ УЧЕНИКОВ К УРОКАМ, К ЗНАНИЯМ В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни. Двенадцатая сказка. Домашнее задание После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи. - Ничего не понимаю! - крикнул он в отчаянии и закрыл книгу. - Что случилось? - поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения "Лесной газеты". - Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется! - продолжал возмущаться Волчонок. - Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? - заинтересовался папа Волк. - Вот, смотри! - ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания. - Так, так, так... - поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки. - Ух, ты! - воскликнул сынишка. - Ты, папочка, так быстро решаешь?! Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты. Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан. - Ох, что же мне делать? - мучился ученик. - Пойду опять к папе. - Что, опять не получается? - спросил отец, посмотрев на грустного сынишку. - Угу, - пробурчал Волчонок. - Ну, хорошо, давай посмотрю. - И задача вновь была им решена. - Папочка, спасибо, ты так меня выручил! - прыгал счастливый Волчонок вокруг отца. - Можно я пойду играть? - Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти. - Хорошо! Я соберу мигом! - И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома. На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу. Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность. Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно. - А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет, - сказал Учитель, пригласив Волчонка к доске. Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не справиться, он даже не помнил папино решение. - Я не знаю, как решать... - прошептал Волчонок. - Но ведь ты справился с задачами дома, значит, справишься и сейчас, - приободрял ученика Еж. - Мне папа помогал, он мне все решил, - признался Волчонок. - Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? - удивился Учитель. - Да... - почти беззвучно прозвучал ответ. - Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математике. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребята, кому задают домашнее задание? - Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания, - уверенно произнес Медвежонок. - Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребенку, - продолжал Учитель. - Я хотел, чтобы меня похвалили, - грустно объяснял Волчонок. - А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа. - Да мне было немного стыдно, - вспоминал свои чувства Волчонок. - А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно. - Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями самостоятельно. - А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с невыученными уроками? - поинтересовалась Белочка. - Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно сказать об этом мне, - предложил Учитель. - И мы вместе постараемся понять и во всем разобраться. - А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с невыученными уроками? - волновался Волчонок. - Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все понял. Когда ученик старается, ему необходимо помочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет. Волчонок опустил глаза и твердо сказал: - Я буду стараться! - Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок поможет нам решать задачу. Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая отметка в школе. Но об отметках и оценках на следующем уроке. Тринадцатая сказка Школьные оценки Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике красовалась пятерка по математике. Все ученики с удивлением ее рассматривали. - Цифра как цифра, что в ней такого? - не понимал Лисенок. - Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! - любовался Медвежонок. - Это потому, что тебе эту оценку за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! - рассуждал Зайчонок. А Белочка добавила: - Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела получить пятерку. - Обязательно получишь! - с уверенностью произнес Учитель-Еж. - А сейчас поиграем в игру "Хорошо и плохо". - Это опять о поведении, что ли, говорить будем? - поинтересовался Волчонок. - Нет, не о поведении, вернее, не только о поведении, - продолжал учитель. - В игре каждый из вас покажет свое отношение к тому, что я скажу. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови. - А если мне все равно и я никак не отношусь? - спросил Лисенок. - Тогда твое лицо будет без выражения, равнодушное, - пояснил Учитель. - Приготовились? Еж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики мимикой выражали свое отношение. Четырнадцатая, сказка Ленивец В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило. - До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, - говорила она. - Я решил зря силы не тратить! - ответил ей Медвежонок. - Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! - ласково произнесла Медведица. - Не хочу больше учиться! Надоело мне! - проворчал Медвежонок. - Я думал, что это легко - быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!! - Конечно, иногда хочется быстрых результатов, - вздохнула мама. - Но ведь хорошо быстро не бывает!. - Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! - воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы. - Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца. - Что это такое? - поинтересовался Медвежонок. - Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. "Лень!" - думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным запахом. "Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!" - продолжал размышлять Ленивец. Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. "Эй, Ленивец, поиграй с нами!" - кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. "Даже есть лень!" - удивлялся сам себе Ленивец. Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве. Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете. - Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? - закончила свой рассказ Медведица. - Нет, не хочу! - твердо произнес Медвежонок. - Но можно я хоть отдохну немножко? - Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу! - Хорошо, мама! Я так и сделаю! - ответил Медвежонок. Пятнадцатая сказка Списывание Медвежонок пришел в школу в хорошем настроении, готовый к новым испытаниям. На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело. Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчелами, и решил описать это в своем рассказе. Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от купания в нем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге все сам скушал. Белочка - свой первый поход за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже заканчивали свою работу, только у Зайчонка была чистая тетрадка. - Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за медом ходили, - обратился Зайчонок к своему соседу. - Ладно, списывай, - разрешил Медвежонок. - А на другом уроке я у тебя списывать буду. - Договорились! - обрадовался Зайчонок и быстро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку. - Прошу всех сдать тетради, - попросил Учитель. Ученики стали передавать тетрадочки дежурным. - Отдохните на перемене, а я проверю ваши сочинения, - предложил Еж. Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу свои истории. Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов. - Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выражал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие - четверки и пятерки. Молодцы, ребята! - с гордостью произнес Учитель. Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки. - А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и что она означает, мы не знаем, - обратился Зайчонок к Ежу. - Да какая-то дробь получается: четыре вторых или четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? - удивлялся Медвежонок. - Не совсем, - ответил Учитель. - Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих. - Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! - возмутился Зайчонок. - Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за медом, то одно бы событие описывали по-разному, мысли и чувства отличались бы в ваших историях, - объяснял Еж. - А что же нам теперь делать? - спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок. - Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку, - спокойно предложил Учитель. - Я не лодырь, - обиделся Зайчонок. - Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Медвежонка помочь. - Разве это помощь? - возмутились ученики. - Это медвежья услуга! - воскликнула Белочка. - Тебе, Заяц, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать. - А мне Медвежонка жалко, - тихо произнес Лисенок. - Он старался, сочинял, а ему попало. - Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! - крикнул Волчонок. - Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам самим исправить положение вещей, - предложил Учитель. - Если Зайчонок принесет завтра новое сочинение, то Медвежонок получит свою законную четверку. - Я все понял, - согласился Зайчонок. - И я понял... - произнес Медвежонок. - Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем пользы! - подвел итог Учитель. - Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья услуга... - прошептал Волчонок. - Ну что же теперь, так и будете меня ругать? - спросил обиженный Медвежонок. - Я ведь как лучше хотел! - Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты действительно умеешь помогать! - успокоила Белочка. - Но неудачную помощь мы будем называть "медвежьей услугой", ладно, без обид? - Ладно... - проворчал Медвежонок, почесывая лапой свой затылок. Шестнадцатая сказка Подсказка Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учились писать и считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но также ошибки в поведении. За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, напротив, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий снежный ком на стекле. Это зрелище заворожило Волчонка своим волшебством, и он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белочка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать. - Мы сейчас познакомились с новым видом кустарника, который не встретишь в нашем лесу, но его часто сажают в парках как "живую изгородь", - обратился к Волчонку Учитель. - Мне бы хотелось, чтобы ты, Волчонок, еще раз произнес его название. Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытался вспомнить известные ему названия кустарников, однако "живую изгородь" он еще не встречал. В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим взглядом он обратился к соседке. Белочка тихим шепотом произнесла: "Барбарис". - Борис! - громко и уверенно ответил Волчонок. Все ученики громко засмеялись. - Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! - успокоил их Еж. Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название, и вновь с мольбой во взгляде посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: "Барбарис". - Барбара, - уже менее уверенно сказал Волчонок. Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Некоторые ученики даже утирали слезы от смеха. У Волчонка тоже появились слезы, но не от радости. - Борис и Барбара - это имена. А название кустарника "Барбарис", - серьезно начал свою речь Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном положении и успокоить класс. - На этом кустарнике растут плоды, из которых можно варить варенье. - Какое ты любишь варенье, Волчонок? - Земляничное... - с трудом произнес Волчонок. - А я люблю вишневое варенье! - воскликнула Белочка. - Почему же ты, Волчонок, сейчас не просил подсказки у Белочки? - улыбаясь, спросил Еж. - Любимое варенье я и сам знаю, - грустно ответил Волчонок. - Если кто-то забыл, отвлекся, не услышал, пусть он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают самые смешные и неприятные для учеников истории, - обратился Учитель ко всему классу. - Расскажи, Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации? - Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне казалось, что я проваливаюсь сквозь пол или раскалываюсь, как чайник от перегрева, - поделился своими переживаниями Волчонок. - О чем же ты думал, что не слышал объяснения и названия? - поинтересовался Еж. - Я рассматривал снежинку на стекле и сочинял про нее сказку. Как однажды путешествовала смелая снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно, что происходит в домах. Когда она находила что-то интересное, то созывала своих подруг. Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой. Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку. - Вот об этом я и думал, - ответил Волчонок. - А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство было у тебя? - продолжал спрашивать Учитель. - Мне было приятно, что я свободно рассказываю о своих мыслях, и что весь класс понимает и внимательно слушает меня, - сказал повеселевший Волчонок. - Ты еще раз подтвердил, что можно обойтись и без подсказки, - отметил Еж. - А сказка у тебя получилась очень романтичная. И про отдых надо подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает время каникул. Они не такие длинные, как летние, но все же почти две недели. - Конечно, летние каникулы целых три месяца, - подтвердила Белочка. - А есть еще зимние и весенние, но они тоже короткие, - вспомнил слова папы Лисенок. - Важна не длина каникул, а как мы их проведем, чтобы как следует отдохнуть, - высказал свое мнение Медвежонок. - На каникулах вы сможете играть, высыпаться, встречаться с друзьями и многое другое. А потом - вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям. Этими словами Учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников. Предлагаемые шестнадцать сказок включили основной материал по школьной адаптации, поэтому их лучше использовать в первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки содержат позитивные модели поведения для детей и взрослых. Некоторая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенностям личности старшего дошкольника и младшего школьника. После прослушивания этих сказок повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями.  

 

Лесная школа. Коррекционные сказки (Часть 4)
  Марина Панфилова СКАЗКИ О ЗДОРОВЬЕ И О ТОМ, КАК СТАТЬ БОЛЬШИМ Первый класс для детей - это серьезное испытание выносливости. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении домашних заданий порой приводят к соматическим заболеваниям (сколиоз, головные боли, желудочно-кишечные расстройства и др.). А если ребенок ограничивает свое пребывание на воздухе, капризен в питании и увлекается телевизионными передачами или игрой в компьютер, то проблемы усталости, раздражительности, можно сказать, обеспечены. Требования родителей, строгие убеждения педагогов, к сожалению, малоэффективны. Может быть, поможет сказкотерапия? Сказки о здоровье и о том, как стать большим Семнадцатая сказка Режим. Телевизор. Приближались холода. Все реже солнце появлялось на небе, где-то снег уже прикрыл землю, а ночи стали длинными и темными. Лес уснул до весны. Но в школе жизнь продолжалась. После каникул, вернувшись в класс, ребята долго не могли наговориться о своих впечатлениях. Особенно увлекательными были истории Лисенка. Он с утра до ночи смотрел телевизор и пересказывал друзьям фильмы и мультики. - А мне мама не разрешает долго смотреть телевизор, - пожаловалась Белочка. - Да и мне не разрешает, - ответил Лисенок. - Но как только родители заняты каким-то делом или легли спать, я сразу же использую счастливый момент, включаю телевизор и смотрю. - Почему же взрослые такими вредными бывают, ни телевизор, ни компьютер не разрешают? Жалко им, что ли? - обиженно спросил Зайчонок. - Конечно, жалко! - вмешался в разговор Учитель. - Только не телевизор или компьютер, а своих любимых детей. Они хотят, чтобы вы, ребята, росли крепкими и здоровыми. Учеба отнимает много сил, поэтому дополнительные нагрузки еще больше принесут вреда здоровью. Полезнее будет бегать, играть на свежем воздухе, полноценно питаться и своевременно ложиться спать. - Но ведь нельзя же детей от любимых занятий во время отдыха отрывать? - возмутился Волчонок. - Это обманный отдых! Если занятия, хоть и любимые, ухудшают зрение и память, способствуют усталости, перевозбуждают, то зачем они нужны дорогому сыночку или доченьке? - продолжал Учитель-Еж. - Но у меня прекрасная память, я все телепередачки наизусть помню, - похвастался Лисенок. - Да, это точно, он так здорово их нам рассказывал, - подтвердил Волчонок. - Все яркое, удивительное запоминается легко, вытесняя нужные, но не всегда интересные события или знания, - объяснял Учитель. - Вот попробуй, вспомни сейчас таблицу умножения? Всю? - удивился Лисенок. - Но я помню самые легкие примеры, а сложные, наверное, все за каникулы позабыли. - Но почему же? Я помню! - возразила Белочка. - И протараторила таблицу в один миг. - И мы тоже помним! - ответили Волчонок и Зайчонок. - Правильно? - продолжал Учитель. - Потому что вы как следует отдыхали, и в вашей памяти телепередачи не поселились. - Но зато они интереснее, чем таблица, - проворчал Лисенок. - А отдыхать мне не нужно, я и так хорошо смогу учиться. Вот и Поющий Цветок тоже так думал, а получилось совсем по-другому, - сказал Учитель. - Вы расскажете нам историю о нем? - попросили ученики и устроились поудобнее... В одном доме жил-был Поющий Цветок. Вообще-то это комнатное растение, с длинным зеленым стеблем и листьями, похожими на гладкие атласные ленты. Но раз в год, в начале лета у него появлялись чудесные цветы, которые напоминали крупные золотистые колокольчики. Они мелодично звенели, когда Цветок поливали или рыхлили его землю. Но самое удивительное пение этих колокольчиков можно было услышать на закате летнего дня. Все растения и птицы замирали в эти минуты и наслаждались волшебными звуками. Но эта песня отнимала много сил у Поющего Цветка, ему требовался отдых. Цветок ставили в темное место, чтобы листья замедляли свой рост и не вытягивали из клубня питательные вещества. Затем его подкармливали, удобряли, и на следующий год он продолжал радовать всех своим пением. Но однажды Поющий Цветок очень загордился собой: - Я могу своим пением покорить весь мир! - Как же ты будешь покорять, если большую половину своей жизни ты спишь? - возразил ему воробей, который примостился на подоконнике. - А я не буду спать! Буду петь круглый год! - ответил Поющий Цветок. Так он и сделал. Перелетные птицы улетели в теплые края, деревья сбросили листву, все готовились к отдыху. Но Цветок продолжал петь, правда, меньше радости звучало в его мелодиях, меньше волшебства. Может быть, потому, что против всех законов природы Поющий Цветок отказывал себе в отдыхе? Скоро изменились его колокольчики, они стали бледными и вялыми. А песня исчезла совсем. - Что же ты не поешь? - спросил его воробей. - Не могу, не получается, - грустно ответил Цветок. - Конечно! - произнес воробей. - Ведь ты потратил все силы, а новых не накопил. Нам, воробьям, как всему живому, тоже нужно накапливать силы, а не только их тратить. Поэтому мы кушаем разнообразную пищу, спим нужное количество времени, дышим свежим воздухом. А иначе крылышки слабеют, глазки тускнеют, так и заболеть недолго. - По-моему, я уже заболел, голоса совсем нет. Что же теперь мне делать? - спросил приунывший Цветок. - Теперь уж лечиться, а затем отдыхать, чтобы следующим летом ты смог нас вновь радовать волшебным пением своих колокольчиков, - посоветовал Поющему Цветку воробей. - Грустная история, - заметила Белочка. - Но я думаю, что потом все хорошо закончилось, - приободрил учеников Еж, - и Поющий Цветок и в летние вечера где-то поет. - Так, с отдыхом все понятно, а как же мне успеть все, что я хочу, и что нужно мне сделать? - спросил растерявшийся Лисенок. - Для этого многие школьники соблюдают режим дня. То есть расписание, примерное время своих дел, игр, занятий, еды, прогулки и сна. Вы еще не пробовали этого сделать? - спросил Учитель. - Нет!!! - ответили ребята. - Тогда я предлагаю всем продумать режим дня вместе со своими родителями и завтра поделиться результатами, - предложил Учитель-Еж. Восемнадцатая сказка Бабушкин помощник На следующий день, вернувшись в класс, ребята увидели новенького ученика, маленького Енота. Оказывается, добрая слава о Лесной школе быстро распространялась по всей округе. В скором времени обещали принять в школу и других желающих учиться. Учитель познакомил всех ребят с новеньким, попросил быть с ним внимательными и добрыми. Как всегда со звонком начался урок. - Как успехи с режимом дня? - напомнил домашнее задание Еж. Ученики по очереди зачитывали свой вариант, объясняли его, иногда спорили друг с другом, настаивая на своем. - Интересно, а что думает наш новенький о режиме дня? - полюбопытствовала Белочка. - Я думаю, что он очень полезен. У меня тоже есть свой режим дня, и там есть время работы и отдыха, - ответил Енот. - Работы? Какая же у тебя работа? - продолжала интересоваться Белочка. - Мы вот делаем дома уроки! А что делал ты? - Я? - переспросил Енот. - Помогал бабушке по хозяйству. Мы, Еноты, очень любим чистоту, моя бабушка устает целыми днями убирать и стирать, вот я ей и помогал. Сейчас, конечно, труднее мне будет, ведь надо учиться, но бабушке я буду продолжать помогать, и это отмечу в режиме дня. - А я почему-то не помогаю своей бабушке, - удивилась Белочка. - Наверное, потому, что она меня об этом не просила. Но зато я помогаю маме убирать мою комнату. - Но ведь это твоя комната, ты себе и помогаешь! - засмеялся Зайчонок. - А меня моя мама не просит помогать, я сам предлагаю ей помощь, - вспомнил Лисенок. - Я знаю, что ей приятно. Однажды я даже пирожки сам пек, а потом мы с мамой книжку вместе читали. - Да, ребята, оказывается, вам есть чему поучиться у новенького ученика. Енот предложил нам тему, которую мы будем обсуждать в нашей газете, - объявил всем Учитель. - В какой газете? - удивились ученики. - Сейчас на уроке рисования мы будем вместе оформлять, раскрашивать нашу "Школьную газету". Там будут темы: "Школьные новости", "Наши успехи", "Веселые рассказы" и "Помощники". Мы выберем ответственных, и каждый месяц новый номер газеты расскажет нам удивительные истории. - А можно я буду собирать веселые школьные рассказы? - попросила Белочка. - А я хочу отвечать за "Наши успехи"! - воскликнул Зайчонок. - О "Школьных новостях", наверное, у меня получится рассказать, - предложил себя Лисенок. - А я буду "Помощников" изучать! - обрадовался Волчонок. - Хорошо, только "Школьным новостям" нужен еще один рассказчик, то есть корреспондент, - важно сказал Учитель. - Я предлагаю Енота в помощь Лисенку. Вы не против? Так он быстрее со школой познакомится, да и Лисенку поможет. Все с удовольствием согласились. Весь урок ученики старались сделать газету красивой, рисовали снежинки в этом номере, подписывали яркими цветами названия тем. А статьи Учитель предложил подготовить дома. Волчонок прибежал домой запыхавшийся. Когда он влетел в комнату, бабушка мыла пол и даже ахнула от неожиданности: - Что случилось? - спросила она внука. - Бабуля, быстро дай мне поесть, а то у меня нет времени! - скомандовал Волчонок. Бабушка бросила мыть пол и поспешила разогревать обед. - Ты чего спешишь, на пожар, что ли? - пошутила она. - Нет, не на пожар! - ответил Волчонок. - Я - ответственный корреспондент нашей школьный газеты, собираю материал о помощниках. Сейчас покушаю и побегу смотреть, как мои друзья бабушкам и мамам помогают. - Интересно... - размышляла бабушка. - А к кому же ты сейчас побежишь? - Сначала к Белочке, она меня уже в коридоре ждет, а потом к Зайчонку и Лисенку, - ответил с полным ртом Волчонок, проглатывая последний кусок. Бабушка хотела что-то еще сказать, но Волчонок бежал уже по коридору, к Белочке. - А посуду помыть? - крикнула вдогонку бабушка. Что-то невнятное пробурчал Волчонок из коридора и хлопнул входной дверью. Бабушка оглядела грязную посуду, недомытый пол, проохала и принялась наводить порядок. А тем временем наши "корреспонденты" работали с полной ответственностью к порученному делу. Девятнадцатая сказка Прививка Утром самым первым в газете появился материал "Наши успехи". Зайчонок так подробно расписал свои математические победы, отметил, что Волчонок стал грамотно писать сочинения, а Белочка аккуратнее оформлять тетрадь. Следом за Зайчонком поспешил порадовать всех "Помощников" Волчонок. Он рассказывал, как наши ученики дома проявляют настоящую заботу к бабушкам и мамам. Ребята читали и гордились собой и друг другом. Но что это? Тема помощников продолжалась и Белочкой в веселом рассказе "Лучший бабушкин помощник". Она по-доброму, но с юмором написала про Волчонка, когда он забегал домой на обед. Ученики долго смеялись над такой "заботой" внука. Волчонок тоже смеялся, он знал, что так лучше реагировать на шутки, хотя ему было немного грустно. "Как же я о своей бабушке-то не подумал?" - рассуждал он. Енот и Лисенок познакомили всех со "Школьными новостями". В основном новости были хорошими, но одна заставила некоторых учеников встревожиться. - Как это сегодня будут делать прививки от гриппа? Зачем? Мы и так здоровы! - забеспокоился Зайчонок. - Прививки делают только здоровым, для того, чтобы организм смог сопротивляться болезни, - объяснил Доктор-Филин. Он был в белоснежном халате, в белой шапочке и с чемоданчиком в руке. - А это больно? - спросил Зайчонок. - Каждый по-разному относится к боли. Кому-то кажется, что и комар кусается больно, а кто-то на сильные ушибы не обращает внимания. Это зависит от чувствительности, - по-научному отвечал на вопросы Доктор и подготавливал шприц для укола. - А я не боюсь уколов! - храбро воскликнул Волчонок и приготовился это всем доказать. Ему очень хотелось загладить неприятное впечатление о себе перед друзьями. Он отвернулся, чтобы не видеть этого процесса, но, к его удивлению, укол был почти незаметным. - Ну как? - спросил Лисенок. - Я ничего не почувствовал, Доктор-Филин хорошо умеет делать уколы, - ответил Волчонок. - Следующий! - улыбаясь, пригласил Доктор. Ученики один за другим подходили к Филину. Нельзя сказать, что им было приятно, но они понимали, что ради здоровья можно немного и потерпеть. - Все сделали прививку или кто-то остался? - уточнил Доктор. - Я... Я... Я... остался, - простонал Зайчонок. - Я очень боюсь... Я, наверное, очень чувствительный? Все ребята начали уговаривать Зайчонка, а он совсем сжался в комочек и задрожал. - Если ты будешь так напрягаться, то укол действительно будет болезненным, расслабься, - попросил Зайчонка Доктор. - Н... Н... Нне... Не могу! - еле выговорил Зайчонок. - Можно я попробую? - предложил помощь маленький Енот. - Я в школе совсем еще недавно, и мне страшновато бывает на уроках, да и на переменах тоже. Моя мама дает мне с собой "Храбрую конфету". Она похожа на обыкновенный леденец, но в ней содержится средство от страха. Возьми ее себе, Зайчонок, она сейчас тебе нужнее, чем мне. - Спасибо... - произнес Зайчонок и быстро положил конфету в ротик. - Досчитай до ста, чтобы она подействовала, и ты сможешь выдержать прививку, - произнес тихо Енот. Заяц начал сосать "Храбрую конфету" и считать с закрытыми глазами. Затем подошел к Доктору и... Полная тишина возникла в этот миг, и все ученики с удивлением отметили, что у Зайца действительно прибавилось храбрости, ведь он смог, даже не охнул. - Ура "Храброй конфете"! Ура смелому Зайчонку! Ура маленькому Еноту! - прокричали радостные ученики. А Доктор-Филин загадочно улыбнулся, он много знал об этом волшебстве. Двадцатая сказка Больной друг Наступила настоящая зима. Морозы рисовали узоры на окнах, сугробами завалило всю школьную площадку, ученики в них сооружали крепости для игры, заливали горки и ледяные дорожки. На прогулке ребята веселились. С блестящими глазами, полные сил, ученики возвращались в класс, переодевались, просушивали свою обувь и одежду и принимались за уроки. - Скоро у нас будет в школе праздник, - объявил Учитель-Еж. - Мы будем встречать Новый Год! - А чего его встречать, он что, дороги не знает? - удивилась Белочка. - Конечно, знает, - улыбнулся Волчонок. - Это нам важно его заметить, не пропустить! - Я слышал, что на празднике Дед Мороз со Снегурочкой приходят в гости, надо для них песни петь и стихи читать, - вспомнил Зайчонок. - А можно какой-нибудь мультик сыграть, то есть сказку-спектакль, - предложил Лисенок. - Хорошо, вы как следует подумайте, а сейчас пусть каждый расскажет новогоднее стихотворение, - продолжил урок Учитель. Ученики читали стихотворение с выражением, представляя себя уже на праздничном выступлении. Когда Лисенок пошел к Учителю, чтобы прочитать стихотворение, все ребята увидели, что он не успел переодеться, и одежда от растаявшего снега была мокрой. Друзья шептали ему об этом, но Лисенок ничего не слышал, какой-то туман плыл перед глазами, а уши будто заложило ватой. - По-моему, дружок, тебе сейчас надо к врачу, - заметил его состояние Учитель. - Что же ты не позаботился сам о себе? Скорее лечись, чтобы к празднику быть здоровым. Волчонок проводил друга в кабинет доктора Филина. Когда он вернулся, то рассказал, как сердился Филин на Лисенка за мокрую одежду, как прибежала встревоженная высокой температурой мама Лисенка к своему сыночку. Всем было очень жалко больного друга. - Что же, он теперь все уроки пропустит, что ли? - спросила Белочка Учителя. - И будет после болезни с трудом нас догонять в учебе? - Выходит, что так, - грустно ответил Еж. - Но вы можете ему помочь. - Как это? - удивился Волчонок. - Узнавать его состояние, поддерживать своим вниманием. А когда ему станет полегче, проведайте его, передайте домашние задания, - предложил Учитель. - Конечно! - обрадовался Зайчонок. - И Медвежонка надо проведать, он уже давно в школу не ходит. - У него зимняя спячка началась, - объяснила Белочка. - Но я ему все задания передавала. Его мама говорит, что между сном он их выполняет. Так что за него не волнуйтесь. К весне он будет в полном порядке. - Почему же ты нам ничего не говорила? - спросили ребята. - Мне казалось, что вы знаете, - растерялась Белочка. - Вот видите, ребята, как важно интересоваться своими друзьями, - подтвердил Учитель-Еж. - Каждый день она брала у меня задания для Медвежонка. Но больше никто, кроме Белочки, и не вспомнил о своем товарище. Ученики сидели, опустив голову, было стыдно, а некоторые представляли, что на месте забытого больного друга мог оказаться любой из них. Очень грустно болеть, да остаться без внимания своих товарищей. - А давайте все вместе каждый день навещать Лисенка и Медвежонка, - сказал Зайчонок. - Я думаю, что всем вместе не стоит, когда болеют, трудно принимать много гостей. Лучше по очереди и ненадолго, чтобы забота не была навязчивой, - объяснил Учитель. - Хорошо, кто пойдет к Лисенку и Медвежонку завтра? - спросил Волчонок. - Будем делать график посещений. Пока ученики составляли график, Еж внимательно наблюдал за тем, как изменились его ученики, какими стали серьезными и совсем большими. Благодаря заботам своих друзей Лисенок вернулся после болезни как раз к празднику. Праздничная Елка сверкала разноцветными огнями, звучали музыка, смех. Вместе с ребятами Лисенок пел песни, танцевал и читал стихи. А когда Дед Мороз со Снегурочкой подарили вкусные подарки, Лисенок не выдержал и закричал громче всех: - Спасибо всем! Я так рад, что мы вместе!!! Дружным хороводом вместе с Лисенком ученики закружились вокруг елки. Всем было весело, даже сонный Медвежонок приободрился и поздравлял всех с Новым Годом! - С Новым Годом!!! С Новым Годом!!! - раздавалось эхом по всему лесу. СКАЗКИ О ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Эти сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии. Двадцать первая сказка Ябеда Очаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завораживали и поражали глубиной и красотой. Особенная чистота, сверхаккуратность прослеживалась во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик, но всех останавливал пренебрежительный голос новенькой: - Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глаза- ми, я этого не люблю! И нечего на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет! - Я вижу, вы уже познакомились? - спросил Учитель-Еж, войдя в класс. - Да, познакомились, - озадаченно ответили ребята. - Надеюсь, вы ее не обидели? - спросил Учитель, увидев недовольное выражение лица Кошечки. - Кто кого еще обидел-то? - прошептал Зайчонок. - Конечно, обидели, - вдруг вырвалось у Кошечки. - Они грязными руками трогали мой чистый бантик. - Я думаю, что если тебе, Кошечка, не понравилось, то наши ребята больше не будут делать этого, - остановил своими словами и взглядом порыв возмущения Волчонка Учитель. Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу. Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи. Она терпеть это не стала, громко произнесла: - Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот. - Но мы же по делу говорили, - оправдывались ее соседи. - Тем более, - строго произнесла Кошечка. По классу прошел ропот возмущения. - Такой вредины еще не бывало в нашей школе! - вырвалось у Белочки. - Я прошу всех быть более сдержанными, - попросил Учитель. - У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться. Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил: - Как тебе у нас? - Плохо, - со слезами на глазах ответила Кошечка. - Мне здесь никто не нравится. - Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень непросто, но у нас добрые ребята, - успокаивал Учитель. - Не заметила я, что они добрые! - всхлипнула Кошечка. - Поживешь, увидишь! - пообещал Учитель. А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя ее уже не ласковым именем "Кошечка", а неприятным словом "Ябеда". Это прозвище услышала сама виновница и разрыдалась еще больше. - Так ей и надо! -- проворчал обиженный Зайчонок. - Пусть не задается. - А она и не задается, - вмешался в разговор Учитель. - Ей плохо у нас, потому что она привыкла к одним правилам общения, а у нас другие. Вот она и отстаивает свои правила таким способом. - Ха, тоже мне, хороший способ?! Мы к ней с вниманием, лаской, а эта ябеда!.. - продолжал возмущаться Волчонок. - Подожди осуждать ее, постарайся лучше понять, что излишнее внимание тоже некоторым не нравится, - объяснял Учитель. - Вероятно, Кошечка воспитывается в строгой семье, своим ябедничеством она уточняет свои знания. - Как это? - заинтересовалась Белочка. - Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала моей реакции одобрения. Ведь, действительно, разговаривать, мешать на уроке нельзя. Помните правило? - спросил Учитель. Ребята кивнули, ожидая



©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.