Тема 22. Рисуночные методики в психологической диагностике⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Широкая категория методик, включающая достаточно много форм относительно свободного самовыражения. Используются как терапевтические, так и как собственно диагностические. Первые попытки психологического анализа рисунка относятся к 1-й четверти XX века. 1913 г. Э.Торндайк – классификация рисунков, их качественная оценка. 1921 г. – К.Барт – количественная шкала оценки мужской фигуры (дети с 3-х до 14 лет). Ф.Гудинаф – тест «Нарисуй человека» как интеллектуальный. Далее – особое внимание психоаналитической интерпретации рисунка человеческой фигуры (Карен Маховер) – 1949. К.Кох – «Дерево», Дж. Бук – «ДДЧ». Коппиц – РЧФ (рисунок человеческой фигуры). Оценка рисунка – художественно-эстетическая и собственно психологическая. Для нас важнее – вторая. Психологические функции рисунка. 1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний. 2. Передача информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта. Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой). 1. Свободные. Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами». 2. Тематические. Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею. 2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты. 2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони). 2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных». 2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний. 2.2.1. «Символические» - символика процесса «В кого бы меня заколдовал …», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие». 2.2.2. «Моделирующие» - моделирование ситуации прошлого или будущего. «Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».
Список литературы Основная
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001. 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2004. 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2000. 4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. СПб., 2002.
Практикумы 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003. 2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000. 3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб., 2001. 4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 5. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб., 2001. 6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб, 2002. 7. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. / Под ред. В.В.Столина, А.Г. Шмелева. М.,1984. 8. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А.Бодалева и др. М.,1988. 9. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Под ред. А.И.Зелиненко и др. М., 1990. 10. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И.М.Карлинской и др. М.,1992. 11. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб., 2001. 12. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. 13. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1-3. М.,1990. 14. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. СМИЛ. СПб., 2004
Дополнительная
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001. 2. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М., 2003. 3. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. – СПб., 2003. 4. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М., 2003. 5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. 6. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997. 7. Бурлачук Л.Ф. О дилетантстве в психологической диагностике // Вопросы психологии, 1993. - №5. 8. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика. М., Екатеринбург, 2005 9. Гуревич К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал, 2001. - №5- С.29-37. 10. Гуревич К.М. Проблемы развития работ по психологической диагностике в школе // Психологическая наука и образование, 1997. – №1.- С.5-10. 11. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998. 12. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии // Вопросы психологии, 2003. - №1- С.17-26. 13. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. М., 2003 14. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М., СПб., 2001. 15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999. 16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 17. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СП6.,1994. 18. Кабанов М.М., Личко Е.А., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,1983. 19. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000. 20. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. 21. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. М., Воронеж, 1996. 22. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. – Екатеринбург, 2002. 23. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб, 2001. 24. Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985. 25. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. М., 2001. 26. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М., 1999. 27. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. – М., 2003. 28. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста.- СПб.: Речь, 2005 29. Проективная психология. – М., 2000. 30. Психодиагностика. Методология и методы / Под ред. Л.Н.Собчик.- М., 1990. 31. Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой. М.,2000. 32. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005 33. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. Круглый стол // Вопросы психологии, 2000.- №1,2. 34. Психология и этика: опыт построения дискуссии – Самара, 1999. 35. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002. 36. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2001. 37. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003. 38. Сыромятников И.В. Психодиагностика. М.; Екатеринбург, 2005. 39. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал, 1989. – Т10 - №2 – С. 33-45. 40. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2001. 41. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992. 42. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.,1990. 43. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002. 44. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов-на –Дону, 1996.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|