Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретической секции



ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


МЕТОДИКА И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

В средней возрастной группе (9 классы)

 

 

г. Москва

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

теоретической секции

 

Задание 1.Объясните, с какого возраста можно управлять велосипедом при движении на дорогах и что запрещено во время езды на нем?

Вариант ответа.

Управлять велосипедом, при движении по дорогам разрешается лицам не мо­ложе 14 лет. До 14 лет дети могут ездить только внутри дворов, на специальных пло­щадках, по велодорожкам.

Водителям велосипеда запрещается:

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном си-де­нье, оборудованном надежными подножками;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габа­риты, или груз, мешающий управлению;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

буксировка велосипедов и велосипедами, кро­ме буксировки прицепа, предназна-ченного для эксплуатации с велосипедом.

Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание, состоящее из двух частей – 14 баллов, при этом:

· при наличии правильного ответа на первую часть вопроса начисляется -2 балла;

· за каждый правильный ответ на вторую часть вопроса начисляется - 2 балла;

· при отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.

Задание 2.Дома, Вам часто приходится иметь дело с препаратами бытовой химии. Выполните следующие задания:

1.Соотнесите средства бытовой химии по степени опасности и впишите в таблицу: растворители, пестициды, отбеливающие средства, чистящие средства, средства в аэрозольной упаковке, средства для подкрахмаливания, гербициды, дезинфицирующие средства, средства для подсинивания.

 

Огнеопасные Средства в аэрозольной упаковке, растворители
Ядовитые Пестициды, гербициды
Относительно безопасные Отбеливающие средства, дезинфицирующие средства
Безопасные Средства для подсинивания, чистящие средства, средства для подкрахмаливания

 

2. Перечислите основные общие меры безопасности при пользовании препаратами бытовой химии:

Вариант ответа.

Основные меры безопасности при пользовании препаратами бытовой химии:

огнеопасные средства следует хранить в закрытых емкостях, удаленных от источников огня;

химические жидкости и порошки должны храниться закрытыми и иметь этикетки;

нельзя хранить неизвестные химикаты или опасные вещества, ставшие ненужными;

необходимо строго соблюдать инструкции и рекомендации по применению бытовых химических средств;

аэрозольные баллончики должны храниться в вертикальном положении в прохладном месте, защищенном от прямых солнечных лучей;

работу с ядохимикатами надо производить в специальной одежде (халат, фартук, комбинезон, перчатки) и в защитных очках;

химикаты следует хранить в местах, недоступных для детей;

при обработке помещений средствами против насекомых и грызунов следует удалить из них детей, животных, укрыть продукты и посуду, защитить органы дыхания марлевой повязкой, а по окончании работы тщательно вымыть руки.

Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание, состоящее из трех вопросов – 25баллов, при этом:

· за правильный ответ на первую часть задания начисляется – максимально 9 баллов (по 1 баллу за каждое правильно названное средство бытовой химии);

· за правильный ответ на вторую часть задания суммарная максимальная оценка может составить не более 16 баллов (по 2,0 балла за каждую из 8 позиций), при этом, начисление баллов должно быть достаточно вариативным, если знаниевый компонент и цепочка правильных ответов будет логична;

· при отсутствии правильных ответов, баллы не начисляются.

Задание 3. Определите правильное решение при следующих ситуациях.

 

1. Зимой передвижение по льду водоемов очень опасно. Допустимая толщина прочного льда при передвижении по нему людей должна составлять не менее 10 см. Обобщите и перечислите запрещающие правила при передвижении в случае необходимости по льду водоема.

Вариант ответа.

При передвижении по льду водоема запрещается:

· подходить к кромке льда ближе, чем на 10 м;

· ходить по замерзшему водоему в одиночку;

· переправляться по льду при появлении воды;

· двигаться вдоль предполагаемого течения реки, т.к. ледяной покров в этом месте может оказаться тонким;

· реки через озеро: ледяной покров в этом месте может оказаться тонким;

· переходить по нависшему над водой льду любой толщины.

 

2. Группа туристов двигается по маршруту. Неожиданно, резко ухудшились погодные условия, начался сильный дождь, поднялся ветер, местность труднопроходимая. Руководителю группы удалось сообщить по мобильному телефону о приблизительном местонахождении группы. Определите, какое решение должен принять руководитель, и каков алгоритм действий группы в этой ситуации?

Вариант ответа.

Руководитель группы должен принять решение оставаться на месте.

Действия группы при принятии решения оставаться на месте.

· определить наличие в группе пострадавши, больных, ослабленных, при наличии таковых оказать им помощь.

· организовать работы по сооружению временного укрытия

· организовать поиск топлива и разведение костра.

· взять на учет имеющиеся запасы воды и продуктов питания, установить их нормы расхода

· организовать приготовление пищи

· оборудовать сигнальные знаки и подготовить сигнальные костры.

 

Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание, состоящее из двух частей – 24 балла, при этом:

· за правильный ответ на первый вопрос – не более 10,0 баллов (по 2 балла за каждую правильно указанную позицию);

· за правильный ответ на второй вопрос – не более 14,0 баллов: 2 балла за правильный ответ на вопрос – какое решение должен принять руководитель; не более 12 баллов за правильные ответы действиям группы при принятии решения оставаться на месте (по 2 балла за каждую правильно указанную позицию);

· начисление баллов по каждому вопросу должно быть достаточно вариативным, если знаниевый компонент и цепочка правильных ответов будет логична.

Задание 4.Ответьте на вопросы, заполнив правую колонку таблицы:

Вопрос Ответ
Какие действия не допускаются при тушении загорания углекислотным огнетушителем?   1.Держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз; 2. Прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до - 75° С; 3. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени.
Какие действия не допускаются при тушении загорания воздушно-пенным огнетушителем? 1. Направлять струю на людей или животных; 2. Тушить карбид кальция, электропроводку, электроприборы и электрооборудование, находящееся под напряжением.  
Какие действия не допускаются при тушении загорания порошковым огнетушителем? 1. Переворачивать огнетушитель головкой вниз и держать его во время тушения в горизонтальном положении; 2. Тушить электроустановки находящиеся под напряжением более 1000 в; 3. Направлять струю на людей или животных.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 16 баллов, при этом:

· за правильный ответ на первый вопрос начисляется 6 баллов (по 2 балла за каждую из 3 позиций). Если в какой-либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы по этой позиции не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос начисляется 4 балла (по 2 балла за каждую из 2 позиций). Если в какой либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы по этой позиции не начисляются;

· за правильный ответ на третий вопрос начисляется 6 баллов (по 2 баллу за каждую из 3 позиций). Если в какой-либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы по этой позиции не начисляются.

Задание 5.Рассмотрите конкретный случай. «Вооруженные пре­ступники ворвались в магазин. Прохожий на улице раз­бил камнем витрину магазина. К месту происшествия в течение нескольких минут прибыли сотрудники объединения «Охрана», которые задержали преступников».

Сделайте вывод о правомерности или неправомерности действий прохожего с учетом наличия или отсутствия признаков ситуации крайней необходимости в данном случае.

Вариант ответа.

В данном случае действия прохожего правомерны, поскольку на лицо все признаки ситуации крайней необходимости:

право на защиту от вооруженного нападения за­фиксировано законом;

ущерб мог быть причинен владельцам магазина;

прохожий не имел возможности иным образом вызвать сотрудников милиции (на витрине была уста­новлена сигнализация объединения «Охрана»);

действия прохожего предотвратили большой ущерб: все остались живы, злоумышленники задержаны.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 26 баллов, при этом:

· максимальной оценкой в 20 баллов оценивается знаниевый компонент, умение выразить смысловое содержание, последовательно и логично построить доказательную базу ответа;

· грамотность ответа оценивается в целом до 6 баллов;

· если задание не выполнено, баллы не начисляются.

 

Задание 6.Заполните до конца схему по классификации средств индивидуальной защиты.

Средства индивидуальной защиты кожи
По принципу действия – изолирующие; – фильтрующие
По назначению – общевойсковые; – специальные; – подручные
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Выпускаемые промышленностью – противогазы; – респираторы; – самоспасатели  
Изготавливаемые населением из подручных средств – противопыльные тканевые маски (ПТМ-1); – ватно-марлевые повязки (ВМП); – подручные средства
По принципу использования – постоянного использования; – периодического использования; – многократного использования  
Медицинские средства индивидуальной защиты
– аптечка индивидуальная АИ-2 – индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11) – пакет перевязочный индивидуальный (ППИ) – профилактический антидот П-10М  
 
 


Оценка задания. Оценка за правильно выполненное задание, которое состоит из трех частей – 18баллов, при этом:

· за решение первой части задания «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» начисляется 6 баллов (по 1 баллу за каждую из 6 позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;

· за решение второй части задания «Средства индивидуальной защиты кожи» начисляется 8 баллов (по 1 баллу за каждую из 8 позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;

· за решение третьей части задания «Медицинские средства индивидуальной защиты» начисляется 4 балла (по 1 баллу за каждую из 4 позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.

 

Задание 7.Основываясь на знаниях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, выполните следующие задания:

1. По определениям опасных природных явлений, данных в левой колонке таблицы, в правой колонке, впишите вид опасного природного явления.

 

Определение опасного природного явления Вид опасного природного явления
Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагруз­ки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсми­ческих толчков и иных процессов. Оползень
Затопление водой местности, прилегаю­щей к реке, озеру или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а так­же причиняет материальный ущерб. Наводнение
Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (грязи, кам­ней). Сель
Ветер разрушительной силы и значи­тельной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с. Ураган (тайфун)
Покрытие окружающей местности слоем воды, залива-ющим дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий Затопление
Прибрежные тектонические и вулканические землетрясения, сопровождающиеся сдвигом вверх и вниз протяженных участков морского дна. Моретрясение
Сильный маломасштабный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, облада-ющий большой разруши­тельной силой. Смерч
Наводнения, вызванные весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах Половодье
Отрыв и катастрофичес­кое падение больших масс горных пород, их опрокидыва­ние, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. Обвал (горный обвал)
Наводнения, вызванные большим сопротивлением водному потоку, возникающим при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава Зажоры

2. Составьте фразу (определение понятия) из приведенных фрагментов, поясните, что она означает, и запишите её полностью

 

а) … нарушение условий жизнедеятельности людей …;

б) … сложив­шаяся в результате возникновения …;

в) … который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, …;

г) … обста­новка на определенной территории или акватории, …

д) … источника природной чрезвычайной ситуации…;

е) … значительные материальные потери и

г) … ущерб здоровью людей и ок­ружающей природной среде,

Ответ

Это определение чрезвычайной ситуации природного характера.

Природная чрезвычайная ситуация – это обста­новка на определенной территории или акватории, сложив­шаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и ок­ружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Оценка задания. Оценка за правильно выполненное задание, которое состоит из двух частей – 17 баллов, при этом:

· за правильное заполнение таблицы в первой части задания начисляется 10 баллов (по 1 балла за каждую из 10 позиций). Если в какой либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую часть задания начисляется – 7 баллов, при этом, если участником правильно пояснено, что означает фраза, но сама фраза не соответствует данному определению, начисляется – 2 балла; если ответ не указан, или составленная фраза не соответствует данному определению баллы не начисляются.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.