Эстетическое воспитание
Среди пользователей «Читай-города» есть немалое число детей, увлеченных различными видами творчества. Для них отдел творчества – самое привлекательное место. Здесь всегда необычно оформлены книжно-предметные выставки, в изобилии представлены творческие идеи и множество возможностей их практической реализации. В течение 2015 года в отделе творчества экспонируются развернутые книжно-предметные выставки из цикла «Творческие сезоны в «Читай-городе». В зависимости от времени года меняется оформление выставки, информация о праздниках, творческие идеи. Экспозицию сопровождают одноименные мастер-классы. Зимний творческий сезон в центральной детской библиотеке отразился в многочисленных авторских выставках поделок к Рождеству, выполненных в различных техниках, мастер-классах на экране и часах творчества для массовой аудитории, индивидуальных консультациях. На весенних творческих встречах с читателями около выставки библиотекарь рассказала о празднике Пасха, связанных с ним народных традициях, провела мастер-класс по изготовлению пасхальной открытки. Осенний творческий сезон Всего в рамках цикла «Творческие сезоны в «Читай-городе» проведено 10 часов творчества с участием 178 детей и подростков. Отдел творчества также предоставляет возможность всерьез заняться каким-либо видом прикладного творчества в клубных объединениях «Бусинка», «Паутинка», «Литературный handmade», «САМО-делка», «Академия домашних волшебников». С начала года в клубе любителей творчества «САМО-делка» зарегистрировано 202 посещения. Провели 17 занятий. Заседания клуба проходят каждую субботу. Направление клуба - декоративно-прикладное ручное творчество. Тематика занятий черпается из книг и журналов отдела творчества. В течение часа дети получают не только полезную информацию по конкретной теме, но и могут увидеть поделки других детей посредством электронной презентации. На практических занятиях дети мастерили фоторамки, подарочные коробки, закладки, искусственные цветы, открытки к праздникам. Например, на одном из занятий члены клуба научились мастерить изделия, выполненные в технике торцевания из гофрированной бумаги, и сделали необычную открытку «Старый новый год», на другом - библиотекарь провела беседу об истории праздника Пасхи и традициях его празднования, научила детей оформлять пасхальные яйца в технике декупаж. Материал на занятиях используется самый доступный: бумага, картон, лоскутки ткани, тесёмки, пуговицы и всевозможная бытовая мелочь. 182 посещения (19 занятий) зарегистрировано с начала года в клубелюбителей бисероплетения«Бусинка». Посетители клуба - дети с родителями, с бабушками, со старшими сестрами. Они успешно овладели техникой бисероплетения и смогли смастерить на практических занятиях в клубе самые разные изделия из бисера: поздравительные открытки, браслеты, кулоны, подвески, броши – цветочки. Перед каждым занятием в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Руководитель клуба любителей чтения и творчества «Литературный handmade»Николаева Е.А. часто практикует открытые заседания, на которые приглашает всех желающих попробовать себя в творчестве читателей библиотеки. Все поделки, выполняемые на занятиях клуба, непосредственно связаны с литературными произведениями. Так, например, одно из открытых заседаний началось с выразительного чтения по ролям отрывков из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Затем вместе с библиотекарем дети занялись изготовлением картины-аппликации в технике квиллинга «Алиса в стране чудес». В первом полугодии на занятиях клуба выполнены коллективные работы по произведениям Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Джонатана Свифта «Приключения Гулливера», Шарля Перро «Золушка». С начала года в клубе проведено 19 занятий, зарегистрировано 163 посещения. С февраля по март в цикле персональных творческих выставок «Открываем новые таланты» действовала выставка работ участников клуба «Литературный handmade». Персональные выставки в отделе творчества ЦДБ позволяют выявлять и поощрять творческие достижения пользователей библиотеки.
Сотрудники Центральной детской библиотеки также продолжают работу по проекту «Разноцветный мир»,в рамках которого проводятся познавательно-творческие программы из цикла «Мастерская на колесах» в помощь социально-психологической реабилитации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Для реализации проекта разработаны циклы познавательно-творческих программ с учётом психологических особенностей детей каждой категории, а также с учётом опыта проведения мероприятий с применением методики арттерапии и библиотерапии. Познавательно-творческие программы направлены на заполнение свободного от процедур времени пациентов Окружной детской клинической больницы. Помимо развлечения детей и отвлечения от болезней, библиотекари организуют их творческую и познавательную деятельность. Готовясь к творческому занятию, библиотекари продумывают все до деталей, вплоть до почти стерильной чистоты инструментов, которые будут использовать участники мастер-классов, потому что среди них пациенты гематологического отделения. Перед началом занятия библиотекари проходят обязательный медосмотр. Каждое творческое занятие сопровождается познавательной беседой. Так, например, во время одного из занятий библиотекарь провела беседу о том, зачем нужна закладка для книг, и показала мастер-класс по изготовлению закладки с цветком в технике оригами. Апрельские программы начинались с беседы об истории праздника Пасхи и традициях его празднования. Затем библиотекарь проводила мастер-класс по изготовлению пасхальной открытки. В конце каждого мероприятия предлагается рекомендательный список, представляющий книги и журналы из фонда ЦДБ по теме занятий. Всего за первое полугодие проведено 18 мероприятий из цикла «Мастерская на колесах», зарегистрировано 365 посещений.
Выездные мероприятия в рамках акции «Книги под солнцем» также сопровождаются творческими занятиями по изготовлению разнообразных поделок. На улице Пионерской в районе парка 13 и 14 июня сотрудники «Читай-города» развернули творческую мастерскую в палатках. Дети рисовали, лепили, делали забавные аппликации, знакомились с творческими идеями с помощью выставленных библиотекой книг. Традиционный цикл программ для детей и их родителей «Книжкины субботы» помимо познавательно-игровой части включает в себя и творческое занятие в отделе творчества центральной детской библиотеки. Так, например, 23 мая после игровой познавательной программы по сказке И. Макой «Пчелка Мелли» дети приняли участие в соревновании среди двух команд «Собери цветок», а потом в отделе творчества смастерили поделку «Ромашка» из бумаги в технике бумагопластика. За полугодие проведено 20 таких программ с посещением 135 чел.
Третий год библиотекари отдела творчества практикуют мастер-классы на экране из цикла «Фонтан идей». Небольшие группы читателей, пользуясь пошаговой инструкцией, представленной на экране, имеют возможность выполнить несложные поделки без помощи библиотекаря.
Для организации летнего отдыха детей в этом году ЦДБ разработан проект «Хоттабыч и Ко: каникулы в «Читай-городе».В основе проекта – игровая модель путешествия по разным станциям-отделам в компании Хоттабыча и его друзей. Одна из станций называется «Хобби-центр», это отдел творчества, в котором создана комфортная среда, располагающая к различным видам творческой деятельности. Библиотекари Отдела творчества только за июнь провели для детских пришкольных лагерей 24 мастер-класса по изготовлению поделок в различных техниках из доступных детям материалов. Подростковой аудитории адресован проект «Медиакласс». Медиакласс «Читай-города» выполняет функцию досугового отдела, также способствует привлечению детей и подростков к изучению истории создания медиатехники, повышению уровня их образования и культуры. В медиаклассе на данный момент выставлено 119 экспонатов. Ведётся журнал регистрации, составлен каталог экспонатов музея. Медиакласс посещают подростки и взрослые, в основном во время выполнения платной услуги. Для них организуются как индивидуальные, так и массовые экскурсии, в том числе и по заявкам школ. Кроме того, в рамках проекта проводятся информ-минутки вокруг одноименных выставок. Например, библиотекарь во время информминутки «Библиотека в истории человечества: от истоков до наших дней» познакомила детей с историей создания первых книг и библиотек древности, продемонстрировала детям папирус и глиняные дощечки.
Современных подростков, увлеченных компьютерными технологиями, неизменно привлекает все с приставкой «медиа». Поэтому самый популярный у подростков отдел в «Читай-городе» - это Медиатека. Его привлекательность в первую очередь состоит из компьютерной игротеки, бесплатный билет в которую пользователи получают в качестве поощрения за чтение, и мультимедийного фонда, с которым можно познакомиться на видеопросмотрах из цикла «Видеоменю». В 2015 году видеосеансы в ЦДБ проходят в зале общения. Здесь создана уютная среда с мягкими напольными подушками для комфортного просмотра в компании друзей. Видеопросмотры из цикла «Видеоменю» проходят согласно расписанию, составляемому на каждую неделю. Демонстрируются фильмы, снятые на основе художественных произведений, мультфильмы, научно-познавательное видео. При подборе видеоменю учитываются также и заявки пользователей. Благодаря видеосеансам активно используется DVD - фонд медиатеки. А посетителям «Читай-города» обеспечивается разнообразный досуг. В первом полугодии 2015 года 784 посетителя ЦДБ стали участниками 72 видеосеансов из цикла «Видеоменю». В «Читай-городе» продолжают проводить познавательные электронные презентациив местах обслуживания читателей. Пользователи теперь имеют возможность, пока идет их регистрация, не терять время даром, а получать интересную информацию. Так, например, в течение года на старшем абонементе транслировались по «Историческим четвергам» видеопрезентации из цикла «Марш Победы» о важнейших сражениях Великой Отечественной войны, а в отделе творчества систематически проходят на экране установленного здесь телевизора мастер-классы из цикла «Фонтан идей». Всем посетителям «Читай-города» доступна ретро-экспозиция Медиакласса. Здесь проводятся индивидуальные экскурсии и принимаются заявки на ряд массовых экскурсий по следующим темам: «А сейчас вылетит птичка!», «От счетной линейки до компьютера», «Телефон и компания», «Медиа Азбука». Так, например, во время экскурсии на тему «От счетной линейки до компьютера» с помощью электронной презентации библиотекарь познакомила детей со счётными устройствами с древнего мира и до наших дней. В конце встречи дети произвели подсчет чисел с помощью арифмометра, счетов и калькулятора. В «Читай-городе» продолжается поиск и разработка нетрадиционных подходов к выставочной деятельности библиотеки. Обязательным элементом всех выставок библиотеки теперь стало участие самих читателей в определении идеи и содержания выставки. Так, например, родилась идея выставки-сообщения «Календарь необычных праздников» в старшем читальном зале, которая оказалась очень привлекательной для подростков. Здесь же оформлена постоянно меняющаяся книжная выставка «Читают все!», которая дает ответы на вопросы, задаваемые членами «Клуба трех «Н» (Незнакомое, Невероятное, Непонятное). . Младший читальный зал представил в 2015 году книжно-предметную выставку «Всем знакомый Конек Горбунок». С помощью книг, предметов, собственных творческих самовыражений в рисунках, декламации, перевоплощениях, участия в играх, дети познакомились с известной сказкой Ершова. Такой комплексный подход к выставкам помогает лучше проникнуть в тексты рекламируемых произведений, помогает увидеть за словами образы. Кроме того, такие проекты оживляют, разнообразят среду библиотечных отделов. Пространство отдела творчества в 2015 году было заполнено многообразием творческих идей, объединенных темой времен года. Выставки из цикла «Творческие сезоны в «Читай – городе» представляли собой многочисленные подборки книг, журналов, творческих сайтов в помощь изготовлению поделок, подарков, украшению интерьера, организации игр. Рядом с информационными материалами были представлены образцы творческих работ не только библиотекарей, но и самих пользователей. Цикл видео-презентаций «Фонтан идей» давал практические советы по воплощению представленных на выставках творческих идей. Постоянно действовали персональные выставки творческих работ пользователей отдела творчества. Проект дополняли традиционные часы творчества с одноименным названием – всего в первом полугодии 10 творческих часов с посещением 178 детей и подростков.
Продвижение чтения
Центральная детская библиотека осуществляет систематическую деятельность по поддержке и развитию чтения. Программа «Поощрение чтения» реализуется библиотекой на протяжении 11 лет. В библиотеке традицией стало отмечать лучших читателей на фотостендах, в фотоальбомах «Звезды абонемента», ежеквартальных информационных листках о лидерах чтения во всех отделах библиотеки. Учитывая то, что лучшая рекомендация книги – это рекомендация сверстника, библиотека продолжает собирать читательские впечатления от прочитанных книг в виде сочинений на тему «Советуем прочитать» и комментариев на листках отзывов, вклеенных в книги. Младший абонемент собирает мнения о прочитанных книгах в специальные конверты, с которыми предлагает познакомиться перед выбором книг. Отзывы помещаются также на выставки рядом с книгами и активно служат их рекламе. Компьютерная игротека для старшеклассников служит для поощрения за чтение, и обслуживает по пригласительным билетам, выданным читальными залами или отделом творчества после чтения. В младшем читальном зале уже на протяжении 4-х лет ежедневно в одно и то же время проводятся ставшие популярными у детей громкие комментированные чтения из цикла «Читаем вместе». Перед сеансами просмотров в «Видеоклубе» библиотекарь знакомит детей с новинками книг и журналов. Даже занятия творчеством подчинены развитию чтения у детей – клуб «Литературный handmade». По программе «Поощрение чтения» проводятся мероприятия, направленные на привлечение к библиотеке, чтению книг, заполнению досуга детей познанием и творчеством. В библиотеке традицией стало отмечать лучших читателей на фотостендах, в фотоальбомах «Звезды абонемента», ежеквартальных информационных листках о лидерах чтения во всех отделах библиотеки. Учитывая то, что лучшая рекомендация книги – это рекомендация сверстника, библиотека продолжает собирать читательские впечатления от прочитанных книг в виде сочинений на тему «Советуем прочитать» и комментариев на листках отзывов, вклеенных в книги. Отзывы помещаются на выставки рядом с книгами и активно служат их рекламе. В рамках программы «Поощрение чтения» традиционно проводится ежегодный городской конкурс «Суперчитатель года».ЦДБ, являясь организатором этого конкурса в городских библиотеках, обслуживающих детей, составляет смету и Положение о конкурсе, обеспечивает рекламу в СМИ, приобретает призы, отчитывается по проекту, готовит торжественную церемонию награждения победителей конкурса. В ЦДБ для учета набранных читателями в ходе конкурса баллов используются ЧИТы. В конце 1 квартала подведены промежуточные итоги конкурса и определены лидеры в номинациях: «Верный друг библиотеки», «Многочитающий друг библиотеки», «Умный-разумный друг библиотеки», «Неравнодушный друг библиотеки», «Талантливый друг библиотеки». Информация о них размещена на информационных стендах библиотеки. Читатели, проявившие наибольшую активность в библиотеке летом, также будут отмечены на празднике «Суперчитатель лета», который состоится в сентябре. В течение года пользователи старшего абонемента привлекаются к участию в читательском движении «Книга по кругу», в ходе которого читатели, прочитавшие наибольшее количество в соответствии с темой года «Год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» будут отмечены при подведении итогов городского конкурса «Суперчитатель 2015». На старшем абонементе продолжается работа по проекту «Читательская цепочка». Проект основывается на утверждении аналитиков детского чтения, что лучшая рекомендация книги – это рекомендация сверстника. Поэтому проектом предусмотрены различные формы выражения читательского мнения о прочитанном произведении. Среди них «говорящая закладка», «короткий отзыв», «книга - сюрприз», авторские выставки – рекомендации лидеров чтения. Собрана уже целая коллекция читательских впечатлений от прочитанных книг в виде сочинений на тему «Советуем прочитать» и комментариев на листках отзывов, вклеенных в книги. Отзывы помещаются на выставки рядом с книгами и активно служат их рекламе. Книги, отмеченные читателями «Говорящими закладками» и комментариями в листках отзывов, пользуются повышенным спросом. Таким образом, реализация проекта создает условия для активизации чтения подростков, повышения его статуса среди занятий в свободное от учебы время.
Продвижению чтения способствует и переходящий проект «Библиотека и Музей: виртуальное рукопожатие». В 2015 году в мероприятиях проекта звучала Крымская тема. Начало года ознаменовалось видеомостом с Домом-музеем А.П. Чехова в Ялте. Ученый секретарь Дома-музея Юлия Долгополова и заведующая научно-просветительским отделом Леокадия Бусловская рассказали ребятам об истории создания «Белой дачи», о жизни Чехова в Ялте, литературном наследии русского писателя и судьбе ялтинского дома после его смерти. Видеомосту с музеем А.С. Пушкина в Гурзуфе предшествовали беседа о жизни и творчестве А.С.Пушкина, просмотр видеофрагментов о местах Крыма, связанных с именем великого поэта. В ходе виртуального общения с сотрудниками музея с заведующей отделом научно-просветительской работы Дремлюгиной С.М, и старшим научным сотрудником Вертела А.В. дети узнали интересные факты из жизни поэта и дворянской усадьбы XIX в., окунулись в историю создания музея. К экрану музейные работники принесли раритетные экспонаты и рассказали истории, с ними связанные. Заинтересованные рассказом дети задали множество вопросов и высказали свое желание побывать в местах пребывания Пушкина в Крыму. Работа по проекту продолжается, тем более что есть положительный отклик со стороны подрастающего поколения и обнадеживающий результат: прослеживается положительная динамика числа посещений библиотеки подростками, возросло число запросов на классическую литературу и книги о жизни и творчестве писателей-классиков. В целом, проект активно влияет на развитие читательского, интеллектуального уровня детей, посещавших виртуальные мероприятия.
Школьные весенние каникулы совпадают с традиционным библиотечным праздником – Неделей детской книги.Напраздник открытия Недели детской книги – игровую познавательную программу «Именины в «Читай – городе» собрались 35 школьников младшего возраста. С помощью электронной презентации они узнали об истории Недели детской книги, вместе с любимыми сказочными героями совершили путешествие по библиотеке, смастерили своими руками закладки для книг. Победители игр, загадок и головоломок получили призы. В течение Недели детской книги в Читай-городе» прошло 7 громких комментированных чтений из цикла «Читаем вместе», 8 видеопросмотров из цикла «Видеоменю», 2 мультпросмотра, 2 часа игры из цикла «Игровой калейдоскоп», 2 часа творчества, 5 открытых занятий в клубах отдела творчества. Например, открытое заседание клуба «Литературный handmade» началось с выразительного чтения по ролям отрывков из книги Джонатана Свифта «Приключение Гулливера». Затем вместе с библиотекарем дети продолжили изготовление картины-аппликации в технике квиллинга «Приключение Гулливера». Благодаря «Мастерской на колесах» ЦДБ участниками праздничных мероприятий стали и 40 пациентов Окружной клинической детской больницы. Отдел творчества на протяжении всей недели демонстрировал слайд-композицию из цикла «Фонтан идей», посвященную различным техникам изготовления книжных закладок. Эта информация была закреплена практическим мастер-классом, в котором приняли участие 18 читателей. В программу Недели детской книги вошла и традиционная «Книжкина суббота». В основу программы на сей раз была выбрана сказка Г. Остера «Зарядка для хвоста». В ходе чтения ребята выполнили упражнения, веселые физминутки, стали участниками познавательных игр и посмотрели оноименный мультфильм. В конце встречи библиотекарь предложила книги для домашнего чтения.
Памяти М.К.Анисимковой были посвящена театрализованная программа «Я – человек своего времени…». Творчество М.К. Анисимковой было представлено в ходе театрализованного мероприятия. Большой интерес вызвала композиция, сделанная с помощью теневого театра, по сказу «Жили – были сосновые братья». Украсил мероприятие и театрализованный сюжет с участием вогула Ерофея Анямова, героя книги писательницы, который рассмешил детей своими необыкновенными приключениями. После мероприятия дети познакомились с выставкой книг М. К. Анисимковой.
Привлечению к чтению служат театрализованные экскурсии «Пригласительный билет в «Читай-город» для младших школьников. Это путешествие по залам библиотеки в сопровождении Принцессы книжного царства, Шебуршуна Библиотечного и доктора Книжкина, кукольное представление о правилах пользования библиотекой, игровые минутки, чтение в читальном зале. В течение полугодия 2015 года на 7 театрализованных экскурсиях в библиотеке побывали 136 детей.
В Центральной детской библиотеке в целях возрождения семейного чтения на протяжении 7 лет реализуется проект «Книжкины субботы», который предоставляет возможность маленьким читателям и их родителям в процессе общения в библиотеке познакомиться с новыми произведениями и их авторами, научиться приемам обучения чтению, получать удовольствие от совместного чтения. Во время «Книжкиных суббот» используются самые разнообразные подходы к чтению вслух: комментированное чтение, чтение по ролям, театрализованное чтение, чтение в обстановке произведения, чтение с элементами игры и т.д. Библиотекарем учитывается не только возраст маленьких читателей, но само произведение, которое будет прочтено. Важно, чтобы оно носило воспитательный, обучающий характер. Литературная тема Книжкиных суббот продолжается в творческих занятиях, которые для детей проводятся в отделе творчества. Разнообразие занятий во время этих мероприятий, их развивающий характер и бесплатность способствуют большой популярности «Книжкиных суббот» у детей и их родителей. Например, библиотекари для очередной встречи 11 апреля выбрали сказку И. Макой, К. Гребан «Пчелка Мелли». В ходе чтения дети поиграли в игру на знакомство «Снежный ком», выполнили упражнение для развития внимания «Что лишнее?» и стали участниками подвижной игры «День и ночь». Затем дети в отделе творчества смастерили «Пчелку» из бумаги в технике бумагопластика. В конце встречи библиотекарь предложила книги для домашнего чтения. Во время «Книжкиных суббот» используются также различные приёмы сказкотерапии, как инструмент развития, который позволяет развивать во время прослушивания и обсуждения сказки так необходимые для ребенка творчество и фантазию. При этом ребенок также осваивает основные способы принятия решений. Используя эти приёмы, мы вводим в программу «Книжкиных суббот» театрализацию сюжетов прочитанного произведения с помощью кукольного, теневого театров, пальчиковых кукол. Например, мероприятие по произведению Д. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» было проведено с использованием кукольного театра, а на другом занятии дети сами стали артистами, инсценируя совместно прочитанную сказку «Лубяная избушка» и переживая все события вместе с её героями. Новый импульс к использованию театрализации во время «Книжкиных суббот» дал опыт работы главного библиотекаря Российской Государственной Детской Библиотеки, специалиста детского чтения Н. Потмальниковой, с которым мы ознакомились во время вебинаров «Мастер-классы «Студия воспитания будущего читателя «Терем-теремок», проведенных РГДБ в 2015 году. Используются также игровые приемы, музыкальное сопровождение. Проводится гимнастика для глаз «Крошка енот» с использованием презентации (задача детей следить, за передвигающимися по разной траектории, енотом, солнышком, облаками). Все задания, предложенные детям, выполняют не только развлекательную функцию, но и обучающую, развивающую. Обязательным элементом мероприятий цикла являются также физминутки. По окончании занятия библиотекарь предлагает детям книги для домашнего чтения, изготовить игрушку в отделе творчества (это может быть один из героев, прочитанного произведения) или посмотреть одноименный мультфильм. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|