Сенситивная акцентуация.
В отношении этого типа мнения разных психиатров расходятся. В прежние годы многие знаменитые психиатры относили таких людей к другим типам — к шизоидам или астеникам, но сенситивы существенно отличаются от шизоидов и несколько ближе к астеникам, однако составляют особую подгруппу. Поэтому известный психиатр А.Е.Личко, блестяще описавший акцентуации характера и психопатии у подростков, выделяет сенситивность как отдельный тип. Это люди, чрезмерно чувствительные и впечатлительные с высокими моральными требованиями к самим себе. Они постоянно ощущают свою неполноценность, еще больше усиливающуюся при их оценке собственных волевых и морально-этических качеств, что создает основу для формирования комплексов в подростковом возрасте. Они обидчивы и ранимы, застенчивы и робки, что мешает им подружиться с теми, кто им симпатичен, они не умеют и не стремятся быть лидерами или "душой компании", не любят авантюры, приключения и риск, не любят ссориться, лгать, притворяться и выставлять свои переживания напоказ, поэтому на первый взгляд могут произвести впечатление замкнутых. В подростковом возрасте внутреннее самоуничижение может сосуществовать с отчаянной бравадой в поведении. С ранних лет такие дети пугливы и боязливы. Они боятся "страшных" сказок, темноты, бродячих собак, боятся оставаться одни. Они просят родителей не выключать свет на ночь, потому что не могут заснуть в темноте. Если потом родители выключают свет, то, проснувшись, дети пугаются и громко плачут. Они хотят, чтобы на ночь мать брала их к себе в постель, и спокойно засыпают, только если чувствуют ее рядом с собой. Даже во сне они не выпускают руку матери или прижимаются к ней. Такие дети многого боятся, и родителям подчас бывают непонятны их страхи. Например, одна девочка не решалась высунуть ногу из-под одеяла или свесить руку с кровати, и мать долго не могла понять, в чем же дело. Оказалось, дочь представляла, что из-под кровати может вылезти большая крыса или "что-то страшное" и вцепиться ей в руку или ногу. Если ласково расспросить такого пугливого ребенка, он расскажет о своих страхах, потому что эти дети всегда ищут помощи взрослых в трудных ситуациях. Сами они неспособны что-то предпринять, чтобы защититься от страхов, например, боятся встать с постели и включить свет при страхе темноты или спрятаться в подъезд при виде собаки или незнакомого человека. В трудных для них ситуациях они теряются, плачут и бегут под защиту взрослых. На прогулку соглашаются только в сопровождении взрослых, так как это придает им уверенность в защите. Они боятся и своих более активных и драчливых сверстников, поэтому избегают озорных и рискованных развлечений и предпочитают тихие одиночные игры или избирают для общения детей гораздо более младшего возраста и среди них чувствуют себя спокойнее и увереннее. Такие дети понимают свою несостоятельность, но не стремятся ее преодолеть и стараются не привлекать к себе внимания, избегая ситуаций, где могут проявиться их слабости. Они плохо переносят новую обстановку, с незнакомыми людьми становятся еще более робкими и застенчивыми и впредь вообще избегают общения с ними. Внешне это может показаться замкнутостью, необщительностью, из-за чего, по-видимому, некоторые психиатры и относили этот тип к шизоидному. Но их нельзя считать замкнутыми, потому что они не могут общаться только с незнакомыми, а с родственниками и хорошо знакомыми людьми они общаются охотно, послушны, приветливы и обнаруживают глубокую привязанность к тем, кто к ним добр и их любит, в то время как шизоиды отгорожены даже от своих близких. Кроме того, в отличие от шизоидов, у сенситивов нет необычных, не по возрасту ранних увлечений серьезными отвлеченными науками или абстрактными понятиями. Они очень привязаны к своим родителям, бабушкам и дедушкам, а также няням и воспитателям, к которым привыкли с детства. Родители называют такого ребенка "тепличным растением", "домашним ребенком". Вначале их пугает новый детский коллектив — ив детском саду, и в школе. Они не участвуют в шумной возне своих ровесников, а тихо сидят в уголке, занимаясь рисованием или лепкой, а в школе — читают книги на переменах. Они боятся контрольных, боятся выходить к доске и отвечать перед всем классом, часто конфузятся и краснеют, что еще больше усиливает их убеждение в собственной неполноценности. Но постепенно сверстники привыкают к ним, а они привыкают к коллективу и тогда неплохо адаптируются. Девочки выбирают себе такую же тихую подружку и только с ней ходят на переменах между уроками. Мальчики иногда отдают предпочтение более сильному однокласснику и видят в нем защиту, как в детстве искали защиты у взрослых. Они очень привязываются к своей первой учительнице, особенно если та тепло к ним относится. Если у них нет друзей, стараются на переменах держаться возле учителя. Обычно такие дети вызывают симпатию и сочувствие учителей, так как они не назойливы, послушны, прилежны, учатся старательно. Если педагоги понимают их ранимость и застенчивость и щадят их, оберегая от агрессивных одноклассников, дети это очень ценят и отвечают на такое отношение благодарностью и привязанностью. Точно так же они ведут себя и в своем дворе. Со своими сверстниками, с которыми росли вместе с ранних лет, они могут быть общительны и играют с удовольствием. Но чаще всего они избирательно общительны. Они опасаются чрезмерно активных детей и выбирают в друзья спокойных и тихих, с которыми могут шептаться на скамейке в стороне от остальных детей или гулять парой. Дети с сенситивностью не стремятся к тому, чтобы у них было много друзей, им достаточно одного, с которым можно проводить время. Если в их отношения вклинивается третий, то дружба может распасться, так как у этих двоих появляются свои интересы и прежний друг чаще всего отдаляется от сенситивного ребенка. Такие ситуации дети и подростки болезненно переживают. Если родители переезжают на другое место жительства, меняется учитель или такого ребенка переводят в новую школу — для него это психотравмирующая ситуация. Он долго привыкает к новому коллективу, скучает и по прежнему учителю, и по своему другу или подруге. В подростковом возрасте наиболее отчетливо проявляются обе особенности сенситивной психопатии — "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности", которые подметил у этих людей знаменитый психиатр П. Б. Ганнушкин. В отличие от других подростков, у сенситивных не так выражено стремление к самостоятельности. Они по-прежнему очень привязаны к своим родным и к хорошо знакомым людям. Опекой старших они не тяготятся и даже охотно ей подчиняются, во всем следуют советам родителей, перенимают их манеру поведения и их идеалы. Как и в детские годы, они не стремятся в подростковые группы и предпочитают иметь не множество приятелей, а одного постоянного друга. Часто они избирают в друзья человека более старшего возраста. У них могут быть разнообразные увлечения — коллекционирование, музыка, рисование, лепка, вышивание, вязание, шитье, шахматы, разведение аквариумных рыбок или домашних цветов и так далее. В этом нет ничего показного. Даже свои интересные коллекции и достижения они оценивают достаточно скромно. Нередко сенситивные подростки выбирают себе друга, имеющего сходные увлечения. У них рано формируется чувство долга и ответственности, нравственно-этическая позиция с высокими требованиями к себе и окружающим. Они не любят грубости, бестактности, цинизма и жестокости. Но в первую очередь они очень требовательны к себе, видят у себя множество недостатков, считают себя слабовольными, чересчур робкими и застенчивыми. Они не проявляют протестных реакций, свойственных многим подросткам, а если их ругают или упрекают, плачут и могут впасть в отчаяние. Слабым местом у сенситивных подростков являются ситуации, когда в наибольшей степени проявляется их чувство собственной неполноценности. Для них очень важно, как относятся к ним окружающие. Поэтому они так тянутся к взрослым, так как только взрослые способны посочувствовать столь ранимому подростку. В среде сверстников они часто подвергаются насмешкам и даже издевательствам. У некоторых могут наблюдаться нарушения поведения — прогулы школьных занятий, побеги из дома или интерната, но причины такого поведения отличаются от аналогичных проявлений у других. Чаще всего так поступают "затравленные" сенситивные подростки, когда насмешки, обидные замечания и грубость ровесников создают непереносимую для них ситуацию. Иногда они могут затеять драку с обидчиком, но это скорее акт отчаяния, чем агрессивность. Драчливость, хулиганские действия не свойственны сенситивным. Для таких подростков очень болезненны ситуации, когда они подвергаются несправедливым обвинениям в неблаговидном поступке, который они не совершали. Они очень чувствительны к отношению окружающих. Иногда незначительное, вскользь брошенное замечание или упрек могут повергнуть такого подростка в уныние и привести к отказу посещать школу. Даже состояние влюбленности проявляется у них иначе, чем у других подростков. Одни из них молча страдают, не в силах проявить свои чувства, и предмет любви может даже и не подозревать об этом. Или же наоборот, стремясь преодолеть свою робость, такой подросток может решительно объясниться в любви, что порой вызывает удивление и даже насмешки. В любых психотравмирующих ситуациях у сенситивных подростков возможно возникновение длительных периодов пониженного настроения, когда их ощущение собственной неполноценности может стать очень выраженным. В такое время часты попытки самоубийства. Бывает, что самоубийству предшествует длительный период, когда мысли о своей никчемности и нежелании жить возникают неоднократно, но реальных попыток самоубийства подросток не предпринимает. Но когда накапливаются неудачи и усиливается разочарование в себе, какой-нибудь незначительный повод может стать последней каплей, и сенситивный психопат решается покончить с собой. В отличие от многих других типов в таких попытках нет нарочитости, стремления привлечь к себе внимание или "отомстить" кому-то, у подростка действительно существует истинное намерение покончить с собой. И это бывает неожиданным для окружающих, так как они не замечали ничего серьезного, чем можно было бы объяснить такое намерение у столь юного существа. Даже любящие родители не всегда могут понять мотивы, побудившие их ребенка совершить попытку самоубийства, поскольку взрослым эти причины не кажутся значительными. Нередко они оставляют записки: "Я не могу так больше жить", не объясняя, что именно привело их к решению покончить с собой. Многие уверенные в себе люди, в том числе и родители, не в состоянии постичь сложный мир глубоких переживаний сенситивного ребенка, еще более обостряющихся в подростковом возрасте. В старших классах школы у таких подростков может проявиться реакция гиперкомпенсации, когда прежние тихони начинают вести себя вызывающе. Они ищут компенсации своей слабости именно в тех областях, где чувствуют свою неполноценность. Прежде робкие, стеснительные девочки посещают все школьные вечера, дискотеки, меняют свою внешность, начинают пользоваться косметикой, красят волосы, делают "взрослую" прическу, носят мини-юбки или другую одежду, не положенную в школе, курят. Мальчики тоже начинают курить и выпивать, иногда нарочито стремясь попасться на глаза учителям или другим взрослым, становятся развязными и даже заносчивыми, стараются доказать свою волю и решительность, делают вид, что им "все нипочем". И родители, и учителя порой поражаются разительной перемене, происшедшей с прежде тихим и послушным подростком. Чтобы стать сильными и "тренировать волю", некоторые начинают заниматься спортом, предпочитая силовые его виды. Это приносит им определенную пользу, хотя данных для достижения серьезных спортивных результатов у них нет. У некоторых подростков старшего возраста стремление к самоутверждению и реакция гиперкомпенсации могут проявиться в желании добиться "общественных постов", например, стать старостой класса. Они берутся за ответственные поручения, занимаются общественной работой, участвуют в школьной художественной самодеятельности. Но такие ситуации чаще всего делают еще более явной несостоятельность сенситивного подростка, так как его амбиции не соответствуют реальным возможностям, у него нет достаточной силы, чтобы стать настоящим лидером в среде сверстников, и это может нанести болезненный удар по самолюбию. В ситуациях, требующих реальных решительных действий, а не бравады, он теряется и пасует. Это роняет престиж сенситива в глазах окружающих, а еще больше — в его собственных глазах. Взрослому человеку, которому он доверяет и который способен проявить к нему сочувствие, подросток может откровенно рассказать о своих внутренних переживаниях, самоукорах и самобичевании, высоких требованиях к себе, и его показная бравада может смениться слезами. Но если такого близкого человека нет, в эти трудные минуты еще больше усиливается ощущение собственной неполноценности, возникают длительные периоды подавленного настроения и в таких случаях тоже возможны попытки самоубийства. В целом сенситивность отличается очень слабой степенью адаптации. Даже у взрослых людей любые незначительные неприятности, связанные с отношением окружающих, бросающие тень на их репутацию, насмешки, упреки или обвинения в недостатке решительности могут вызвать длительные периоды уныния, подавленности, вплоть до возникновения депрессии и реактивных состояний. Лишь в очень благоприятных условиях, когда человек постоянно находится в одном и том же коллективе, где его хорошо знают, спокойно и дружески относятся к особенностям его характера и не требуют от него слишком многого, может наблюдаться длительная адаптация. Но малейшие изменения условий — появление нового начальника, не считающегося со слабостями характера своих подчиненных, смена места работы, места жительства, перемены в семейных взаимоотношениях — вызывают декомпенсацию. Как правило, сенситивы избегают употреблять спиртное, так как оно вызывает у них не веселье, а наоборот, ухудшение настроения. Кроме того, их нравственно-этическая позиция и высокие моральные требования формируют отрицательное отношение к пьянству как неприемлемому явлению. Они осуждают неумеренно пьющих людей и сами не стремятся корригировать свои недостатки с помощью спиртного.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|