Здавалка
Главная | Обратная связь

Сенситивная акцентуация.

В отношении этого типа мнения разных пси­хиатров расходятся. В прежние годы многие знаменитые психи­атры относили таких людей к другим типам — к ши­зоидам или астеникам, но сенситивы существенно отличаются от шизоидов и несколько ближе к астеникам, однако составляют особую подгруппу. Поэтому известный психиатр А.Е.Личко, блестяще описавший акцентуации характера и психо­патии у подростков, выделяет сенситивность как от­дельный тип.

Это люди, чрезмерно чувствительные и впечатлительные с высокими моральными требованиями к самим себе. Они посто­янно ощущают свою неполноценность, еще больше усиливающу­юся при их оценке собственных волевых и морально-этических качеств, что создает основу для формирования комплексов в под­ростковом возрасте.

Они обидчивы и ранимы, застенчивы и робки, что меша­ет им подружиться с теми, кто им симпатичен, они не умеют и не стремятся быть лидерами или "душой компании", не любят аван­тюры, приключения и риск, не любят ссориться, лгать, притво­ряться и выставлять свои переживания напоказ, поэтому на пер­вый взгляд могут произвести впечатление замкнутых.

В подростковом возрасте внутреннее самоуничижение может сосуществовать с отчаянной бравадой в поведении.

С ранних лет такие дети пугливы и боязливы. Они боятся "страшных" сказок, темноты, бродячих собак, боятся оставаться одни.

Они просят родителей не выключать свет на ночь, пото­му что не могут заснуть в темноте. Если потом родители выклю­чают свет, то, проснувшись, дети пугаются и громко плачут.

Они хотят, чтобы на ночь мать брала их к себе в постель, и спокойно засыпают, только если чувствуют ее рядом с собой. Даже во сне они не выпускают руку матери или прижимаются к ней.

Такие дети многого боятся, и родителям подчас бывают непонятны их страхи. Например, одна девочка не решалась высу­нуть ногу из-под одеяла или свесить руку с кровати, и мать долго не могла понять, в чем же дело. Оказалось, дочь представля­ла, что из-под кровати может вылезти большая крыса или "что-то страшное" и вцепиться ей в руку или ногу.

Если ласково расспросить такого пугливого ребенка, он расскажет о своих страхах, потому что эти дети всегда ищут по­мощи взрослых в трудных ситуациях. Сами они неспособны что-то предпринять, чтобы защититься от страхов, например, боятся встать с постели и включить свет при страхе темноты или спря­таться в подъезд при виде собаки или незнакомого человека.

В трудных для них ситуациях они теряются, плачут и бегут под защиту взрослых. На прогулку соглашаются только в сопровождении взрослых, так как это придает им уверенность в защите.

Они боятся и своих более активных и драчливых свер­стников, поэтому избегают озорных и рискованных развлече­ний и предпочитают тихие одиночные игры или избирают для общения детей гораздо более младшего возраста и среди них чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Такие дети понимают свою несостоятельность, но не стремятся ее преодолеть и стараются не привлекать к себе вни­мания, избегая ситуаций, где могут проявиться их слабости.

Они плохо переносят новую обстановку, с незнако­мыми людьми становятся еще более робкими и застенчивыми и впредь вообще избегают общения с ними.

Внешне это может показаться замкнутостью, необщи­тельностью, из-за чего, по-видимому, некоторые психиатры и относили этот тип к шизоидному.

Но их нельзя считать замкнутыми, потому что они не могут общаться только с незнакомыми, а с родственниками и хорошо знакомыми людьми они общаются охотно, послушны, приветливы и обнаруживают глубокую привязанность к тем, кто к ним добр и их любит, в то время как шизоиды отгороже­ны даже от своих близких. Кроме того, в отличие от шизоидов, у сенситивов нет необычных, не по возрасту ран­них увлечений серьезными отвлеченными науками или абст­рактными понятиями.

Они очень привязаны к своим родителям, бабушкам и дедушкам, а также няням и воспитателям, к которым при­выкли с детства. Родители называют такого ребенка "теплич­ным растением", "домашним ребенком".

Вначале их пугает новый детский коллектив — ив дет­ском саду, и в школе. Они не участвуют в шумной возне своих ровесников, а тихо сидят в уголке, занимаясь рисованием или лепкой, а в школе — читают книги на переменах. Они боятся контрольных, боятся выходить к доске и отвечать перед всем классом, часто конфузятся и краснеют, что еще больше уси­ливает их убеждение в собственной неполноценности.

Но постепенно сверстники привыкают к ним, а они при­выкают к коллективу и тогда неплохо адаптируются. Девочки выбирают себе такую же тихую подружку и только с ней ходят на переменах между уроками. Мальчики иногда отдают пред­почтение более сильному однокласснику и видят в нем защи­ту, как в детстве искали защиты у взрослых.

Они очень привязываются к своей первой учительни­це, особенно если та тепло к ним относится. Если у них нет друзей, стараются на переменах держаться возле учителя.

Обычно такие дети вызывают симпатию и сочувствие учителей, так как они не назойливы, послушны, прилежны, учатся старательно. Если педагоги понимают их ранимость и застенчивость и щадят их, оберегая от агрессивных однокласс­ников, дети это очень ценят и отвечают на такое отношение благодарностью и привязанностью.

Точно так же они ведут себя и в своем дворе. Со своими сверстниками, с которыми росли вместе с ранних лет, они могут быть общительны и играют с удовольствием.

Но чаще всего они избирательно общительны. Они опа­саются чрезмерно активных детей и выбирают в друзья спо­койных и тихих, с которыми могут шептаться на скамейке в стороне от остальных детей или гулять парой.

Дети с сенситивностью не стремятся к тому, чтобы у них было много друзей, им достаточно одного, с кото­рым можно проводить время. Если в их отношения вклинива­ется третий, то дружба может распасться, так как у этих двоих появляются свои интересы и прежний друг чаще всего отда­ляется от сенситивного ребенка. Такие ситуации дети и под­ростки болезненно переживают.

Если родители переезжают на другое место жительст­ва, меняется учитель или такого ребенка переводят в новую школу — для него это психотравмирующая ситуация. Он долго привыкает к новому коллективу, скучает и по прежнему учите­лю, и по своему другу или подруге.

В подростковом возрасте наиболее отчетливо прояв­ляются обе особенности сенситивной психопатии — "чрезвы­чайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство соб­ственной недостаточности", которые подметил у этих людей знаменитый психиатр П. Б. Ганнушкин.

В отличие от других подростков, у сенситивных не так выражено стремление к самостоятельности. Они по-прежне­му очень привязаны к своим родным и к хорошо знакомым людям. Опекой старших они не тяготятся и даже охотно ей подчиняются, во всем следуют советам родителей, перени­мают их манеру поведения и их идеалы.

Как и в детские годы, они не стремятся в подростко­вые группы и предпочитают иметь не множество приятелей, а одного постоянного друга. Часто они избирают в друзья чело­века более старшего возраста.

У них могут быть разнообразные увлечения — коллек­ционирование, музыка, рисование, лепка, вышивание, вяза­ние, шитье, шахматы, разведение аквариумных рыбок или до­машних цветов и так далее. В этом нет ничего показного. Даже свои интересные коллекции и достижения они оценивают до­статочно скромно. Нередко сенситивные подростки выбирают себе друга, имеющего сходные увлечения.

У них рано формируется чувство долга и ответствен­ности, нравственно-этическая позиция с высокими требова­ниями к себе и окружающим. Они не любят грубости, бестакт­ности, цинизма и жестокости.

Но в первую очередь они очень требовательны к себе, видят у себя множество недостатков, считают себя слабо­вольными, чересчур робкими и застенчивыми.

Они не проявляют протестных реакций, свойственных многим подросткам, а если их ругают или упрекают, плачут и могут впасть в отчаяние.

Слабым местом у сенситивных подростков являются ситуации, когда в наибольшей степени проявляется их чувст­во собственной неполноценности. Для них очень важно, как относятся к ним окружающие. Поэтому они так тянутся к взрос­лым, так как только взрослые способны посочувствовать столь ранимому подростку. В среде сверстников они часто подвер­гаются насмешкам и даже издевательствам.

У некоторых могут наблюдаться нарушения поведения — прогулы школьных занятий, побеги из дома или интерната, но причины такого поведения отличаются от аналогичных про­явлений у других. Чаще всего так поступают "затравленные" сенситивные подростки, когда насмешки, обидные замечания и грубость ровесников создают непереносимую для них ситу­ацию. Иногда они могут затеять драку с обидчиком, но это скорее акт отчаяния, чем агрессивность. Драчливость, хули­ганские действия не свойственны сенситивным.

Для таких подростков очень болезненны ситуации, ког­да они подвергаются несправедливым обвинениям в неблаго­видном поступке, который они не совершали. Они очень чув­ствительны к отношению окружающих. Иногда незначительное, вскользь брошенное замечание или упрек могут повергнуть та­кого подростка в уныние и привести к отказу посещать школу.

Даже состояние влюбленности проявляется у них иначе, чем у других подростков. Одни из них молча страдают, не в силах проявить свои чувства, и предмет любви может даже и не подозревать об этом. Или же наоборот, стремясь преодолеть свою робость, такой подросток может решитель­но объясниться в любви, что порой вызывает удивление и даже насмешки.

В любых психотравмирующих ситуациях у сенситив­ных подростков возможно возникновение длительных перио­дов пониженного настроения, когда их ощущение собствен­ной неполноценности может стать очень выраженным. В такое время часты попытки самоубийства.

Бывает, что самоубийству предшествует длительный период, когда мысли о своей никчемности и нежелании жить возникают неоднократно, но реальных попыток самоубийства подросток не предпринимает.

Но когда накапливаются неудачи и усиливается разо­чарование в себе, какой-нибудь незначительный повод может стать последней каплей, и сенситивный психопат решается покончить с собой.

В отличие от многих других типов в таких попытках нет нарочитости, стремления привлечь к себе внима­ние или "отомстить" кому-то, у подростка действительно суще­ствует истинное намерение покончить с собой. И это бывает неожиданным для окружающих, так как они не замечали ничего серьезного, чем можно было бы объяснить такое намерение у столь юного существа.

Даже любящие родители не всегда могут понять мо­тивы, побудившие их ребенка совершить попытку самоубий­ства, поскольку взрослым эти причины не кажутся значитель­ными. Нередко они оставляют записки: "Я не могу так больше жить", не объясняя, что именно привело их к решению покон­чить с собой.

Многие уверенные в себе люди, в том числе и роди­тели, не в состоянии постичь сложный мир глубоких пережи­ваний сенситивного ребенка, еще более обостряющихся в под­ростковом возрасте.

В старших классах школы у таких подростков может проявиться реакция гиперкомпенсации, когда прежние ти­хони начинают вести себя вызывающе. Они ищут компенсации своей слабости именно в тех областях, где чувствуют свою неполноценность.

Прежде робкие, стеснительные девочки посещают все школьные вечера, дискотеки, меняют свою внешность, начи­нают пользоваться косметикой, красят волосы, делают "взрос­лую" прическу, носят мини-юбки или другую одежду, не поло­женную в школе, курят.

Мальчики тоже начинают курить и выпивать, иногда на­рочито стремясь попасться на глаза учителям или другим взрос­лым, становятся развязными и даже заносчивыми, стараются доказать свою волю и решительность, делают вид, что им "все нипочем".

И родители, и учителя порой поражаются разительной пе­ремене, происшедшей с прежде тихим и послушным подростком. Чтобы стать сильными и "тренировать волю", некоторые начинают заниматься спортом, предпочитая силовые его виды. Это приносит им определенную пользу, хотя данных для дости­жения серьезных спортивных результатов у них нет.

У некоторых подростков старшего возраста стремление к самоутверждению и реакция гиперкомпенсации могут про­явиться в желании добиться "общественных постов", например, стать старостой класса. Они берутся за ответственные поруче­ния, занимаются общественной работой, участвуют в школьной художественной самодеятельности.

Но такие ситуации чаще всего делают еще более явной несостоятельность сенситивного подростка, так как его амбиции не соответствуют реальным возможностям, у него нет достаточ­ной силы, чтобы стать настоящим лидером в среде сверстников, и это может нанести болезненный удар по самолюбию. В ситуа­циях, требующих реальных решительных действий, а не брава­ды, он теряется и пасует.

Это роняет престиж сенситива в глазах ок­ружающих, а еще больше — в его собственных глазах. Взрослому человеку, которому он доверяет и который способен проявить к нему сочувствие, подросток может откровенно рассказать о своих внут­ренних переживаниях, самоукорах и самобичевании, высоких тре­бованиях к себе, и его показная бравада может смениться слезами. Но если такого близкого человека нет, в эти трудные ми­нуты еще больше усиливается ощущение собственной неполно­ценности, возникают длительные периоды подавленного настро­ения и в таких случаях тоже возможны попытки самоубийства.

В целом сенситивность отличается очень сла­бой степенью адаптации. Даже у взрослых людей любые незна­чительные неприятности, связанные с отношением окружающих, бросающие тень на их репутацию, насмешки, упреки или обви­нения в недостатке решительности могут вызвать длительные пе­риоды уныния, подавленности, вплоть до возникновения депрес­сии и реактивных состояний.

Лишь в очень благоприятных условиях, когда человек постоянно находится в одном и том же коллективе, где его хорошо знают, спокойно и дружески относятся к особенностям его характера и не требуют от него слишком многого, мо­жет наблюдаться длительная адаптация. Но малейшие изме­нения условий — появление нового начальника, не считаю­щегося со слабостями характера своих подчиненных, смена места работы, места жительства, перемены в семейных взаи­моотношениях — вызывают декомпенсацию.

Как правило, сенситивы избегают упот­реблять спиртное, так как оно вызывает у них не веселье, а наоборот, ухудшение настроения. Кроме того, их нравствен­но-этическая позиция и высокие моральные требования фор­мируют отрицательное отношение к пьянству как неприемле­мому явлению. Они осуждают неумеренно пьющих людей и сами не стремятся корригировать свои недостатки с помо­щью спиртного.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.