Здавалка
Главная | Обратная связь

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

1. Найдите отклонения от современной нормы в упот­реблении форм рода имен существительных.

1. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (И. Бунин). 2. - Это бы ещё ничего, — инкогнито проклятое! (Н. Гоголь) 3. В Белой Зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки (Ф. Дос­тоевский). 4. Над сном привычной суеты сквозит вуаль, покрытый муш­ками, глаза и мелкие черты (А. Блок). 5. О, не тревожь меня укорой спра­ведливой! (Ф. Тютчев). 6. У матери был когда-то хороший контральт; голос дочери был несколько слаб, но приятен (Л. Толстой). 7. Он слы­шал игру на рояли (А. Чехов).

 

2. Сгруппируйте существительные в зависимости от употребления вариантных форм рода: а) параллельные формы, не раз­личающиеся стилистически; б) параллельные формы, одна из которых устарела; в) параллельные формы, различающиеся стилистически; г) па­раллельные формы, различающие значения.

Унт – унта, георгин — георгина, банкнот – банкнота, гранат – граната, вуаль – вуаль, взяток – взятка, перифраз – перифраза, городище – городище, тапок – тапка, плацкарт – плацкарта, ставень – ставня, санаторий – санатория, арабеск – арабеска.

3. Определите род существительных, согласуя с ними прилагательные.

I. Каменн... домищ.., сух... мозоль, прочн... толь, толков... подмас­терье, голосист... скворушка, цветн... гуашь, сед... бородищ.., прозрачн... тюль, глубок... прорубь, ужасн... духотищ.., январск... холодина, травян... шампунь, бел... эмаль, стальн... противень, серебрист... кефаль, байкальск... омуль, зелен... ягель.

II. Неприкрыт... фальшь, высохш... фенхель, снежн... залежь, волжск... стрежень, спаржев... фасоль, старинн... ридикюль, свеж... про­вансаль, старинн... рояль, коварн... сель, ранн... картофель, сломанн... капсюль, резк... нашатырь, вкусн... студень, яичн... вермишель, аро­матн... ваниль, мелк... щебень.

 

4. Определите, какие существительные не имеют фор­мы единственного числа. Укажите начальную форму всех существитель­ных, определите род всех слов.

 

Консервы, гренки, жабры, девчата, люди, опилки, ходули, кудри, блёстки, сумерки, специи, аксессуары, макароны, антресоли, кла­викорды, кроссовки, кеды, колготки, шпроты, канделябры, равиоли.

 

5. Составьте "обувной гардероб". Поставьте существи­тельные в форму единственного числа, определите их род.

Туфли, тапки, сандалеты, ботинки, валенки, ботфорты, кеды, бут­сы, кроссовки, унты, боты, тапочки, сандалии, босоножки, шлёпки.


6. Допишите окончания прилагательных. Переведите полученные словосочетания на белорусский язык. Совпала ли катего­рия рода у данных слов?

Сильн... боль, серебрян... медаль, любим... мозоль, длинн... тень, зл... собака, теми... вуаль, солдатск... шинель, бел... лебедь, сер... гусь, махов... сажень.

 

7. Определите значение и род несклоняемых существительных.

I. Арго, антраша, банджо, бибабо, брокколи, бунгало, динго, драп­ри, индиго, гну, гризли, иваси, кепи, колибри, киви-киви, конферансье, кофе, кутюрье.

II. Мацони, кюре, манго, марабу, маэстро, паспарту, пери, путассу, рантье, ранчо, рефери, салями, сирокко, травести, цеце, цунами, фуэте, эмбарго.

IV. Агути, айкидо, бенгали, бьеннале и биеннале, глясе, граффити, гуру, каланхоэ, канапе, караоке, комильфо, курабье, мачете, мулине, ноу-хау, нэцкэ, папарацци, пепси, соте, сумо, суши, ток-шоу, торнадо, фэнтези, шансонье, шапито.

8. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю. 2. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт... парвеню, котор... просочил... в высшее общество, теперь отворачивал... от друзей. 3. Взгляды игроков вновь устремились на таинственн... зеро. 4. На столе стояли баночка с болгарск... лечо, блюдо с обжаренн... ке­шью, тарелка с нарезанн... киви, вазочка с вкусн... крем-брюле. 5. Блед­но-зелеными деревцами тянется над грядками заморск... кольраби.

 

9. Определите род сложных существительных. Объясните свой ответ.

I. Театр-студия, урок-лекция, платье-костюм, конь-качалка, каноэ-одиночка, бабочка-парусник, часы-браслет, доска-стенд, библиотека-музей.

II. Книга-справочник, концерт-загадка, письмо-открытка, альма-матер, бумага-сырец, альфа-луч, альфа-излучение, торт-мороженое, роман-хроника.

 

10. Определите род имен существительных и согласуйте их с прилагательными.

Надел валенку/ок, новый/ая валенок/ка; снять галош/у, старый/ая галош/а; страдать от мозоля/и, любимый/ая мозоль; съесть помидор/у, спелый/ая помидор/а; покрыть крышу толем/ью, старый/ая толь; суп с фасолем/ью, вкусный/ая фасоль; мыть голову шампунем/ью, травяной/ ая шампунь.

 

11. Определите род существительных, правильно со­гласовав их с прилагательными и глаголами.

1. Заказали овощн... рагу. 2. Батуми в середине века носил...название Батоми. 3. На плечах у неё пушист... боа. 4. Исполняли виртуозн... попурри из русских народных песен. 5. Прав... туфл... и лев... кроссов...к... вместе с об...ими тапками порвал... 6. Нов... подмастерье справлял...с... с работой. 7. Он у вас недопустим... белоручка. 8. Киев – цветущ... столица Украины. 9. Брезентов... сапожище стоял... у кровати. 9. Военн... атташе прибыл... в посольство. 10. Недавно у нас открыл... с... нов... кафе-столовая. 11. Лечащ... врач Иванова прописал... ребенку новое лекарство. 12. Могилевск... роно подтвердил... свое указание. 13. Стены дома украшал... цветн... граффити. 14. Вылечил кровоточащ... мозоль.

 

12. Раскройте скобки, не допустив морфологических ошибок.

1.Различные сорта (мёд, яблоко, мороженое, морковь, щавель, де­рево, трава, шоколад). 2. Несколько наборов (тушь, гуашь, цветной карандаш, столовое серебро, красящий шампунь). 3. Мы знаем несколько видов (разбор): фонетический, синтакси­ческий, словообразовательный...

 

13. Допишите окончания существительных. Объясните свой выбор.

Выпить бульон..., купить ситц..., достать керосин..., стакан ча..., стакан цейлонского ча..., ложка медк..., горсть табачк..., задать перц..., вышел и'з дом..., вышел из до'м..., нагнал страх.., ни слух... ни дух..., тарелка суп..., банка кле..., сбор ча..., выпуск шелк..., аро­мат ча..., рыцарь без страх... и упрек..., пачка высушенного табак..., килограмм сахарного песк...

 

13. Различите формы множественного числа суще­ствительных по значению.

Корпусы – корпуса, лагери – лагеря, мехи – меха, образы – образа, поясы – пояса, пропуски – пропуска, хлебы – хлеба, счеты – счета, учи­тели – учителя, тормозы – тормоза, цветы – цвета, тоны – тона, адресы – адреса, ордены – ордена.

 

14. Поставьте данные существительные в форме име­нительного падежа множественного числа.

Зуб, договор, инженер, офицер, шофер, сторож, диспетчер, свитер, гербарий, торт, ректор, полутон, госпиталь, обшлаг, бухгалтер, щупаль­це, джемпер.

15. От данных имен существительных образуйте фор­му родительного падежа множественного числа.

 

Яблоки, макароны, фрукты, помидоры, бананы, килограммы, бакла­жаны, оладьи, апельсины, ананасы, мандарины, кушанья, гранаты, стру­чья, артишоки, патиссоны, орешки, гренки, соленья, груши, консервы.

16. Сгруппируйте слова: 1) существительные, имею­щие нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа; 2) существительные, имеющие окончание -ов/-ев в форме роди­тельного падежа множественного числа.

Браслеты, бутсы, брелоки, грузины, ущелья, носки, комментарии, сапоги, платья, шорты, блюдца, критерии, лохмотья, усадьбы, кочерги, плоскогубцы, разводья, сумерки, брюшки, снадобья, полотенца, ботин­ки, цыгане, новоселья, устья, подмастерья, гостьи, сватьи, кофейни.

17. Сгруппируйте словосочетания: 1) словосочетания, в которых не нарушено нормативное употребление имен существитель­ных; 2) словосочетания, в которых нарушено нормативное употребле­ние имен существительных. Классифицируйте и исправьте морфологи­ческую ошибку.

Семь кастрюлей; с наступлением заморозков; без долгих раздумьев; две пары туфель; из яркого пламя; блюдо для оладий; занавески из тюли; рос круглым сиротой; несколько дынь; пять румынов; дневник Ольги Корбут; встретились директора школ; пара носок; по приезде из столицы; в романе Жюль Верна; яичная шампунь; брелки на цепочке, прощание с альма-матером; щупальцы осьминога.

 

18. Вставьте пропущенные буквы. Определите, сколько существительных мужского рода в тексте.

Рыж...й котищ... спал... на бревнищ..., а хвостищ... свесил... вниз. Бежал... мимо сереньк... котишк.. .-плутишка. Взял... и дернул... стар... котищ... за хвост. Т... (тот) проснул...ся, открыл... глазищи и пошеве­лил... усищами. А котишк... был... трусишка. Как увидел..., какая у кота лапищ..., какие когтищи, сразу к своей маме в домишк... убежал.... А кот зевнул, сначала закрыл од...(один) глазищ..., потом - друг... и снова заснул.... Заснул... и маленьк... шалунишка под ласковую песен­ку: "Спи, мой паинька, спи, мой заинька, баиньки-баю!"

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.