IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
Цель. Образовательная: расширить знания учащихся о изменчивости как одной из основных свойств живой природы; ознакомить с особенностью образования мутационной и комбинативной изменчивости; дать понятие “мутация”, “мутаген”, “мутант”. “комбинация”, “рекомбинация”. Развивающая:развивать умение сравнивать типы изменчивости между собой и делать соответствующие выводы; умение выделять главное в материале, который изучаем. Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к живых организмов, особое внимание предоставлять беззащитным мутантам. Тип урока. Комбинированный Материалы и оборудование: схемы, рисунки, компьютер. Основные понятия и термины: мутационная изменчивость, мутации, комбинативная изменчивость, комбинация, рекомбинация, кроссинговер
ХОД УРОКА I. Орг. момент И. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся. Беседа по вопросам 1. Чем определяется вредность или полезность мутации? 2. Почему мутации с сильными фенотипическими эффектами, как правило. Вредны 3. Применение антибиотиков привело к возникновению штаммов бактерий, устойчивых к антибиотикам Не противоречит ли это явление утверждению о том, что мутации случайны и ненаправленны? 4. Какую роль в эволюции играют дупликации, дилоции, инверсии и трамслокации? Скольком поколений свободного скрещивания потребуется, чтобы эта популяция пришла в состояние равновесия? III. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся. Все живые организмы развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом и с окружающей их внешней средой. Различные факторы среды (свет, температура, влага, состав почвы и др.) оказывают прямое или косвенное влияние на организмы, вызывая у них изменение внешних и внутренних признаков. Таким образом, организм обладает не только наследственностью, которая поставляет материал для эволюции и селекции, но и изменчивостью. IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала. Мы можем рассматривать дрейф генов как один из факторов эволюции популяций. Благодаря дрейфу частоты аллелей могут случайно меняться в локальных популяциях, пока не произойдет утеря одного аллеля и фиксация другого. В разных популяциях гены «дрейфуют» независимо. Поэтому результаты дрейфа оказываются разными в разных популяциях: в одних фиксируется один набор аллелей, в других — другой. Таким образом, дрейф генов ведет, с одной стороны, к уменьшению генетического разнообразия внутри популяций, а с другой — к увеличению различий между популяциями, к их дивергенции по ряду признаков. Эта дивергенция, в свою очередь, может служить основой для видообразования. В ходе эволюции популяций дрейф генов взаимодействует с другими факторами эволюции, прежде всего с естественным отбором. Соотношение вкладов этих двух факторов зависит как от интенсивности отбора, так и от численности популяций. При высокой интенсивности отбора и высокой численности популяций влияние случайных процессов на динамику частот генов в популяциях становится пренебрежимо малым. Наоборот, в малых популяциях при небольших различиях по приспособленности между генотипами дрейф генов приобретает решающее значение. В таких ситуациях менее адаптивный аллель может зафиксироваться в популяции, а более адаптивный может быть утрачен. Как мы уже знаем, наиболее частым последствием дрейфа генов является обеднение генетического разнообразия внутри популяций за счет фиксации одних аллелей и утраты других. Мутационный процесс, напротив, приводит к обогащению генетического разнообразия внутри популяций. Аллель, утраченный в результате дрейфа, может возникать вновь и вновь за счет мутирования. Поскольку дрейф генов — ненаправленный процесс, то одновременно с уменьшением разнообразия внутри популяции он увеличивает различия между локальными популяциями. Этому противодействует миграция. Если в одной популяции зафиксирован аллель А, а в другой — а, то миграция особей между этими популяциями приводит к тому, что внутри обеих популяций вновь возникает аллельное разнообразие. Популяционные волны и дрейф генов. Численность популяции редко остается постоянной во времени. За подъемами численности следуют спады. С. С. Четвериков одним из первых обратил внимание на периодические колебания численности природных популяций — популяционные волны. Они играют очень важную роль в эволюции популяций. Дрейф генов мало сказывается на частотах аллелей в многочисленных популяциях. Однако в периоды резкого спада численности его роль сильно возрастает. В такие моменты он может становиться решающим фактором эволюции. В период спада частота определенных аллелей может резко и непредсказуемо меняться. Может происходить утеря тех или иных аллелей и резкое обеднение генетического разнообразия популяции. Потом, когда численность популяции начинает возрастать, популяция будет из поколения в поколение воспроизводить ту генетическую структуру, которая установилась в момент прохождения через бутылочное горлышко численности. Примером может служить ситуация с гепардами — представителями кошачьих. Ученые обнаружили, что генетическая структура всех современных популяций гепардов очень сходна. При этом генетическая изменчивость внутри каждой из популяций крайне низка. Эти особенности генетической структуры популяций гепардов можно объяснить, если предположить, что относительно недавно (пару сотен лет назад) данный вид прошел через очень узкое горлышко численности и все современные гепарды являются потомками нескольких особей. Эффект бутылочного горлышка сыграл, по-видимому, значительную роль в эволюции популяции человека. Предки современных людей в течение десятков тысяч лет расселялись по всему миру. На этом пути множество популяций полностью вымирало. Даже те, которые уцелели, часто оказывались на грани вымирания. Их численность падала до критического уровня. Во время прохождения через бутылочное горлышко численности частоты аллелей менялись по-разному в разных популяциях. Определенные аллели утрачивались полностью в одних популяциях и фиксировались в других. После восстановления численности популяций их измененная генетическая структура воспроизводилась из поколения в поколение. Эти процессы, по- видимому. и обусловили мозаичное распределение некоторых аллелей, которое мы сегодня наблюдаем в локальных популяциях человека. Значительные отличия современных популяций друг от друга могут отражать последствия дрейфа генов, который происходил в доисторические времена в моменты прохождения предковых популяций через бутылочное горлышко численности. Эффект основателя. Животные и растения, как правило, проникают на новые для вида территории (острова, другие континенты) относительно малыми группами. Частоты тех или иных аллелей в таких группах могут значительно отличаться от частот этих аллелей в исходных популяциях. За вселением на новую территорию следует увеличение численности колонистов. Возникающие многочисленные популяции воспроизводят генетическую структуру их основателей. Американский зоолог Эрнст Майр, один из основоположников синтетической теории эволюции, назвал это явление эффектом основателя. Эффект основателя играл, невидимому, ведущую роль в формировании генетической структуры видов животных и растений, населяющих вулканические и коралловые острова. Все эти виды происходят от очень небольших групп основателей, которым посчастливилось достигнуть островов. Ясно, что эти основатели представляли собой очень маленькие выборки из родительских популяций и частоты аллелей в этих выборках могли сильно отличаться. Вспомним наш гипотетический пример с лисицами, которые, дрейфуя на льдинах, попадали на необитаемые острова. В каждой из дочерних популяций частоты аллелей резко отличались друг от друга и от родительской популяции. Именно эффект основателя объясняет удивительное разнообразие океанических фаун и флор изобилие эндемичных видов на островах. Эффект основателя сыграл важную роль и в эволюции человеческих популяций. Обратите внимание, что аллель В полностью отсутствует у американских индейцев и у аборигенов Австралии . Эти континенты были заселены небольшими группами людей. В силу чисто случайных причин среди основателей этих популяций могло не оказаться ни одного носителя аллели В. Естественно, этот аллель отсутствует и в производных популяциях. Эрнст Майр (1904 — 2005) — американский ученый, одни ил основателей современной эволюционной биологии. Авгор трудов по орнитологии, зоогеографии, теории систематики, методам систематических исследований и проблемам структуры вида. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|