Здавалка
Главная | Обратная связь

Функции PR как социального института.



Выступая в качестве элемента системы социального управления, деятельность PR направлена на достижение ненасильственными средствами следующих основных идей.

1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности со

стороны общественности к деятельности социальных служб и организаций.

Данная функциональная ситуация связана с необходимостью создания

благоприятного климата в своей общественности, обеспечивающего нормальное

функционирование организации и расширение поля ее деятельности. Завоевание

доверия требует от организации систематического предварительного объяснения

людям того, что им надо знать в профессиональном, обыденном и эмоциональном

смысле.

Смысл деятельности PR в достижении данной цели:

во-первых, в прояснении целей и ценностей организации, за которые они несут

ответственность;

во-вторых, в публичном выражении и защите ценностей, выдерживая внеценовую

конкуренцию;

в-третьих, в приобщении к ценностям организации других, добиваясь поддержки

со стороны продуктивных и прогрессивных представителей своей общественности.

Для решения данных задач нужны спланированные и непрерывные информационно-

разъяснительная работа, постоянный диалог с широкой общественностью и

активные акции, чтобы завоевывать доверие людей.

Социальным службам для этого необходимо: правдиво и интересно информировать

людей о своей деятельности, инновационных планах; добиваться идентификации

«своих» ценностей общественности с организационными; способствовать

оформлению и институциализации общественностью своей поддержки властных

структур.

2. Сохранение или изменение имиджа (репутации) организации и

ее руководства (а именно социальных служб).

Наше представление об окружающем мире фиксируются в виде образов – имиджей.

Они-то, в конечном счете, и определяют установки и поведенческие доминанты

людей в отношении соответствующих объектов и явлений.

В теории коммуникации понятие «имидж» используется в сугубо специфическом

значении – в сочетании со словами «создание», «строительство»: это особого вида

образы – представления о конкретных объектах, которые выделяют, создают

впечатление их радикального отличия от других.

 

В отличие от него понятие «стереотип» – это обобщенное представление похожих

явлений, сокращающие набор отличительных черт. Сводя разнообразие мира к

немногим определенным категориям, стереотип облегчает, упрощает восприятие,

понимание и оценку явлений. Связано это со стремлением человека однозначно

«рассортировать» информацию

Например, когда мы руководствуемся стереотипом, обобщая в нем какие-то черты,

характерные для представителей наших групп, мы не анализируем характер

человека. Мы сразу видим бесшабашного цыгана, коварного азиата, хитрого

еврея, ленивого русского, стопроцентного американца и т.д.

Возьмем политическую борьбу, где политическая реклама создает своим кандидатам

определенный имидж, в котором подчеркивается отличие каждого политического

кандидата. Создающийся образ должен ассоциироваться с подсознательными

устремлениями масс, с тем, что льстит их самолюбию или отвечает

неудовлетворенным потребностям. В то же время он должен отворачиваться от всего

колющего публике глаза, выглядеть противоположностью того, что в данный момент

ей неприятно.

Необходимо отметить, что в понятие «имидж» на Западе ничего зазорного нет,

напротив, иметь имидж престижно. У нас же с игровым поведением, маской

связывается, как правило, попытка скрыть, утаить свое лицо. Поэтому так

неумело и бесталанно формируются выборные образы партий и отдельных

депутатов, властных структур, где не чувствуется ни соответствующей

режиссуры, ни психологического тренинга и т. п.

У разных людей, социальных групп могут возникать разные образы одного и того

же объекта. Дело в том, что эффективная политика, результативность

деятельность любой организации во многом зависит от того, как их понимает

общественность: является ли организация хорошим членом общества, приносит ли

она общественную пользу и т. п. Именно это и лежит в основе так называемой

рекламы «престижа» или «институциональной рекламы», как самого сложного вида

рекламы – реклама PR. При этом имидж наделяет объект при помощи ассоциаций

качествами, которые не обязательно имеются в реальных его свойствах. Они

задаются в зависимости от целей тех, кто «создает образ» и обладают

социальной значимостью для воспринимающих его.

3. Приобщение организации к ценностям других, чтобы действовать в интересах общественности.

Для старой администрации в условиях командно-административной системы понятие

«выгодно» применялось исключительно для государства. В условиях развития

демократии и становлении гражданского общества необходимость взаимовыгодного

сотрудничества, забота о благоприятном отношении общественности к

деятельности органов власти – это основа проведения сильной и уверенной

социальной политики с адекватной социальной ответственностью.

Смысл деятельности PR в рассматриваемой функциональной ситуации как раз и

состоит в том, чтобы прояснять интересы и ожидания общественности для того,

чтобы:

1) обеспечивать руководство социальных служб информацией об общественном

мнении и оказывать им помощь в выработке адекватных ответных мер;

2) поддерживать руководство в состоянии готовности к различным

переменам, путем заблаговременного предвидения тенденции.

Властные структуры вынуждены вмешиваться в дела населения или выдвигать перед

ним новые требования, и тогда люди либо поддерживают эти действия, либо

вынуждены защищать свои интересы. В результате в демократически правовом

государстве общественное мнение становится общепризнанным инструментом

и способом завоевания и удержания благорасположения, депутации власти.

Общественное мнение – это аккумулированные оценочные суждения (взгляды,

побуждения) социальных групп, общностей по вопросам, представляющим их общие

интересы. Дело в том, что какую бы из сфер жизни общества мы бы ни выделили –

духовно-идеологическую, политическую, социально-экономическую, культурную и т.

п., общественное мнение во многом определяет характер их бытия и процессы

развития.

Функционируя в духовной идеологической сфере, общественное мнение

оказывает воздействие прежде всего на процесс восприятия и трансляции духовных

ценностей. Кроме того в своей информационной функции общественное мнение служит

в качестве источника информации для идеологов и средства обратной связи между

ними и общественностью.

Значимые механизмы формирования массовых социальных оценок для формирования

таких духовных образований как стереотипы, традиции. Обусловленное

интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей

оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности

то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов,

обеспечения выживания и развития. В обеспечении данных процессов общественное

мнение участвует через функции воспитания и социализации. Так же следует

отметить, что суждения и оценки общественности, это по существу, та среда, в

которой живет идеология.

В культурной сфере общественное мнение также есть элемент процесса

воспроизводства и трансляции духовных ценностей, традиций, обрядов и т.п.

Результатами функционирования общественного мнения в культурной сфере могут

быть:

· изменения в культурной политике государства;

· изменения в деятельности культурных институтов и СМИ;

· возникновение и исчезновение культурных и эстетических традиций,

школ, стилей;

· приход и уход эстетических лидеров, деятелей культуры и искусства;

· изменение в сознании и поведении людей в сфере культуры.

Роль общественного мнения в политической сфере также очень велика. Этот

феномен связан с реализацией как общих (политической социализации и включения в

политику), так и процессуальных (выражение и интеграция интересов, принятие и

выполнение политических решений) функций политики, встроен в осуществление

процессов политического руководства.

Общественное мнение выступает как полноправный участник политических

процессов, реализуя прежде всего свои социологические функции (адаптирующие,

культуронаследование и социорегуляции).

Общественное мнение участвует и в проведении экономической и социальной

политики. Особенно важна его связь с процессами обеспечения прогнозирования и

планирования экономического и социального развития.

Выявление массовых общественных оценок является неотъемлемым компонентом

социального планирования. Изучение субъективных характеристик

удовлетворенностью жизнью, трудом, степени нуждаемости и уровня обеспеченности

является основанием для социального планирования на всех уровнях управленческой

иерархии.

Разработка и реализация систем социальной защиты, оценка эффективности

их функционирования также невозможна без обращения к исследуемому феномену.

Кроме того, общественное мнение наряду с правовыми правилами, осуществляя

функции регулирования, консультирования и контроля снизу, способствует снижению

произвольности в отправлении власти и злоупотреблении со стороны агентов

власти. Данная критическая функция общественности является необходимой для

создания форм демократического принятия решений, где центральной становится

направленность коммуникаций органов власти и общественности на взаимопонимание

в определении, планировании и осуществлении социальной политики.

 

Поведенческая компонента слабо выражена Появление поведенческой компоненты Поведенческая компонента доминирует
СМИ Опросы и референдумы Голосование на выборах Собрания, митинги и демонстрации Акции протеста и неповиновения Забастовки Массовые беспорядки
             

 

Поэтому чем выше обеспеченность уровня готовности властных, управленческих

структур действовать в кризисных ситуациях, тем быстрее и безболезненнее они

разрешаются. Деятельность PR и направлена на убеждение людей в правильности

работы властных структур и усилении местного самоуправления общественным

авторитетом, нахождении выходов в конфликтных ситуациях, опираясь на знания

интересов и ориентацию общественности.

Специалисты по PR в государственных структурах руководствуются определенными

правилами, механизмами формирования общественного мнения.

a) Во-первых, учет уровней ОМ:

- уровень массовой оценки, ценностного отношения к явлениям;

- уровень массово-волевого побуждения к действию, т. е. слияние

оценки со стремлением к изменениям;

- уровень массового поведения, т. е. слияние настроений и действий;

b) Во-вторых, учет этапов формирования ОМ:

- возникновение чувств и представлений (общая информированность);

- столкновение различных мнений (обработка одних другими);

- распространение «типизированного» мнения в определенном социальном

ареале;

- воздействие ОМ на поведение людей

c) В-третьих, учет механизмов формирования ОМ:

- спонтанно, в процессе жизнедеятельности людей (образ жизни,

массовая культура и т. д.);

- организационно-информационных: пропаганда, реклама, СМИ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.