Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ



 

Большие задачи, стоящие перед предметом, разрешаются в течение всего учебного периода. Этот период состоит из уроков, по времени отдаленных друг от друга на неделю, в лучшем случае на три-четыре дня, но программно и методически связанных между собой. В свою очередь, каждый урок состоит из серии различных упражнений. Общий уровень подготовки учеников зависит от того, насколько успешно идет тренаж в каждом отдельном упражнении. Если упражнение будет верно преподано, то и результаты подготовки будут высокими.

 

В воспитании движения актера превращение техники упражнения в самоцель подготовки — принципиальная ошибка. Движение актера в роли — только средство раскрытия образа, а не самоцель сценического поведения. Педагог по движению, не понимающий принципиального отличия физкультурной подготовки от тренажа для сцены, никогда не будет верно готовить актера. Так, например, совершенствование техники акробатического кувырка вперед — полезное занятие, с точки зрения задач физического воспитания. Самая примитивная техника этого кувырка в уроках по основам сценического движения вполне достаточна для верного распределения двигающегося тела в установленном пространстве и в разных отрезках времени. Это начало работы по смене темпо-ритмов в движениях тела, и именно это нужно в подготовке актера, а потому незачем тратить время на освоение техники кувырка — этот навык на сцене не пригодится. Все упражнения должны совершенствовать психофизические качества; кроме того, некоторые из них превращаются в сценические навыки. Но навыком должно становиться только то, что может иметь реальное применение на сцене. Обучение ненужным актеру навыкам — бессмысленная

1 В главе использованы материалы доклада М. Я. Розина иа конференции по сценическому движению в ЛГИТМиК в 1962 году.

трата дорогого учебного времени, ничего общего не имеющая со сценической подготовкой.

Как уже известно, одно и то же упражнение может решать разные задачи. При этом важна правильная последовательность выполнения задачи, от нее зависит уровень подготовки. Например: если в беге изучать его технику, то в основном это будет упражнением на совершенствование координации и создание спортивного навыка. Если же, используя разученную технику, предложить учащимся бежать две, три минуты, стараясь сохранить правильное дыхание, то в первую очередь это будет тренировкой сердечнососудистого и дыхательного аппаратов. И понятно, что сначала следует освоить верную технику бега, а затем с ее помощью вести нужный тренаж. Такая последовательность этапов должна быть соблюдена во всех упражнениях — это один из важнейших методических приемов.

Разнообразие задач и упражнений, разрешающих эти задачи, велико, сами задачи меняются по мере того, как совершенствуется предмет. Поэтому методические приемы не есть нечто застывшее, наоборот, они меняются и беспрерывно совершенствуются. Это подвижная система, связывающая отдельные темы предмета в единое целое и направляющая тренаж по верному пути подготовки к драматическому искусству.

Методические приемы есть частные способы наиболее продуктивного применения того или иного упражнения. Поскольку тем и упражнений много (около 360), естественно, что приемы методики также разнообразны.

Методические приемы используются избирательно, и почти невозможно предугадать, каким из них воспользуется педагог в тот или иной момент обучения. Каждый методический прием следует применять лишь тогда, когда в этом есть конкретная необходимость. Трудность методики предмета состоит в том, что не только сами упражнения очень разнообразны, но разнообразны задачи, которые они разрешают. Кроме того, и ученики очень отличаются друг от друга: чертами характера, личными интересами, творческой направленностью, возрастом, общей предварительной подготовленностью, состоянием здоровья, физической тренированностью, степенью одаренности.

Овладеть методикой можно только в процессе педагогической практики и в творческих поисках самого педагога. Степень овладения методикой зависит от многих качеств преподавателя, в частности от его знаний, общей культуры, от его педагогических способностей и т. д. Только тогда, когда педагог овладеет основными принципами методики, когда он сумеет верно и вовремя применить нужный прием, можно говорить о полноценном знании предмета. Обладая памятью и настойчивостью, выучить технику упражнений нетрудно, но для умелого проведения занятий этого совершенно недостаточно. Только в педагогической практике учитель осваивает

методику во всей ее сложности, и тогда у него вырабатывается свой собственный стиль работы, свидетельствующий о педагогической зрелости. Овладение методическими приемами — процесс медлительный и постепенный.

Чтобы освоить уже накопленный и предлагаемый учебником опыт, необходимо, проводя уроки, наблюдая за ходом занятий, свободно экспериментировать: применять тот или иной прием методики и пытаться создавать новые. Только так педагог может в совершенстве овладеть предметом.

Следует предостеречь начинающих преподавателей от чрезмерного насыщения уроков применением разнообразных методических приемов. К ним следует прибегать постепенно и только в конкретных случаях.

Правильная последовательность задач в упражнении

Как уже было показано, прежде чем начать тренироваться в каком-либо упражнении, нужно изучить его технику — это естественно. В сложных упражнениях имеет смысл изучать технику по этапам, причем начинать с наиболее сложных частей, чтобы лучше их усвоить, поскольку позднее они будут повторяться при работе над более простыми элементами. При этом важно сохранять логическую связь между отдельными звеньями, для того чтобы у учащихся все время было целостное впечатление об упражнении. Если это невозможно, то перед началом изучения сложной техники необходимо показать упражнение в целом, но не более одного раза и только для того, чтобы создать представление о том, что надо будет изучать.

Создание логической схемы при разучивании упражнения

После объяснения упражнения учащиеся самостоятельно создают схему упражнения так, как они ее поняли. При повторении эта схема обрастает различными деталями, индивидуальными приспособлениями.

Этот прием дает возможность видеть, насколько точно и быстро у студентов возникает впечатление о необходимых движениях, а также судить о внимании учеников, их воображении, точном мышлении и, по качеству выполнения, — об уровне координации.

Если в вольных упражнениях гимнастики и танцах кордебалета единая для всех схема должна диктовать единство исполнения (единую форму), то в предмете «Основы сценического движения» такого слияния быть не должно. Выполнение схемы индивидуально, и чем более она детализируется, тем более учащиеся приобретают свою собственную форму. Это правило применимо к пластической подготовке актеров.

Необходимость четырехкратного повторения упражнений при разучивании

Учащихся на первом же уроке предупреждают, что создание и освоение техники упражнения им придется выполнять в пределах четырехкратного повторения. При первом исполнении создается самая приблизительная техника упражнения. При втором — первичная техника уточняется, создается схема; в третьем — схема обрастает деталями, а в четвертом — техника упражнения выполняется в законченном виде. Естественно, что при четвертом исполнении свободы и точности еще нет.

Если за четырехкратное повторение техника все же не выполнена, студент должен повторять упражнение до тех пор, пока результат не будет хорошим. Однако учащемуся нужно указать на отставание. Кроме того, следует подумать и о степени трудности предложенного упражнения, разобраться, соответствует ли оно двигательным возможностям данной учебной группы.

Занимающимся нужно рассказать, что хорошо двигающийся актер при первом исполнении в репетиции ищет схему физического поведения в роли, при повторном — создает его детали, в третьем как бы репетирует, а в четвертом уже органично действует. Это идеал подготовленности, к которому следует стремиться.

Объяснение значения каждого упражнения в двигательной подготовке актера

Необходимо, чтобы студенты знали назначение каждого упражнения в их подготовке к сценической деятельности — только тогда они будут тренироваться сознательно. Приступая к изучению упражнения, объясняют только его предполагаемую технику; тогда педагог еще не дает ему названия и не рассказывает, для чего оно применяется в тренаже. Только после того, как разучена схема, когда у ученика возникло полное представление о содержании упражнения, преподаватель рассказывает о влиянии упражнения на качество движения актера вообще, а если оно представляет собой сценический навык, то объясняет, в каких обстоятельствах этот навык может найти применение в роли.

На первом уроке преподаватель говорит о том, что необходимо знать содержание упражнений, а также задачи, которые они выполняют в подготовке к движению на сцене; кроме того, педагог отвечает на вопросы студентов. Важно пробудить любознательность учеников.

Если выполняя задания, студенты начали уставать, то педагог должен прервать практические занятия и рассказать о назначении упражнений в движении на сцене.

Постепенное сокращение объяснений по мере усвоения техники упражнения

Когда появляется уверенность, что техника осваивается верно, педагог постепенно сокращает свои объяснения. Сперва он лишь кратко напоминает упражнение, а затем произносит только его название. Так экономится время и тренируется память. Излишние объяснения утомляют, распыляют внимание. Лаконизм обостряет внимание, будит воображение, требует сообразительности и скорости реакции.

Словесное исправление ошибок. по ходу выполнения упражнения

Когда в процессе исполнения упражнений педагог дает дополнительные указания, чтобы исправить или уточнить технику, то у учеников появляется еще один объект внимания; исполнение следует сделать полуавтоматизмом, на ходу изменить подбор движений, а это возможно только при условии, если студенты правильно оценили указание и быстро, правильно отреагировали на него. Прием хорошо тренирует ловкость. Применять его следует только тогда, когда есть уверенность, что упражнение уже может выполняться полуавтоматически. Если этого нет, то вмешательство преподавателя с дополнительными указаниями только разрушит схему и приостановит выполнение, т.е. принесет вред.

Своевременно примененныйприем обостряет состояние психики, он тренирует многоплоскостное внимание, активно совершенствует координацию движений и реактивность исполнения. Для того, чтобы педагог мог успешно пользоваться этим приемом, его указания должны быть кратки и точны.

Типичным проявлением лаконизма в применении этого приема могут служить указания, которые даются во время поточного исполнения моторных упражнений во второй части урока (в гимнастике), где переход от одного упражнения к другому совершается без остановок на объяснение. В других разделах по ходу упражнения могут быть указания об изменении темпа или пространства, на котором выполняется задание. Прием применяется начиная со второй половины первого семестра.

Собеседование как средство проверки знаний студентов о назначении упражнений

Этот прием применяется в паузах между упражнениями. Благодаря ему выясняется, насколько сознательно относятся студенты к упражнениям, а также знают ли они о возможности использования упражнений в тренинге и в работе над ролью. Например, при выполнении этикетных и стилевых действий есть смысл проверить знание эпохи, к которой они относятся, или назначение того или иного сценического трюка и т. п.

Бывает, что ученик не выполняет какого-то упражнения вообще, ук гоняется от него — следует узнать о причинах этого явления. Прием помогает выявить знания студентов, степень их общего развития, даже интересы; кроме того, он поднимает их активность, требует, чтобы они осознавали задания, которые получают от педагога. Все это оживляет занятия и одновременно дает небольшую передышку во время урока.

В такой беседе педагог стремится вызвать у студента желание научиться. Между учителем и учениками должно быть полное доверие. Прием требует от педагога хорошего знания группы и добрых отношений с ней. Очень важно, чтобы, давая урок, педагог видел не только его общее содержание, но умел бы наблюдать каждого ученика и в зависимости от тех или иных отклонений находил бы причины и поводы для беседы. Такое конкретное собеседование всегда приносит большую пользу. Беседовать вообще — нет смысла.

Особенно важно пользоваться этим приемом в работе с режиссерскими группами.

Исправление типичных ошибок на показе неверного индивидуального исполнения

Прием состоит в том, что учащиеся по предложению педагога наблюдают за одним из своих товарищей, который неверно выполняет упражнение. Предложить студенту выполнить упражнение нужно просто, спокойно, ни на что не намекая. После исполнения следует спросить остальных об их впечатлении. Когда студенты назовут замеченные ими ошибки, нужно объяснить причину этих ошибок, указать способ их исправления.

Этим приемом можно пользоваться еще и для того, чтобы расшевелить, подтолкнуть нерадивого ученика. В этом случае последующему объяснению ошибки можно придать иронический характер. В таком виде прием действует на самолюбие ученика как своеобразный «хлыст». Им можно и иногда должно пользоваться, но не терять при этом чувства меры.

Пока;, неверного исполнения упражнения самим педагогом (показ «от противного»)

Преподаватель, выполняя упражнение, сознательно и несколько подчеркнуто демонстрирует наиболее типичные ошибки, для того чтобы обратить на них внимание группы. При этом не надо показывать персонально на тех, кто делает такие ошибки. Они это быстро поймут сами.

Как надо делать верно, педагог не показывает, а лишь объясняет это. Занимающиеся должны самостоятельно найти способ исправления ошибки; обычно эти исправления индивидуальны по технике.

Использование подготовительных упражнений в изучении сложных двигательных навыков

Некоторые навыки, сложные по технике, трудно осваиваются, другие — опасны при первых попытках их сделать. В этих случаях педагог должен давать вспомогательные упражнения, рассказав о них как о подсобной технике и отметив, что они нужны для страховки или для получения верных физических ощущений. Тут же надо указать, что в подобных случаях необходимо соблюдать технику безопасности, затем объяснить ее и заставить студентов потренироваться. В режиссерских группах обратить внимание на ответственность режиссера при постановке подобных действий в спектакле. Режиссер, поставивший опасный трюк, несет за него ответственность не только в репетиционном периоде, но и в спектаклях, Поэтому все опасные для здоровья актеров действия должны быть тщательно продуманы, с точки зрения их техники безопасности, и тщательно отработаны. Если по каким-либо причинам отработать не удалось, лучше отказаться от их выполнения в спектакле.

Контрольные упражнения как средство проверки

Занимающимся дается упражнение несколько более сложное, чем предыдущее. Они не смогут его выполнить, если вся предыдущая техника не была правильно освоена. Усложнение задания основано на принципе «от легкого к более трудному». Подобные упражнения следует давать внезапно.

Иногда, чтобы проверить память, можно вернуться к старым упражнениям. Для этого на время надо отказаться от упражнений, в которых уже получено необходимое качество, а затем предложить выполнить такое упражнение сразу и полностью, не тратя времени, чтобы вспомнить элементы. Например, упражнение было выучено в сентябре; делается перерыв в два месяца, а затем оно внезапно дается в одном из уроков декабря. Если выполнение будет посредственным, его следует повторить несколько раз для того, чтобы вспомнить и закрепить в памяти, особенно если это нужный сценический навык. Этим приемом следует пользоваться относительно часто.

Внезапное применение новых заданий

Иногда, чтобы обострить внимание, следует внезапно дать совершенно новое, но не трудное задание. Прием тренирует скорость ориентации, скорость реакции, мобилизует весь организм и очень повышает эмоциональный уровень урока. Иногда это может быть трюковое шуточное упражнение.

Смена партнеров

Новый партнер в любом парном упражнении — всегда большое усложнение задания, поскольку нужно быстро приспособиться к нему по ходу исполнения, начать действовать в новом темпо-ритме. Этот прием частично осуществляет принцип контрастности. Умение быстро примениться к различным партнерам очень важно, особенно в массовых сценах; скорость приспособлений — важный фактор развития ловкости. Если эта скорость уже есть, можно отметить достаточно высокую подготовленность группы.

Выполнение упражнения с воображаемым партнером

Этот прием применяется в тех случаях, когда на уроке нечетное количество учеников, а упражнение требует партнера. В этих случаях не имеющий пары выполняет все движения, как если бы у него был партнер. Это помогает ему освоить технику движений, составляющих упражнение, и когда к нему придет партнер, он уже будет знать нужную схему упражнения.

Но этот прием имеет и свое принципиальное назначение: он проверяет точность фантазии, моторную память. Иногда есть смысл поставить учебную группу так, чтобы в предложенном парном упражнении каждый действовал с воображаемым партнером. Это научит выполнять действие, играемое на сцене с партнером, одному у себя в уборной, в любом свободном помещении. Мало того, при известной тренированности актер постепенно овладевает возможностью мысленно проиграть такую сцену, не вставая со стула, даже, лежа, во время отдыха и тому подобных обстоятельствах.

Выполнение упражнения с воображаемым партнером подсказывает педагогу, насколько ярки видения учеников, какова степень веры в то, что создается только в их воображении, насколько они органичны в выполнении техники упражнений, т.е. цепи навыков, насколько непроизвольна координация движений и скорость реакции.

Изучение стилевых и этикетных действий (без разграничений пола)

Прием помогает обогащению студентов знаниями в области исторического движения, что особенно необходимо будущим режиссерам — когда в спектаклях будут необходимы стилевые действия, им придется давать актерам соответствующие консультации.

Выполнение женских действий мужчинами имеет целью увеличить объем их знаний и умений. Изучение мужских действий женщинами необходимо, поскольку им приходится играть мужские роли, соблюдая не только стиль эпохи, но выполняя действия движениями, свойственными мужчинам.

Необходимость обязательно выполнять все упражнения

Иногда бывает, что некоторые ученики уклоняются от трудных или несколько опасных упражнений. Обычно это случается с безвольными или излишне самолюбивыми учениками (из боязни при неудаче показаться неловким, смешным), а иногда — попросту ленивыми.

Пока все присутствующие на уроке не выполнят задание, урок нельзя продолжать. Утверждение ученика, что он сам обстоятельно отработает нужное упражнение, не должно успокаивать педагога: как правило, этого не бывает. Упражнение должно быть выполнено обязательно. Такая требовательность подгоняет трусливого и безвольного ученика, заставляет его добиться успеха. Педагог должен помочь такому ученику выполнить упражнение всеми подсобными средствами.

Иногда причина отказа — плохой характер ученика, его каприз — явления явно нежелательные. Настойчивость учителя в этом случае решает успех. На уроке не может быть «не хочу», «не могу», «не буду» — это не соответствует профессии актера. Ученик может сказать: «У меня не вышло это задание, но сейчас я постараюсь его выполнить». В этом направлении следует воспитывать волевые качества. Надо, чтобы студент заставил себя выполнить то, что для него трудно достижимо в данный момент: в этом процесс подго, товки по движению.

Педагог должен понимать всю сущность происходящего на уроке, правильно оценивать совершающийся у него на глазах процесс воспитания. Для первой оценки необходимо хорошо знать каждого ученика, его особенности и индивидуальные отклонения в здоровье, если таковые имеются. И с этой точки зрения педагог должен быть связан с работой цикла физического воспитания и с врачом, наблюдающим за здоровьем учеников. Если есть отклонения, педагог сам освобождает ученика от выполнения тех или иных упражнений и даже запрещает ему заниматься ими. Вообразите, например, что человек в детстве перенес туберкулез позвоночника, актерски талантлив и потому принят в учебное заведение. Его нужно освободить от всех упражнений, дающих большую нагрузку на позвоночник, но заниматься движением он может и должен.

Индивидуальный подход всегда дает положительный результат, если педагог верно разобрался в происходящем на уроке, если был тактичен, но настойчиво добивался решения поставленной перед учениками задачи. Преподаватель должен понять причину отказа выполнять упражнение, и если она уважительная, с нею надо считаться, а капризы надо немедленно и жестко пресекать.

Привлечение посторонних наблюдателей на уроки

Боязнь игры на зрителе наиболее трудно преодолевается молодыми исполнителями. Поэтому целесообразно давать уроки в присутствии посторонних. Можно приглашать сотрудников учебного заведения, членов своей и других кафедр, гостей, инспектирующих и т. п.

Ученики должны не отвлекаться на дополнительные раздражители, но увлеченно заниматься своим делом. Если во время выполнения упражнения ученик, допустивший ошибку, сумеет ее скрыть и правильно исправить, это признак хорошего самообладания. Педагог, желая тренировать на внезапность, может подать новую и неожиданную команду. Если группа такое внезапное распоряжение правильно выполнит, это свидетельство хорошей тренированности на реакцию.

Все эти обстоятельства воспитывают волю, смелость и решительность, сосредоточенное внимание, целеустремленность в выполнении заданий. Так устраняются зажимы и другая сторона этого же явления — наигрыш, кокетство, излишняя показная свобода и прочие отрицательные явления, непроизвольно возникающие у плохо подготовленных или неверно воспитанных учеников.

Воспитание этических и эстетических норм поведения

Во время каждого урока необходимо вести работу по воспитанию норм культурного поведения и хорошего вкуса. Следует воспитывать сознательную дисциплину, чувство товарищества, чувство ответственности за себя и весь коллектив. Нужно обращать внимание на такие недопустимые явления, как неопрятность или безвкусицу

в костюме, в прическе, на нечистоплотность и прочие признаки нарушения внешней культуры.

Нельзя позволять себе издевку над занимающимися, насмешки, даже в самом прикрытом виде, проявления неприязни и пр. Совершенно недопустимо, если студенты во время объяснения упражнений поворачиваются спиной к педагогу, переговариваются, поглядывают на часы, садятся без разрешения, держатся в небрежных и, что еще хуже, вульгарных позах.

Процесс эстетического воспитания должен начаться, с первого урока и, постепенно разворачиваясь, продолжаться в течение всего обучения. Эта сторона подготовки актера не менее важна, чем его профессиональное обучение.

Требования к преподавателю предмета «Основы сценического движения»

Педагог только тогда успешно воспитывает учеников, когда его собственные моральные качества и внешняя культура на должном уровне.

Выше было указано, какие профессиональные качества необходимы педагогу в театральной школе. Однако, кроме знания предмета, умения вести уроки, профессиональной одаренности, преподаватель, воспитывающий движение, должен обладать еще и некоторыми специальными чертами.

Умение разнообразно, интересно и с большой пользой вести уроки кроется не только в высокой общечеловеческой культуре учителя, но и в его связи с искусством вообще и с театральным искусством в частности. Он должен знать содержание смежных дисциплин, должен быть эрудирован по многим вопросам педагогики, политики и общественно-бытовой жизни. Он должен быть не только руководителем на уроках, но старшим товарищем, советником в бытовой жизни коллектива, с которым он педагогически связан.

Преподаватель обязан вести научную работу по специальности, ибо только наука укрепляет практику и опыт и создает возможности предвидений; она обогащает предмет новыми открытиями. Хорошая научная подготовленность обеспечивает широкий кругозор, умение наблюдать и обобщать явления, позволяет верно научно и методически развивать учебный процесс.

Преподаватель должен обладать актерскими способностями, он должен быть заразителен и убедителен во всем том, что требует от учеников. Необходимо, чтобы он в совершенстве владел всеми упражнениями предмета; во многих из них надо осмысленно и выразительно действовать, что недоступно человеку, лишенному актерских данных, знаний и практического опыта игры. Если упражнение требует показа, то показ должен быть совершенен по форме.

Преподаватель театрального вуза должен не только понимать природу актера; нужно, чтобы он сам практически был профессиональным актером, хотя бы он и не работал в театре.

Преподаватель по движению — всегда режиссер. Он должен уметь видеть и чувствовать объект работы в целом, перспективу развития каждого ученика в процессе воспитания и в его последующей профессиональной работе в театре. Кроме того, совершенно необходимо, чтобы он владел технологией предмета применительно к театрально-постановочной работе, где он может выполнять не только консультационную, но и режиссерскую работу. &га деятельность всегда повышает его квалификацию, держит его в курсе развития драматического искусства и весьма активно повышает его авторитет в глазах учеников.

Преподаватель должен иметь хотя бы начальное музыкальное образование: как минимум нужно знать музыкальную грамоту, уметь хотя бы примитивно анализировать музыкальное произведение и быть абсолютно ритмичным. Желательно, чтобы педагог владел каким-нибудь музыкальным инструментом или пел. Все это позволит ему верно общаться не только с концертмейстером на уроках, но и вести работу тренировочного и постановочного типа в музыкальном учебном заведении и театре.

Авторитет учителя зависит от результатов подготовки учеников. Он создается работой, отношением к ученикам и глубокими знаниями. Однако бывает, когда на уроке — хороший порядок, поддерживается дисциплина, но содержание тренажа ничего общего с будущей профессией не имеет. Тренаж превращается в бессмысленную трату времени и сил учеников, у которых в результате не будет нужной подготовки: такой педагог, несмотря на внешнее благополучие, никогда не будет авторитетен. Пользы учащимся и театру он не принесет. Иногда пытаются создать авторитет общими разговорами, внешне деловой обстановкой и тому подобным педагогическим очковтирательством.

Педагог должен быть образцом поведения с точки зрения внешней культуры. Костюм, прическа, обувь, осанка, походка, жесты и чистота речи, ее лаконизм — все это имеет большое значение. Преподаватель по движению должен давать уроки в обычном костюме, на уроках почти нет показа, а то, что показывается, не требует спортивной формы. Костюм педагога должен быть скромен, современен и выполнен с хорошим вкусом. Педагог должен импонировать студентам своим внешним видом. Преподаватели-женщины должны быть модно, элегантно, но скромно одеты и обязательно хорошо причесаны.

В основе педагогического успеха лежит умение учить профессии, быть в общении с учениками искренним, правдивым и доброжелательным (что на мешает быть строгим), общаться с ними не только на уроках, но и в жизни. Надо уметь быть им старшим товарищем и добрым советником.

 

Глава сорок вторая

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ

Качество учебного процесса по воспитанию «пластической культуры актера» зависит от наиболее целесообразного распределения предметов кафедры сценического движения в учебном плане театрального учебного заведения. Практика выявила следующее наиболее удачное распределение часов по предметам и семестрам.

НА АКТЕРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

Предметы Семестры 1 234 5 в Итого

Ритмика 2 2 _ _ _ _ 68 часов

Основы сценического движения — 2 4 4 — — 168 часов

Танец 4 2 2 2 4 4 312 часов

Фехтование — — — — 2 2 68 часов

Недельная нагрузка 6 часов

Всего за три года обучения 616 часов НА РЕЖИССЕРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

Предметы Семестры 1 23486 Итого

Ритмика 2 2 _ _ _ _ 68 часов

Основы сценического движения 2 2 2 2 — — 136 часов

Танец — _ 2 2 2 2 136 часов

Фехтование — — — — 2 2 68 часов

Недельная нагрузка 4 часа

Всего за три года обучения 408 часев

Программа предмета по темам подготовки

Программа предмета состоит из упражнений, распределенных по 16 темам. Каждая тема решает свои специфические задачи в обучении навыкам и совершенствует психофизические качества актера и режиссера.

ТЕМЫ

1. Вводные упражнения.

2. Бег, дыхательные и заключительное упражнения.

3. Общеразвивающие упражнения.

4. Ритмические упражнения.

5. Совершенствование осанки и походки.

6. Совершенствование координации движений с речью и пением.

7. Совершенствование равновесия.

8. Акробатические прыжки.

9. Совершенствование выразительности рук. 10. Прыжки бытового типа. П. Сценические падения.

12. Сценические переноски.

13. Приемы сценической борьбы.

14. Стилевые действия и этикетные навыки.

15. Этюдные упражнения.

16. Импровизационные упражнения.

Чтобы материал перечисленных тем был усвоен наилучшим образом, необходимо предварительно планировать учебный материал по семестровым рабочим планам. Поскольку в III и IV семестрах занятия проводятся по два раза в неделю, есть смысл распределить обучение на пять периодов с таким расчетом, чтобы количество часов в них было одинаковым. Первый период — четыре месяца, а последующие — по два, но с удвоенным количеством часов. В рабочих помесячных планах должны быть указаны часы на теоретические беседы, на практику и на зачеты. Планировать учебный материал нужно так, чтобы в начале подготовки основное время отводилось на развитие качеств и различные подготовительные упражнения к сложным навыкам, а изучались бы наиболее простые двигательные сценические умения. Вторая половина обучения посвящается освоению и тренировке в двигательных навыках сценического типа. В самом конце курса есть упражнения этюдной формы, дающие возможность использовать полученные навыки в сценической ситуации и импровизации, ставящие своей задачей проверить общую подготовленность учеников.

Педагогам, особенно начинающим, рекомендуется взять в основу предложенные учебником типовые рабочие планы, но самостоятельно разработать помесячные. Благодаря этому можно точно определить содержание и количество упражнений, применительно к тому количеству часов, которое отводится на предмет в каждом месяце учебного года. Количество часов в каждом месяце будет разное, если учитывать их для каждой учебной группы. Эта разница образуется из-за неодинакового количества дней в месяцах, праздников, падающих на дни недели, и различных дополнительных причин.

Для точного подсчета следует в феврале изъять семь дней, отведенных на каникулы, в первом периоде — первые два часа

на вводную беседу и последние два часа на зачет, в третьем периоде последние два часа на контрольный урок, в пятом — на зачет.

На вступительной беседе преподаватель должен рассказать учащимся о целях и задачах предмета, дать понятие о его содержании и сообщить организационные требования: о явке на урок, костюме, обуви и распорядке на самом уроке.

Типовые планы на пять периодов

I период. Проводятся двухчасовые уроки по одному разу в неделю. Всего 16 уроков, 32 часа. Период охватывает февраль, март, апрель и май.

Темы: Вводные упражнения. Дыхательные. Общеразвивающие. Ритмические. Совершенствование осанки и походки. Координация движений, равновесие. Развитие выразительности рук. Подготовительные упражнения к падениям и падение № 1. Групповые переноски по 7 и 5 человек. Акробатические упражнения. Заключительные упражнения.

II период. Проводятся двухчасовые уроки по два раза в неделю. Всего 16 уроков, 32 часа. Период охватывает сентябрь и октябрь.

Темы: Вводные упражнения. Дыхательные. Общеразвивающие упражнения. Совершенствование осанки и походки. Координация движений, речи и пения. Совершенствование выразительности рук. Групповые переноски по четыре и три человека. Переноски по одному (подготовительные упражнения). Совершенствование равновесия. Акробатические упражнения. Падения № 2, 3 и 4. Прыжки. Заключительные упражнения.

III период. Этот и последующие периоды имеют также двухразовые занятия в неделю, по два часа каждое. Период охватывает ноябрь и декабрь. Всего 16 уроков, 32 часа.

Темы: Вводные упражнения. Дыхательные. Общеразвивающие. Координации движений, речи и пения. Совершенствование выразительности рук. Совершенствование равновесия. Падения. Переноски по одному. Стилевые навыки XVIII столетия. Приемы сценической борьбы. Прыжки. Заключительные упражнения.

IV период. Период охватывает февраль и март. Всего 16 уроков, 32 часа.

Темы: Вводные упражнения. Координация движения, речи и пения. Совершенствование выразительности рук. Стилевые навыки XVI—XVII столетий и XIX века. Приемы сценической борьбы.

Этюды: заключительные упражнения.

V период. Период охватывает апрель и май. Всего 16 уроков, 32 часа.

Темы: Вводные упражнения. Координация движений, речи и пения. Стилевые навыки и этикетные действия. Приемы сценической борьбы. Этюды. Импровизации. Заключительные упражнения.

Усиление тренинга достигается путем постепенного сокращения тем, поэтому на каждую оставшуюся тему отводится более длительное время; двукратное занятие в неделю дает возможность не затрачивать время на вспоминание техники упражнений, освоенной в предыдущем уроке. На этом экономится не менее трети учебного времени. Техника большинства упражнений к четвертому периоду настолько хорошо освоена, что ею легко и удобно можно пользоваться для активного тренинга.

Типовой конспект первого урока

февраль (Конспект дается в текстовой записи)

Построение в одну шеренгу, ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, ходьба на носках и с высоко поднимаемыми коленями, поскоки, переход на бег длительностью в 30—40 секунд, постепенное его замедление, переход на ходьбу, медленная ходьба с глубоким дыханием, остановка и чтение текста: дважды один два; дважды два четыре и т. д.

Построение на гимнастику. Упражнения стоя: руки на пояс, стойка «смирно»; приседание на носках; приседание на носках с сомкнутыми стопами и коленями ног; приседание не отделяя стопы от пола, — руки вперед. (Все упражнения в приседаниях и последующие выполняются по четыре раза).

Положение «смирно», руки за голову: сгибание туловища вперед с прямой спиной; выгибание туловища назад с разведением рук в стороны; руки вверх и сгибание туловища вперед — пальцами рук доставать до пола; руки вверх — повороты туловища вправо с разведением рук в стороны, смотреть на правую ладонь, затем прямо — руки вверх; далее выполнить то же, но влево; быстрое сгибание туловища вперед (упражнение «пружина»), т.е. три толчка пальцами рук в пол и полное выпрямление туловища, руки вверх. «Пружину» можно выполнить восемь раз. Вначале несколько убыстрить темп, затем постепенно замедлять его. Отдых одна минута.

Положение стоя на коленях, руки на пояс. Сгибая колени, медленно отклонять туловище назад, спина и шея прямые, затем выпрямиться; встать «скамейкой» — медленно поднять правую ногу назад-вверх, левую руку вперед-вверх, затем встать в положение «скамейка» и выполнить то же, но противоположными конечностями. Прогибать спину, держать равновесие.

Положение стоя на коленях, руки вниз. Сесть направо на пол, руки влево, встать на колени, руки вниз, затем выполнить то же, но в другую сторону. Отдых.

Ритмические упражнения.1 Построение в круге. Предложить музыканту играть размер 1/4, медленно в четвертях. Объяснить, что такое четверть в музыкальном понимании. Объяснить, что такое такт, дать понятие о тактах в размере */4, 8/4, % Предложить хлопать в ладоши четверти под музыкальное сопровождение, затем половины, затем целые ноты. Предложить выполнить то же, но шагами: ходьба в четвертях, затем в половинах, затем в целых нотах. Дать понятие о темпе. Предложить ускорять движение или замедлять его в соответствии с темпом музыкального звучания — ходить в четвертях и половинах. Рассказать, что почти все упражнения предмета исполняются под музыку, и поэтому умение слушать музыку и оценивать ее с точки зрения темпа и ритма — это начало правильного воспитания по предмету. Сказать, что надо научиться подчинять движения своего тела темпам и ритмам музыкального звучания. В заключение дать упражнение, где шаги и хлопки совпадают по длительностям, а затем шаги выполнять в четвертях, а хлопки в половинах и целых нотах.

Исправление осанки и походки. Построение стайкой. Ходьба в четвертях вперед, затем назад. Добиваться точного положения ног при ходьбе, верного положения туловища и головы. При удачном исполнении замедлить движение; предложить ходить в половинах, затем в целых нотах. При всех скоростях движения добиваться его непрерывности. Руки в начале упражнения держать на поясе, затем скрещенными на груди или за спиной и затем свободно опущенными вниз.

Координация движений. Выполнить цепь движений правой рукой: вперед, сжать кулак, открыть кулак, опустить руку вниз. Сделать это четыре раза, запомнить. Выполнить цепь левой рукой: поднять руку в сторону, кулак сжать; открыть кулак, сжать, опустить руку вниз. Выполнить цепь четыре раза, запомнить. Предложить выполнять эти движения руками одновременно. Добиваться точности и свободы. При успешном выполнении затруднить ходьбой вперед в четвертях, затем в половинах. Следить за правильностью осанки и походки.

Упражнения для рук. Выполнить четыре моторных упражнения для рук. «Волна» вперед, в стороны, вверх и вниз. «Рыба» вперед и наклонно вниз, постепенно увеличивая, а затем уменьшая размеры движений. «Змея» с силовой нагрузкой — самосопротивлением в момент исполнения движений. «Кошечка» с постепенным убыстрением темпа выполнения. Все упражнения выполняются по нескольку раз} добиваться хорошего качества исполнения в каждом упражнении.

1 Упражнения даются в том случае, если в учебном плане нет предмета «Ритмика».

Упражнения в равновесии. Поставить параллельно две гимнастические скамейки рейкой вверх на расстоянии 125—150 см одна от другой, группу построить парами перед концом скамеек. Держась за руки и подняв свободные руки в стороны, идти по рейкам, когда они кончатся — разойтись в разные стороны, идти к началу движения и, соединив руки, повторить упражнение. Расстояние между парами — один—полтора шага. Вначале темп ходьбы равен четвертям, затем половинам. Учащиеся должны помогать друг другу; движение пар должно быть точным, в ногу и непрерывным. В заключение дать ту же ходьбу, но связав пары в цепь, для чего следует свободные руки положить впереди стоящим на плечи. Если группа выполняет упражнение точно, предложить затруднение: во время ходьбы петь какую-нибудь известную песню размером в %.

Упражнения в акробатике. Положить поперек зала 4—6 матов. Расстояние между матами 150 см. Построить шеренгами перед матами. Первые выполняют кувырок вперед, как умеют. Следить, чтобы не вставали на голову. Далее исполнение идет в сопровождении музыки. Надо выполнять кувырки в темпе музыки. Задания: 1) один кувырок вперед; 2) кувырок вперед, встать, повернуться лицом к мату и выполнить второй кувырок вперед; 3) выполнить тем же способом три кувырка вперед. Положить три мата дорожкой с расстоянием между ними 60—70 см. Выполнить последовательно и под музыку три кувырка вперед. Каждый следующий исполняет после того, как предыдущий отошел от мата. Положить маты под углом друг к другу. Выполнить то же упражнение. Снова изменить расположение матов и расстояние между ними и предложить выполнить то же упражнение.

Упражнение в беге и правильном дыхании. Рассказать до начала бега требования к правильному дыханию. Объяснить значение его глубины и ритмичности, важности полного выдоха. Дать бег длительностью в 30—40 секунд, следить за ним и напоминать о дыхании, перевести на ходьбу, замедлить ходьбу, остановить группу и закончить урок.

Из-типового конспекта ясно, что сложность урока — в его разнообразии. Помнить упражнения начинающему педагогу трудно, да и едва ли следует этим загружать память. Конспект, составленный самим преподавателем, уже создает ему ясную картину урока. Он должен быть положен так, чтобы во время урока его было удобно посмотреть — а это создает уверенность в проведении занятий. Пользоваться конспектом следует в тот момент, когда ученики выполняют упражнение, чтобы заранее напомнить себе о следующем этапе занятий. Упражнения вводной части и общеоздоровительные надо запоминать так, чтобы в конспект не смотреть, иначе работать по поточному методу не удастся.

Есть смысл составлять конспекты сразу на целый месяц. Чтобы правильно расставить упражнения по трудности, планируя четыре

урока сразу, писать их следует по горизонтали т.е. сначала написать вводные в четырех уроках, затем общеоздоровительные, затем ритмические и т. д. Практика показала, что подобная работа всегда экономичнее по времени, чем составление по вертикали, и планомернее, с точки зрения соблюдения последовательной трудности упражнений в каждой теме.

При составлении конспектов на месяц следует делать так, чтобы в уроках нашло отражение все то, что запланировано в рабочих месячных планах. Эту работу преподавателю приходится выполнить телько раз, поскольку конспекты будут обслуживать его в дальнейшем; если что-нибудь и изменится, то только в целях усовершенствования педагогического процесса.

При составлении конспектов следует писать все упражнения, которые войдут в урок, ничего не оставляя в надежде на память. Некоторые упражнения простого типа будут только в одном уроке, некоторые растягиваются на два—три урока, а есть упражнения, которые изучаются в течение пяти—семи уроков, а затем периодически выполняются в целях тренировки; подобные упражнения называются этапными.

Если принять в качестве первого урока — предложенный учебником, а заключительным будет зачетный за первый семестр, то все промежуточные должны отработать упражнения, составляющие программу первого полугодия. Первый урок второго полугодия (конспект № 18) является повторением зачетного урока первого полугодия, между этими уроками пройдет все лето. Повторяя этот урок, учащиеся вспоминают программу, отработанную за предыдущий семестр.

Последующие типовые конспекты даны в номерной записи. Типовые конспекты должны помочь преподавателям в планировании материала. Во второй части учебника каждое упражнение имеет свой порядковый номер, описание техники по этапам обучения » и соответствующие методические указания.

Правильное воздействие упражнений на учеников возможно при выполнении верной методики в изучении каждого упражнения, т.е. применения ее общих принципов и использования методических приемов.

Предлагая типовые конспекты уроков, автор ориентирует педагогов на примерное распределение учебного материала по периодам обучения. В зависимости от специфических особенностей учебной группы возможно и иное распределение часов на каждую тему. Составляя уроки по типовым конспектам, преподаватели должны обеспечить выполнение предыдущих упражнений в каждой теме. Иначе возникнут недопустимые скачки. Наиболее существенной ошибкой является отсутствие последовательности в обучении. Так, например, если в теме «Воспитание выразительной руки» преподаватель вместо того, чтобы тщательно подготовить руки упражнениями моторного типа, сразу включит в уроки упражнения

образного типа или, что еще хуже, — этюды, он в итоге не получит хорошей подготовленности рук у будущих актеров. Недопустимо в теме общеразвивающих упражнений вместо последовательного прохождения комплексов, создающих правильное усиление физической нагрузки, давать их в разбивку. Недопустимо предлагать учащимся увеличение количества повторений и убыстрение темпов при выполнении упражнений. Практика показала, что предлагаемые учебником дозировки являются наиболее правильными. Эти указания можно не соблюдать при работе с актерами в театрах, особенно если занятия носят характер краткосрочного семинара по подготовке к какому-нибудь спектаклю. В этом случае надо сразу давать необходимый для данного спектакля учебный материал. Однако и в этом частном случае наиболее целесообразным будет последовательное его прохождение. Так, например, при освоении стилевых действий надо обучать всем нужным навыкам без костюмов и принадлежностей к ним, для того чтобы не отвлекать внимание занимающихся дополнительными трудностями.. После освоения нужной техники надо выполнять ее в соответствующем костюме и с принадлежностями к нему. Недопустима давать фрагменты приемов борьбы без оружия, если не освоена техника нужных ударов, защит, бросков и падений. Гораздо продуктивнее вначале освоить технику этих элементов, а затем создать из них нужную композицию. Естественно, что такая композиция должна быть заранее продумана.

Типовой конспект урока Л * 18 (май — последний урок и сентябрь — первый урок)

1. Общеразбивающие упражнения: на гимнастической скамейке. Выполнить подряд все упражнения с № 45 по № 60 включительно.

2. Совершенствование осанки и походки: упражнения № 119 120 и 121.

3. Ритмические упражнения: упражнения № 107, 108 и 109.

4. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 135, 136, 137 и 138 (IV и V этапы).

5. Совершенствование выразительности рук: выполнить упражнения с № 189 по № 198 включительно.

6. Упражнения в равновесии: упражнения № 154, 155 и 156.

7. Падения: подготовительные упражнения № 221, 222, 223 и 224 — первое падение.

8. Групповые переноски: упражнения Ne 233 и 234.

9. Акробатические упражнения: № 178 и 179. 10. Заключительные упражнения: пробежка 40 секунд, остановиться и читать таблицу умножения на «три». Вначале читать громко, постепенно снижать силу звука, перейти на шепот и снова читать в нормальном звучании.

Типовой конспект урока Л° 22 (октябрь)

1. Вводные упражнения: № 13, 14, 15 и 24.

2. Дыхательные упражнения: пробежка 30—40 секунд, остановиться и читать таблицу умножения на «четыре».

3. Общеразвивающие упражнения: выполнить с № 70 по № 76 включительно.

4. Совершенствование осанки и походки: упражнение № 122 (I, II, III и IV этапы).

5. Упражнения на координацию: № 136 (I этап), № 138 (II вариант) и № 139 (пункты «А» и «Б»).

6. Совершенствование выразительности рук.: выполнить упражнения с № 189 по № 198 включительно и № 199 (I, II и III этапы).

7. Упражнения в равновесии: № 157.

8. Акробатические упражнения: № 180, 181 и 182.

9. Падения: упражнения № 224 и 225.

10. Переноски: упражнения № 235 и 236.

11. Прыжки: упражнения № 214 и 215.

12. Заключительные упражнения: пробежка 40—60 секунд, остановиться. Петь «В селе малом». Первый раз в среднем темпе и довольно громко, второй раз — медленно и в средней громкости. Тщательно выговаривать слова и верно интонировать.

Типовой конспект урока № 26 (ноябрь)

1. Вводные упражнения: № 16, 25 и 26.

2. Дыхательные упражнения: пробежка 40 секунд, остановиться, читать таблицу умножения на «пять».

3. Общеразвивающие упражнения: с № 62 по № 69 включительно.

4. Совершенствование осанки и походки: упражнение № 122 (V и VI этапы).

5. Упражнения на координацию: № 136 (II и III этапы) и № 139 (I, II и III этапы).

6. Совершенствование выразительности рук: упражнение№ 199 (IV и V этапы).

7. Упражнения в равновесии: № 158 и 159.

8. Падения: упражнения № 226 и 228 (I и И подготовительные).

9. Переноски: упражнение № 237.

10. Стилевые действия XVIII столетия: упражнения № 299, 300, 301.

11. Прыжки: упражнения № 216, 217 и 218.

12. Заключительные упражнения: пробежка одна минута, остановиться и петь «В селе малом». Садить за верным дыханием, интонацией и дикцией.

Типовой конспект урока № 30 (декабрь)

1. Вводные упражнения: № 11 и 27.

2. Дыхательные упражнения: пробежка 30—40 секунд, построение стайкой и, выполняя упражнение «В селе малом», петь песню.

3. Общеразвивающие упражнения: на стуле с № 82 по № 89 включительно.

4. Совершенствование осанки и походки: № 122 — заключительные этапы.

5. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (I, II и III этапы) и № 140 (VI и VII этапы и заключительный).

6. Совершенствование выразительности рук: упражнение № 201 (V, VI и VII).

7. Упражнения в равновесии: № 160.

8. Падения: № 232.

9. Переноски: № 239 (I, II и III элементы).

10. Стилевые действия: XVIII столетие — с№302по№ 308 вкл.

11. Приемы сценической борьбы: № 249, 250 и 251.

12. Прыжки: № 219 и 220.

13. Заключительное: пробежка 40 секунд, остановиться и петь стоя на месте «В селе малом». Следить за правильным дыханием, дикцией и интонацией.

Типовой конспект урока Л5 34 (февраль)

1. Вводные упражнения: № 12 и пробежка 20—30 секунд.

2. Общеразвивающие упражнения: парные упражнения на гимнастической стенке № 90—95.

3. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (I, II, III и IV этапы), № 141 (I и II этапы).

4. Совершенствование выразительности рук: № 203, 204, 205 и 206.

5. Переноски: № 236 — полностью.

6. Стилевые действия: XVI и XVII столетия — № 263, 264, 265, 266.

7. Приемы сценической борьбы: № 251, 252, 253, 254.

8. Этюды: № 364 — полностью.

9. Заключительное: упражнение «Декорация» — I вариант, пробежка 20 секунд, ходьба, остановка.

Типовой конспект урока № 38 (март)

1. Вводные упражнения; № 16 и 27 (11 вариант) и пробежка 20 секунд.

2. Общеразвивающие упражнения: VIII комплекс — лазания.

3. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (IV и V этапы), № 141 (III, IV, V, VI и заключительный этапы).

4. Совершенствование выразительности рук: Ли 208, 209, 210 211.

5. Стилевые действия: XVI и XVII столетня — № 267 и 268 полностью, № 286, 287 и 288 полностью. Школа большого плаща: с № 269 по 279 включительно.

6. Приемы сценической борьбы: № 255 и 256 полностью.

7. Этюды: № 365 и 366 полностью.

8. Заключительное упражнение: «Декорация» — II вариант. Пробежка 20 секунд, ходьба, остановка. Читать таблицу умножения на пять.

Типовой конспект урока № 42 (апрель)

1. Вводные упражнения: № 12 «Срывать яблоки» и № «139 «Канон» — заключительный этап.

2. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 «У лукоморья» — заключительный этап, № 140 «Волга-реченька» — заключительный этап.

3. Стилевые действия: XVI и XVII столетия — с № 280 по № 285 включительно и № 289, 290 и 291; XIX столетия — с № 319 по № 323 полностью.

4. Приемы сценической борьбы: № 257 и 258 полностью.

5. Этюды: № 367 и 368 полностью.

6. Импровизации: № 369, 370, 371 и 372.

7. Заключительное: пробежка, остановка и петь стоя на месте «Волга-реченька». Дыхание, дикция и интонация.

Типовой конспект урока № 46 (м а и)

1. Вводные упражнения: ходьба выпадами с поворотами туловища вправо и влево. Замедленная ходьба.

2. Упражнения на координацию: «Белеет парус одинокий» полностью с управлением группой. «У лукоморья» полностью. «Волга-реченька» полностью. «Мне декабрь» полностью.

3. Совершенствование выразительности рук: «Пушинка», «Муха», «Смола», «Чаша».

4. втилевые действия: XVII, XVIII и XIX столетия — офицер, девушка, дама, господин; упражнения с принадлежностями костюмов и в парике.

5. Приемы сценической борьбы: создание индивидуальных парных и групповых этюдов импровизационного типа.

6. Этюды: «Письмо», «Месть», «За Полярным кругом», «Граната».

7. Импровизация: «Я на канате», «Я на катке», «Баланс тяжелым шестом», «Баланс легким шестом». Импровизация — этюд «Побег».

8. Заключительное упражнение: «Декорация», III вариант (с подползанием и двукратным обеганием партнера).

Типовой конспект зачетного урока

1. Вводные упражнения: попеременное исполнение упражнений «Срывать яблоки» и выпадной ходьбой, и поворотами туловища вправо и влево.

2. Пластичность в осанке и походке: упражнение «Гамлет» с внезапными сигналами.

3. Координация: упражнения «Белеет парус одинокий» с самостоятельным ведением группы занимающимся; «У лукоморья» с внезапными остановками, сменой темпо-ритмов в движении и направлениях движений по сигналам преподавателя; «В селе малом» со сменой скоростей.

4. Выразительность рук: упражнение «Полоскать» и петь. «Красить» — и петь. «Молитва» — со сменой скоростей и внезапными командами. «Пушинка», «Муха», «Смола», «Чаша».

5. Стилевые действия: по XIX столетию парные — господин и дама, офицер и девушка. Этюды выполняются с принадлежностями костюмов. По XVII столетию — сольные и парные упражнения.

6. Приемы сценической борьбы: парные и групповые комбинации, выполненные по экспозициям занимающихся.

7. Этюды: все пройденное в году. Один из этюдов (сценарий) дается на зачете впервые — по две попытки на выполнение.

8. Импровизации: все пройденное в году и «Побег» в сольном или парном импровизационном исполнении.

Учет качества подготовки учеников

Качество подготовки учеников учитывается четырьмя способами: 1. Регулярное наблюдение за качеством выполнения упражнений на уроках. Педагог должен верно оценивать выполнение каждого упражнения группой в целом, а также видеть достижения и недостатки отдельных учеников. Важно обращать внимание на недостатки, ошибки и незаконченность заданий, стараясь понять причины, порождающие отклонения от нормы в каждом отдельном

случае. Необходимо запомнить, а лучше записывать недостатки в пластической одаренности и подготовленности учеников. Если правильно выполнить эту часть учета, то к концу зачетного периода складывается определенная педагогическая характеристика каждого ученика.

Такое знание позволяет правильно подбирать в следующем семестре упражнения. Так, например, за ряд лет было отмечено, что национальные группы северных народностей, при всей своей природной музыкальности, в начале занятий едва справляются с быстрыми темпами и острыми по характеру движениями. Студентам этих групп свойственна некоторая тягучесть, замедленная реакция — отсюда и замедленный темп. Естественно, что в этом случае на уроках должны быть в большом количестве упражнения, исполнение которых требует быстрых темпов, совершенствующих скорость реакции.

Группы кавказских народностей, наоборот, отличаются большой реактивностью и излишним мышечным напряжением. Мужчинам в этих группах свойственны быстрые и резкие движения. На уроках должны преобладать упражнения, создающие широкие амплитуды, замедленные темпы и мягкие, округлые движения.

Группы монгольских народностей имеют такую интересную особенность: их слуховое восприятие темпо-ритмов окружающей среды значительно отстает от зрительного. Последнее же у них очень обострено. Выполнение музыкальных упражнений для этих групп в начале занятий представляет определенную трудность. Эту трудность, в первую очередь, испытывают преподаватели танца и ритмики. Поэтому уроки по предмету движения должны иметь максимальное количество музыкальных упражнений. Замечено, что при медленном и настойчивом процессе совершенствования ритмичности и музыкальности учащиеся этих групп постепенно приобретают нужный уровень этих необходимейших актеру качеств.

Оказывать правильное влияние на развитие учеников можно, только зная причины, вызывающие отклонения от нормы. Это позволяет верно подбирать упражнения, а во многих случаях требует необходимости рекомендовать усиленные занятия в смежных предметах кафедры, а также в той или иной спортивной секции курса физвоспитания. Надо активно использовать средства индивидуальной гимнастики.

2. Зачет, проведенный в конце первого полугодия, имеет целью на основании итоговых достижений учеников и на основании наблюдений за ними в течение зачетного периода вывести заключение о природных пластических способностях каждого. Это заключение должно охарактеризовать важнейшие для пластического воспитания качества учеников: внимание, волю, силу, скорость, ловкость, ритмичность и музыкальность.

Необходимо также установить, каковы возможности для дальнейшего совершенствования у каждого из учеников.

Необходимо сразу же после зачета проанализировать индивидуальные достижения, отметив положительные сдвиги в подготовке учеников: правильная осанка, походка, общий эстетический облик, манера поведения как на зачете, так и вне занятий по движению. Этот анализ выполняется в присутствии педагогов, и главным образом преподавателя драматического искусства, только что просмотревших зачет. Затем результаты анализа сообщаются ученикам, и даются указания о способах дальнейшего совершенствования.

На летние каникулы каждому ученику дается соответствующее задание: заниматься тем или иным видом физических упражнений и для укрепления здоровья и для совершенствования аппарата воплощения в нужном направлении.

В заключение следует оценить каждого по пятибалльной системе, хотя эти отметки в зачетную ведомость не заносятся. Желательно проводить беседу и ставить оценки в присутствии преподавателей по ритмике, танцу и фехтованию. Присутствие педагога драматического искусства на зачете и беседе совершенно необходимо. Беседа и оценка помогают создать верное представление о перспективах развития каждого ученика и об его пластических особенностях.

Просмотр зачета дает возможность иметь методическую беседу об отдельных упражнениях и об общей направленности предмета. Такая беседа помогает слиянию в единый методический процесс дисциплин кафедры движения, дает возможность преподавателям предмета еще больше приблизить подготовку к требованиям, выдвигаемым преподавателями драматического искусства.

3. Контрольный урок за первое полугодие II курса имеет те же цели, что и первый зачет; кроме того, он должен выявить дальнейший рост пластической подготовленности учеников, степень их творческой одаренности, поскольку в курсе были образные упражнения и этюды, дающие возможность определить уровень творческой фантазии, игры воображения, активности воли и внимания, и на этой основе создать выразительные физические действия.

Благодаря этим компонентам педагог может с большой точностью определить достоинства и недостатки в качестве подготовки, а также степень драматической одаренности занимающихся.

После контрольного урока педагог консультируется с преподавателем драматического искусства о содержании той беседы, которую он должен провести с учениками. В этой беседе сообщаются недостатки в подготовке, с тем чтобы добиться исправления их в заключительном периоде обучения по предмету.

4. Заключительный зачет с оценкой в конце курса должен выявить качество профессиональной пластической подготовленности каждого ученика, т.е. уровень психофизических качеств, умение пользоваться большим ассортиментом специальных общих и частных двигательных навыков, знания этикетно-стилевых действий

и общий уровень артистичности в сценическом движении. Это наиболее важное для актера качество относительно легко определяется в исполнении этюдных и импровизационных упражнений.

На основе качества выполнения основных упражнений в зачете ученик оценивается по пятибалльной системе, и эта оценка выставляется в зачетной ведомости и идет в диплом.

После зачета и оценки педагог в заключительной беседе дает анализ пластической направленности и достижений каждого ученика, указывает на необходимость совершенствоваться в смежных предметах кафедры, а также заниматься в той или иной секции курса физвоспитания. Недостаточно подготовленные приглашаются на повторный курс в факультативном порядке.

Кроме перечисленных видов учета, необходимо провести анализ выполнения программы по предмету, обязательно указав, какие упражнения вообще не выполнены, а какие выполнены недостаточно хорошо. Это поможет более верно планировать материал на следующий учебный год.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.