Раздел 2. Ситуационные задачи
Задание: Спишите задачи, письменно ответьте на вопросы. Задача 1. В водной среде амплитуда значений температуры не превышает 50 оС, для нее характерны высокая плотность, содержание кислорода 1% от объема. Свет в чистых водах проникает до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – на несколько сантиметров. Вопросы: 1. Назовите лимитирующие факторы водной среды. 2. Какие обитатели типичны для водной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему? 3. Какова экологическая валентность водных обитателей к температурному фактору? Задача 2.Для наземно-воздушной среды характерны низкая плотность воздуха, большие колебания температуры (годовые, амплитуда до 100 оС), высокая подвижность атмосферы, хорошая обеспеченность кислородом. Вопросы: 1. Какова экологическая толерантность обитателей наземно-воздушной среды к температурному фактору? 2. Назовите основные пути адаптации организмов наземно-воздушной среды к температурному фактору и содержанию воды. 3. Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на обитателей наземно-воздушной среды. Задача 3. Для почвенной среды характерны небольшие колебания температуры, плотное сложение, наличие в порах свободной воды и воздуха, малое содержание кислорода, большее, чем в атмосферном воздухе. Вопросы: 1. Назовите факторы почвенной среды, наиболее часто являющиеся лимитирующими. 2. Каковы пути адаптации растений к влажности, температуре, химическому составу почвы? 3. Какие обитатели типичны для почвенной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему? Задача 4.В северной лесной зоне Евразии через год после вырубок лесов на этой территории появились травы, через 10 лет – кустарники, вслед за которыми через 3-5 лет – поросли берез и осин. Последние отличаются быстрым ростом, высоким светолюбием, в результате чего через 50 лет на этой территории появились лиственные леса с прорастающими под их пологом елями. На протяжении последующих 50 лет преобладали смешенные леса, которые затем сменились еловыми. Вопросы: 1. Как называется смена фитоценозов на протяжении 150-200 лет, описанная в ситуационной задаче? 2. Какой вид сукцессии (первичная или вторичная) имеет место в задаче? 3. Что такое виды-эдификаторы и виды-доминанты, приведите примеры? Задача 5. В водной среде амплитуда значений температуры не превышает 50 оС, для нее характерны высокая плотность, содержание кислорода 1% от объема. Свет в чистых водах проникает до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – на несколько сантиметров. Вопросы: 1. Какова экологическая валентность водных обитателей к температурному фактору? 2. Назовите основные пути адаптации водных организмов к высокой плотности воды и недостатку света. 3. Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на водных обитателей. Задача 6.Для наземно-воздушной среды характерны низкая плотность воздуха, большие колебания температуры (годовые, амплитуда до 100 оС), высокая подвижность атмосферы, хорошая обеспеченность кислородом. Вопросы: 1. Назовите лимитирующие факторы наземно-воздушной среды. 2. Какие обитатели типичны для наземно-воздушной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему? 3. Какова экологическая толерантность обитателей наземно-воздушной среды к температурному фактору? Задача 7. Для почвенной среды характерны небольшие колебания температуры, плотное сложение, наличие в порах свободной воды и воздуха, малое содержание кислорода, большее, чем в атмосферном воздухе. Вопросы: 1. Какие обитатели типичны для почвенной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему? 2. Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на растения и почвенную биоту. 3. Что такое растения-индикаторы, какую роль они играют в оценке состояния почвы? Задача 8.В северной лесной зоне Евразии через год после вырубок лесов на этой территории появились травы, через 10 лет – кустарники, вслед за которыми через 3-5 лет – поросли берез и осин. Последние отличаются быстрым ростом, высоким светолюбием, в результате чего через 50 лет на этой территории появились лиственные леса с прорастающими под их пологом елями. На протяжении последующих 50 лет преобладали смешенные леса, которые затем сменились еловыми. Вопросы: 1. Какой вид сукцессии (первичная или вторичная) имеет место в задаче? 2. Что такое виды-эдификаторы и виды-доминанты, приведите примеры? 3. Как называют экосистемы, которые завершают сукцессию?
Задача 9. Уровень кислотности отобранной пробы воды равен 5,6 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, озеро.
Задача 10. Водородный показатель отобранной пробы воды равен 6,8 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, болото.
Задача 11. Если концентрация ионов водорода в пробе воды составляет 10-6,8, то чему равно значение рН - ?
Задача 12. Водородный показатель отобранной пробы воды равен 4,8 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, озеро.
Задача 13. Уровень кислотности отобранной пробы воды равен 3,9 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, озеро.
Задача 14. Водородный показатель отобранной пробы воды равен 9,3 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, болото.
Задача 15. Если концентрация ионов водорода в пробе воды составляет 10-2,5, то чему равно значение рН - ?
Задача 16. Водородный показатель отобранной пробы воды равен 11,2 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, озеро.
Задача 17. На берегу реки планируется стройка, подрядчиком предложен план размещения базы отдыха и свиноводческой фермы. Как по отношению к течению реки необходимо разместить данные объекты и почему?
Задача 18. Снег, собранный уборочной техникой с проезжей части городских улиц целесообразно вывозить на очистные сооружения. Для чего это нужно?
Задача 19. Один фермер решил избавится от паразитов на своем поле и обработал его пестицидами. После применения, через какое-то время численность вредителей резко возросла. Почему, объясните ситуацию.
Задача 20. Почему в искусственных экосистемах, особенно в агроценозах, численность вредителей сельскохозяйственных культур при массовых вспышках их размножения многократно превосходит их таковые в естественных сообществах?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|