Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность, структура, источники и функции сознания



 

Выявить сущность сознания – это значит вскрыть внутренние глубинные связи, воплощенные в его главной, определяющей стороне (субстанциальный сущностный признак), либо представленные в виде внутреннего единства (интегральный сущностный признак). Выявление глубинных связей зависит от возможностей науки, исследующей сознание. Наиболее важные связи обнаруживаются в процессе философского осмысления сознания. Имеющиеся в философской литературе определения сознания претендуют на выявление его главных, существенных сторон и самой сущности. Даже при первом их прочтении заметно, что они часто не совпадают по содержанию, а порой являются противоречивыми. Такое несовпадение объясняется различиями в методах познания, мировоззренческими ориентирами исследователя и другими причинами, зависящими от философской задачи исследования.

Современная наука выявляет главные свойства сознания, к которым относятся: рефлексия или самопознание; операциональность – ориентированность на освоение мира; практика – предметная сторона активности; интенциональность – устремленность сознания к миру; идеальность – нематериальность; креативность – способность творить. Сознание способно целенаправленно и целесообразно отражать мир, преобразовывать его с учетом потребностей и интересов человека и общества.

В философии сознание можно рассматривать в следующихаспектах: гносеологическом – как процесс особого отражения действительности, дающий человеку знания; онтологическом – как реальное существование мыслей и чувств; феноменологическом – как направленность сознания на внутренние характеристики объекта познания, на его смыслы и значения; ценностном – как отношение к миру через значимость духовных и материальных ориентиров; праксеологическом – как духовно-преобразующее отношение к действительности и др.

Наиболее разработанным и чаще всего реализуемым в философской литературе выступает гносеологический подход. Так, например, определение сознания, данное А.Т. Спиркиным, является именно гносеологическим. ПодсознаниемСпиркин понимает способность идеального (психического) отражения действительности человеком, превращения объективного содержания предмета в субъективный образ его духовной жизни. Такое понимание сознания основано на подчеркивании разной природы материального и идеального. Под идеальным понимается так называемое «материальное», только «пересаженное» (отраженное) в человеческую голову и преобразованное в ней (К. Маркс). Этим подчеркивается, что образы в сознании не содержат ничего материального от отображаемой действительности. Это функциональное свойство головного мозга общественного человека, сущность которого заключается в адекватном, целенаправленном и активном отражении и конструировании внешнего мира в идеальных образах и состояниях.

Сознание не только имеет возможность адекватно отражать действительность, но и субъективно её оценивать благодаря предпочтениям или антипатиям человека. Идеальное (нематериальное) сознание обладает субъективной реальностью, но воспроизводить или воспринимать действительность оно может точно (адекватно), а также искаженно, иллюзорно, ошибочно. Идеальность сознания характеризует субъективность образа по форме, который может возникать в процессе непосредственного или опосредованного отражения, быть конкретным или обобщенным. При этом учитывается, что идеальное – это то, что свойственно сознанию не только общественного человека, но и всего человечества (общественное сознание, сознание планетарного общества).

Структура сознания включает четыре основных элемента: знания, эмоционально-чувственные состояния, волевые состояния, ценностные предпочтения, ориентации (см. рис. 2).

Сектор I включает сферу телесно-перцептивных способностей и полученных на их основе знаний. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем организме и его взаимоотношениях с другими физическими объектами.

Сектор II выражает логико-понятийный компонент сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы чувственно данного знания и переходит на сущностные уровни характеристик предметов и явлений. Это сфера понятий, суждений и умозаключений, логических доказательств и опровержений.

Сектор III связан с эмоционально-волевой компонентой сознания. Эта сфера имеет опосредованную связь с внешним миром, в ней сосредоточены личностные переживания, социальные чувства, волевые состояния, мечты, надежды и разочарования, постоянно сопровождающие человека.

Сектор IV характеризует ценностно-мотивационный (или ценностно-смысловой) элемент сознания. Это мотивы социальной активности, а также способности человека к их формированию и творческому воспроизведению на практике, продуктивное воображение, интуиция. Целью и регулятивом ценностного содержания сознания выступают красота, совершенство, правда, искренность, справедливость, долг и т.п. Ценностные ориентации лежат в основе выбора варианта социальной активности личности. Происходит согласование мысли с предметной деятельностью, а ценности как формы согласования предметной активности с потребностями человека, его целями и смыслом жизни. III и IV секторы образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве познания выступает собственное «я», другие «я» и результаты гуманитарно-культурной деятельности. I и II секторы образуют внешне познавательную (или внешне предметную) составляющую сознания. Основными целями этой сферы выступают добывание и использование истинного знания.

 

Рис. 2. Структура сознания

Онтологический подход реализуется тогда, когда сознание связывают с бытием головного мозга и самого человека. Следует признать, что нервные процессы мозга являются физиологической основой и необходимым условием осуществления осознаваемой и неосознаваемой психической деятельности. Как отмечалось ранее, само психическое как функция головного мозга человека, нематериально, но способно оказывать воздействие на физиологические процессы мозга и в то же время зависит от них. Некоторыми учеными делается вывод о полной зависимости содержания психических процессов от воздействия высшей нервной деятельности человека, утверждается, что в основе его поведения лежат получаемые по наследству от животных предков инстинкты.

Исследования второй (речевой) сигнальной системы И.П. Павловым доказали самостоятельность взаимосвязи сознания и высшей нервной деятельности человека. В последнее время зафиксированы связи разных структур головного мозга с его конкретными функциями. Так, затылочные доли контролируют зрительные функции, левое полушарие ответственно преимущественно за понятийное мышление, а правое – главным образом за переживания и формирование чувственных образов. Однако эта зависимость довольно условна, так как утраченную функцию частично берут на себя соседние области. Действие головного мозга человека как сложной интегрирующей системы нашло свое отражение и в ряде других закономерностей. Например, наиболее сильный очаг раздражения начинает доминировать, усиливаясь за счет временного ослабления других: человек сосредоточивается на одном, наиболее важном. Таким образом, сознание предполагает связь коры с подкоркой головного мозга, с периферией центральной нервной системы, но связь эта носит преимущественно информационный характер.

Феноменологический подход обосновал немецкий философ Э. Гуссерль. Для него сознание – особый регион бытия, утверждающий принципиальную несводимость внутренних состояний сознания ни к каким иным отношениям: ни к предметным, ни к социальным, ни к бессознательной основе самого сознания. Данный подход фиксирует в сущности сознания одну характерную черту – интенциальность, то есть направленность на внутренний объект, смысл. Из этого следует, что сознанием является умение сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают этот опыт. Это особое состояние человека, в котором ему доступны и мир, и он сам. Такое сосредоточение на смысловых связях, называемых «феноменами», представляет сознание как поток феноменов. Гуссерль отрывает сознание от человека как его носителя, от того, что сознание – одно из свойств человека. Его интересовало не столько содержание феноменов, сколько то, как именно сознание (без человека. – Авт.) их оценивает и конструирует. Феноменологический метод, соотносящий характеристики сознания со способностями индивида, применяется в психологии, социологии, онтологии, философии, математике и других науках.

Ценностныйипраксеологический подходы в понимании сознания подчеркивают его связь с практической деятельностью людей. Прежде чем действовать, человек планирует цель и результат деятельности в осознанных образах. Невозможно отделить и выделить из процесса деятельности человека функционирование его сознания, поскольку это единый процесс. В деятельности человек реализует поставленные цели, познает и оценивает объект, делает его мерой и сущностью своей активности, развивает свои творческие силы.

Информационно-деятельностный подходреализует идею о том, что сознание есть преимущественно инфор­мационная деятельность человека. Информационность включает сведения о том, что связано с физиологией, психологией, семиотикой, кибернетикой и т.п., а человеческая деятельность подключает в это содержание информации социологический ас­пект. Но они не механически дополняют друг друга, а ор­ганически переплетаются: содержание сознания выражается в информационности, деятельность же определяет функци­ональную специфику информационного процесса примени­тельно к сознанию.

Таким образом, сознание есть функциональное свойство головного мозга человека, которое представляет собой идеальное отражение действительности во внутреннем духовном опыте человека и выступает регулятором его активности, самоорганизации и самоконтроля. Его основными признаками являются идеальность, целеполагание, целесообразность, познание, творчество, планирование и управление.

Сознание – высшая форма отражения действительности. Отражение как одно из всеобщих свойств материального мира означает способность объекта сохранять на себе воздействие других объектов, их свойства и другие признаки. Отражение существует в физической, химической, биологической, психической и социальной формах движения материального мира. Высшие формы отражения не сводимы к низшим. Сознание человека – высшая, то есть психическая и социальная форма отражения.

Данные зоопсихологии позволяют утверждать, что ощущения и восприятия животных, элементарное («ручное» у И.П. Павлова) ситуативное мышление высших млекопитающих бессознательны. У человека те же самые процессы могут проявляться двояко: происходить в подсознании и быть осознанными. Так, в реакциях на ситуации, явно требующие определенной мыслительной деятельности, человек иногда будто не задумывается как поступить, но поступает правильно или при необходимости может осознать свое мышление: проследить логические операции, отправные пункты мыслительной деятельности, т.е. отразить ход мышления в целом. Сознание через отражение обнаруживает, опредмечивает себя как для самого человека – носителя сознания, так и для окружающего мира. Индивид, обращаясь к себе и своему сознанию, проявляет самосознание.

Самосознание формируется на базе чувственного и рационального. Самосознание в узком смысле слова состоит в осознании индивидом факта своего существования. Оно делит мир на две части «я» и «не-я», позволяет видеть окружающую среду независимой от факта своего существования, дает критерий для иерархизации предметов и явлений среды обитания. Разделение окружающего мира на себя (индивид) и другие (другое) задает соразмерность и масштаб бытия. «Я» позволяет отделить себя от среды и противопоставить себя ей. Наличие «я» означает, что субъект уже отделил свои реакции от самого себя и смог посмотреть на себя как бы со стороны.

Мировоззрение как характеристика сознания индивида отражает его главное ценностное содержание и качества сознания. Оно представляет собой переосмысленную и обобщенную картину мира индивида, которая соотнесена с предпочтениями и другими ценностными ориентациями человека.

Одним из способов символического отражения мира является язык. Многие философы придавали языку самое решающее значение в формировании и функционировании сознания человека. Австрийскому философу Л. Витгенштейну принадлежит тезис: «Границы моего языка означают границы моего мира»[1]. Немецкий мыслитель М. Хайдеггер полагал, что «язык есть дом бытия…»[2]. Американские ученые Э. Сепир и Б. Уорф считали, что мир человека строится на основе языковых норм: «мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения»[3].

Именно речевая коммуникация, по мнению И.П. Меркулова, привела к формированию у первобытного человека символьного (вербального) сознания, которое оказалось способным взять на себя целенаправленное управление ходом мыслительных преобразований и дополнило имеющееся перцептивное сознание, которое лишь «информировало» людей об их собственном существовании и внутренних состояниях. Другими словами, эволюционное приобретение символьного сознания способствовало накоплению социальных знаний, созданию духовной и материальной культуры, имевших приоритетное значение для выживания Homo sapiens[4].

Для того, чтобы выяснить структуру сознания, следует определить совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность. Зная о том, что сознание – сложный, многоуровневый феномен, его структуру можно определить с помощью совокупности критериев, применяемых для выявления элементов. Используя психологический подход к структуре сознания наряду с ощущениями, восприятиями, представлениями и понятийным мышлением выделяют еще и эмоции, волю, память, интуицию, цели, желания, ценностные ориентиры и другие компоненты. Все эти элементы необходимо рассматривать в двух плоскостях: осознанной и неосознанной психической деятельности. Грань между этими двумя плоскостями подвижна. Осознанное и неосознанное относительно самостоятельны, между ними часты противоречия, но они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и способны достигать гармоничного единства. Сознание может и должно воздействовать на бессознательное, определять общую стратегию жизни человека. В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное – вторым элементом ее формирования и развития. С возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится необходимым элементом психики человека, но под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется.

Сознание можно структурировать и по носителям сознания. В этом случае различают сознание индивидуальное и сознание общества (группы, коллектива, класса, государства и др.). Разделение это носит довольно условный характер, так как они друг без друга не существуют. Сознание ребенка появляется благодаря сознанию близких к нему людей и содержит в себе элементы сознания общества, в котором он живет и действует. Сознание общества не имеет материального носителя по сравнению с сознанием индивидуальным. Оно существует как совокупность взглядов и идей, характерных для граждан данного общества. Отсюда – сознание индивида индивидуально и социально; оно отражает и выражает индивидуальное бытие и духовность общества. В нем своеобразно сочетаются черты как общие, соответствующие эпохе, и особенные, связанные с индивидуальным воспитанием, способностями и личными физическими признаками человека.

Общественное сознание имеет свою собственную структуру. В сфере общественного сознания выделяют общественную психологию (обыденный уровень) и общественную идеологию (теоретический уровень). Формами общественного сознания выступают: философское сознание, политическое и правовое сознание, религиозное сознание, этическое сознание, эстетическое сознание и др.

В XX в. стал возможным феномен массы с присущим ей массовым сознанием, представляющим собой один из видов общественного сознания, носителем которого являются массы. Массовое сознание выражается в форме субъективного отражения объективной действительности значительным множеством людей (масс), объединенных какими-либо целями или использующих общие средства для удовлетворения своих потребностей.

В массовом сознании, этом сложном, не всегда системном образовании запечатлены знания, нормы и ценности, разделяемые массой. Его можно представить и определенной сферой сознания общества, где функционируют обобщенные, определяющие и значимые представления, убеждения, стереотипы, мифы и традиции. Кроме того, массовое сознание отнюдь не является суммой индивидуальных сознаний, хотя именно они являются его источником и составляют его основу. Это усредненное, обобщенное и наиболее значимое сознание для обезличенной массы людей[5].

Массовое сознание функционирует в виде основных макроформ – общественного мнения и массовых настроений. Оно детерминировано экономической, политической и социальной действительностью. Инструментами формирования массового сознания являются система воспитания и обучения молодежи (институты социализации), существующий в стране политический строй, господствующая идеология, средства массовой информации и коммуникации, а также религия.

В настоящее время имеются разные определения массы как «безликого, аморфного, множества», обладающего стереотипным мышлением (В. Райх, Э. Фромм); как «синонима невежества», утратившего духовно-нравственные идеалы (X. Ортега-и-Гассет); как совокупность «людей-машин», подверженных программированию, внушению и контролю (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Мангейм); как «толпы», которую направляют бессознательные импульсы и страсти (З. Фрейд, Г. Лебон). Среди указанных определений можно выделить общую специфическую особенность массового сознания: наличие искусственной псевдореальности, замена сознательной деятельности индивида и социальной группы иррационализированной символической активностью массы. Это обстоятельство делает возможным манипулятивное социальное воздействие на эмоции и чувства больших групп людей, обращение к «дремлющим» уголкам бессознательного. Одним из активных видов манипуляции массовым сознанием является информационная борьба, а в войне – информационно-психологическая война.

В данном отношении особый интерес представляет концепция консциентальной войны или войны сознаний (лат. conscientia – сознание) – одной из разновидностей информационной войны. Многие исследователи считают, что мир вступил в новый этап борьбы – конкуренции форм организации сознаний, где предметом поражения являются носители определенных типов сознания. «В основе такого поражения лежит уничтожение человеческой способности к свободной идентификации, т.е. способности каждого из нас к самоопределению, – считают М. Калашников и Ю. Крупнов, – если способность человека к самоидентификации уничтожить, то случится страшное... Человек не только теряет свой образ, но и перестает восстанавливать и выстраивать свой образ заново, перестает видеть себя глазами других людей, в том числе и глазами славных предков, своих гениев и святых, и в конечном счете теряет форму и строй сознания…»[6].

В консциентальной войне должны быть уничтожены определенные типы сознаний, а носители этих сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от содержания и направленности своего сознания и примут предлагаемые новые формы. Если же удастся сделать так, чтобы сознание распалось и развалилось как структура, как субстанция, то с такими людьми можно будет делать все, что угодно: включать их в корыстно ориентированные или искусственно-конструируемые фиктивные этносы, задавать им другие цели.

Отечественный мыслитель К.Н. Леонтьев еще в конце XIX в. называл подобное состояние периодом «вторичного смесительного упрощения», «вторичного варварства», «социальной неправды»[7], пришедшего на смену цветущей культуре. О. Шпенглер именовал манипуляцию сознанием законченным отождествлением денег и политической силы. Он писал: «Свобода общественного мнения включает и обработку этого мнения, которая стоит денег; свобода печати – владение печатным станком, являющееся вопросом денег, а избирательное право – избирательную агитацию, зависящую от пожеланий того, кто даёт деньги»[8].

Содержанием привлекательного для многих американского ценностного концепта сознания является триада: это либеральные ценности, религиозный протестантский мессианизм и рыночная экономика. Манипулятивная убежденность американцев в том, что свобода в их понимании является единственной моделью устройства современного мира, абсолютно непоколебима, но и ошибочна. Они построили свое собственное общество на принципах своего же понимания свободы. Американцам очень сложно изменить свое мнение о свободе, которое усиленно поддерживается политикой и средствами массовой информации[9].

Между тем опыт привития массовому сознанию такого рода ценностных оснований в Ираке показывает, что процессы демократизации идут очень трудно. Как выразился экс-президент Франции Ж. Ширак в 2004 г., такие навязанные ценности всегда хранят привкус унижения.

Интерес представляет точка зрения на информационную войну С.Г. Кара-Мурзы, который считает возможным «демонтаж народа» в такого рода борьбе[10]. Народ – это система, множество элементов (личностей, семей, общностей разного рода), соединенных множеством типов связей так, что целое обретает новые качества, несводимые к качествам его частей. Связи эти поддаются целенаправленному воздействию. Технологии такого воздействия совершенствуются, значит, народ можно «разобрать», демонтировать. Воздействие на массовое сознание в такой войне имеет целью непосредственное разрушение духовного культурного ядра народа, размонтирование «центральной матрицы» мировоззрения, утрату населением своей целостной системы ценностных координат, демонтаж исторической памяти. Таким образом, следует признать, что общественное и собственно массовое сознание нуждаются в эффективной защите от негативного информационного воздействия.

Раскрывая проблему источников сознания, следует обратить внимание и на факторы, обусловливающие содержание сознания. К ним относятся:

– внешний предметный и духовный мир, который отражается в сознании в конкретных чувственных и понятийных образах;

– социокультурная среда, материальная и духовная культура общества, экономические, политические, правовые и иные отношения, деятельность социальных институтов, средства, способы и формы их познания и преобразования;

– духовный мир индивида – его сознание, мировоззрение и социальные качества, собственный уникальный опыт жизни и переживаний; человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее, обращаясь к своему духовному миру;

– головной мозг (высшая нервная деятельность) человека как макроструктурная особая природная система, состоящая из множества нейронов и их связей, обеспечивающих на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации мозга осуществление функционирования и развития сознания; не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание и его состояния.

С появлением сознания произошли существенные изменения в жизнедеятельности человека. Сознание стало обеспечивать выполнение человеком жизненно важных для него функций.

Первейшая функция сознания – познание как верное, адекватное отражение объекта познания в образах и состояниях сознания. С помощью сознания человек проникает в сущность и закономерности объектов бытия, получает необходимую информацию. Сознание не только обеспечивает знанием, оно выполняет функцию накопления знаний. Человек добывает знания об окружающей действительности, перерабатывает и систематизирует их. Вместе с тем знания, а также и сама действительность оцениваются, в чем проявляется аксиологическаяфункция сознания. На основе знаний, потребностей и интересов человек с помощью сознания выполняет телеологическуюфункцию – постановку целей, а также управленческую, коммуникативную, контролирующую и критическую функции. «Высшей» функцией сознания является конструкторско-творческая способность, заключающаяся в мыслительном конструировании принципиально нового. Сознание может предвосхитить будущее, при этом создается то, что не имело аналога в действительности.

Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека.

Однако изложение философии сознания будет далеко не полным, если не рассмотреть практическую значимость проблемы, если не определить значение философского учения о сознании для деятельности военных кадров. Мировоззренческое его значение состоит в том, что поскольку мировоззрение включает в себя систему знаний и отношение человека к окружающему миру и самому себе, то научные знания о сознании, его происхождении, сущности и структуре формируют главное содержание, ядро мировоззрения. Недаром многие прославленные полководцы отмечали важность развития духовной составляющей, сознания личного состава. В связи с этим вспомним слова русского философа И.А. Ильина о том, что военная подготовка вне духовного воспитания человека бессмысленна: воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своего общества, а «армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели»[11]. Отечественный военный ученый А.А. Керсновский, написавший замечательный труд по истории русской армии, подчеркивал, что сущностью русской национальной доктрины является превосходство духа над материей.

Учение о сознании открывает большие познавательные возможности человека в различных системах отношений: человек – мир; человек – общество; человек – война; человек – военная техника; человек – воинский коллектив и др.

Философски реалистическая концепция сознания предполагает активность сознания, раскрывает возможности сознания в освоении сил природы и «бездумных» человеческих устремлений. Знание источников формирования сознания позволяет объективно оценивать жизнедеятельность общества и конкретного индивида как факторы формирования сознания, находить положительные и отрицательные моменты этого действия.

Философско-реалистический подходв понимании сознания имеет также важное методологическое значение. Выявить методологическую роль данной теоретической модели сознания – значит определить систему принципов и способов организации деятельности, которая должна быть результативной. Отметим лишь наиболее важные моменты.

Во-первых, сознание фиксирует социальные связи в самом индивиде. Эти связи обнаруживаются в нем как разделение с другими людьми знаний о социальном процессе. Сознание демонстрирует социальную значимость самого индивида. Для военнослужащего важно определить свою значимость и уяснить оценку воинского труда, своей профессиональной подготовленности и роли в деле защиты Отечества.

Во-вторых, главным элементом сознания является самосознание. Поэтому формирование самосознания на разных уровнях и в различных формах поможет развернуться таким человеческим качествам, как самочувствие, самопереживание, самооценка, самоанализ, самоконтроль и др. Не следует забывать, что образ самого себя, который творит человек в различных формах самосознания, не всегда адекватен этому человеку. Этот разрыв можно преодолеть через самоопределение личности и объективную оценку в воинском коллективе.

В-третьих, в психике человека функционируют два уровня:сознательный и бессознательный. Умение выделять их как относительно самостоятельные стороны единой психики индивида позволит обеспечить их уравновешенность, не допустит возникновения внутренней конфликтности, даст возможность определить общую стратегию человека, выделить социальность через соотнесение индивидуально-личностного и общественного.

В-четвертых, большое значение имеет правильное понимание активности сознания. Оно позволяет, с одной стороны, опровергнуть односторонние взгляды на сознание как пассивное, зеркальное отражение внешнего мира в человеческой голове, а с другой – преодолеть абсолютизацию и мистификацию самостоятельности и активности сознания.

Способность отечественной культуры генерировать гуманитарное знание придает ей особое значение в условиях осознания и реализации новых задач развития России и планетарной цивилизации, способов их решения, создания новых смыслов и информационных технологий. Отечественная культурная традиция с накопленным ею потенциалом (православная и исламская духовность, психологизм русского искусства, посткапиталистический советский проект, наследие освободительного движения и др.) как нельзя лучше соответствует задачам мировоззренческого синтеза XXI в.

Таким образом, проблема сознания является одной из самых актуальных для философской рефлексии. Ее рассмотрение в контексте информационного воздействия на сознание масс позволяет выработать защитные механизмы, укрепить волю и моральный дух народов нашей страны, личного состава Российской армии в сложных условиях отечественного и мирового развития, укрепить духовную сторону.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом философского анализа сознания?

2. Каковы отличия в понимании сознания античности, Средневековья, Нового времени и современной эпохи?

3. В чем суть историко-материалистической теории сознания?

4. Как можно структурировать сознание? Назовите основания для выделения элементов структуры сознания.

5. Раскройте основные черты информационного воздействия на сознание.

6. Какие функции сознания являются главными?


[1] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Философские работы. Ч. I. М., 1994. С. 56.

[2] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 331.

[3] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 75.

[4] См.: Меркулов И.П. Эпистемология. Когнитивно-эволюционный подход: в 2 т. СПб., 2006. Т. 2. С. 270-272.

[5] См.: Павлова Е.Д. Сознание в информационном пространстве. М., 2007. С. 140-142.

[6] Калашников М., Крупнов Ю. Гнев Орка. Америка против России. М., 2007. С. 57.

[7] См.: Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1890). М., 1996. С. 141-145, 439, 442-443.

[8] Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 428.

[9] См., например: Крашенинникова В. Россия – Америка: «холодная война» культур. М., 2007. С. 3-4.

[10] См.: Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007. С. 5-9.

[11] Ильин И.А. О сущности правосознания //Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 4. С. 322-324.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.