Праздник как социально-культурный институт формирования игровой культуры личности в сфере досуга.
Современная социальная практика в сфере досуга ориентирована на поиск развивающих личность форм социально-культурной деятельности. Наиболее ярко эти ориентиры в становлении культуротворческой стратегии жизни человека представлены в социально-педагогических технологиях и формах празднично-игровой культуры. Действительно, если свести воедино все указанные пространственно-временные характеристики игрового движения: символическую природу; условность, открывающую границы возможностей «человека играющего»; особую настроенность, «напряженность», удовольствие от смешения реальности и нереальности, от собственного творческого, преобразующего реальность поведения, – то раскроется собственно праздничный характер игры как общий ее строй. «Особость» мира игры, пространственно-временная «отстраненность» и «отграниченность» от реальности наиболее полно раскрывается в празднике. «Празднично-игровая коммуникация» предполагает установление связи и отношений между миром и личностью (личностью и миром) на основе способов кодирования и трансляции социокультурного опыта праздника. Следовательно, проявление игровой культуры человека необходимо рассматривать в контексте знаковых систем праздничной игры. В своей завершенной форме игровая культура «человека играющего» в условиях праздничной игры будет всегда выразительна: то есть выражена в поведении, форме, способе, приеме, знаке, символе, смысле. Игровое поведение в этом случае свидетельствует о способности «человека играющего» искать выражение собственному мироощущению – «внутреннему диалогу души самой с собой». Д.М. Генкин: Праздник — это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.Являясь органической составной частью социальной жизни общества, праздник в то же время соизмеряет с нею жизнь и деятельность каждого человека, выступает как средоточие свободной жизнедеятельности масс, обеспечивающее по отношению к отдельно взятой личности функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности. Смысл праздничного ощущения — в пафосе обновления, всеобщности, устремления в будущее, выражающих гармонию человека и общества или стремление к ней. Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным. Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно-зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил (ритуалов, обрядов, символов) наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни, в этом он сродни театру. Участникам праздника предлагается особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Такое поведение не умаляет значения реального события, лежащего в основе праздничного действия. Оно обеспечивает многозначность праздничного общения, снимает возможность утилитарного подхода к празднику, кчему может привести обеднение игрового начала. Однако природа праздника такова, что он не может, в свою очередь, оторвать игровое действие от реальности, ибо это приведет к ложной ситуации. Однако социальная сущность праздника,в первую очередь, проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий "мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы. Театрализованное игровое действо может быть чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во многом способствовать его успеху. Игровое действо в настоящее время, во-первых, должно не столько повторять до мельчайших подробностей реальное историческое событие или иллюстрировать его, сколько напоминать, вызывать соответствующие ассоциации. Во-вторых, это игровое действо театрализуется, т. е. организуется с помощью совершенно других художественных средств, и к нему нельзя отнестись как к реальному повторению соответствующих поступков и ситуаций. (Д.М. Генкин) Праздничная жизнь, «оформленная особым игровым способом», не знает разделения на исполнителей и зрителей и, как отмечает М.М. Бахтин, «не знает рампы даже в зачаточной ее форме». В празднике живут, и живут все. Это особое состояние, «которому все причастны». Именно идея «всепричастности», а значит, «всеучастия» находит свое выражение в принципе праздничного диалога. Режим диалога создает условия для формирования умения играющих владеть творческой инициативой – импровизацией, выражающей глубинные, сущностные качества «человека играющего». Особое место занимает «язык» диалога в празднично-игровом общении. Возможности человека в создании исключительно речевых форм для выражения своего мироощущения, переживаний, фантазии, нестандартных решений и т.д. ограничены. В этом случае символизация, то есть придание выразительных форм, очертаний тем или иным значениям своего мировосприятия, может происходить не только с помощью слов, но и движений, звуков, не имеющих речевого содержания, музыки, мимики, жестов и т.д. С точки зрения социальной методики, принцип диалога, основанный на вышеуказанных способах, решает задачу вариативности форм и видов игровой деятельности праздничного досуга и гарантирует в связи с этим реализацию творческой свободы «человека играющего», а именно: v каждому участнику в режиме диалога предоставлено условие коммуникативного выбора, то есть выбора различных способов кодирования и трансляции социокультурного опыта праздника; v каждый участник празднично-игровой коммуникации получает объективную возможность экспериментировать, исследовать альтернативные варианты собственных ролевых стратегий (ввиду разнообразия способов игрового диалога).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|