Здавалка
Главная | Обратная связь

Типы политического сознания.



В процессе жизнедеятельности у каждого человека фор­мируется политическое сознание. Феноменальность полити­ческого сознания отражается в личностном сочетании поли­тических эмоций, чувств, политических оценок, знаний и убеждений, а также логикой и последовательностью их реа­лизации в поведении. Но при всей феноменальности политического сознания личности выделяются типические черты. Типологию полити­ческого сознания проводят по разным основаниям, в зависи­мости от цели исследования.

Так, российский центр прикладных социологических исследований "Наука" предложил следующую типологию политического сознания применительно к России (может быть применима и к украинскому обществу).

Западники - безоговорочно ориентированные на ценно­сти западного опыта развития рыночных отношений, конку­ренции, экономических и политических свобод.

Левые популисты - ориентированные на "социализм с человеческим лицом", индивидуальный гуманизм.

Правые популисты - исповедующие индивидуальный, а не классовый популизм. Для них характера антибюрократизм, недоверие к интеллигенции.

Государственники - ценящие в отечественной послерево­люционной истории в первую очередь военные успехи, силь­ное и могучее государство с твердой дисциплиной.

Экологисты - ориентированные на "пацифистские идеи.

Национал-патриоты – ориентированные на борьбу с ино­родцами за национальную самобытность.

Однако в научной практике более развита другая типология, применяя которую можно с большей точностью прогно­зировать политическое поведение людей. Она предлагает вы­деление следующих типов политического сознания. Все они сложились в ос­новном к моменту развития капитализма в Европе. В различ­ных странах либерализм, правый и левый радикализм имеют свои разновидности. Но, несмотря на особенности, можно выделить общие черты, присущие каждому типу политичес­кого сознания.

Консерватизм. Различные течения консерватизма объе­диняет общая функция - идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отражают осо­бенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. Характерным является непризна­ние необратимости социальных изменении, под угрозу ста­вящих стабильность социального статуса этих слоев.

Консерваторы не только защищают, но и пытаются отвое­вать потерянное, поэтому выделяют две формы консерватив­ного сознания; первая выражает ориентацию на стабилизацию устаревшей общественной структуры в ее неизменной форме, вторая - на устранение противодействующих социальных сил и тенденций, восстановление прежней социальной формы.

Если стабильность данной общественно-политической системы еще не разрушается, то обычно преобладает первая форма. Если же коренные социально-политические изменения произошли, то будут проявляться тенденции не столько со­хранения (консервации), сколько активного восстановления (политической "реакции").

Характерными чертами консервативного типа сознания являются:

♦ тенденция изображать анализ общественного развития с позиции историзма;

♦ моралистический и дидактический подход к социальным явлениям, тяга к консервации "абстрактных", неизменных в исторической перспективе истин;

♦ вторичность теоретизирования - обоснования законности и целесообразности своего статуса - как ответная реакция в борьбе с теми, кто оспаривает этот статус;

♦ тяга к универсальным, упрощенным решениям социаль­ных проблем;

♦ стремление не замечать сложных проблем, если их не удается решить с помощью упрощенных рецептов;

♦ историческая относительность консерватизма.

На Западе наиболее известны следующие типы консерва­тивного сознания: традиционалистское, либералистское, не­консервативное.

В постсоветском обществе правомерно выделить консервативно-­элитный, неоконсервативный виды. Консервативно-элитное политическое сознание характеризуется непризнанием необ­ратимости социально-экономических перемен в обществе. Оно выражает стремление к доперестроечной социально структуре. Носители этого сознания выступают против раз­вития рыночных отношений, и плюралистичность форм собст­венности, культурных направлений, ратуют за возврат к од­нопартийной системе. Значительное количество носителей этого типа сознания встречалось в 90-е гг., сейчас их крайне мало.

Неоконсервативное политическое сознание отличается по­ниманием неизбежности развития регулируемых рыночных отношений, плюралистичности культурных направлений и наличия многопартийности. Но при этом неоконсерваторы настаивают и пытаются обосновать необходимость сохране­ния для себя наиболее благоприятных условии.

Либерализм придает особое значение свободе индиви­дуальности, конституционной деятельности правительства и демократии; верховенству закона свободе предприниматель­ства, дискуссий и терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям, борьбе за равноправие и права меньшинства, последователь­ному рационализму и рациональному решению социальных проблем; позитивным мерам правительства по искоренению социальных недостатков и повышению социального благопо­лучия.

Известный политолог г Ласки назвал либерализм "...выдающейся доктриной западной цивилизации за послед­ние четыре столетия". Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни Носители этого сознания вы­ступали за свободное предпринимательство, свободный ры­нок, буржуазную демократию и гражданские права.

Из традиционного либерализма с течением времени раз­вилось несколько современных направлений.

Либерально-технократическое сознание видит решение социально-политических и экономических проблем в созда­нии эффективной системы управления страной на основе тех­нократического руководства. Управленческая деятельность рассматривается как одна из главных функций современного общества, как научно технически обоснованное вмешательст­во "сильного" государства в сферу экономических и социаль­но-политических отношений независимо от ценностных и по­литических ориентаций.

Носители следующего направления - либерально­-реформистского в целом приветствуют реформы, направлен­ные на демократизацию общественного механизма. Они вы­ступают за сильное государство, которое является орудием прогрессивной социальной политики; приветствуют меры, направленные на создание правового государства, совершен­ствование законодательства. Среди носителей либерально-реформистского сознания преобладают тенденции к ограничению расслоения общества.

Отличительная черта либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление.

Радикализм как тип политического сознания характеризу­ется смысловой неопределенностью, правым и левым преде­лом политического спектра конкретного общества. Фор­мально носителем радикального сознания может быть любой человек, но реально - далеко не каждый. Радикализм также определяется как социальный крити­цизм, при этом критика существующей политической систе­мы предполагает ее изменение. Позитивной чертой радика­лизма является его способность и формирование новых от­ношений, ценностей и политических интересов.

Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выра­женной антикапиталистической ориентацией, гуманистичностью и неоклассичностью. Неоклассичность леворадикаль­ного сознания выражается в ориентации прежде всего на собственный опыт и скептическое отношение к наследию "старых левых". Из различных разновидностей радикализма запада следует назвать радикал демократический, радикал романтический, радикал революционный и радикал буржуаз­ный виды.

В постсоветском обществе можно выделить радикал-демократи­ческий и радикал-революционный виды. Носители радикал-демократического политического сознания выступают за по­следовательное и поэтапное проведение кардинальных соци­ально-политических и экономических реформ, "политику опережения" с целью формирования свободного демократи­ческого общества, основанного на народовластии. Ими осу­ждаются насильственные формы политической деятельности.

Носители радикал революционного сознания видят залог прогрессивного развития страны также в кардинальных пре­образованиях всех сфер жизнедеятельности общества, но считают, что проведение реформ должно носить динамичный характер, революционный. Некоторая часть его предс­тавителей не исключает возможность применения насилия, если с его помощью легче и быстрее можно достичь желанной цели.

Правый радикализм. Этот тип политического сознания чаще всего называют "радикальным бунтарством». Он фор­мируется путем эволюции консерватизма вправо, ужесточе­ние позиции ввиду снижения его эффективности. Таким обра­зом, например, формировалось либерально-демократическое и радикал-этатическое политическое сознание в США.

Однако правый радикализм формируется и за счет эво­люции социального протеста народных масс (например, пра­вопопулистское сознание).

Характерные черты правого радикализма.

♦ рост авантюризма, сопровождающийся перехватом у оп­позиции броских лозунгов. При этом правые радикалы не заботятся о последовательности;

♦ воинствующий национализм.

Следует отметить одну закономерность: при определен­ных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и действий правых и левых радикалов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.