Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета и документооборота в кредитной организации
Организация и ведение бухгалтерского учета и внутреннего контроля в кредитных организациях регламентируется следующими нормативными документами: 1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (в редакции от 10.01.2003 №8-ФЗ) 2.Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 26.03.2007г. №302-П. 3.Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в банках» (с последующими изменениями и дополнениями). 4.Указания Банка России «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» от 7.07.1999 №603-У. 5.Письмо Банка России «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» от 13.05.2002 №59-Т. 6.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Утверждено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской федерации, протокол №6 от 25. 12. 96 года. В ходе аудита деятельности кредитной организации изучаются постановка и ведение бухгалтерского учета. В связи с этим аудитор обязан: -проанализировать учетную политику кредитной организации; -определить, в какой мере реальное состояние дел отражено во внутренней документации кредитной организации, касающейся организации бухгалтерского учета; -проверить соответствие бухгалтерского учета действующим нормативным документам; -подтвердить правильность и обоснованность бухгалтерской информации, а также возможность ее использования всеми заинтересованными и информированными пользователями; -оценить качество бухгалтерской отчетности, отметить в аудиторском заключении недостатки и дать рекомендации по их устранению. Организация бухгалтерского учета основывается на системе нормативного регулирования, состоящей из четырех уровней: 1-ый уровень включает законы Российской Федерации, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и Планы счетов. 2-ой уровень состоит из Национальных стандартов, которые конкретизируют положения документов первого уровня. В зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов и других особенностей деятельности стандарты могут уточняться и дополняться. 3-ий уровень включает нормативные документы и методические указания Центрального Банка по организации учета различных операций. 4-ый уровень – внутренние документы кредитной организации, определяющие учетную политику. Основной целью системы нормативного регулирования является установление единых правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета в банковской системе, что предполагает обеспечение целостности ведения учета имущества, обязательств и операций, осуществляемых банками, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об их имущественном положении, доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Использование единой нормативной базы способствует адекватному пониманию эффективности организации и функционирования системы бухгалтерского учета у аудиторов, главных бухгалтеров, руководителей банков и других заинтересованных лиц. Установленные принципы, правила и способы учета операций и составления отчетности обязательны к применению во всех кредитных организациях, расположенных на территории РФ. Все операции, совершаемые банком, отражаются в бухгалтерском учете на основании документов, оформленных в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации или нормативными документами Банка России по отдельным операциям ( при необходимости- с учетом требований Минфина РФ и Госналогслужбы РФ). Документы являются письменными свидетельствами о выполнении банковских операций и придают юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документы могут формироваться в банке или приниматься от клиентов как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В процессе аудита необходимо проверить наличие и качество оформления документов, подтверждающих обоснованность и правильность проведения операций, а также отражение операций в бухгалтерском учете в соответствии с их содержанием. Бухгалтерскую документацию можно классифицировать следующим образом: - первичные учетные документы, которые подразделяются по характеру отражаемых операций на кассовые и мемориальные, а по месту формирования - на банковские и клиентские; -регистры, предназначенные для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных документах, с целью отражения на аналитических и синтетических счетах и в бухгалтерской отчетности. Для обеспечения своевременного оформления поступающих документов и их отражения в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам и составления ежедневного баланса в банке устанавливаются правила документооборота и графики прохождения документов. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. Сформированный график, в котором установлено оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого документа, утверждается руководителем банка. Установленный порядок прохождения документов должен обеспечивать: -соблюдение сроков обработки документов (документы, поступившие в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день); -правильность оплаты документов со счетов клиентов и с корреспондентских счетов банка; -своевременность обработки выписок с корреспондентских счетов и проведения по счетам плательщиков и получателей средств; -последовательность и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета; -соответствие технологии обработки учетной информации объемам и специфике выполняемых банком операций; -соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов; -учет интересов частных вкладчиков при разработке графика документооборота. При оценке вышеуказанных позиций аудиторы делают соответствующие выводы об уровне организации документооборота, отмечая имеющиеся недостатки и особо обращая внимание на факты несвоевременного проведения операций, в том числе расчетов по поручениям клиентов. Эффективность банковской деятельности, определяемая прибыльностью и надежностью банковских операций, во многом зависит от качества используемой информации. Бухгалтерская информация будет уместна, если ее наличие или отсутствие способно оказать влияние на принимаемые решения и помогает оценить прошлые, настоящие либо будущие события. Информация надежна в случае отсутствия существенных ошибок и объективного отражения фактов хозяйственной деятельности. Сравнимость информации обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть поставлены в известность об особенностях учетной политики, принятой банком, любых изменениях в этой политике и их влиянии на финансовое положение и результаты банковской деятельности, а также имели возможность проанализировать работу банка в динамике и сопоставить с деятельностью других кредитных организаций. Кроме того, бухгалтерская информация должна быть полной, своевременной и нейтральной (она не является нейтральной, если специально подбираются факты для достижения предопределенных результатов. Польза, извлекаемая из информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку. Точность представления и полнота раскрытия бухгалтерской информации определяется аудиторами исходя из следующих факторов: -реально ли существуют активы и обязательства банка по состоянию на отчетную дату; -обладает ли банк правом собственности по отношению к активам и несет ли ответственность за исполнение обязательств; -действительно ли имела место операция или сделка; -все ли операции, активы и пассивы надлежащим образом учтены и отражены в бухгалтерской отчетности; -учтены ли активы и пассивы по соответствующей стоимости; -учтены ли операции на соответствующих счетах и в правильных суммах, а доходы и расходы отнесены к соответствующим периодам. По итогам аудиторской проверки система бухгалтерского учета может быть определена как эффективная, если она обеспечивает выполнение следующих условий: первичные учетные документы содержат детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности, все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильном периоде времени, в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными документами и принятой учетной политикой, обеспечивается возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности в установленные сроки, выполняются все необходимые меры по ограничению вероятности появления злоупотреблений. В целом, система бухгалтерского учета должна обеспечивать возможность подготовки бухгалтерской отчетности банка, достоверной во всех существенных отношениях.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|